Эрец исраэль что это

Земля Израильская

Из Википедии — свободной энциклопедии

im244 Davids kingdom with captions specifiying vassal kingdoms derivative work

im244 408px Early Historical Israel Dan Beersheba Judea Corrected

im244 Satellite image of Israel in January 2003

Земля́ Изра́ильская (ивр. ‏ אֶרֶץ יִשְׂרָאֵל ‏‎ [Э́рец-Исраэ́ль]), также Земля́ обетова́нная, Свята́я земля́ — исторический термин и понятие в иудаизме и христианстве, относящееся к региону, сегодня наиболее тесно связанному с Государством Израиль, на протяжении всей истории, начиная от библейских времён до наших дней. Однако историческая область Эрец-Исраэль не идентична ни территории современного Израиля, ни территории древних еврейских царств, и следует различать эти понятия. В настоящее время на территории исторической Земли Израильской находятся собственно Израиль, часть южного Ливана, западная часть Иордании, часть Сирии, Иудея и Самария (Западный берег реки Иордан) и Сектор Газа.

В иудаизме и библейской истории термин «Земля Израильская» используется как наименование Земли Обетованной, то есть обещанной Богом всем двенадцати коленам Израилевым, где имеют силу все 613 заповедей иудаизма, в том числе многие, не применявшиеся вне её (например, связанные с храмовой службой или субботним годом). Израиль (ивр. ‏ יִשְׂרָאֵל ‏‎, Исраэ́ль) — имя, данное библейскому патриарху Иакову, также означает еврейский народ (то есть общность потомков Иакова, где бы они ни жили), а также Израильское царство и, после его раскола — название северного Израильского царства (в отличие от южного царства — Иудеи).

После того, как римский император Адриан подавил восстание Бар-Кохбы в 135 году н. э., он построил на месте Иерусалима языческий город Элия Капитолина и приказал всю территорию между Средиземным морем и рекой Иордан называть Палестиной («Palaestina» — латинский вариант греческого названия).

Название «Палестина» является искажённым на греческий манер ивритским словом «плиштим» — пришелец, захватчик, оккупант. Первоначально евреи называли так племена, которые захватили некоторые прибрежные регионы Израиля (преимущественно земли колена Дана) и занимали их до того момента, когда царь Давид нанёс им поражение. Адриан провёл переименование, чтобы подчеркнуть, что эта территория теперь принадлежит завоевателям — римлянам.

Во времена английского мандата (1920—1948) название «Палестина» закрепилось за всей территорией Эрец-Исраэль.

В середине XX века от названия «Палестина» было образовано слово «палестинцы» («палестинский народ», «арабский народ Палестины»), относившееся к арабам, проживавшим на данной территории, хотя прежде название «палестинцы» определяло просто жителей региона и не носило этнической окраски, то есть, под это понятие подпадали евреи, арабы, друзы, черкесы и многие другие.

До создания Государства Израиль евреи называли его будущую территорию как «Палестиной», так и «Эрец-Исраэль», а прочие названия (например, Ханаан) вышли из употребления. Обоими терминами пользовались сионисты и антисионисты, религиозные и нерелигиозные. Также в СССР, в период ограничений на репатриацию в Израиль, многие евреи называли свою историческую родину «Эрец-Исраэль» или просто «Эрец» в разговорах друг с другом по сложившейся традиции. Многие религиозные евреи по древней еврейской традиции продолжают использовать термин Эрец-Исраэль (иногда в ашкеназском произношении, «Э́рец-Исро́эль») и после провозглашения Государства Израиль на части Земли Израильской.

Многие сионисты, от Бен Гуриона до современных политических деятелей, наоборот, подчёркивают, что еврейский суверенитет пока не распространяется на всю территорию Эрец-Исраэль. Заключив мирные соглашения с Египтом и Иорданией, Израиль признал границы с этими государствами, отсекающие часть его исторических территорий. Нежеланием передавать противнику части Земли Израильской, как правило, объясняется позиция израильского правого лагеря в израильско-палестинском конфликте.

Источник

Святая земля — Эрец Исраэль

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Оглавление

Наш наследный удел — Тяга к земле. К Святой земле. [↑]

Даже самые простые будничные дела приобретают важный смысл благодаря особой атмосфере святости. Поэтому жители Эрец Исраэль должны очень серьезно и ответственно относиться к каждому своему поступку.

Предыстория [↑]

«О Сионе скажут: этот человек и тот человек родились там…» (Теилим 87:5). «Этот человек» относится к уроженцам Израиля, а «тот человек» к тому, кто стремится увидеть свое святое отечество. Он получает такое же благословение, как и те, кто родился там.

Независимо от того, является ли ишув аарец [букв. «заселение Земли»] обязательной заповедью для еврея или нет (этот вопрос будет рассмотрен ниже), само пребывание в Эрец Исраэль приносит большую радость. Но вместе с тем оно накладывает на человека определенные обязанности и требует определенных жертв. Святость Земли оказывает на людей глубокое воздействие, придавая дополнительное значение каждой мысли, каждому поступку. Даже самые простые будничные дела приобретают важный смысл благодаря особой атмосфере святости. Поэтому жители Эрец Исраэль должны очень серьезно и ответственно относиться к каждому своему поступку, к какой бы сфере он ни относился — светской или религиозной. В конечном счете, Святая Земля — это сад Всевышнего, а Иерусалим — Его крепость. А от подданных, которые живут во дворце, царь требует безупречного поведения и особой преданности.

Заповедь ишув аарец уникальна во всех отношениях: тот, кто исполняет эту мицву, целиком погружается в нее. Когда еврей приезжает в Израиль, его тело, душа, все его имущество, религиозные и светские обязанности, мысли и действия, мечты и реальность — все это сразу становится частью мицвы. При погружении в микву мы чувствуем, как воды омывают тело, давая духовное очищение всему организму и душе. Такое же действие на человека оказывает пребывание в Израиле. И даже больше: в микву погружаются лишь на несколько мгновений, в то время как живущий в Израиле постоянно испытывает на себе его влияние… даже во сне… и даже после смерти.

Хроника 250-летней давности [↑]

Одно из самых печальных последствий нашего двухтысячелетнего изгнания состоит в утрате связи с нашей древней родиной и в отсутствии стремления к возвращению. Еще в начале восемнадцатого века рабби Яаков Эмден писал:

«Мы почти забыли Святую Землю — источник постоянной надежды в нашем тягостном и горестном скитании по чужим краям. Перенесенные потери и страдания не могут не сказываться на нашем поведении. Мы так заняты борьбой за существование, что забываем о необходимости вернуться в Эрец Исраэль. Сегодня мы с трудом найдем из тысячи евреев хотя бы одного, который захотел бы переехать в Святую Землю. А может, их еще меньше? Один — в целом государстве, двое — в поколении. Никто не жаждет увидеть Землю и прикоснуться к ней. Устроив себе тихое и безопасное гнездышко за пределами Земли, мы забываем, что это лишь временная наша обитель. Или того хуже: воображаем, будто обрели для себя “свою” Эрец Исраэль, “свой” Иерусалим. Именно поэтому несчастья не покидают нас. Мы селимся в чужих землях, к нам поначалу хорошо относятся, и самодовольство одолевает нас. Нам бы тосковать по Эрец Исраэль, а мы высокомерно и бездумно отвергаем ее. Но вот политические тенденции меняются, и снова нас изгоняют, и снова мы рассеяны по всему свету. Так случается всякий раз, когда мы перестаем слышать зов Земли нашего наследия, колыбели еврейского народа, святого места, где покоятся наши великие праотцы и праматери».

Начало возвращения [↑]

И все же на протяжении долгих веков изгнания истинные евреи по одиночке и небольшими группами приезжали в Святую Землю, чтобы выполнить мицву ишув аарец и соблюдать заповеди, связанные с пребыванием в Эрец Исраэль. Среди них были известные раввины и простые люди, выходцы из самых разных стран. Все они услышали зов родной земли и пошли на этот зов, не побоявшись тягот пути и трудностей вживания в новую среду. Среди ранних переселенцев было много выдающихся людей:

Триста Баалей Тосефот — талмудистов из средневековой Франции и Германии во главе с рабби Ионатаном Акоэном, прибывших в Эрец Исраэль в 1210 г.; Рабби Иштори Апархи (ок. 1300 г.) — автор первого топографического исследования Святой Земли, ставшего классическим — Кафтор веФерах; Рабби Овадия из Бартеноры, автор до сих пор пользующегося популярностью комментария на Мишну; Рабби Иосеф Каро, составитель и кодификатор Шулхан Аруха и ряда других алахических комментариев; Рабби Ицхак Лурия, святой каббалист, известный также под именем Аризаль, Рав Моше Альших; Рав Моше Хаим Луцатто, автор классических трудов по еврейскому мировоззрению Месилат Ешарим и Дэрех Ашем.

В восемнадцатом веке началось переселение хасидов и учеников Виленского Гаона, положившее начало первым волнам репатриации, которые продолжают нарастать вплоть до наших дней.

Благодаря этим отважным людям, их убежденности и готовности к самопожертвованию, еврейское присутствие в Эрец Исраэль никогда не прекращалось. Этот факт очень важен по целому ряду причин.

Во-первых, право евреев на Землю Израиля как на законную родину в большой степени обосновано именно тем, что они практически никогда не уступали эту землю целиком другим народам.

Во-вторых, еврейский календарь и другие установленные раввинами мицвот остаются обязательными для евреев, живущих в хуц лаарец [вне Земли Израиля], лишь до тех пор, пока в самом Израиле есть еврейское население. И, наконец, мицвот, которые исполняют религиозные евреи, служат залогом существования не только всего еврейского народа, но и всех остальных народов мира. Но поскольку некоторые мицвот могут исполняться только в Израиле, там обязательно должна присутствовать хотя бы горстка евреев, соблюдающих законы Торы; иначе может пострадать весь мир.

Почему мы стремимся к Эрец Исраэль [↑]

Присущее каждому еврею стремление к Израилю — часть наследия, полученного от Авраама. Б-г повелел ему пройти по Эрец Исраэль, а затем вернуться в Месопотамию и ждать там разрешения на возвращение в Землю Обетованную. Все эти годы вынужденного изгнания Авраам тосковал по Израилю и молил Всевышнего, чтобы Он позволил ему вернуться и поселиться там. «Кто даст мне крылья, как у голубя! Улетел бы я и успокоился» (Теилим 55:7). И вот долгожданный момент настал. «И пошел Авраам, как сказал ему Ашем» (Берешит 12:4). Мудрецы говорят, что он, горя нетерпением исполнить мицву, отправился в путь в тот же день, когда получил разрешение, и не успел даже как следует подготовиться к путешествию.

Жизнь Ицхака сложилась необычно. Когда в Эрец Исраэль установилась долгая засуха и условия жизни резко ухудшились, Ицхак собрался в Египет. Он хотел последовать примеру своего отца, который при схожих обстоятельствах прожил там некоторое время. Но Всевышний остановил Ицхака, лишь только тот дошел до Герара. «Живи в этой земле, — сказал ему Б-г, — и не выходи из нее. Отдав тебя Мне в жертву, Авраам освятил тебя, и теперь тебе нельзя покидать пределы Святой Земли, ибо нечистота идолопоклонников осквернит тебя, даже если душа твоя сохранит Мне верность. Поэтому останься здесь.» Так Ицхак провел всю жизнь в Эрец Исраэль, не покидая ее ни на один день; он преданно любил эту землю и верно служил Б-гу.

Яаков продолжил традицию отца и деда. Когда он вернулся в Эрец Исраэль из Арама, где скрывался от своего брата Эсава, в его жизни начался новый этап, отмеченный еще более тесной связью с Б-гом. Сказал ему Ашем: «Возвратись в землю отцов твоих и на родину твою, и буду Я с тобой» (Берешит 31:3). В этой фразе содержится одновременно и приказ, и обещание. Яаков долго размышлял над ее смыслом. Почему во все годы, проведенные в Арам Наараим, я ни разу не удостоился Б-жественного Присутствия? Наверное, потому, что жил в хуц лаарец. Теперь, когда Б-г велит мне вернуться в Святую Землю, обещая сопровождать меня, я смогу вновь приблизиться к Нему.

Теперь Яаков понял, какая прочная связь существует между пребыванием в Эрец Исраэль и близостью к Б-гу. Но когда он вместе со всей семьей и имуществом собирался перейти границу Святой Земли, перед ними во главе большого войска возник жаждавший мести Эсав. Яаков не на шутку испугался. Здесь некоторые комментаторы задают вопрос: не проявил ли Яаков неверие в силу Творца, испугавшись Эсава? Ведь брат его был обыкновенным смертным из плоти и крови. Одно из объяснений состоит в том, что Яаков боялся не самого Эсава, а его заслуг, накопленных им за годы жизни в Эрец Исраэль. У самого Яакова таких заслуг перед Б-гом не было, поэтому он всерьез опасался, что месть Эсава приобретет такую духовную силу, которая превзойдет его физические силы. Опасения Яакова подтвердились той же ночью, когда ему пришлось вступить в схватку с ангелом Эсава. Следовательно, страх Яакова был совсем не беспочвенным.

Но ничьи чувства нельзя сравнить со страстной любовью к Эрец Исраэль, которая переполняла душу Моше Рабейну. Он просил Ашема разрешить ему хотя бы «перейти и посмотреть на эту землю» (если уж он не заслужил поселиться на ней — Дварим 3:25). Им овладела такая сильная тоска, что, по словам мидраша, он «истаял, как моль» (Теилим 39:12). Почему Моше так жаждал войти в Израиль? Потому что он прекрасно понимал: именно там Б-жественное Присутствие проявляется наиболее полно и ощутимо, и ему, преданно любившему Б-га, очень хотелось испытать Его близость. Кроме того, он стремился исполнять заповеди, относящиеся к Эрец Исраэль.

«Пребывающий в Эрец Исраэль как будто обрел Б-га», — учит нас Талмуд. Это на первый взгляд чересчур категоричное суждение основано на стихе из книги Ваикра: «Я дам вам землю Ханаанскую, чтобы быть вам Б-гом» (25:38). Отсюда мудрецы делают вывод: еврею предпочтительнее жить в Эрец Исраэль в окружении неевреев, чем в хуц лаарец среди евреев.

Источник

Земля Израиля

Связь народа Израиля с его Землей
Разумеется, у каждого народа есть земля, которую он называет своей. И все-таки отношение еврейского народа к Земле Израиля – на иврите Эрец-Исраэль ( ארץ ישראל ) – совершенно особое. В чем это выражается?

32

Эрец-Исраэль во времена Давида и Шломо

Прежде всего отметим: почти все народы сформировались на своей земле. Французами мы называем потомков галлов, франков и некоторых других древних племен, которые проживали на территории Франции и постепенно стали одним народом; понятие «русские» (точнее, «великороссы») возникло в процессе консолидации славянских княжеств вокруг Москвы; сегодняшние англичане – это потомки тех, кто жил в Англии, скажем, последнюю тысячу лет, пока не стали чем-то более-менее единым… Иначе говоря, действует общая схема: живут себе люди на одной земле – и постепенно превращаются в народ, идентифицируемый с данной землей. Но Земля Израиля изначально была тем местом, куда евреи должны были прийти, уже будучи народом, так как народом евреи являются со времени выхода из Египта и получения Торы.

34

Более того, весьма значительная часть еврейской истории, а точнее, ее большая часть – галут – воспринимается еврейской традицией как «ненормальный» период: и в Египте, и в Вавилоне, и после римского изгнания история народа Израиля – это история ожидания возвращения в Эрец-Исраэль. Эта «ненормальность» воспринималась в еврейской традиции очень остро на всех уровнях – так, некоторые комментаторы считали, что многие из важных заповедей – например, тфилин – по буквальному смыслу Торы должны выполняться в Эрец-Исраэль, а в галуте – только для того, чтобы не забыть, как выполнять эти заповеди. Если рассмотреть это ожидание более пристально, посторонний наблюдатель должен был бы удивиться степени убежденности в осуществимости цели этого ожидания: евреи не просто надеялись, они знали, что это возвращение обязательно произойдет; и достаточно скоро. Можно ли найти во всей мировой истории другую подобную связь между народом и его землей? Считают ли, скажем, современные финны и венгры «своими» Алтайские горы, если их предки покинули их менее полутора тысяч лет тому назад? Считают ли сегодня чернокожие американцы «своими» те земли, откуда их предков вывезли всего несколько сот лет (около 10-12-ти поколений) назад? Евреи же рассматривали Эрец-Исраэль как землю еврейского народа вне зависимости от того, какие завоеватели владели ею и где сами евреи жили тогда (кстати, во многих странах евреи жили по много столетий – срок, достаточный для формирования народа, который считал бы «своей» эту землю).

35

Да и сама Земля Израиля как бы показывает всему миру: она принадлежит евреям и ждет их. Еще сто лет назад, до начала массового возвращения евреев в Эрец-Исраэль, земля эта представляла унылое зрелище: все попытки разных пришлых народов оживить в ней древнее земледелие не увенчались успехом; болота и пески составляли ее безрадостный пейзаж. По мере же того, как евреи возвращались, Земля Израиля начала оживать – зеленеть, давать урожаи…
Как объясняет это еврейская традиция?
Вопросы для повторения
В чем непохоже отношение еврейского народа к Эрец-Исраэль на отношение других народов к своей стране?

Обетованная Земля
Традиция адресует нас к следующим фрагментам Торы:
В главе Лех Леха (12:1, книга Берешит) читаем, что Всевышний сказал Авраhаму (тогда еще его звали Аврамом): «Уйди… в ту Землю, которую Я укажу тебе…» и через несколько фраз, когда Авраhам уже находится на этой земле (12:6): «…И прошел Авраhам по этой земле от Шхема до Элон-Море… И явился Всевышний Авраhаму и сказал: твоему потомству Я отдаю эту землю» – с этих слов начинается история не только Авраhама, но и всех евреев. Затем там же, в «Лех леха», после расставания Авраhама с Лотом, сказано (13:17): «посмотри… на север и на юг, на восток и на запад – ибо всю эту землю, которую ты видишь, отдаю Я тебе и твоему потомству навсегда… Встань и пройди эту землю вдоль и поперек, ибо тебе Я отдаю ее». Далее, в «Лех леха», когда Авраhам выражает беспокойство, что он состарился и нет у него наследника, Всевышний обещает ему потомство «многочисленное, как звезды на небе» (15:5) и добавляет (15:7): «Я – Господь… вывел тебя… чтобы дать тебе эту землю в наследие…». Для того, чтобы запомнилось это обещание в веках, Б-г заключает с Авраhамом союз – брит бейн-hабетарим»; при этом уточняется (15:18): «… потомству твоему Я отдам эту землю эту – от реки Египетской до великой реки Прат». И последний раз, при получении Аврамом имени «Авраhам», в момент, когда Всевышний дал обещание, что у Авраhама родится сын Ицхак, и перед исполнением заповеди об обрезании, сказано снова: «Я дам тебе и потомству твоему, наследующему тебе, всю землю… на вечное владение…»(17:8).
Ицхак всю свою жизнь провел в Эрец-Исраэль. А затем это право вечного владения Землей было подтверждено и Яакову, о чем рассказывается в главе «Вайеце»: «… Земля эта… тебе отдам Я ее и твоему потомству… Я сохраню тебя везде, куда бы ты не пошел, и возвращу тебя на эту землю, ибо не оставлю тебя…». Яаков (Исраэль) дал имя еврейскому народу – народ Израиля; и пророчество Торы относится, согласно традиции, не только к Яакову, но и ко всему еврейскому народу (в обоих обещаниях указывается «…твоему потомству…»): Всевышний обещал, что возвратит народ Израиля на эту землю, куда бы не завела его судьба.
Отсюда происходит выражение «земля обетованная» (обещанная): Земля Израиля обещана еврейскому народу, и обещание это не ограничено рамками какой-либо эпохи, а дано навсегда, подтверждено многократно (исключительный случай в Торе), причем каждый раз обещание связано с важнейшими событиями в жизни праотцев.

31

Это и есть тот источник, из которого еврейский народ черпал уверенность в том, что придет день и все евреи вернутся на свою землю – Эрец-Исраэль, а земля эта будет ждать евреев, где бы они не находились и сколько бы времени это не продолжалось. Авраhам пошел в землю, о которой ему было сказано лишь «… в Землю, которую Я укажу тебе…» – вначале даже без обещания, что землю эту Всевышний отдаст ему – и тем не менее Авраhам оставил все, что имел, и пошел в Эрец-Исраэль. Благодаря ему мы знаем сегодня, о какой Земле идет речь, и знаем, кому принадлежит эта Земля и кого она ждала все эти тысячелетия.

Вопросы для повторения
Что означает выражение «земля обетованная»?
Кем и кому она обещана?
Откуда мы это знаем?

Границы Эрец-Исраэль
Ошибочно отождествлять границы Эрец-Исраэль с границами государства Израиль. Разумеется, речь идет о государстве, находящемся на этой земле, но сегодняшние границы Государства Израиль не совпадают с границами «Земли Израиля».
Единственное прямое указание Торы на границы Эрец-Исраэль находим в отрывке, который здесь уже цитировался: «…от реки Египетской до великой реки Прат…». Что такое «река Египетская»? Даже в этом вопросе авторитеты расходятся во мнениях: некоторые считают, что речь идет о Ниле, некоторые – об Эль-Ариш (ныне пересыхающее вади в Синае), некоторые называют другие места. Но проблема состоит не только в географической идентификации.
Дело в том, что традиция указывает (и это видно по пшату текста Торы): владение Землей Израиля – это обещание, реализация которого связана с выполнением евреями своих обязанностей в союзе, то есть – обещания вести себя в соответствии с договором, заключенным со Всевышним. Поэтому границы той части Эрец-Исраэль, которой реально владеет народ Израиля, зависит, согласно традиции, от духовного состояния еврейского народа в данный период (хотя и не только от него). Бывали времена (при царе Шломо, в период правления которого был построен Первый Храм – см. «Основные периоды еврейской истории»), когда граница еврейского государства простиралась действительно от «реки Египетской» Эль-Ариш до Прата (Евфрата) и включала города – Газа, Дамаск, Бацра, Баальбек, Раббат-Аммон (ныне Амман, столица Иордании), Эйлат, Эцион-Гезер, Тадмор и Тифсах (сегодня находится в Ираке); бывали времена, когда еврейское государство владело землями гораздо меньшими; и такие, когда в Эрец-Исраэль не было не только государства, но даже миньяна в Иерусалиме. Да и в «лучшие времена» Эрец-Исраэль ни разу не находилась во власти евреев целиком: так, например, во времена Давида и Шломо в состав государства не входили ни Акко, ни Сидон, ни Тир – города, несомненно, являющиеся частью Эрец-Исраэль (в другие периоды они находились под властью евреев).

РаШИ задает вопрос: «почему начинается Тора со слов: В начале сотворил Всевышний небо и Землю?». И отвечает: «(когда вернутся евреи на свою Землю,) придут народы мира и скажут: разбойники вы, захватившие земли, принадлежащие другим народам, ответят им евреи: вся земля принадлежит Всевышнему – благословенно Его Имя! Он дает земли по Его усмотрению…» (то есть право евреев на Землю Израиля есть самый высший вид права – по слову Всевышнего). Написано это примерно тысячу лет назад…

Вопросы для повторения
Каковы границы Эрец-Исраэль?
Владел ли когда-нибудь еврейский народ всей ее территорией?

Иерусалим
Так же как выделяет традиция Землю Израиля на глобусе, как особую землю (слово קדוש – кадош – которое переводится, как правило, как «святой», означает на иврите «выделенный»), так же на карте Эрец-Исраэль есть особое место – Иерусалим; на иврите – Йерушалаим ( ירושלים ). В чем же святость этого города, то есть – чем же он выделен?
Иерусалим был избран Всевышним для того, чтобы в этом городе был построен Храм. Особенным было и место для Храма: согласно традиции, Храмовая гора ( הר הבית – «hар hа-Байит») – та самая гора Мория ( הר מוריה ), на которой Авраhам подвергся самому тяжелому испытанию – «связыванию Ицхака» (в литературе на русском языке это испытание обычно называют «жертвоприношение Ицхака»).
Уже после возвращения евреев из Египта в Эрец-Исраэль Иерусалим долго оставался городом, который не принадлежал ни одному из колен Израиля, пока царь Давид не перенес сюда из Хеврона столицу объединенного еврейского государства. Во время царствования Шломо, сына Давида, в Иерусалиме был построен Храм. Иерусалимский Храм занял центральное место в еврейском служении Б-гу – ранее эту роль выполнял Шатер Завета (на иврите משכן – «мишкан»; в русских переводах – «скиния»), с которым евреи шли по пустыне из Египта (сам Мишкан до этого Давид перенес в Иерусалим). В еврейских источниках Иерусалимский Храм назывался просто «Храм» ( בית המקדש – «бейт hамикдаш»), и его было запрещено заменять другим Храмом в каком бы то ни было месте.
Это произошло около 3000 лет тому назад, и с тех пор Иерусалим – единственный город, который евреи были готовы признать своей единой столицей, а Храм считается местом, куда регулярно должен приходить каждый еврей (традиция предписывала делать это три раза в год – на праздники Суккот, Песах и Шавуот). Разрушение Храма 9-го ава для еврейского народа – огромное бедствие. Традиция установила, что эта дата отмечается как день поста и траура. В то же время еврейский народ, находясь в рассеянии на всех континентах земли, помнил об обещании Всевышнего, что святость Иерусалима вечна, и поэтому придет время, когда Иерусалим и Храм будут восстановлены. Поэтому во все времена евреи надеются своими глазами увидеть это восстановление, во время молитвы поворачиваются в сторону Иерусалима (а в Иерусалиме – в сторону Храмовой Горы), вспоминают о разрушении Храма даже в час большой радости – на свадьбе (отсюда обычай – жених под хупой разбивает бокал), в любом еврейском доме оставляют незавершенной какую-то часть – и всем этим клянутся: «Если я забуду тебя, Иерусалим, да отсохнет моя правая рука…».
Получая Нобелевскую премию по литературе, известный еврейский писатель Шмуэль-Йосеф Агнон начал свою речь так: «…В результате исторической катастрофы, когда Тит разрушил Иерусалим, и народ Израиля был изгнан из своей Страны, я родился в одном из городов изгнания. Но я всегда считал, что рожден в Иерусалиме… я видел, как стою в Храме вместе с моими братьями-левитами… Всевышний вразумил меня вернуться с чужбины в Иерусалим. И милостью Иерусалима мне было дано написать все, что вложил Б-г в мое сердце и перо…».
Не случайно политическое движение, поставившее перед собой цель восстановить еврейскую государственность, названо «сионизм» – по названию горы Сион (точнее, Цион – ציון ), это также одно из имен Иерусалима.

Вопросы для повторения
Какое значение в еврейской традиции имеет Иерусалим?
Какое самое святое место для еврея в Иерусалиме?

Алия и Йерида
Как в Торе, так и в современном иврите при описании прихода евреев в Эрец-Исраэль употребляется особый глагол – ала ( עלה ), буквальное значение которого – «поднялся». Тот же глагол употребляется в ТаНаХе, когда речь идет о приходе еврея в Иерусалим. От него происходит и существительное עליה – алия (буквальное значение – «подъем») – приход в Эрец-Исраэль или в Иерусалим (если речь идет о том, кто уже находится в Эрец-Исраэль). Обратный процесс – уход из Эрец-Исраэль – называется йерида ( ירידה ), то есть «спуск», «падение».
Традиция объясняет, что термины эти связаны не с «топографическим» понятием высоты (и, следовательно, подъема и спуска), а с высотой духовной. Выделенность Земли Израиля и Иерусалима приводит к тому, что пребывание еврея в Земле Израиля наделяет его более высоким духовным статусом – то есть он «поднимается» (духовно), попадая в Эрец-Исраэль, и «спускается», покидая ее. Эти процессы («подъем» и «спуск») невозможно измерить, их можно только почувствовать.
В современном иврите термин оле ( עולה ) обозначает репатрианта, приехавшего в Израиль, а йоред ( יורד ) – того, кто покидает Страну; в то же время для других миграций населения употребляется слово меhагер – эмигрант.

Вопросы для повторения
Что такое алия и йерида?

Источник

Что происходит и для чего?
Adblock
detector