Эрколины в географии что это

Эрколины в географии что это

Конечно, всякий из нас волен оспаривать истинность древней истории, с одним условием — обходиться без нее. Можно отрицать ее; но ничего не поставишь вместо нее.

Первый русский историограф Василий Никитич Татищев, помнится, делил историю по периодам «просвясчения ума»: до изобретения письменности, от изобретения письменности до Иисуса Христа, от Иисуса Христа до «обретения теснения книг», и от изобретения книгопечатания до современности. С середины XV в. — время гуттенберговского открытия — начинается период современности, получивший название модерна. С точки зрения модерна, упрощенно, всю историю можно делить на современность и несовременность, или на историю печатного и допечатного периодов. Современность для модерна обладает по отношению к другим историческим эпохам смысловым приоритетом. Современность владеет научно обоснованной истиной, в то время как прочие поколения погрязли в предрассудках. Фундаментальность изобретения Гуттенберга была по достоинству оценена потомками. Это даже дало повод пересмотреть всю историческую науку: если истина принадлежит современности, то истина истории—исключительное достояние эпохи книгопечатания и точных наук. Историография и философия истории XX в. знают несколько попыток пересмотра русской истории. С классовых позиций ее переписывали марксисты; взгляд на русскую историю с Востока предложили евразийцы; «естественно-научную» ревизию истории предпринимают последователи «новой хронологии». Среди предшественников последней был Николай Александрович Морозов (1854-1946). Словарные статьи и многочисленные исследования о Морозове рисуют образ стойкого революционера и последовательного борца с самодержавием, члена кружка «чайковцев», «Земли и Воли», члена исполкома «Народной воли», одного из основных теоретиков терроризма, участника покушений на императора Александра II. Вместе с тем, революционная деятельность Морозова постоянно переплеталась с научной работой. Человек необычайно даровитый, энциклопедически эрудированный, знавший двенадцать языков, Морозов был оригинальным ученым, оставившим многочисленные исследования по химии, физике, математике, астрономии, лингвистике, истории. По многоплановости и разнообразию затрагиваемых проблем с Морозовым сопоставимы, пожалуй, только А. С. Хомяков и А. А. Богданов.

Жизненный путь Морозова, растянувшийся без малого на столетие, начался и завершился в имении Борок Ярославской губернии. Морозов был сыном помещика П. А. Щепочкина и крепостной крестьянки А. В. Морозовой. Отец Морозова происходил из дворянского рода Нарышкиных и состоял в родстве с самим Петром I. Маргинальность происхождения, возможно, и определила последующую судьбу Морозова. Он избрал путь революционера-террориста, а после падения царского режима выступил с опровержением традиционной историографии. Морозов принимал участие в «хождении в народ», жил на нелегальном положении, дважды эмигрировал в Швейцарию, трижды арестовывался, проведя в заключении в общей сложности двадцать девять лет, из которых четверть века отсидел в одиночных камерах Петропавловской и Шлиссельбургской крепостей. Получив в Швейцарии письмо С. Перовской, Морозов поспешил в Россию, чтобы принять участие в готовящемся покушении на Александра II, но был схвачен на границе и уже в крепости узнал о гибели императора. Этот предварительный арест, вероятно, и спас Морозова от смертной казни. Выжить в заточении Морозову помогла напряженная умственная работа. Он учил языки, читал всю доступную в тюрьме научную литературу и постоянно писал. По свидетельству жены Морозова, Ксении Алексеевны: «Когда же в Шлиссельбург привезли какую-то изъятую студенческую библиотеку, в которой было несколько сот книг научного содержания, а также беллетристика на иностранных языках, Морозов с жаром накинулся на чтение и стал делить время между книгами, мечтами и мыслями и воспоминаниями. Создавая свой собственный мир мыслей и образов, он окружил себя ими, как неприступной стеной, за которой исчезла беспросветная действительность». Покидая тюрьму, он вынес двадцать шесть томов рукописей (около пятнадцати тысяч страниц), содержащие около двухсот монографий по математике, химии, физике, истории, к публикации которых приступил на свободе. В 1906 г. по представлению Д. И. Менделеева за сочинение «Периодические системы строения вещества. Теория возникновения современных химических элементов» Петербургский университет присвоил Морозову без защиты степень почетного доктора наук по химии. Это дало ему возможность приступить к исследованиям в Петербургской биологической лаборатории П. Ф. Лесгафта и начать преподавать аналитическую химию в Высшей вольной школе П. Ф. Лесгафта. В 1918 г. стараниями Морозова биологическая лаборатория была преобразована в Научный институт им. П. Ф. Лесгафта, директором которого Морозов оставался до конца жизни. В 1932 г. был избран почетным членом АН СССР. Работоспособность, помноженная на долголетие, дала обильные результаты. Всего Морозову принадлежит около трех тысяч работ, из которых он успел напечатать только четыреста.

Однако многолетнее одиночное заключение, маргинальное положение Морозова в обществе и официальной науке сказались на манере и специфике его исследований. Прежде всего, это монологизм морозовского мышления, вызванный недостатком общения; желание расправиться со старой наукой так же, как революционер расправляется со старым режимом; доходящая до фанатизма убежденность в своей правоте. Наиболее заметно это проявилось в исторических исследованиях Морозова. С другой стороны, естественно-научный рационализм Морозова парадоксальным образом соединялся с пантеистическим мистицизмом антихристианского толка. Насколько одиночная камера располагала к мистицизму, сказать трудно. Занятия наукой позволяли сохранить ясность рассудка и не давали сойти с ума. Но сам Морозов признавался, что выжить в одиночной камере ему помогало сознание того, что он сидит во Вселенной, а не в тюрьме. Теория и практика мистицизма знают многочисленные описания подобного разрастания микрокосма в макрокосм. Протопопу Аввакуму, например, в темнице не только являлся ангел со щами, но и его собственное тело разрасталось до целого мира. Интерес к мистицизму и оккультизму проявляли и некоторые деятели большевистского правительства (Ф. Э. Дзержинский, А. В. Луначарский, В. В. Бонч-Бруевич). Благодаря поддержке Дзержинского и Луначарского стали печататься исторические сочинения Морозова. Мистические и оккультные настроения были популярны и среди русской интеллигенции начала XX в. Разоблачения Морозовым христианства и связанной с ним историографии были созвучны поискам «нового религиозного сознания», ожиданиям нового откровения и критике исторического христианства. Мистические мотивы не были чужды и представителям русского космизма, например, К. Э. Циолковскому. Новый взгляд Морозова на историю перекликается с воззрениями русских космистов на влияние внеземных факторов на исторические события, хотя их точки зрения и нельзя отождествлять. Даже личное знакомство с А. Л. Чижевским не привело к корректировке концепции Морозова. Разрабатывая учение о единстве Вселенной, он приходил к выводу о воздействии космоса на геологические и климатические явления на Земле. Согласно Морозову, жизнь представляет собой результат эволюции вселенной, эволюция жизни — продолжение эволюции материи. Вершиной эволюции является человеческий разум. Эта ренессансная антропологическая точка зрения важна и для понимания философско-исторической системы Морозова. Мистико-оккультный смысл заложен и в названии главного исторического труда Морозова, семитомном исследовании «Христос». «Христос», подчеркивал Морозов, означает «посвященный», «магистр оккультных наук», т. е. человек, владеющий тайным знанием.

Источник

Как все начиналось

Возможно, что и папский и французский дворы относились к легенде с недоверием, однако успешные завоевательные походы явных немусульман — монголов, объединенных Чингисханом в 1194 г., вынудили их отправить посольства в монгольскую столицу. Доминиканским и францисканским монахам, отправлявшимся в дальние восточные земли — в степи Центральной Азия и главную ставку великого монгольского хана — Каракорум, предписывалось собрать на тот или иной случай надежные сведения о монголах. Доминиканские монахи, хотя и достигли главной ставки, но не проявили должного уважения к обычаям монголов и не были допущены к великому хану. Напротив, францисканцы показали завидную дипломатическую гибкость, исполнили обряд «очищения огнем» и общались с самим великим ханом и ханами — владетелями областей монгольской державы. История сохранила не только имена этих францисканцев, но и их подробные отчеты об увиденном и услышанном.

В истории накопления этнографических знаний особое место принадлежит Плано Карпини и Гильому Рубруку. Первый был посланцем папы Иннокентия IV, второй — Людовика IX. Папская миссия Карпини покинула Лион в 1245 г., достигла в 1246 г. Каракорума и вернулась в Лион в 1247 г. Посольство Рубрука отплыло в 1252 г. в Константинополь, затем пересекло Черное море и высадилось на Южном берегу Крыма. Рубрук со своими спутниками далее двинулись на восток, они побывали в ставке Батыя на Волге и, получив от него проводников, прибыли через два года в Каракорум. Вернулся Рубрук в свой монастырь в 1256 г. Его отчет внес существенный вклад в подлинные знания об истории и географии народов восточных стран. Воспитанные на церковной схоластике, на самых невероятных представлениях о мире и народах мира, Карпини и Рубрук попытались преодолеть и преодолели многовековое невежество.

Гильом Рубрук писал: «Я осведомлялся о чудовищных людях, о которых рассказывали Исидор и Солин [«энциклопедисты» раннего средневековья — римлянин Гай Солин (III в. н. э.) и епископ Исидор Севильский (VI—VII вв.)]. Татары говорили мне, что никогда не видели подобного; потому мы сильно недоумеваем, правда ли это».

Родившееся сомнение питало и красочный рассказ о виденном Марко Поло — венецианского купца, побывавшего во многих странах Азии. Марко Поло был на службе у Хубилая, монгольского правителя Китая, и достаточно много путешествовал по этой стране Восточной Азии. По возвращении на родину Марко Поло по ложному доносу был заключен в генуэзскую тюрьму; там он в 1296—1299 гг. продиктовал свои рассказы о виденном и необычном. «Книга» Марко Поло — во многом результат личных наблюдений и впечатлений автора, хотя в ней содержатся и такие полученные из вторых рук сведения, которые легко можно отнести к фантастическим, легендарным преувеличениям и несуразностям.

Более шести с половиной веков живет «Книга» Марко Поло как обстоятельное исследование географии и этнографии, созданное в Европе, возрождавшейся из средневековой тьмы. По описаниям Марко Поло составлялись географические карты, а само сочинение было постоянным спутником великого Колумба в его плаваниях. Марко Поло дал верные описания быта и обычаев монголов, что полностью подтверждается замечательным «Сборником летописей» персидского историка Рашидад-Дина (1247—1318) и собственно монгольским сочинением «Сокровенное сказание», созданным в том же XIII в.

Но Марко Поло не представлял себе землю как шар; он не мог отказаться от традиционных представлений, когда речь шла об отдаленных народах, которых ни он сам, ни его информаторы не видели. Так, на страницах «Книги» Марко Поло появились псоголовцы, страна тьмы и другие наивные сообщения. О Руси Марко Поло писал: «Россия большая страна на севере. Живут тут христиане греческого исповедания.

Тут много царей (Русь раздроблена на уделы.— Р. И.) и свой собственный язык; народ простодушный и очень красивый; мужчины и женщины белы и белокуры. На границе тут много трудных проходов и крепостей. Дани они никому не платят, только немного царю Запада; а он татарин и называется Тактактай [золотоордынский хан Тохтогу (1290—1312)], ему они платят дань и никому больше. Страна эта не торговая, но много у них дорогих мехов высокой ценности; у них есть и соболя, и горностаи, и белки, и эрколины, и множество славных лисиц, лучших в свете. Много у них серебряных руд; добывают они много серебра. Хочу сказать о России кое-что, что я забыл. Знайте, по истинной правде, самый сильный холод в свете в России; трудно от него укрыться. Страна большая, до самого моря-океана; и на этом море у них несколько островов, где водятся кречеты и соколы-пилигримы, все это вывозится по разным странам света. От России, скажу вам, до Норвегии путь недолог, и если бы не холод, так можно было бы туда скоро дойти, а от великого холода нелегко туда ходить».

Источник

Часть №7. Марко Поло — Книга о разнообразии мира.

Когда солнечным летним днём лежишь в гамаке, потягивая белое вино вприкуску с мороженым, испытываешь искреннюю благодарность не только к итальянским виноделам, но и к их не менее талантливому соотечественнику — венецианскому путешественнику Марко Поло, который первым завёз в Европу это самое мороженое из далёкого Китая.

Именно он привёз рецепт десерта, изначально изготавливаемого из чая, измельчённых фруктов и замороженных соков.

Путешествуя по всему миру, “умный и благородный гражданин Венеции” (как сам себя именовал Поло), делал заметки о культуре и традициях заморских стран. В результате, в свет вышла его знаменитая «Книга о разнообразии мира».

До сих пор историки спорят, сомневаясь в достоверности многих фактов, изложенных в этой литературной работе, а, зачастую, вообще относятся к ней с недоверием. Впрочем, невзирая на это, она служит ценным историческим путеводителем по средневековому Китаю, а также Ирану, Монголии, Индии и даже России.

Более того, книга оказала значительное влияние на мореплавателей — в частности, она была на корабле Христофора Колумба во время его поисков маршрута в Индию…

1 Marco Polo 1

Марко Поло (Marco Polo, 1254-1324)

Сын купца Николо Поло, семейство которого занималось торговлей ювелирными изделиями и пряностями. Венецианские купцы, вдохновившись примером смелых путешественников из Центральной Азии, Индии и Китая, принялись активно налаживать торговлю с Востоком, которая сулила немалые выгоды. Именно по этой причине они совершили беспрецедентное путешествие в Восточную Азию, мельчайшие детали которого подробно описаны в книге Марко.

Современному читателю стиль повествования автора покажется сказочно-прибауточным и излишне вычурным. Но, при наличии соответствующего настроя, всё это очень легко и весело читается. “Государи и императоры, короли, герцоги и маркизы, графы, рыцари и граждане и все, кому желательно узнать о разных народах, о разнообразии стран света, возьмите эту книгу и заставьте почитать её себе; вы найдёте тут необычайные всякие диковины и разные рассказы”…

3 Marco Polo

Свою тревел-карьеру Марко начал с путешествия вместе с отцом и дядей. После длительных странствий они стали почётными гостями монгольского хана Хубилая (внука Чингисхана), который к тому времени практически завершил разгром китайской династии Сун, и взошёл на трон как единоличный правитель Монгольской Империи и Китая. “Кублай-хан, владетель всех татар в мире, всех стран, царств и областей в этой обширной части света. Как увидел Великий Хан, что Марко — человек умный, послал он его гонцом в такую страну, куда шесть месяцев ходу; а молодчик дело сделал хорошо и толково. Скажу вам по истинной правде, без лишних слов, прожил Марко с Великим Ханом семнадцать лет и всё это время хаживал в посольствах”.

Вспоминая свою службу у хана, автор не перестаёт восхищаться приятными повседневными деталями: “Весь почти народ в области Катай (современный Китай) пьёт вот какое вино: приготовляют его из риса с другими хорошими пряностями, и питьё выходит лучше всякого другого вина: и чисто, и вкусно; вино горячее, и пьянеешь от него скорее, нежели от другого”.

Будучи послом, Марко Поло, предпринял множество самостоятельных и весьма экзотических странствий. Его рассказы балансируют на грани фантасмагории, “Сказок Тысячи и Одной Ночи” и страшилок про диких и кровожадных разбойников.

“Крерман — древнее царство в самой Персии, им владели цари по наследству, но с тех пор, как его покорили татары, нет тут наследственных владетелей; татары, кого пожелают, того в цари и ставят. А через два дня езды — море-океан; на берегу город Кормоз. Превеликая тут жара; солнце печёт сильно; страна нездоровая. Если умрёт здесь иноземный купец, всё его имущество царь берёт себе… Из фиников вместе с другими пряностями гонят здесь вино, и вино то очень хорошо; людей, непривычных к нему, сильно слабит и очищает, а потом они чувствуют себя хорошо и толстеют. Нашей пищи тут не едят; народ тут от пшеничного хлеба и мяса хворает. Чтобы не болеть, едят они финики да солёную рыбу тунец; ещё едят они лук. Вот что они едят, чтобы не болеть”.

Marco Polo Kubilai Khan

В наши дни Тибет считается мировым буддийским духовным центром, куда тысячи паломников отправляются в поисках бога и внутренней гармонии. Забавно, но во времена Марко Поло в эти места приезжали вовсе не за просветлением: “Народ тут сильно вороват и диковат. Вот как, по их обычаю, женятся. Сказать по правде, никто здесь ни за что в свете не женится на девственнице. Девка, говорят они, коли не жила со многими мужчинами, ничего не стоит. Поэтому-то и женятся они вот так: придут сюда, скажу вам, иноземцы и раскинут палатки для побывки; тотчас же старухи из деревень и замков приводят к ним дочерей, по двадцати, по сорока, и меньше, и больше, и отдают их странникам на волю, чтобы те жили с девками. А странники девок берут и живут с ними в своё удовольствие; держат при себе, пока там живут, но уводить с собою не смеют. А когда путешественник, пожив с девкой в своё удовольствие, захочет уходить, должен он ей подарить что-нибудь, какую-нибудь вещицу, чтобы девка могла, когда замуж выйдет, удостоверить, что был у неё любовник. Каждая девка так-то почитает нужным носить на шее более двадцати разных подарков: много, значит, у неё было любовников, со многими она жила.

И, чем больше у девки подарков, чем больше она может указать любовников, тем милее она и тем охотнее на ней женятся: она, дескать, красивее других. Раз женились, жену любят крепко и чужую жену трогать почитается за большой грех и того греха остерегаются.

Рассказал вам об их браках, сказать об этом нужно было. Приходить сюда следует молодым, от шестнадцати до двадцати четырёх лет”.

Ещё более странный и свободолюбивый народ встретился Марко в области Пеин (нынешний город Керия). “Есть у них вот какой обычай: коль от жены муж уйдёт на сторону дней на двадцать, жена, как только он ушёл, берёт себе другого, и, по их обычаям, это ей дозволено, а муж там, куда пошёл, женится на другой”.

Милейших и добрейших людей нашёл Поло в Караджане (ныне провинция Юньнань). Тяга местных жителей к прекрасному была поистине безгранична. “Если случалось, что приходил сюда какой-нибудь красивый либо знатный человек или иной какой, что им нравился, и приставал у кого в доме ночью, они его или отравляли, или как-нибудь убивали, только он погибал. Не думайте, что убивали с тем, чтобы ограбить его деньги; делалось это для того, чтобы его красота, доброта, ум и душа оставались в доме”.

Marco Polo Livre des merveilles Fr. 2810 Tav. 88 Dettaglio Detail

Но на Караджане странности не заканчиваются. Обычаи некоторых мест способны шокировать даже сильных духом и твёрдых умом. “У людей из Зардандана (область в Западном Юньнане, название которой переводится как “золотые зубы”) всякий зуб покрыт золотом, они делают золотые слепки с зубов и надевают их на верхние и нижние зубы; это у мужчин, а женщины этого не делают. Мужчины все, по их обычаю, рыцари; ходят на войну да на охоту, а других дел не делают. Все дела исправляют жёны да те, кого они на войне полонили да в рабов обратили…

Родит жена, вымоют ребёнка, укутают в бельё, муж тут ложится в постель и ребёнок с ним; лежит он сорок дней и встаёт только по нужде. Друзья и родные навещают его, остаются с ним, веселятся и потешают его.

Делается это потому, что жена, говорят они, истомилась с ребёнком во чреве, поэтому не следует ей мучиться еще сорок дней; и жена, как только родит, встаёт и начинает хозяйничать да мужу в постели прислуживать”.

Не оставило равнодушным Великого Путешественника и древнее искусство татуировки в области Каигу (вероятно, часть Северного Лаоса). “Здешний народ, мужчины и женщины, разрисовывают тела, и, скажу вам, вот как: рисуют иглою по телу львов, драконов, птиц и всякие другие образы, и нарисованное не сходит. Рисуют по лицу, на шее, по животу, по рукам, по ногам и по всему телу; делают это ради красоты. Чем больше у кого на теле рисования, тем знатнее он почитается”.

Marco Polo his travels and adventures 1880 14775209831

А на острове Малая Ява наш искатель приключений познал нехитрые азы международной контрабанды:

“Скажу вам, совсем неправда, что маленькие люди вывозятся из Индии; делают их на этом острове вот как: водятся тут очень маленькие обезьяны с человеческим лицом; наловят их, да выщипывают им волосы; на бороде да на груди оставляют только волоса».

«И это большой обман; делают их вот так, как вы слышали. Таких маленьких людей, как эти, ни в Индии, ни в какой самой дикой стране не видано было”.

Город Дели и сегодня являет собой высокую концентрацию стресса для изнеженных и привыкших к комфорту европейцев, а что уж говорить о средневековье! “Царство Ели (Дели) – гора, страна и город на Малабарском берегу. Скажу вам вот что: если случится, что у их заводей появится судно и не сюда оно шло, так они его захватывают, товары все забирают и говорят: “Шёл ты в другое место, да Бог послал тебя ко мне, потому-то и беру всё твоё”. Забирают всё на судне, всё считают своим и греха в этом не видят. Случается это всюду в этой части Индии. Если от непогоды судно забросит туда, куда оно не шло, его захватывают, все товары обирают. Многое и другое тут есть, да в нашей книге об этом не следует рассказывать а потому пойдём отсюда… И расскажем вам о стране, где всегда темнота”…

Тёмная Страна или “Страна Тьмы, где темнота продолжается в течение большей части зимних месяцев”, предположительно является Западной Сибирью. “Тут всегда темно, нет ни солнца, ни луны, ни звёзд; всегда тут темно, так же как у нас в сумерки. У жителей нет царя; живут они как звери, никому не подвластны. У этих людей множество мехов, и очень дорогих; есть у них соболя очень дорогие, как я вам говорил, горностаи, белки, лисицы чёрные и много других мехов. Все они охотники, и просто удивительно, сколько мехов они набирают. Соседние народы оттуда, где свет, покупают здешние меха; им носят они меха туда, где свет, там и продают; а тем купцам, что покупают эти меха, большая выгода и прибыль. Люди эти, скажу вам, рослые и статные; они белы, без всякого румянца. Великая Росия, скажу вам, граничит с одной стороны с этой областью. О другом чём тут нечего говорить, а потому пойдём отсюда и расскажем вам прежде всего о Росии”…

11 Marco Polo

Рассказ Марко о России не многим отличается от впечатлений современных иностранных туристов. “Знайте, по истинной правде, самый сильный холод в свете в Росии (России); трудно от него укрыться. Страна большая, до самого моря-океана; и на этом море у них несколько островов, где водятся кречеты и соколы-пилигримы, всё это вывозится по разным странам света. От Росии, скажу вам, до Норвегии путь недолог, и если бы не холод, так можно было бы туда скоро дойти, а от великого холода нелегко туда ходить. Росия — большая страна на севере. Живут тут христиане греческого исповедания. Тут много царей и свой собственный язык; народ простодушный и очень красивый; мужчины и женщины белы и белокуры. На границе тут много трудных проходов и крепостей. Дани они никому не платят, только немного царю Запада (хан Золотой орды); а он татарин и называется Тактактай, ему они платят дань, и никому больше.

Страна эта не торговая, но много у них дорогих мехов высокой ценности; у них есть и соболя, и горностаи, и белки, и эрколины, и множество славных лисиц, лучших в свете. Много у них серебряных руд; добывают они много серебра”…

Рассказы о странствиях Марко Поло высмеивали и называли нелепыми баснями. Но даже на смертном одре Великий Искатель Приключений утверждал: всё то, что он поведал миру — чистейшая правда.

И, что бы там ни говорили компетентные профессора и научные мужи, разве можно сомневаться в подлинности изложенных фактов, прочитав эти трогательные слова автора: “Марко Поло, умный и благородный гражданин Венеции, говорил о том, что видел своими глазами, и о том, чего сам не видел, но слышал от людей нелживых и верных. А чтобы книга наша была правдива, истинна, без всякой лжи, о виденном станет говориться в ней как о виденном, а слышанное расскажется как слышанное; всякий, кто эту книгу прочтёт или выслушает, поверит ей, потому что всё тут правда!”

Источник

Что происходит и для чего?
Adblock
detector