Этм что такое в музыке
г. Вологда, организация
экскаватор траншейный модернизированный
Словарь: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. — М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. — 318 с.
Волгоградская обл., организация
элементарная теория музыки
экранированный токовый метод
Полезное
Смотреть что такое «ЭТМ» в других словарях:
ЭТМ — экскаватор траншейный модернизированный … Словарь сокращений русского языка
Факультет электронных технологий, материалов и оборудования МИЭТ — (ЭТМО) один из технических факультетов Национального исследовательского университета «МИЭТ». Основан в 1967 году, как физико химический и электронного машиностроения факультет (ФХиЭМ), современное название с 2001 года. Декан Рощин Владимир… … Википедия
Лауреаты Государственной премии СССР в области науки и техники (1967—1979) — Список лауреатов Содержание 1 1967 2 1968 3 1969 4 1970 5 1971 6 … Википедия
Факультет интеллектуальных технических систем МИЭТ — (ИТС) один из технических факультетов Национального исследовательского университета «МИЭТ». Основан в 1967 году, как физико химический и электронного машиностроения факультет (ФХиЭМ), современное название с 2012 года. Декан Рощин Владимир… … Википедия
Интервал (музыка) — У этого термина существуют и другие значения, см. Интервал. Интервал (от лат. intervallum промежуток, расстояние; разница, несходство) в музыке соотношение между двумя звуками определённой высоты. Наименьшей единицей измерения… … Википедия
Пол ван Дайк — Paul van Dyk 2012 … Википедия
Самарский автобус — Автобусная система Страна … Википедия
Ставропольская ГРЭС — Страна … Википедия
Правкина, Марина Валерьевна — Марина Правкина Имя при рождении: Марина Валерьевна Правкина Дата рождения: 17 января 1985(1985 01 17) (27 лет) Место рождения: Россия … Википедия
История Вологды — Вологда на гравюре голландского купца Конрада ван Кленка. 1675 год История … Википедия
Рабочая программа «Элементарная теория музыки»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Министерство культуры Российской Федерации
Министерство Культуры и духовности Республики Якутии (Саха)
Якутский музыкальный колледж (училище) имени М.Н. Жиркова
Рабочая программа
По предмету:
ЭЛЕМЕНТАРНАЯ ТЕОРИЯ МУЗЫКИ
по специальности 070102.52
Инструменты народного оркестра
Якутск – 2009
ОДОБРЕНА Составлена в соответствии
Предметной (цикловой) с Государственными требованиями
комиссией к минимуму содержания и уровню
070102.52 Инструментальное исполнительство
Протокол №_____от «_____»______________20______г.
Председатель ПЦК «Теория музыки»__________________
Заместитель директора по учебной работе:
Автор: Давлетова Р.Р.
Рецензенты: Скрыбыкина Ч.К. – отличник культуры РС (Я), доцент кафедры теории и истории музыки ВШМ РС (Я)
Омельяненко Л.Е. – отличник культуры РС (Я),
преподаватель, методист ЯМК (У)
Тематический план учебной дисциплины………………………………………5
Содержание учебной дисциплины……………………………………………….7
Требования к знаниям и умениям………………………………………………. 14
Перечень наглядных пособий и аудиовизуальных средств обучения ………. 14
Перечень основной, рекомендуемой и дополнительной литературы………….14
Зачетные и экзаменационные требования……………………………………….15
Объем курса ЭТМ – 93 часа.
Количество недель – 36.
Обязательная учебная нагрузка – 72 часа.
Самостоятельные занятия – 21 час.
Любая сфера деятельности музыкантов, прошедших обучение, по той или иной специализации, предполагает высокий профессионализм и требует высокого уровня подготовки специалистов. Это в значительной степени относится к общим гуманитарным предметам, но в особенности относится к специальным и обще профессиональным дисциплинам.
Основной задачей курса ЭТМ в музыкальном колледже является ознакомление будущих хормейстеров с представлениями о правильном использовании различных средств. Данный предмет в системе теоретического цикла является основополагающим. В процессе обучения возникают межпредметные связи с дисциплинами специального (дирижирование, хоровое сольфеджио, хоровая литература, постановка голоса), общепрофессионального (фортепиано, сольфеджио, ЭТМ, анализ музыкальных произведений, композиция) и гуманитарного (история, история мировой культуры, культурология) циклов.
Среди предметов общепрофессионального цикла музыкального колледжа для учащихся, обучающихся по специальности 070102.52 Инструментальное исполнительство, специализации: Инструменты народного оркестра важное место занимает «Элементарная теория музыки» (ЭТМ), которая изучается представителями отделения народных инструментов в течение двух семестров.
Теоретический материал излагается на групповых занятиях лекционного типа. Специфика отделения требует уделить особое внимание изучению вокальной и хоровой музыки, анализу мелодических и гармонических построений.
Одной из важных сторон изучения предмета «Элементарная теория музыки», является формирование и развитие музыкального мышления учащихся, их аналитических способностей, выполнение творческих заданий и письменных упражнений, способствующих развитию творческих способностей студента, развитию и расширению музыкального кругозора.
В курсе обучения необходимо учитывать тот факт, что на данную специализацию поступают студенты без музыкальной подготовки. В данном случае, предмет «Элементарная теория музыки» служит цели формирования начальной музыкальной базы учащегося: именно здесь он получает необходимые теоретические знания и практические навыки, которые станут основой будущей профессиональной деятельности.
Формы уроков по элементарной теории музыки могут быть различными. Возможно преобладание на уроке одного из видов работы, например: лекция – объяснение нового материала, проверка творческого задания – контрольная работа, устный опрос по теории, проверка практических заданий на фортепиано, анализ музыкальных произведений. Однако, преподаватель должен учитывать, что выработка практических навыков построения элементов музыкальной речи требует еженедельного контроля в классе и периодического повторения в классе и периодического повторения важнейших тем на протяжении всего периода изучения предмета.
Профессиональные навыки и умения формируются при выполнении практических заданий.
Практические задания строятся на основе всех разделов курса и включают разнообразные упражнения. Они включают в себя:
Построение отдельных интервалов, аккордов в ладу и вне лада;
Построение ладов, мелодий (однотональных, модулирующих);
Построение однотональных последовательностей;
Построение цепочек интервалов и аккордов в ладу;
Группировку длительностей в такте;
Конспектирование статей по темам;
Анализ интервалов, аккордов, метроритма
Игру на фортепиано диатонических секвенций;
Игру на фортепиано однотональных цифровок ;
Написание рефератов на заданную тему.
Игру секвенций (тональных) на мелодические и интервальные мотивы;
Игру интервальных и аккордовых последовательностей по цифровкам;
Виды самостоятельной работы студента:
Гармонический анализ:
произведений, доступных ЗУН студента;
отдельных интервалов и аккордов;
определенного интервала или аккорда в контексте произведения композитора определенной эпохи;
Письменные упражнения:
— могут быть нескольких видов:
а) написание звуков различной высоты на нотном стане;
б) построение различных интервалов, аккордов, ладов от определенных звуков;
в) построение интервалов в ладу и вне лада;
г) построение аккордов в ладу и вне лада;
г) группировка длительностей в тактах простых, сложных, смешанных размеров.
Упражнения на фортепиано:
Упражнения на фортепиано способствуют развитию внутренних слуховых представлений, а также развивают импровизаторские навыки.
игра аккордовых построений на заданную цифровку;
Учебная программа по предмету ЭТМ
образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств №6»
Рабочая программа по учебному предмету
«Элементарная теория музыки»
к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области искусств «Фортепиано»
методическим советом образовательного учреждения
«ДШИ № 6» города Курска
Разработчики: преподаватель теоретических дисциплин методического объединения МБОУ ДОД «Детская школа искусств № 6» города Курска Дмитрюкова А.М.
Рецензент: преподаватель высшей категории, зав. методическим объединением МБОУ ДОД «Детская школа искусств № 6» города Курска Парманина Г.А.
Рецензент: преподаватель высшей категории МБОУ ДОД «Детская школа искусств № 1» города Курска Андронова Н.А.
1. Пояснительная записка.
2. Требования к уровню подготовки обучающихся.
3. Учебно-тематический план.
4. Содержание учебного предмета.
5. Формы и методы контроля.
6. График промежуточной и итоговой аттестации.
7. Требования к контрольным урокам и зачетам.
8. Методическое обеспечение учебного процесса.
Элементарная теория музыки – это фундамент, на котором строится обучение сольфеджио. Элементарная теория музыки представляет собой род первоначальной музыкальной грамматики, которая должна сообщить обучающимся систематические сведения о ряде важнейших элементов музыки. Без крепкой теоретической базы невозможно овладеть необходимыми практическими навыками по сольфеджио. Все теоретические сведения должны быть собраны в единую систему. Этот предмет особенно необходим для тех обучающихся, которые собираются продолжить дальнейшее музыкальное образование.
Курс «Элементарной теории музыки» рассчитан на 1 год. Занятия проводятся в объеме 1 час в неделю (из расчета 33 учебные недели в год, что составляет 33 часа в год).
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения, составляет 66 часов. Из них объем времени на аудиторную работу обучающихся составляет 33 часа, объем времени на самостоятельную работу обучающихся – 33 часа.
В конце каждой четверти проводятся контрольные уроки в письменной и устной форме. Экзамен проводится в конце года. В мае месяце проводятся консультации для обучающихся. При 8-ти летнем обучении экзамен проводится в 16-м полугодии. При 9-ми летнем обучении – в 18 полугодии.
— упражнения на фортепиано,
— работа с нотным текстом, тестовые задания.
Объяснение материала иллюстрируется музыкальными примерами из программы по предмету «Музыкальная литература». Письменные упражнения содержат творческие задания на досочинение и сочинение музыкальных структур по заданной программе.
— научный (использование таблиц, карточек индивидуального опроса, тестирование);
— проблемно-поисковый (постановка проблемы, решение которой требует
знаний тем из двух и более разделов);
— наглядный – использование пособий по наиболее сложным темам курса: квинтовый круг тональностей, тональности первой степени родства, лады народной музыки, таблицы интервалов и аккордов, сводная таблица аккордов в тональности, музыкальные темпы, буквенные обозначения, ритмо-карточки и т.д.).
Виды аудиторных учебных занятий:
— интегрированный урок (элементарная теория музыки + музыкальная литература, элементарная теория музыки + специальность);
Развить у обучающихся музыкальное мышление и аналитические способности.
1. Сформировать у обучающихся понятие о предмете «Элементарная теория музыки» как о едином целом со своими внутренними связями и зависимостями, в котором каждая новая тема базируется на пройденных.
2. Дать обучающимся прочные знания по предмету «Элементарная теория музыки».
3. Закрепить полученные знания в процессе выполнения практических заданий возрастающей трудности.
4. Выработать у обучающихся умение работать с литературой, нотным текстом, профессионально грамотно излагать теоретический материал в устной и письменной форме, владеть точной записью нотного текста.
5. Научить применять полученные знания и навыки на практике: уметь профессионально анализировать исполняемый музыкальный текст.
Основной формой учебной и воспитательной работы является урок, проводимый в форме индивидуального занятия преподавателя с учеником
или мелкогруппового занятия с обучающимися. Рекомендуемый объем часов: 1 академический час в неделю для обучающихся 8-го и 9-го (дополнительного) года обучения.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Результатом освоения программы по учебному предмету «Элементарная теория музыки» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
— знание основных элементов музыкального языка (понятий: мелодия, лад, метро-ритмическая сторона мелодии, квинтовый круг тональностей, интервалы, аккорды, их обращения в тональности и от звука, диатоника, хроматика, отклонение, модуляция);
— первичные знания о строении музыкальной ткани, типах изложения музыкального материала;
— умение осуществлять элементарный анализ нотного текста с объяснением роли выразительных средств в контексте музыкального произведения;
— наличие первичных навыков по анализу музыкальной ткани с точки зрения ладовой системы, особенностей звукоряда (использования диатонических или хроматических ладов, отклонений и др.), фактурного изложения материала (типов фактур).
Прогнозируемый результат реализации программы
В результате изучения предмета «Элементарная теория музыки» обучающиеся должны:
— освоить все темы курса «Элементарная теория музыки»;
— грамотно записывать музыкальный текст, интервальные и аккордовые последовательности;
— анализировать отдельные элементы музыкального языка;
— делать целостный анализ музыкального произведения по определенному плану: характер, жанр, форма, фактура, черты стиля, тональный план;
— уметь использовать полученные теоретические знания при исполнении музыкальных произведений на инструменте;
— получить первичные умения и навыки по сочинению музыкального текста.
15 полугодие, 1 четверть
Наименование раздела, темы
Вид учебного занятия
Общий объем времени (в часах)
Максимальная учебная нагрузка
Знакомство с предметом и рекомендации.
Нотное письмо, история возникновения.
Слоговая и буквенная система обозначений.
Интегр. урок (эл.теория+ муз.литер.)
Размеры и их классификация.
Наименование раздела, темы
Вид учебного занятия
Общий объем времени ( в часах)
Максимальная учебная нагрузка
Лад,тональность. Гамма, тетрахорд.
Виды мажора и минора. Лады народной музыки.
Параллельные и одноименные тональности.
Квинтовый круг тональностей.
Энгармонизм тональностей. Родство тональностей.
16 полугодие, 3 четверть
Наименование раздела, темы
Вид учебного занятия
Общий объем времени ( в часах)
Максимальная учебная нагрузка
Четыре вида трезвучий.
Главные и побочные трезвучия.
Обращения трезвучий в тональности.
Доминантсептаккорд с обращениями в тональности.
Септаккорды VII и II
ступеней в тональности.
Наименование раздела, темы
Вид учебного занятия
Общий объем времени ( в часах)
Максимальная учебная нагрузка
Обращения мажорного и минорного трезвучий от звука вверх и вниз.
Уменьшенное и увеличенное трезвучия
от звука вверх и вниз.
Доминантсептаккорд с обращениями от звука
Септаккорды VII и II ступеней от звука вверх и вниз.
Общая таблица аккордов.
Музыкальные темпы и итальянские термины для обозначения характера исполнения.
17 полугодие, 1 четверть
Наименование раздела, темы
Вид учебного занятия
Общий объем времени (в часах)
Максимальная учебная нагрузка
Повторение пройденных тем: лад, тональность, гамма. Квинтовый круг. Энгармонизм тональностей. Виды мажора и минора.
Повторение пройденного: параллельные и одноименные тональности, переменный лад, мажоро-минор. Тональности первой степени родства.
Интегр. урок (эл.теория+ муз.литер.)
Тональности второй и третьей степени родства.
Повторение: ритм и метр, классификация размеров. Особые виды ритмического деления.
Повторение: лады народной музыки. Хроматическая гамма.
Интегр. урок (эл.теория+ муз.литер.)
Повторение: диатонические интервалы. Тритоны и характерные интервалы
в гармонических видах мажора и минора.
Разрешение тритонов в восемь тональностей (с энгармонической заменой).
Наименование раздела, темы
Вид учебного занятия
Общий объем времени ( в часах)
Максимальная учебная нагрузка
Повторение: обращение интервалов.
Повторение: обращения трезвучий в тональности и от звука.
Повторение главных и побочных трезвучий.
Повторение обращений главных и побочных трезвучий.
18 полугодие, 3 четверть
Наименование раздела, темы
Вид учебного занятия
Общий объем времени ( в часах)
Максимальная учебная нагрузка
Названия всех септаккордов по трезвучию в основании и интервалу между крайними звуками.
Доминантсептаккорд с обращениями в тональности.
Септаккорды VII и II
ступеней в тональности.
Обращения септаккордов VII и II ступени.
Понятие о двойной доминанте.
Каденции и их виды.
Обращения мажорного и минорного трезвучий, увеличенное и уменьшенное трезвучия
в основном виде от звука вверх и вниз.
Составление гармонических последовательностей со всеми пройденными аккордами в мажоре и миноре.
Доминантсептаккорд с обращениями от звука
Наименование раздела, темы
Вид учебного занятия
Общий объем времени ( в часах)
Максимальная учебная нагрузка
Септаккорды VII и II
ступеней с обращениями от звука вверх и вниз.
Общая таблица аккордов.
Повторение: слоговая и буквенная система обозначений.
Буквенные обозначения в классической и эстрадной музыке.
Итальянские термины для обозначения характера исполнения.
Содержание учебного предмета
Тема № 1. Знакомство с предметом. Правила поведения в школе, на улице. Правила дорожного движения. Техника безопасности.
Тема № 2. Нотное письмо. История возникновения нотного письма. Нотный стан. Ключи: скрипичный, басовый, альтовый, теноровый. Знаки альтерации: диез, бемоль, бекар, дубль-диез, дубль-бекар.
Тема № 4. Энгармонизм звуков: понятие энгармонизма, энгармонически равных звуков.
Тема № 5. Мелодия и ее деление на фразы, мотивы и предложения. Кульминация в мелодии. Виды аккомпанемента: гармоническая поддержка, чередование баса и аккорда, аккордовая пульсация, гармоническая фигурация и т.д.
Тема № 6. Ритм и метр. Длительности нот: целая, половинная, четвертная, восьмая, шестнадцатая, тридцать вторая. Знаки увеличения длительностей: точка, две точки, лига, фермата. Особые виды ритмического деления.
Тема № 7. Размеры. Деление размеров на простые, сложные, смешанные и переменные.
Тема № 1. Понятие о ладе.Лады: мажорный и минорный. Тональность, тоника. Гамма, тетрахорд. Устойчивые ступени – 1,3,5. Неустойчивые ступени – 2,4,6,7. Разрешение неустойчивых ступеней.
Тема № 2. Три вида мажора: натуральный, гармонический, мелодический. Три вида минора: натуральный, гармонический, мелодический. Лады народной музыки: лидийский, миксолидийский, дорийский, фригийский. Два вида пентатоники: мажорная и минорная.
Тема № 3. Параллельные тональности: правила нахождения. Переменный лад. Одноименные тональности. Мажоро-минор: аккорды мажора-минора, использование мажоро-минорной системы в музыке.
Тема № 4. Квинтовый круг тональностей – система расположения диезных и бемольных тональностей мажора и минора.
Тема № 5. Энгармонизм тональностей. Родство тональностей: степени родства – первая, вторая, третья. Тональности 1-й степени родства.
Тема № 6. Хроматическая гамма, строение хроматической гаммы. Ладовая альтерация. Модуляция и отклонение, их различие между собой и использование в музыке.
Тема № 1. Интервалы – общее понятие об интервалах. Количественная и качественная величина. Построение интервалов от звука вверх и вниз.
Тема № 2. Тритоны. Увеличенная кварта и уменьшенная квинта в гармонических видах мажора и минора, их разрешение.
Тема № 3. Характерные интервалы: увеличенная секунда, уменьшенная септима, увеличенная квинта, уменьшенная кварта с разрешением в гармонических видах мажора и минора.
Тема № 4. Обращение интервалов: понятие об обращении интервалов, построение интервалов и их обращений. Энгармонизм интервалов – понятие об энгармонизме интервалов. Примеры энгармонически равных интервалов.
Тема № 5. Четыре вида трезвучий: мажорное, минорное, уменьшенное, увеличенное. Их интервальный состав и практическое применение в музыке.
Тема №6. Главные и побочные трезвучия – понятие. Доминанта в гармоническом миноре и субдоминанта в гармоническом мажоре.
Тема № 7. Обращения трезвучий: секстаккорд и квартсекстаккорд в тональности, ступени и интервальный состав.
Тема № 8. Доминантсептаккорд с обращениями в тональности, ступени, интервальный состав и разрешение.
Тема № 9. Септаккорды VII и II ступеней в тональности, интервальный состав и разрешение.
Тема № 1. Обращения мажорного и минорного трезвучий от звука вверх и вниз.
Тема № 2. Уменьшенное и увеличенное трезвучия от звука вверх и вниз.
Тема № 3. Доминантсептаккорд с обращениями от звука вверх и вниз.
Тема № 4. Септаккорды VII и II ступеней от звука вверх и вниз.
Тема №5. Общая таблица аккордов. Систематизация и расположение главных трезвучий лада и их обращений по ступеням и их функциональной принадлежности в ладу.
Тема № 6. Музыкальные темпы: медленные, быстрые, сдержанные. Итальянские термины для обозначения характера исполнения.
Тема № 1. Повторение пройденных тем: лад, тональность, гамма.
Части гаммы: трихорд, тетрахорд, пентахорд, гексахорд. Квинтовый круг тональностей. Энгармонизм тональностей. Повторение видов мажора и минора. Дважды гармонический мажор и дважды гармонический минор.
Тема № 2. Повторение пройденного: параллельные и одноименные тональности, переменный лад, мажоро-минор. Диатоника и степени родства. Тональности первой степени родства. Модуляция в тональности первой степени родства.
Тема № 3. Тональности второй и третьей степени родства.
Тема № 4. Повторение: ритм и метр, размеры и их классификация. Особые виды ритмического деления: триоль, квинтоль, дуоль. Применение особых видов ритмического деления в музыкальной практике.
Тема № 5. Повторение: лады народной музыки, схемы ладового тяготения в народной музыке. Хроматическая гамма.
Тема № 6. Повторение: диатонические интервалы. Тритоны и характерные интервалы в гармонических видах мажора и минора.
Тема № 7. Разрешение тритонов в восемь тональностей (с энгармонической заменой).
Тема № 1. Составные интервалы.
Тема № 2. Повторение: обращение интервалов.
Тема № 3. Повторение: четыре вида трезвучий.
Тема № 4. Повторение: обращения трезвучий в тональности и от звука.
Тема № 5. Повторение главных и побочных трезвучий.
Тема № 6. Повторение обращений главных и побочных трезвучий.
Тема № 1. Повторение: септаккорды. Названия всех септаккордов по трезвучию в основании и интервалу между крайними звуками.
Тема № 2. Доминантсептаккорд с обращениями в тональности.
Тема № 3. Септаккорды VII и II ступени в тональности.
Тема № 4. Обращения септаккордов VII и II ступени.
Тема № 5. Понятие о двойной доминанте. Роль и назначение двойной доминанты.
Тема № 6. Понятие о каденциях. Виды каденций.
Тема № 7. Обращения мажорного и минорного трезвучий, увеличенное и уменьшенное трезвучия в основном виде от звука вверх и вниз.
Тема № 8. Составление гармонических последовательностей со всеми пройденными аккордами в мажоре и миноре.
Тема № 9. Доминантсептаккорд с обращениями от звука вверх и вниз.
Тема № 1. Септаккорды VII и II ступени с обращениями от звука вверх и вниз. Разрешение непосредственно в аккорды тонической группы и через аккорды доминантовой группы.
Тема № 2. Доминантовый нонаккорд – понятие и ладовая функция.
Тема № 3. Общая таблица аккордов (с дополнениями).
Тема № 4. Повторение: слоговая и буквенная система обозначений.
Тема № 5. Буквенные обозначения в классической и эстрадной музыке.
Тема № 6. Музыкальные темпы.
Тема № 7. Итальянские термины для обозначения характера исполнения.
Формы и методы контроля
Промежуточная аттестация является основной формой контроля учебной работы обучающихся по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области искусств.
Промежуточная аттестация обеспечивает оперативное управление учебной деятельностью обучающегося, ее корректировку и проводится с целью определения:
— качества реализации образовательного процесса;
— качества теоретической и практической подготовки по учебному предмету;
— уровня умений и навыков, сформированных у обучающегося на определенном этапе обучения.
Промежуточная аттестация оценивает результаты учебной деятельности обучающихся по окончании четвертей или полугодий учебного года.
Основными формами промежуточной аттестации являются: экзамен, зачет, контрольный урок.
Требования к проведению зачета
Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся в конце каждой четверти в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
При проведении зачета качество подготовки обучающегося фиксируется в зачетных ведомостях словом «зачет».
При проведении дифференцированного зачета или контрольной работы качество подготовки обучающегося оценивается по пятибалльной шкале: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно).
По завершении изучения учебного предмета (полного его курса) аттестация обучающихся проводится в форме экзамена в рамках итоговой (экзаменационной) аттестации или зачета в рамках промежуточной аттестации с обязательным выставлением оценки, которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения.
Требования к проведению экзамена
Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий, т.е. по окончании проведения учебных занятий в учебном году, в рамках промежуточной (экзаменационной) аттестации. К экзамену допускаются обучающиеся, полностью выполнившие все учебные задания по учебному предмету, реализуемому в учебном году.
Основные условия подготовки к экзамену:
а) образовательное учреждение определяет перечень учебно-методических материалов, нотных изданий, наглядных пособий, материалов справочного характера и др., которые рекомендованы методическим советом образовательного учреждения к использованию на экзамене;
б) к началу экзамена должны быть подготовлены следующие документы:
наглядные пособия, материалы справочного характера, рекомендованные к использованию на экзамене методическим советом;
Экзамен принимается двумя-тремя преподавателями соответствующего отделения, в том числе педагогом, который вел учебный предмет, и преподавателями, кандидатуры которых были согласованы с методическим советом и утверждены руководителем образовательного учреждения.
При проведении экзамена по учебному предмету «ЭТМ» могут быть применены вопросы, практические задания, тестовые здания.
Критерии оценки качества подготовки обучающегося должны позволить:
определить уровень освоения обучающимися материала, предусмотренного программой по учебному предмету;
оценить умение обучающегося использовать теоретические знания при выполнении практических задач.
Качество подготовки обучающегося оценивается в баллах:
— за выполненную без ошибок письменную работу,
— за умение обобщить и применить теоретический материал на практик
— за очень хорошее знание теоретического материала;
— за хорошее знание теоретического материала,
— за письменную работу, выполненную с одной ошибкой;
— за удовлетворительное знание теоретического материала;
— за письменную работу, выполненную с тремя-четырьмя ошибками;
— за неудовлетворительное знание теоретического материала;
— за невыполненную письменную работу.
Оценка, полученная на экзамене, вносится в экзаменационную ведомость (в том числе и неудовлетворительная).
График промежуточной и итоговой аттестации