Кто такие казахи и откуда они появились?
Народ, который не помнит своего прошлого, не достоин будущего. Эта фраза, как никакая другая, подходит, чтобы разобраться в теме статьи. Мы поговорим о становлении казахского народа. Расскажем, кто такие казахи и откуда они появились, кем были предки людей Великой Степи, а также о происхождении термина «казах». Читайте дальше: будет интересно.
Кто такие казахи: происхождение казахов
Образование народности, или этногенез, — это длительный и чрезвычайно сложный процесс. Необходимо, чтобы сформировался общий язык, внешние, духовные и культурные черты. Кроме того, нужна собственная территория.
Это интересно! Термин «казах» происходит от тюркского слова «казак», что означает ‘свободный’, ‘вольный’, ‘независимый’ или ‘скиталец’.
По мнению историков, главное событие в формировании казахского народа произошло в середине XV века. Тогда первые казахские ханы Жанибек и Керей увели в Семиречье около 100 тысяч человек. Это произошло во время восстания против узбекского хана Абулхаира.
Поиск лучшей жизни прикрепил к людям термин «узбек-казак», что в переводе — ‘вольный узбек’ или ‘узбек, ушедший скитаться’. Через сто лет термин «узбек» стали применять к населению Средней Азии, а люди, оставшиеся на территории западного Семиречья, стали зваться казахами.
В начале ХVI столетия к казахам присоединились несколько тюркских племен и кочевников, которые окончательно сформировали этническую группу. Это был завершающий этап этногенеза казахского народа. Теперь предлагаем подробнее разобраться в процессах, которые предшествовали становлению современных казахов.
Образование казахской народности
Откуда произошли казахи? Этот вопрос охватывает почти тысячу лет истории. Условно процесс этногенеза можно разделить на три этапа:
Берет начало в бронзовом веке. В это время по территории Центральной Азии расселяются различные племена. Их основу составляли европеоидные народности, и внешний вид их был соответствующим.
По мнению ученых, именно здесь зародилось скотоводческое кочевничество. Тут же приручили и объездили первого коня. Заметный след в зарождении культуры казахов в то время сыграли андроновские племена. На территории Казахстана сохранилось немало их построек и захоронений. А на найденных горшках и кувшинах проглядываются узоры, которые можно встретить на казахских коврах.
На начало железного века Казахстан населяли саки, сарматы, усуни и кангюи. Согласно записям Геродота, саки отчаянно боролись с персами, отстаивая границы своих земель. Известно, что велась война с царями Дарием I и Киром II.
Сильное влияние на образование казахского народа оказали тюркские племена. Союз усуней и кангюев привел к возникновению государства Кангюй и заселению Восточного Туркестана. В Старшем жузе до сих пор сохранились роды Канлы и Сары уйсын. К концу железного века внешний облик предков казахов оставался европейским. Однако переселение гуннов внесло монголоидный элемент в облик представителей древних племен Казахстана.
Начался в VI веке н. е. с массового расселения тюркских племен. Они смешивались с потомками скифских племен, усуней и кангюев. Изменился язык и культура древнего народа. С приходом арабов среди оседлых племен распространился ислам, а также исламский календарь.
С VI по XIII века на территории современного Казахстана возникают крупные тюркские государства. Тюргешский каганат был мощной державой, однако со временем он распался на Карлукский и Кимакский каганаты, а также Огузскую державу. После них образовалось Караханидское государство, впервые среди тюркских стран принявшее исламскую религию.
В XI веке объединение тюркских племен привело к появлению исторического региона Евразии — Дешт-и-Кипчак (Степь кипчаков). В российской истории его называют Половецкой степью. Развитие и взаимосвязь скотоводческого кочевничества, земледелия и городского уклада в то время серьезно повлияли на становление казахской этнической группы.
Значительный вклад в облик современных казахов внесли завоевания Чингисхана и возникновение Золотой Орды. Монголоидные черты обусловлены ассимиляцией тюрками разрозненных монгольских племен.
Завершающий этап формирования казахского народа связывают с объединением всех родов и племен тюрков, которые уже обрели единый облик. Это произошло в период с XIV по XV века, после распада Золотой Орды. После нее возникли отдельные государства: Ак-Орда (Белая Орда), Ногайская Орда и Узбекское ханство.
В 1458 году Жанибек и Керей, недовольные правлением узбекского хана, увели людей с Сырдарьи в восточное Семиречье, где основали Казахское ханство. На тот момент уже сформировался единый язык, названный впоследствии казахским. Под предводительством хана Касыма казахи отбили у ногайцев Сарайчик — столицу Ногайской Орды — и расширили территорию государства от Иртыша до Урала. К 1521 году численность казахов достигла миллиона человек.
Кто же такие казахи? Это народ с самобытным языком и культурой, который формировался почти тысячу лет. Многие народности сгинули с течением времени, но казахи выжили и основали страну с огромным потенциалом. Сейчас в Республике Казахстан живет более 18 миллионов человек, и каждый год эта цифра растет. Казахстанцы воспевают Великую Степь в память о державе Дешт-и-Кипчак — колыбели независимого Казахстана, который мы поздравляем с Днем Конституции.
Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора
Кто будет «казахом»: о нациестроительстве в Казахстане
Президент Республики Казахстан К.-Ж. Токаев подбросил дров в дискуссию: как называть граждан Казахстана – политическим термином «казахстанцы» или этническим – «казахи».
Это заявление отдается эхом от предложений некоторых национал-патриотов, которые уже несколько лет предлагают переименовать Казахстан в Қазақ елі (страну казахов), и называть всех граждан этой страны не казахстанцами, а казахами.
Однако, стоит признать, что обсуждают эти вопросы не только казахские националисты. В России тоже звучат подобные призывы. Предлагается упразднить термин россияне и именовать всех граждан России «русские». Более того, некоторые российские политики и потворствуют смешению терминов, называя партнёров из Казахстана «наши казахские партнёры» или «казахская сторона».
Это вообще распространённая дискуссия, в которой националисты часто путают термины и подменяют понятия, ссылаясь на выгодные им примеры. К примеру, они часто приводят следующие примеры: в Италии – итальянцы, во Франции – французы, в Японии – японцы.
Однако, упускается из виду несколько очень существенных моментов. Во-первых, во многих странах, особенно в многонациональных, этническое и гражданское всё-таки разграничивается. К примеру, все граждане США – американцы, но внутри страны евреи всё же называют себя евреями, китайцы – китайцами, а ирландцы – ирландцами. Просто американцами чаще всего себя называют белые потомки британских колонистов, и это ни у кого не вызывает вопросов. В Великобритании есть термин, обозначающий гражданина – британец, который не имеет отношения к этнической принадлежности. Британцами могут быть англичане, валийцы, шотландцы, ирландцы, а также индусы, итальянцы и прочие представители всевозможных этносов.
Теперь о других примерах. В Корее, Японии, Швеции (и других странах) этот вопрос не стоит, потому что это, по сути, мононациональные страны с тотальным доминированием (свыше 90%) титульного этноса. В Латинской Америке вопрос не актуален, потому что бразильцы, аргентинцы и прочие – это относительно новые политические нации, так же, как американцы. При этом коренные жители американского континента, индейцы, всё равно подчеркивают свою этническую принадлежность, причисляя себя к тем или иным индейским народностям.
Вообще, нынешняя модель, официально употребляемая в Казахстане (да и в России) вполне себе оптимальна. Казахстанец – гражданин Казахстана, представитель казахстанской политической нации безотносительно этнической принадлежности. Казах – представитель казахского этноса, безотносительно гражданства. Казахстанец может быть казахом и казахстанец может быть неказахом (к примеру, русским, корейцем или дунганином). Казах может быть казахстанцем, и казах может быть неказахстанцем (к примеру, россиянином или британцем).
Внедрение принципа, при котором всех граждан Казахстана будут называть «казахами» вносит путаницу и невыгодно никому.
Более того, называя всех граждан Казахстана этническим словом «казахи», мы фактически признаем моральное право других наций делать так же в отношении казахов. То есть, с нашей точки зрения казахи в России, говорящие по-казахски и любящие казахскую культуру, – они больше не казахи, они русские. И казахи в Китае – они не казахи, они китайцы. И казахи в Турции больше не казахи – они турки.
Другими словами, пытаясь сделать «казахами» 6,5 млн. нежелающих этого граждан, мы вытесняем из этого статуса 4 млн. желающих быть «казахами» неграждан.
В-третьих, от этого пострадают сами казахи. Уникальность казахской национальной культуры заключается в том, что представители казахского народа идентифицируют себя как казахи, отделяя себя в этническом смысле от других народов. Даже если «казахами» станут все этносы Казахстана, то после переименования этносы не откажутся от своей этнической культуры. Ведь принуждать их силой к отказу от своей этнической культуры было бы фашизмом, а от фашизма Казахстан пока что далёк.
Итак, если в Казахстане все будут казахами, а общая культура Казахстана будет называться казахской, то казахская культура будет включать в себя культуру всех граждан Казахстана. То есть элементы культуры этнических русских, этнических корейцев, этнических ингушей тоже будет частью казахской культуры. То есть, русские блины, корейское кукси, ингушские национальные одежды будут тоже «казахской культурой». Таким образом произойдёт терминологическое размывание казахской культуры, она утратит свою кристаллизацию и уникальность.
«Тебе нравится казахская культура, Джон? Да, Том, особенно мне нравится, как казахи играют на балалайке. Подожди, Джон, балалайка – разве это не что-то русское? Ну, мой друг Иван, который сыграл мне на балалайке, он казах, он ведь из Казахстана. Значит балалайка – это казахское». Звучит конечно абсурдно, но именно к этому абсурду стремятся те, кто пытается смешать политическое «казахстанец» и этническое «казах».
В конце хотелось бы отметить: думается, что казахстанская власть на самом деле неоднородна в отношении национального вопроса. Одни на самом деле придерживаются националистических взглядов, другие – наоборот, громко за толерантность и равноправие, третьи тоже за толерантность, но молчат, боясь попасть под огонь критики, четвертые не могут противостоять националистам и идут у них на поводу, пятые используют этническую карту в своих карьерных и политических целях. Главное, чтобы в конце концов возобладал здравый смысл, а принимающие решения помнили все соответствующие исторические уроки и то, что мы живем не в 7-м, 13-м и даже не в 19-м, а в 21 веке, эпохе глобального мира.
ИАЦ является свободной площадкой для обмена мнениями. Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.
Этногенез казахского народа: основные этапы
Этногенез казахского народа: YouTube/Express Analysis
Казахи, возможно, и не сформировались как народ, если бы не вмешательство монголов. От такой версии отталкивается профессор Абдижапар Абдакимов, описывая этногенез казахского народа. Как повлияли монголы на формирование казахов, ведь из истории известно несколько этапов их становления?
Казахи в древние века
Казахский народ имеет длинную историю и очень тяжелую судьбу. Во многом это связано с монгольскими налетами. Так ли сильно монголы повлияли на судьбу казахского народа? До встречи казахских предков с монгольским врагом произошло множество событий, повлиявших на образование народности.
Формирование казахского народа берет свое начало между II и I тысячелетием до нашей эры. Это железный век на территории Казахстана. В то время на казахских землях и приближенных регионах проживали андроновцы. Об этих племенах достоверных сведений нет.
Но некоторые историки считают, принимая во внимание расово-генетические признаки, что этногенез казахов начинается именно с конца бронзового века. Ученые пришли к такому заключению из-за общих жизненных устоев древних андроновских племен и казахского народа:
Также казахский народ имеет некоторые сходства и с другими народами, которые проживали позднее: сарматами, гуннами, саками, кангюями и другими.
Остановимся на племени уйсунов. Некоторые ученые утверждают, что их общий жизненный уклад сильно похож на кочевой образ жизни казахов. Вероятно уйсуны составили казахский этнос.
Вот характерные признаки этого родоплеменного объединения:
В общественно-социальном устройстве уйсунов тоже было сходство с казахами. В социальном строении племен прослеживалось деление на левое, центральное и правое крыло. Ученые проводят параллели с казахскими жузами — был младший, средний и старший жузы.
Племя казахских предков: YouTube/Express Analysis
Этногенез казахского народа: тюркские племена
Считается, что казахская народность берет начало с тюркского этногенеза. Это важный период, поскольку уйсуны и канглы смешались с гуннами, которые вторглись с востока.
С тех пор начался процесс языковых и внешних изменений. Благодаря этому появилось множество родственных черт, которые присущи тюркским народам: казахам, башкирам, туркменам, ногайцам, киргизам, каракалпакам, алтайцам и тувинцам.
В состав казахского народа вошли канглы, которые проживали на южных территориях Казахстана. Затем они смешались с северо-западными племенами — сарматами. Все это первые этносы Казахстана, впоследствии сформировавшие современный казахский народ.
Заселение территорий современного Казахстана тюркскими племенами — второй этап становления казахского народа. По истечении времени появились ягмы, дулаты, болаты, карлуки и большое количество других племен. Этнический состав Казахстана только увеличивался.
Формирование казахской народности происходило на основе близости разных жизненных аспектов поселений и племен. Родственные черты наблюдались в:
Тюркские племена готовы были объединиться в единую нацию, но все испортили монголы.
Монгольский период
Третий период формирования казахского народа охватывает X–XIII века — расцвет Средневековья. Тюркские племена объединялись, из-за чего увеличивалась численность населения. Параллельно на востоке развивалась Монгольская империя. Появились такие племенные народы: кереи, жалаиры, меркиты, найманы.
Последний период формирования этнической структуры казахов охватывает время с XIII по XIV века. Это период, когда казахские предки находились под гнетом монгольского врага. Регулярные нападения стали катализатором возникновения новых этнических групп. Этот период был самым тяжелым и трудным в истории казахов.
Образование казахской народности ускорилось, поскольку тюркоязычные племена были вынуждены объединяться, чтобы противостоять сильному врагу. Но везло далеко не каждому:
Вот эти последние постепенно сближались друг с другом, что привело к формированию единого народа.
Из очерка авторитетного ученого Абдакимова «История Казахстана (с древнейших времен до наших дней)» известно, что к 1218–1219 годам монголы подчинили почти все соседние страны, включая енисейских киргизов, бурятов и тангутов.
Все это повлияло на то, что очагами становления казахского народа были юго-восток, юг и центральная часть Казахстана. До этого зарождение казахской народности происходило на территории восточного Казахстана на основе кыпчакских племен и в Семиречье, где проживали усуно-карлукские племена.
Монгольские вторжения только замедлили процесс формирования единого тюркоязычного народа. Монголы внесли путаницу в географическое расположение племенных поселений. Таким образом, появлялись не только новые тюркские этносы, но и монгольские.
Вмешательство моголов разрушило уже имеющиеся социально-политические связи, культуру и этнос, хозяйственный и экономический уклад тюркских племен. Древние жители были разобщены. Монголы изменили систему руководства племенами, а также повлияли на хозяйственную деятельность, традиции, обычаи и так далее.
Монгольская система управления имела свои особенности:
Теперь были такие этнические группы: татары, ногайцы, конраты, толенгуты, чингизиды. Последние больше всех сопротивлялись вражескому правлению, пытаясь сохранить свои особенности. Чингизиды со временем стали частью народности Казахстана.
На территории Казахстана в этот период происходило множество этномиграционных процессов: древние казахи объединялись с разными этническими представителями. Монголы занимались тем же самым.
В XIV–XV веках на территории Казахстана и приграничных землях сформировались такие государства:
В то время жителей называли узбеками, узбеками-казахами, моголами (могулами), ногаями.
Этногенез казахского народа: конец формирования казахской народности
На финальное образование казахской народности ушло несколько веков. Период начался в XIV веке и закончился в начале XVI века. За это время было достигнуто важное условие, при котором формируется любая народность, — придумали название собственному государству.
Постепенно монгольские устои начали ослабевать, а казахское этническое сознание только крепчало. Тюркские племена объединялись с монгольскими, поскольку имели похожие представления о кочевом образе жизни, духовности и культуре. Затем зародилась идея создания единого государства с национальным названием. Так предки современных казахов стали на путь формирования нации.
Хоть и присутствовало стремление создать единую нацию, но у казахов по-прежнему было разделение на жузы. В свою очередь жузы делились на рода, среди которых были большие объединения, деленные на подрода. Каждое объединение отличалось боевым кличем и знаменем, но также был общий клич «Алаш».
Знамя — родовой знак, который называли «тамга» или «танба». Каждый род имел свой знак, которым клеймили животных, использовали на предметах быта, оружии, в архитектуре.
Тамга — это не просто родовой знак, а символ, который имеет собственную историю происхождения. До сих пор достоверно не известно происхождение каждого родового знака. Это свидетельствует о том, что историю казахского народа еще предстоит изучить, поскольку современным историкам известно далеко не все. Каждая тамга — сокровище мировой культуры.
Также есть шежире (родословная). В таких сводах описана история становления племен, которые раньше обитали на территории Казахстана.
Представленные этапы формирования народности Казахстана известны благодаря открытиям, социально-политологическим анализам. По известным данным видно, как тяжело далось казахским предкам становление национальной культуры. Поэтому современным казахам нужно беречь то, что формировалось веками.
Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора
«Как называть граждан Казахстана – политическим термином «казахстанцы» или этническим – «казахи»
«Касым-Жомарт Токаев: Все национальности, проживающие в Казахстане, по сути являются единой нацией» — Эксклюзивное интервью президента Республики Казахстан К.К.ТОКАЕВА информационно-аналитическому порталу informburo.kz — Очевидно, что мы должны переосмыслить наши подходы к вопросу межнациональных, межэтнических отношений. Казахстан был и будет территорией дружбы и согласия. Наш девиз: единство в многообразии.
Все национальности, этнические группы, проживающие здесь, по сути являются единой нацией. За рубежом нас знают как казахов, поскольку в названии нашего государства звучит именно это слово.
Разумеется, не может быть и речи о покушении на самобытность каждого этноса, постоянно проживающего в Казахстане. Все они имеют и будут иметь право на изучение и применение своих языков, развитие культур, соблюдение обычаев.
В то же время ускоренное развитие должен получить казахский язык, которому в будущем суждено стать по-настоящему языком межнационального общения.
Я отнюдь не умаляю историческое значение русского языка, открывшего нам путь к знаниям в мировой науке и культуре. Жители Казахстана должны знать его на высоком уровне. Нам это только на пользу.
Айкын КОНУРОВ, депутат мажилиса – «О нациестроительстве» — Касым-Жомарт Кемелевич в своем интервью сказал, что: «Все национальности, этнические группы, проживающие здесь, по сути, являются единой нацией. За рубежом нас знают, как “казахов”, поскольку в названии нашего государства звучит именно это слово».
Это прозвучало правильно. Но сама ситуация, которая привела к необходимости разъяснения со стороны Президента, появилась вследствие провалов образовательной системы, так и вследствие упущений в информационной работе.
К сожалению, на протяжении долгого периода населению доступно не разъясняли, что, в формировании нациестроительства в Казахстане, ключевой является идея гражданской нации, а единственным национализмом может быть только государственный или гражданский национализм. И только с такой точки зрения обретают смысл такие понятия, как национальные интересы, национальная безопасность, национальные проекты.
То есть мы считаем, что во главу государственной идеологии необходимо ставить преимущества казахстанского ГРАЖДАНСТВА, как основы нациестроительства. Сейчас же в обществе преобладает этнический, а не гражданский национализм, что может привести к разрушительным последствиям.
Выражаясь бытовым языком, текущая государственная идеология не дает людям понимания преимуществ обладания казахстанским паспортом и это проблема.
Мы, как партия, все время настаиваем на развитии социальной поддержки, образования и здравоохранения, как раз исходя из интересов ГРАЖДАНСКОЙ НАЦИИ, поскольку именно объем социальной поддержки становится частью государственной пропаганды развитых стран. Тех стран, куда уезжают наши соотечественники, люди, которые могли бы остаться и работать на благо Казахстана.
В нашей партии мы всегда во главу угла ставим равноправие и равные возможности для всех, максимально поддерживая право казахстанцев на участие в политической жизни страны через партийную работу в рядах КНПК. Именно в ряды КНПК вступают представители различных культурных и общественных объединений, интересы которых получают нашу ресурсную и информационную поддержку.
Газиз АБИШЕВ – «Кто будет «казахом»: о нациестроительстве в Казахстане» — Президент Республики Казахстан К.-Ж. ТОКАЕВ подбросил дров в дискуссию: как называть граждан Казахстана – политическим термином «казахстанцы» или этническим – «казахи».
Это заявление отдается эхом от предложений некоторых национал-патриотов, которые уже несколько лет предлагают переименовать Казахстан в Қазақ елі (страну казахов), и называть всех граждан этой страны не казахстанцами, а казахами.
Вообще, нынешняя модель, официально употребляемая в Казахстане (да и в России) вполне себе оптимальна. Казахстанец – гражданин Казахстана, представитель казахстанской политической нации безотносительно этнической принадлежности. Казах – представитель казахского этноса, безотносительно гражданства. Казахстанец может быть казахом и казахстанец может быть неказахом (к примеру, русским, корейцем или дунганином). Казах может быть казахстанцем, и казах может быть неказахстанцем (к примеру, россиянином или британцем).
Внедрение принципа, при котором всех граждан Казахстана будут называть «казахами» вносит путаницу и невыгодно никому.
Во-первых, дискриминируется зарубежная казахская диаспора. Ведь теперь этническое слово «казахи» будет использоваться в политико-гражданском смысле, описывая общие черты всех граждан Казахстана, которые по своей природе пока что неоднородны. По мере использования термина «казахи» в отношении граждан, этот термин перестанет быть релевантным в отношении этнических казахов, являющихся гражданами других государств (это более 4 млн человек по всему миру). Если «казахи» – это граждане Казахстана, то неграждане Казахстана «казахами» быть не могут. То есть, этнические казахи из России, Турции, Узбекистана, Китая – они больше не «казахи».
Во-вторых, называя всех граждан Казахстана этническим термином «казахи», мы ущемляем права нетитульных этносов. Культурная уникальность населяющих Казахстан этносов заключается в том числе и в том, что они определяют себя как русские, украинцы, корейцы, немцы, чеченцы и др. Это их возможность сохранить себя и свою семейную культуру, при этом никак не ущемляя ни казахов, ни казахскую культуру, ни интересы Казахстана. Ведь будучи русскими, узбеками, армянами, эти люди также имеют право называть себя «казахстанцами», то есть гражданами независимого суверенного государства Казахстан. Если титульный этнос именует себя этническим словом «казахи» и требует от остальных этносов называть себя тоже «казахами», значит он требует от этих людей отказаться от своей этничности и принять казахскую этничность.
В-третьих, от этого пострадают сами казахи. Уникальность казахской национальной культуры заключается в том, что представители казахского народа идентифицируют себя как казахи, отделяя себя в этническом смысле от других народов. Даже если «казахами» станут все этносы Казахстана, то после переименования этносы не откажутся от своей этнической культуры. Ведь принуждать их силой к отказу от своей этнической культуры было бы фашизмом, а от фашизма Казахстан пока что далёк. Итак, если в Казахстане все будут казахами, а общая культура Казахстана будет называться казахской, то казахская культура будет включать в себя культуру всех граждан Казахстана. То есть элементы культуры этнических русских, этнических корейцев, этнических ингушей тоже будет частью казахской культуры. То есть, русские блины, корейское кукси, ингушские национальные одежды будут тоже «казахской культурой». Таким образом произойдёт терминологическое размывание казахской культуры, она утратит свою кристаллизацию и уникальность.
Кто-то считает, что это большая беда, кто-то считает, что это большое достижение. Я, например, тоже считаю, что это как раз достояние и неотъемлемый признак казахской нации. Но тем не менее, тогда казахская нация была еще двуязычной, то есть в основном русскоязычной и какая-то часть казахской нации была казахоязычной. А авторы языкового законодательства просто решили не замечать того факта, что русский язык является объединяющим, «нациообразующим» для казахов признаком.
Притом, что казахи чрезвычайно трепетно относятся к своему языку, переживают за его будущее и стараются все что в их возможностях сделать для его развития. И вот этот посыл, что государственным является казахский, хотя на самом деле этот законодательный посыл не соответствовал жизненным реалиям, перенесен и в более поздние версии. То есть, появляется Конституция 1995 года и появляется во исполнение ее специальный закон, который регулирует языковые отношения. Это закон «О языках» 1997 года, где заложен тот же языковый принцип формирования национальной государственности и нации, что и в конституционном законе «О государственной независимости Республики Казахстан», принятом еще в 1991 году.
Этот принцип формулируется следующим образом: «Граждане Казахстана всех национальностей, объединенные общностью исторической судьбы с казахской нацией, составляет вместе с ней народ Казахстана». То есть, казахская нация существует как нечто отдельное от граждан Казахстана всех национальностей, и она соединена с ними лишь общностью исторической судьбы. Получается, что казахская нация, граждане разных национальностей и народ Казахстана – это разведенные юридические категории. А чем они должны быть соединены в одно целое по логике Законодателя? Конечно, государственностью казахского языка.
На самом деле объединяет казахскую нацию и казахское государство именно русский язык. И тогда, и до сих пор казахский является чрезвычайно важным, но не объединяющим, а разделяющим пока что признаком казахской нации, как в этническом, так и в гражданском смыслах. Заложенные в законодательство и идеологию кем-то очень желаемые, но не соответствующие реалиям посылы, привели к провисанию всей конструкции. Если считать, что нация объединена государственным казахским языком, то казахской нации нет. Есть нагыз казахи, есть шала казахи, и есть просто «русскоязычные» самых разных национальностей.
Даже с нагыз казахами надо еще разбираться, кто из них не просто умеет говорить (просто что-то такое сказать, и я сумею), а действительно реально, капитально грамотен на казахском языке. В общем и национальное государственное строительство не получается, а все потому, что законодатели попытались включить в закон то, чего нет в реалиях. Они, конечно, понимали, что на момент принятия закона, что в 1989, что потом в 1997 году, что это все не так, но искренне считали, что когда-то будет так. Когда-то казахский язык станет общим для всех и всех объединит.
Вот эта надежда на приведение не законодательства к реалиям, а наоборот, проявилась в такой формулировке в законе от 1997 года: «долгом каждого гражданина является овладение государственным языком, являющимся важнейшим фактором консолидации народа Казахстана». Но долг то он долг, однако не подтвержденный никакими конкретными действиями государства по принуждению, или по стимулированию граждан к исполнению этого своего долга. Соответственно, долг не исполняется, а раз так, то важнейшего фактора консолидации народа нет.
И с этим надобно что-то делать, особенно после таких тяжелых ударов в Кордае. Плюс на это накладывается то, что власть вся сплошь сверху до низу казахская. То есть, в ней есть какие-то другие отдельные представители, но на ключевых постах, где определяется политика, экономика, идеология, наука, культура, стратегический бизнес (хоть на национальном уровне, хоть на региональном, да и в отдельном Кордайском районе), только казахи являются определителями. А так как эта политика все чаще дает сбои и все более выглядит несимпатично, то получается, что казахи во власти во всем и виноваты.
© ZONAkz, 2020г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.