Это лучше чем отлично ярость

Цитаты из фильма «Ярость»

346754В подборку вошли высказывания, фразы и цитаты из фильма Ярость (Fury):

Язык — это инструмент войны.

В том, кто любит мир, нет любви Божьей.

Выпить не помешает, до похмелья не доживем.

Зачем спасать котят вместо того, чтобы ехать на Берлин?

Когда нас первый раз подбили в Северной Африке, Дон обделался. Была такая вонища, а в танке главное не бздеть, это правда.

Это лучше, чем отлично.

13

И услышал я голос Господа, говорящего: «Кого мне послать и кто пойдет для нас? И я сказал: «Вот я, пошли меня».

2

Хочешь говорить по-мексикански, ступай в другой танк, мексиканский. А это американский танк, говори понятно.

Война от нас никуда не денется.

— А Иисус любит Гитлера?
— Я думаю да, любит.

Я знаю, кто ты, а ты знаешь, что делать.

3 thumb

— Чем он там занимается?
— Кости бросает. Всем, кроме нас, череп с костями.

— Я думал, ты погиб.
— Дьявол помогает своим.

— Они знали, что мы придем, поэтому напоследок напились и на рассвете застрелились.
— Зачем вы мне это показываете?
— Идеалы миролюбивы, история жестока.

Меня учили печатать 60 слов в минуту. Меня не учили расстреливать трупы, но я стараюсь изо всех сил.

Как же с вами хорошо. Лучшая работа в жизни.

Делай, что я скажу. И не вздумай заводить друзей.

В армии не бывает ошибок.

В данном сборнике приводятся цитаты и фразы из фильма «Ярость» (на английском языке — Fury) — военная драма, снял режиссёр Дэвид Эйер. Мировая премьера состоялась года.

Источник

Ярость Императора – О чем на самом деле новелла Макнилла? Часть 1

Новелла Грэма Макнилла «Ярость Магнуса» хронологически стоит между «Сатурнином» Абнетта и «Мортисом» Фрэнча. Это вторая новелла в серии «Осада Терры». Первой был «Сыны Селенара», тоже Макнилла. Но если «Сыны» – это яркая динамичная авантюра, которая на сюжет самой Осады вообще влияет (хотя влияет на сюжет Долгой Войны), то очередной виток истории Магнуса – это без преувеличения Черный Лебедь Осады. Собственно, об этом говорит сам Макнилл в Послесловии к новелле.

Теория Черного Лебедя разработана статистиком и трейдером Нассимом Николасом Талебом. Эта теория вводит определение Черный Лебедь для событий, которые соответствуют следующим критериям: а) они экспертно непредсказуемы, б) они имеют колоссальные последствия, в) в ретроспективе их можно рационально объяснить, как если бы они были ожидаемы.

1640638755162194993

Часть 1. Магнус прав

Начну с самого резонансного момента. Хотя, насколько я понимаю, резонанс он вызвал лишь потому, что значительная часть комьюнити строит свои представления о книжной вселенной Вархаммера на основании чего угодно, кроме самих книг. А в тексте «Ярости Магнуса» Макнилл дает всего пару действительно двусмысленных моментов и с Алым Королем они вообще не связаны.

Сюжет новеллы идеально прост – Магнус приходит к Золотому Трону и… уходит. Всё. В промежутках он успевает порефлексировать на фоне своих воспоминаний, пообщаться с Малкадором и потом с самим Императором. Проследим его путь по ключевым вехам.

До того, как Магнус оказывается во Дворце (строго по воле Императора, который свою волю передает через Сигиллита в обход Вальдора), с примархом Пятнадцатого есть один любопытный эпизод – в его походном шатре, куда он приглашает своих самых искушенных Корвидов. В действительности, здесь Макнилл применяет кольцевую схему, хотя сразу это неочевидно. Однако первый же эпизод новеллы с присутствием Магнуса в итоге оказывается зеркальным отражением последнего эпизода с ним.

Итак, Алый Король пригласил в шатер сыновей, которые чуть позже пойдут с ним во Дворец. Вот его мысли, когда он на них смотрит:

Все они были Корвидами: Ариман, Менкаура, Амон. Алые доспехи сверкали, грязь и пепел этого мира еще не тронули их звездные мантии. Верные воины все как один, и каждый предатель по-своему.

Куда интереснее, почему Магнус считал и Аримана «по-своему предателем». Ведь именно Ариман сумел собрать все те осколки, которые составляли сущность Алого Короля к моменту Осады. Более того – Магнус в новелле прямо говорит, что как Корвид Ариман значительно лучше него самого. Примарх говорит об этом без зависти, он просто констатирует факт. И это тоже важный момент, ведь принято считать, будто Алый Король до последнего не понимал, что стало причиной его падения. В действительности, все он отлично понимал. В этом эпизоде, в шатре, он говорит своим сыновьям:

– Я всегда насмехался над Ангроном за утрату контроля над собой, за его звериную ярость. Я верил, что он слаб. Но когда я увидел, что натворил, то понял – я ничем не лучше своего брата. Я возомнил, что непогрешим, что знаю больше других.

Упоминание ангроновской ярости не случайно, но об этом позже. Сейчас важно, что Магнус осознает свою ошибку. Это не значит, что он избавился от высокомерия и тщеславия, нет. Однако Циклоп объективно оценивает причинно-следственные связи произошедших событий. Он понимает, что его вины здесь не меньше, чем вины Императора.

Но вернемся к Ариману. Позже Магнус скажет ему, что знает правду о Хатхоре Маате. Здесь примарх имеет ввиду сюжет «Алого Короля», где Азек фактически продал душу Маата демону Тзинча в обмен на знания. Это один из самых жестоких и беспринципных поступков Аримана, и на это Магнус говорит ему:

Я не осуждаю тебя, и искренне желаю, чтобы ты был избавлен от этого бремени.

– А остальные? – спросил Ариман. – Ты видел наши смерти?
– Нет, – солгал Магнус.

Тут закономерно задаться вопросом – зачем Магнус продолжал держать этих троих рядом, если каждый дал повод усомниться в себе? Все просто – они его сыновья. Не спешите приводить Атрахасиса в качестве контр-аргумента, я еще не закончил с эпизодом в шатре. Когда Магнус смотрит на себя в зеркало, он касается того места, где находился глаз, отданный в залог Тзинчу за избавление от Перерождения Плоти, и произносит:

– Одним лишь усилием мысли я могу изменить свою внешность, стать богоподобным или земным, прекрасным или чудовищным, но этого. этого я не изменю.

1640638816138621354

– Я. я не могу бросить их, отец, – сказал он, сжимая кулаки. – Их судьба еще не решена. Я найду способ спасти их. Я должен.

Кстати, насчет «судьба не решена». Косвенно эта фраза подтверждает, что Магнус действительно мог видеть Рубрику. Но похоже, он надеялся не допустить этого. Его надежда справедлива, ведь будущее можно изменить, об этом в «Повелителе Человечества» Дэмбски-Боудена говорил сам Император. Однако же под Императорским Дворцом всего на мгновение Магнус засомневался:

И он вместе со своим отцом ведет своих новых воинов в новый крестовый поход, чтобы отвоевать звезды. На этот раз они не повторят ошибок прошлого. На этот раз они изменят галактику так, какой она и должна быть. Это было все, чего он когда-либо желал… И все же…

Давайте проследим эту цепочку. Император намеренно создает брешь в телеэфирной защите Дворца и пропускает Магнуса внутрь. Он подсылает к нему Малкадора, зная, что тот умрет. Это подтверждается словами Откровения, аватары Императора:

Затем Магнус проходит к Золотому Трону, который не охраняется Кустодиями. Да, там есть Вулкан, но он не рядом. Владыке Саламандр потребовалось некоторое время, чтобы добраться до Трона. И Повелитель Человечества все это допускает – намеренно оставляя себя абсолютно беззащитным перед сыном, доведенным до точки кипения. Но главное – перед сыном, у которого есть чудовищный изъян. На этот изъян Макнилл указывает трижды, в первый раз – в воспоминаниях самого Алого Короля:

Император всматривался через эфирные линзы, Он хотел показать Магнусу тайны рождения звезд, и с восхищением рассказывал о непостижимых пустотах между ними. Вместе они прокладывали маршруты будущих крестовых походов и смеялись, представляя себе кампании, которые однажды потянутся через бездонную бездну в другие галактики.
– Нет ничего невозможного для тех, кто пытается, – возразил его отец, когда Магнус заговорил о почти невозможности выйти за пределы звездного гало. – Никто из ныне живущих не станет свидетелем этого, но, когда человечество сможет летать, как летаем мы, когда сможет мыслить, как мыслим мы, тогда величайшая из всех наград окажется в его руках.
– Что может быть лучше, чем владычество над галактикой? – спросил Магнус.
Но отец оставил его без ответа и отвернулся, чтобы скрыть разочарование.

Второй раз изъян Магнуса проявляется в тот момент, когда Атрахасис нарушает его приказ:

Магнус позволил вырваться наружу ярости – огню, что полыхал в нем с тех пор, как он впервые появился на свет несколько веков назад и взглянул на мир, столь же прекрасный, сколь и пугающий, с сознанием, не похожим ни на чье другое.

Не зря он сравнивал себя с Ангроном, верно? Хотя ярость Магнуса, его величайший изъян имеет иную природу. О ней Макнилл прямо говорит нам в Послесловии к новелле:

И замечу, Магнус здесь не затем, чтобы хвастаться тем, как много он знает. Он здесь, чтобы поделиться тем, что он знает, и передать радость познания, при этом не давя на вас. Можно быть самым умным человеком в комнате, но быть самым любознательным – это нечто большее. Магнус здесь не только для того, что учить, но и чтобы учиться. Он хочет знать то, что знаете вы, хочет увидеть мир вашими глазами, потому что это поможет ему составить более полную картину Вселенной в своем сознании.

Тут мне нужно пояснить, что у слова «ярость» три значения. Первое нам хорошо знакомо – это доведенный до предела гнев. Второе значение – исключительная интенсивность проявления чего-либо. Третье значение – крайняя увлеченность в осуществлении задуманного. Макнилл говорит именно о третьем значении – Магнус не был «самым умным человеком в комнате», он был «самым любознательным». Он был яростен в этом, что и разочаровало Императора.

Алый Король хотел вместе с отцом править галактикой и вознести человечество до пси-активного вида в большей степени не потому, что считал это правильным. А потому что хотел узнать, какой окажется эта галактика будущего. Как говорит Макнилл, «он хочет увидеть мир вашими глазами». Вот, что кроется за теми его словами из воспоминания и за разочарованием Императора. И все же он позволил Магнусу подойти к Золотому Трону и едва не положить всему конец. Почему?

1606796668191176327

Потому что яблочко от яблони. Императором тоже движет ярость. Но в ее основе не желание знать, а желание изменить мир (о чем нам в «Сатурнине» Абнетта говорила Эрда). Повелитель Человечества готов сделать это любой ценой и ему нужны все фигуры на регицидной доске, поэтому ради попытки вернуть Магнуса он совершает этот безумный гамбит – жертвуя Сигиллитом и рискуя собой.

Его можно понять. В «Мортисе» Фрэнча хорошо показано, насколько тяжело Императору дается противостояние с Хорусом. Возможно, он даже понимает, что проигрывает. Магнус на стороне лоялистов мог бы все изменить, и довольно быстро. Поэтому Император идет ва-банк. Сначала он извиняется устами Малкадора:

– Не пойми меня неправильно, – продолжил Сигиллит. – Мы тебя подвели. Мы не сказали всего, что тебе нужно было знать. Мы дали тебе инструменты для создания твоей собственной реальности, но не уточнили, какова будет цена за пересечение определенных границ. Неудача полностью наша, моя и Императора, а не твоя. Но это не меняет того, где мы сейчас находимся. Важно то, что происходит здесь, прямо сейчас, в этот момент.

Затем он извиняется уже устами Откровения:

– Тебе говорили, – возразил Откровение. – Тебя предупредили. Но ты решил, что тебе лучше знать.
– Я знал только то, что ты мне сказал, – огрызнулся Магнус, и свет Моргенштерна замерцал по рукояти посоха.
– В этом мой просчет.

Полагаю, эти слова мы не можем трактовать иначе, кроме как признание своей вины за ошибку. Так Император раскрывает Магнусу все карты – он прямо демонстрирует свою беззащитность, прямо говорит, что нуждается в сыне. И наконец его предложение – по своей сути оно дублирует вышеприведенный фрагмент из воспоминаний Магнуса. Это действительно то, чего, как знал Император, искренне хотел его сын. Циклоп хотел покорять галактику с отцом и собственными сыновьями.

И это едва не сработало, что подтверждается в эпизоде, когда Алый Король перестает себя контролировать и начинает схватку с Вулканом. Его наполняет ярость:

Ярость от того, что отец поставил его перед этим ужасным выбором. Ярость от того, что Он верил, будто Магнус будет готов принять Его предложение. Но самое главное, это была ярость от того, что он, Магнус, почти был готов его принять.

Заметьте – Вулкан все отлично понимает, он не спорит со своим братом по поводу принятого им решения, это хорошо показано в финале их разговора за миг до начала поединка:

– А ты бы пожертвовал своими? Ты бы предал хотя бы одного из них ради собственных желаний?
– Я бы не смог, – глубокий голос Вулкана был наполнен горем, правая рука скользнула к Урдракулу на поясе.

Но ярость – не выбор Магнуса. Выше я процитировал строки, в которых говорится, что она была в нем с рождения. Выбор Магнуса в другом:

Если я должен быть проклят вместе со своими сыновьями, то пусть я буду проклят.

В этом просчет Императора. На третьем стриме про Повелителя Человечества я наглядно показал, что у него много выдающихся черт, но он никогда не был хорошим отцом. По всей видимости, он вообще плохо понимал концепцию отцовства. Зато Магнус ее понимал. Это можно было бы назвать лишь моей догадкой, если бы ее не подтвердил сам Макнилл:

В заключение, и это мой любимый момент в книге, Магнус поступает правильно, отказавшись бросить своих сыновей, как и положено любому отцу, обрекая тем сам себя на проклятие.

Примарх смотрел в зеркальные отражения себя, но там, где когда-то они показывали несметное множество его обличий, аспекты его души во всем ее разнообразном великолепии и безобразии, теперь он видел только одно лицо – то, которое стал носить, когда отверг предложение своего отца. В центре не хватало одного каплевидного осколка, и теперь его место заняло постоянно искривляющееся демоническое стекло, точно соответствующее зазору.

Этот эпизод тоже нужно понимать правильно. После поединка с Руссом душа Магнуса была расколота, и каждый из осколков действительно отражал какой-то его аспект. Это наглядно показано в «Алом Короле», например, Магнус-воин на Агхору, Магнус-искатель знаний в Кифероне, Магнус-философ на Просперо. В новелле Макнилла Сигиллит говорит Алому Королю, что все это не важно, что все лучшее никуда не делось. Но Регент лжет, в рассказе «Последний сын Просперо» между ним и Ханом происходит следующий диалог:

– Магнус мертв.
– Нет, Джагатай, он не умер. Ты знаешь это. Ты встречал его на Просперо.
– Я встретил лишь тень.
– Да, одну из многих. Алый Король разбился на части, разлетелся осколками, словно зеркало, брошенное на землю в гневе. Это началось с уничтожения оберегов Терры, и закончилось яростным ударом Волка. Магнус не мертв, Джагатай. Он стал легионом.

Причем в том же рассказе подтверждается, что в первый раз Алый Король раскололся еще на Терре, когда прибыл с предупреждением о предательстве Хоруса. Это Арвиде говорит осколок его отца, застрявший под Императорским Дворцом. Так что да, Магнус, который пришел на Терру за «осколком преданного сына», был лишь частью себя первоначального. Мы точно знаем о десяти осколках, и к моменту событий «Ярости Магнуса» собрано лишь пять из них, а два не вернуть уже никогда – один уничтожил Хан на Просперо, второй объединился с душой Арвиды и его тутеларием. То есть это Магнус лишь наполовину, буквально.

1640638982191577870

Но все это не объясняет, почему отражение Магнуса в зеркале собралось воедино, несмотря на то, что реально Алый Король был по-прежнему расколот. Как я уже сказал, Циклопа сломало предложение Императора, точнее – его неспособность принять это предложение. Алого Короля обуяло чувство вины, обуяло с яростью, потому что он всегда все делал с яростью. И когда примарх понял, что пути назад нет, он обрел целостность. Он сменил вину на гнев и гневом заполнил пустоту. Вместо Императора Магнус принял Тзинча. Но лишь потому, что тот обещал другие варианты будущего, а не только тот, где все сыновья Алого Короля мертвы.

Это одна из основных причин, по которой новелла Макнила мне понравилась. Она завершает историю Магнуса и для меня делает его образ как никогда трагичным. Ведь ему пришлось выбирать между светлым будущим человечества, которое он мог строить вместе со своим отцом, как всегда мечтал, и проклятым настоящим, в котором его сыновья обречены, но – еще живы. При этом Макнилл, следуя своей манере, вплетает в эту историю массу второстепенных, но не менее любопытных моментов.

Думаю, если не все, то многие смотрели «Ученик Чародея» с Николасом Кейджем. Помните, как он пытался объяснить магию на уровне физики? Вот эпизод из «Ярости Магнуса», где Алый Король поясняет, как скрывает себя и своих воинов на виду у защитников Дворца:

– Что ты видишь, мой господин? – спросил Менкаура.
– Я вижу свет. Отраженный свет, который касается сетчатки каждого вокруг нас. Удивительная сложность биологических механизмов человеческого глаза превращает фотоны в электрические сигналы, которые интерпретируются мозгом. При нормальных обстоятельствах, если бы мозг защитников правильно их считывал, они воспринимали бы наш истинный облик. Но я убеждаю мозг всех этих людей игнорировать поступающие импульсы. Мы видимы в формах, которые для их восприятия выбираю я.
– Некогда я совершал столь изощренный обман с одним человеком. – сказал Амон. – Но взломать нейрологику системы убеждений стольких душ одновременно.
– Эти мужчины и женщины совершенно измотаны. После нескольких недель постоянного ужаса их умственные способности сведены почти до уровня сервиторов. Все это облегчает манипулирование столь многими разумами, не привлекая психическое внимание сторожевых псов Внутреннего Дворца, хотя «легче» – громко сказано.

Искренне люблю Макнилла за такие вот моменты еще со времен «Тысячи Сынов». Кстати, в «Ярости Магнуса» он продолжает тему заимствований из учения Алистера Кроули. Наконец, человек, сваявший для нас Алого Короля, прямо указывает, чем вдохновлялся при разработке эзотерической системы, практикуемой Пятнадцатым легионом:

Одни называют ее Архитектурой Судьбы, другие – Акашей. Шаманы VI Легиона знали ее как вюрд. Провидцы Джагатая говорили о том, что оседлали поднебесную бурю. Для Магнуса это было просто Телема, древнее слово, которое означало «воля». Учения Корвидов стали попыткой просперианцев услышать ноты этой незримой музыки и изучить шаги танца, который она создает. Но знание того, что бывший Практик Аримана оказался поблизости, напомнило Магнусу, что даже он не знал музыку так хорошо, как думал.

«Телема» («θέλημα») с греческого действительно переводится как «воля». Так называлось религиозно-этическое учение, разработанное Алистером Кроули. Как я уже говорил на стриме про практики Тысячи Сынов, Грэм Макнилл многое взял у этого выдающегося оккультиста. Но лишь в «Ярости Магнуса» он впервые сказал об этом не косвенными отсылками. По-своему это тоже завершает образ Алого Короля и его легиона, а Макнилл расставляет последние точки.

Таких моментов в новелле немало, но упоминать другие я конечно не буду. Кому Макнилл, что называется, заходит, сами почитают и будут в восторге. Остальным подобные пересказы не нужны. Единственное, что отмечу в заключение этой части – при встрече с Малкадором Магнус называет его Сигиллит Терры. Довольно странная формулировка, не находите? Напомню, что форма «сигиллит» происходит от латинского слова «сигил» (sigillum), что означает «печать». Быть может, здесь Макнилл неожиданно приоткрывает нам некую тайну об истинном происхождении и предназначении Малкадора.

Источник

Рецензия на фильм «Ярость»

Выдержанный в духе современного масштабного кино суровый фильм об ужасах войны, страхе смерти и необходимости оставаться человеком даже в самые страшные минуты своей жизни

fury 2466

2288847 671138

Апрель 1945 года. Войска союзников ворвались на территорию гитлеровской Германии и уверенно идут к Берлину. Почти не оказывающие серьезного сопротивления немцы сдаются тысячами, но даже на исходе войны любая стычка остается смертельно опасной. Экипаж танка, носящего гордое прозвище «Ярость», только что потерял своего стрелка-радиста, но вместо опытного бойца команда сержанта Дона Кольера получает необстрелянного юнца Нормана Эллисона, командированного из штаба и ни разу в своей жизни не выстрелившего в человека. Разбираться некогда, бои идут каждый день, а любая новая операция может оказаться последней даже для такого удачливого экипажа, как четверка «Ярости» и их новичок.

1557923479 1311940216 yarost torrent30 ru 5

0013560001412622875

big startfilmru1264139

Достойно показать войну в кино не так-то просто. Удержаться на острой грани, не свалиться в тарантиновскую сатиру «Бесславных ублюдков», но и не исчерпать десятилетние запасы пафоса «Сталинграда» – задача не из простых. Тем значительнее режиссерский успех Эйера. На пару с оператором Романом Васьяновым Эйер не только создал несколько фантастических боевых сцен, но и пропитал серым цветом войны каждый кадр, каждый миг экранного времени, каждый сантиметр декораций. Кровавые останки, растоптанные и растерзанные трупы, осколки и грязь ни на секунду не дают зрителю ощущения комфорта и расслабленности. Вместе с героями мы погружаемся в душное тесное чрево танка, вместе проходим бой, вместе наслаждаемся минутами затишья. С трудом можно вспомнить ленту о войне, которая поглощала бы сильнее «Ярости».

fury movie clip i cant do it

Впрочем, за танковыми дуэлями, ночными перестрелками и бесконечным ожиданием смерти Эйер слегка упростил характеры своих персонажей. Про тех, кто находится вне Шермана, и говорить неприлично, это лишь калейдоскоп лиц, но ведь и пять ведущих персонажей, по сути, остаются всего лишь танковыми бойцами, у которых сложно запомнить даже имена. В этом главное отличие «Ярости» от действительно гениального со всех точек зрения «Спасти рядового Райана». Бесстрашный командир экипажа, богобоязненный наводчик, грубый неотесанный заряжающий, болтливый любитель выпить механик-водитель и мальчишка-радист – это все, что мы знаем об экипаже в начале фильма. С этим же мы остаемся на финальных титрах, лишь пара эпизодов чуть шире раскрывают перед зрителем души и умы героев, но этого абсолютно недостаточно для того, чтобы за солдатами увидеть людей.

Источник

Злость не со зла: какие эмоции прячутся за нашими вспышками гнева и почему так происходит

Все люди злятся. Злость — базовая эмоция, возникающая в минуты опасности. Она мобилизует все наши ресурсы и побуждает действовать. Но иногда мы злимся совершенно не к месту, а после не можем понять, что именно вызвало такую реакцию. Всё дело в том, что за нашим гневом нередко скрывается нечто совершенно иное.

Злость имеет разные оттенки, от легкого раздражения до гнева.

Более того, согласно некоторым психоаналитическим теориям (Липпс, Фенихель), даже скука — это одна из форм агрессии.

Правда, направлена она внутрь человека, когда какая-то деятельность не приносит ему удовлетворения, особенно если это продолжается достаточно долго. Скука может стать сигналом к переменам, но она нас скорее тормозит, а вот злость или страх, вызванные ею, помогают эти планы осуществить.

Zlost 1

Злость — одна из базовых эмоций и присуща даже животным. Кстати, у высших позвоночных (птиц и млекопитающих), к которым относимся и мы, довольно схожи не только механизмы, запускающие гневливость, но и ее физические проявления. Центры, регулирующие агрессивное поведение, находятся в гипоталамусе, миндалевидном теле и стволе мозга. Конечно, не обходится и без лобных долей, поскольку именно они обрабатывают информацию, которая запускает все дальнейшие процессы.

В зависимости от причины агрессии она может быть опосредована разными системами: лимбическая отвечает за почти бессознательную реакцию на грустное или пугающее событие, а более сложная кортикальная — за контролируемую истинную злость. Так что еще на уровне нейронных сигналов разные факторы запускают свою форму агрессии, и если на «физиологическом» этапе мы ничего не можем с этим поделать, то разобраться с тем, что происходит дальше, — вполне.

Описывая злость, гнев или раздражение, часто употребляют термин «негативные эмоции», однако первичная злость обычно направлена на то, чтобы приносить особи, испытывающей ее, пользу.

Часто она служит отличным мотиватором (например, когда мы видим несправедливость и внутри нас вскипает благородная ярость) и механизмом защиты. Страх может выполнять те же функции (в мозге центры, отвечающие за эти эмоции, находятся очень близко), однако он мотивирует совсем иначе, замедляя процессы обработки информации. Злость же активно побуждает нас изменять то, на что направлено недовольство. Без нее мы были бы лишь пассивными наблюдателями.

Кайлаш Сатьяртхи, лауреат Нобелевской премии мира, сказал, что «все его великие идеи были рождены благодаря гневу. Гнев — это сила, гнев — это энергия, и закон природы в том, что энергия никогда не может быть создана, никогда не исчезнет и никогда не разрушится». И ее нужно обуздать и использовать.

Физиологически злость и гнев оказывают возбуждающий эффект: учащается сердцебиение, расширяются сосуды, к лицу и конечностям приливает кровь (чтобы у особи была возможность отпугнуть врага своим видом или дать ему отпор), происходит выброс гормонов-катехоламинов (в том числе адреналина и норадреналина). Наше внимание фокусируется на раздражающем объекте, а вот критическое мышление и визуальная оценка общего пространства практически исчезают. Зато мы получаем мощный прилив силы и энергии, которую можем использовать, чтобы выбраться из трудной ситуации.

Но намного чаще злость — это всего лишь обертка других эмоций.

В американской психологии используют понятие anger iceberg, поскольку «на поверхности» мы, действительно, видим лишь небольшую часть огромной глыбы переживаний.

Обычно злость скрывает чувства, которые нам не хочется испытывать: страх, грусть или стеснение, — потому что так мы можем выставить себя уязвимыми. Общество формирует образ успешного, процветающего человека, диктуя свои стандарты, и слабости в них места нет. Верный способ соответствовать требованиям социума — спрятать свои настоящие эмоции под чем-то сильным, и злость хорошо для этого подходит (стыд тоже маскирует наши чувства, но совсем по-другому). Гнев, ярость, возмущение вселяют в человека уверенность, что он контролирует ситуацию и обладает силой. Но нередко это лишь иллюзия: предугадать дальнейшее развитие событий не дано никому. К тому же агрессия порождает агрессию, так что просто неудобная ситуация может стать еще и опасной.

Zlost 2

Управление гневом

Иногда подмена чувств происходит потому, что гнев работает как успокаивающее средство: в момент раздражения в кровь поступает гормон надпочечников норадреналин, который отчасти работает как анестетик (например, помогает нам переживать болевой шок, воздействуя на кровеносные сосуды). Когда мы испытываем мучительные чувства, такие как вина или горе, мозг может подарить нам ощущение злости, чтобы защитить от потрясений. После вспышки возмущения неизбежно наступает период расслабления.

Получается, гнев помогает нам успокоиться и протрезветь — но, защищаясь, мы невольно превозносим себя, не ценим чувства других и перекладываем на них вину за нашу нежеланную эмоцию. И вот уже ошибку допустили не мы, а коллега, который сразу ее не заметил, а горе от внезапной смерти родственника превращается в обвинение его же в неосторожности. Конечно, на какое-то время это может и сработать, но не стоит идти легким путем и блокировать настоящие, первичные эмоции.

Их нужно определять для того, чтобы найти самое простое и быстрое решение проблемы. Если вы злитесь из-за страха, нужно устранить его причину, если из-за недопонимания — объясниться. Злость же притупляет критическое мышление, не дает проанализировать ситуацию, но сразу заставляет нас атаковать и защищаться, а это не лучший способ общения. Например, кто-то переживает за другого, хочет о нем позаботиться, но, не умея выразить свое беспокойство, поневоле начинает злиться и вести себя агрессивно. В таком случае человек не только не получит порцию заботы, но и, наоборот, может испугаться и отдалиться, что приводит к совершенно противоположному результату — оба участника испытывают грусть и разочарование. Или другой пример: начальник боится сорвать план, но вместо эффективного управления начинает кричать на подчиненных, мешая им работать, и в итоге заваливает все дедлайны.

На практике определять первичные эмоции сложно, ведь для этого нужно остановиться, а в состоянии ярости подобное мало кому удается. Переключение на «аварийный режим» происходит мгновенно и не оставляет времени на раздумья. Тогда стоит проанализировать свои мысли уже после вспышки, подумать, какая эмоция могла иметь место в той ситуации? Был ли шанс ощутить ее или же злость и ярость сразу всё затмили? Как бы изменилась ситуация при другой реакции? Понятно, что в прошлое уже не вернуться, но, вероятно, в будущем при том же «наборе» чувств удастся действовать немного иначе.

Может показаться, что эмоциональные прятки — обычная привычка, и она никак не влияет на психологическое состояние человека. Это не так. Когда мы скрываем чувства, они копятся внутри нас, причиняя дискомфорт, растет тревожность и напряжение. К тому же, заменяя «неподходящие» эмоции сильными и устрашающими, мы можем окончательно разучиться правильно распознавать свои чувства и выражать их. Такое состояние называется «алекситимией». Этот термин был предложен еще в 1973 году, хотя пик исследований по теме пришелся на 90-е. По последним данным, алекситимию испытывают до 10 % населения, и проявляться она может в разных формах — и как банальная сумятица в определении своих чувств, и как неспособность распознавать эмоции других. Из-за этого людям бывает сложно выстраивать общение и заводить крепкие отношения. Для определения алекситимии разработана специальная торонтская шкала, но это, скорее, приблизительные вопросы — точно описать состояние может только психолог.

Zlost 3

Трудности в выражении эмоций бывают врожденными (тогда говорят о первичной алекситимии, например при расстройствах аутистического спектра или неврологических нарушениях) и приобретенными (вследствие психотравм или особого воспитания). Мужчины в четыре раза чаще женщин сталкиваются со второй разновидностью. Из-за стереотипных представлений о «настоящем мачо» мальчиков с детства (уже с годовалого возраста) заставляют скрывать искренние эмоции и не показывать свою слабость. Более того, часто «будущие мужчины» даже не имеют достаточного словарного запаса, чтобы описать собственные чувства. Особенно это касается таких якобы «женских» эмоций, как забота, страх, стеснение и любовь. Обнаружена связь между традиционным воспитанием мальчиков и проблемами с выражением чувств. Мужчины, действительно, в основной своей массе менее склонны к эмпатии и переживаниям — но это результат социальных и поведенческих факторов, а не разницы полов. Строение мозга у всех одинаковое, и по мере возможности нужно давать и мальчикам, и девочкам проживать любые эмоции, учить разбираться в них и объяснять, что сдерживать свои чувства внутри себя неправильно.

Алекситимия не патологическое состояние, но может вызывать беспокойства и зависимости: при подавлении переживаний у людей возникает бессознательная тяга к снятию напряженности едой или специальными веществами. Также неспособность понимать и выражать чувства ведет к снижению самооценки и даже депрессивным состояниям.

Не существует правильных или неправильных эмоций — всё, что мы ощущаем, имеет право на существование. Скрывая свои истинные чувства, мы загоняем себя в ловушку, поскольку человек не может спокойно жить, вечно притворяясь. Нужно ли постоянно защищаться от воображаемой угрозы или можно решить проблему иначе? Разочаруются ли в вас окружающие, если вы «дадите слабину», или, наоборот, обрадуются, что лед тронулся? Экспериментируйте с эмоциями, позвольте себе ощущать весь их спектр — и вы заметите, как мир становится сложнее, но интереснее.

Источник

Что происходит и для чего?
Adblock
detector