Я должен признаться что виноват перед тобой контрольная работа

Задания по русскому языку (Морфология)

Задания для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Раздел «Морфология». Подойдут для 10-11 кл.

Просмотр содержимого документа
«Задания по русскому языку (Морфология)»

Задания ЕГЭ по морфологии

Определите, к каким частям речи принадлежат выделенные слова:

1. Голос из дальнего, голос из прошлого из-за спины обнимает меня.
2. Окна дома не затемнены, семьи возвратились из Сибири.
3. Весной легко расставаться – весной и счастливых тянет вдаль.
4. Я спешу туда ж – а там уже весь город.
5. Дядина дача была в десяти верстах от этой станции.
6. Ярче солнце, сильнее пахнут поля, обильнее дожди и выше трава.
7. Мне грустно потому, что весело тебе.(?)
8. В жизни нужны знания, опыт и трудолюбие.

9. Они погибли ради жизни на земле.
10. И впился комар как раз тётке в правый глаз
11.Вот нехотя с ума свела.
12. Архитектура переулков Арбата обладала подлинным обаянием, несмотря на отсутствие порядка, а может быть, именно благодаря отсутствию строгих правил.

13. Выпишите из предложения все местоимения. Но вскоре этот роман пойдёт вглубь и вширь, заполнится людьми, событиями, светом, красками и начнёт литься свободно и ровно, подгоняемый воображением, требуя от писателя всё новых жертв, требуя, чтобы писатель отдавал ему драгоценные запасы образов и слов.

14. Выпишите все предлоги. Только не подумайте, что эта «беспрецедентная рекламная кампания» направлена на раскрутку высокоградусных напитков. Всё гораздо возвышеннее: «новый формат периодики покоряет Россию»! Теперь благодаря некоему российскому издательству любой обладатель 15 рублей запросто окунётся в мир чувств, спектр которых достаточно широк.

15. Выпишите все частицы. Неужели читателю, любящему живую книгу, остаётся утешаться нетленной классикой? К счастью, нет. Поразительная закономерность. Живая книга каким-то чудом пробивается к читателю. И диктат рынка ей не слишком большая помеха.

16. А10. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ПРЕОБРАЗОВАНА

Вся другая информация (звуки, изображения) для обработки на компьютере должна быть преобразована в числовую форму
а) действительное причастие б) страдательное причастие
в) краткое прилагательное г) деепричастие совершенного вида

17. Какой частью речи является слово благодаря (предложение 13)? (IЗ)Благодаря своей вечности вопросы эти имели такое большое значение для нас и будут его иметь для всех последующих поколений.

Задания ЕГЭ по морфологии

Определите, к каким частям речи принадлежат выделенные слова:

9. Ждём, ведь это первый вечер.
10. И чего ты привязался?
11. Архитектура переулков Арбата обладала подлинным обаянием, несмотря на отсутствие порядка, а может быть, именно благодаря отсутствию строгих правил.
12. Братья молча постояли.

13.Выпишите все указательные местоимения. Все знают, что часовая стрелка на циферблате движется, но увидеть, как она движется, нельзя. То же происходит и с языком. Он изменяется. Но мы не чувствуем, как это происходит. Сейчас в нашей истории наступил такой момент, когда мы видим, как меняется русский язык.

14. Выпишите все частицы. Неужели читателю, любящему живую книгу, остаётся утешаться нетленной классикой? К счастью, нет. Поразительная закономерность. Живая книга каким-то чудом пробивается к читателю. И диктат рынка ей не слишком большая помеха.

Она будто пробудилась от долгого сна.

А) Наречие Б) союз В) частица

17. Выпишите двойной союз. Роль филологии именно связующая, а поэтому и особенно важная. По самой своей сути филология антиформалистична, ибо всегда учит правильно понимать смысл текста, будь то исторический источник или художественный памятник. Она требует глубоких знаний не только по истории языков, но и знаний реалий той или иной эпохи.

Определите, к каким частям речи принадлежат выделенные слова.

1. Голос из дальнего, голос из прошлого из-за спины обнимает меня.

2. Окна дома не затемнены, семьи возвратились из Сибири.

3. Весной легко расставаться – весной и счастливых тянет вдаль.

4. Я спешу туда ж – а там уже весь город.

5. Дядина дача была в десяти верстах от этой станции.

6. Ярче солнце, сильнее пахнут поля, обильнее дожди и выше трава.

7. Мне грустно потому, что весело тебе.(?)

8. В жизни нужны знания, опыт и трудолюбие.

9. Я должен признаться, что виноват перед тобой.

10. От души нам жаль этого человека.

11. Но тихо. День ещё далёк, и люди спят кругом.

12. Василиса Егоровна сделала ему несколько замечаний касательно хозяйства.

13. Насчёт главного предмета Чичиков выразился очень осторожно.

15. С тех пор как к нам приехала фрейлен, она завела новую моду.

16. Раз уж на то пошло, слушайте.

17. Они погибли ради жизни на земле.

18. И впился комар как раз тётке в правый глаз!

19. Ждём, ведь это первый вечер.

20. И чего ты привязался?

21. Вот нехотя с ума свела.

22. Архитектура переулков Арбата обладала подлинным обаянием, несмотря на отсутствие порядка, а может быть, именно благодаря отсутствию строгих правил.

23. Братья молча постояли.

Наречие, частица, существительное.

Местоимённое наречие, частица, наречие, местоимение.

Прилагательное, наречие, прилагательное, прилагательное.

Слово категории состояния, местоимённое наречие, союз, слово категории состояния.

Слово категории состояния.

Слово категории состояния, наречие, прилагательное, наречие.

Источник

Задания по русскому языку (Морфология)

Задания для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Раздел «Морфология». Подойдут для 10-11 кл.

Просмотр содержимого документа
«Задания по русскому языку (Морфология)»

Задания ЕГЭ по морфологии

Определите, к каким частям речи принадлежат выделенные слова:

1. Голос из дальнего, голос из прошлого из-за спины обнимает меня.
2. Окна дома не затемнены, семьи возвратились из Сибири.
3. Весной легко расставаться – весной и счастливых тянет вдаль.
4. Я спешу туда ж – а там уже весь город.
5. Дядина дача была в десяти верстах от этой станции.
6. Ярче солнце, сильнее пахнут поля, обильнее дожди и выше трава.
7. Мне грустно потому, что весело тебе.(?)
8. В жизни нужны знания, опыт и трудолюбие.

9. Они погибли ради жизни на земле.
10. И впился комар как раз тётке в правый глаз
11.Вот нехотя с ума свела.
12. Архитектура переулков Арбата обладала подлинным обаянием, несмотря на отсутствие порядка, а может быть, именно благодаря отсутствию строгих правил.

13. Выпишите из предложения все местоимения. Но вскоре этот роман пойдёт вглубь и вширь, заполнится людьми, событиями, светом, красками и начнёт литься свободно и ровно, подгоняемый воображением, требуя от писателя всё новых жертв, требуя, чтобы писатель отдавал ему драгоценные запасы образов и слов.

14. Выпишите все предлоги. Только не подумайте, что эта «беспрецедентная рекламная кампания» направлена на раскрутку высокоградусных напитков. Всё гораздо возвышеннее: «новый формат периодики покоряет Россию»! Теперь благодаря некоему российскому издательству любой обладатель 15 рублей запросто окунётся в мир чувств, спектр которых достаточно широк.

15. Выпишите все частицы. Неужели читателю, любящему живую книгу, остаётся утешаться нетленной классикой? К счастью, нет. Поразительная закономерность. Живая книга каким-то чудом пробивается к читателю. И диктат рынка ей не слишком большая помеха.

16. А10. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ПРЕОБРАЗОВАНА

Вся другая информация (звуки, изображения) для обработки на компьютере должна быть преобразована в числовую форму
а) действительное причастие б) страдательное причастие
в) краткое прилагательное г) деепричастие совершенного вида

17. Какой частью речи является слово благодаря (предложение 13)? (IЗ)Благодаря своей вечности вопросы эти имели такое большое значение для нас и будут его иметь для всех последующих поколений.

Задания ЕГЭ по морфологии

Определите, к каким частям речи принадлежат выделенные слова:

9. Ждём, ведь это первый вечер.
10. И чего ты привязался?
11. Архитектура переулков Арбата обладала подлинным обаянием, несмотря на отсутствие порядка, а может быть, именно благодаря отсутствию строгих правил.
12. Братья молча постояли.

13.Выпишите все указательные местоимения. Все знают, что часовая стрелка на циферблате движется, но увидеть, как она движется, нельзя. То же происходит и с языком. Он изменяется. Но мы не чувствуем, как это происходит. Сейчас в нашей истории наступил такой момент, когда мы видим, как меняется русский язык.

14. Выпишите все частицы. Неужели читателю, любящему живую книгу, остаётся утешаться нетленной классикой? К счастью, нет. Поразительная закономерность. Живая книга каким-то чудом пробивается к читателю. И диктат рынка ей не слишком большая помеха.

Она будто пробудилась от долгого сна.

А) Наречие Б) союз В) частица

17. Выпишите двойной союз. Роль филологии именно связующая, а поэтому и особенно важная. По самой своей сути филология антиформалистична, ибо всегда учит правильно понимать смысл текста, будь то исторический источник или художественный памятник. Она требует глубоких знаний не только по истории языков, но и знаний реалий той или иной эпохи.

Определите, к каким частям речи принадлежат выделенные слова.

1. Голос из дальнего, голос из прошлого из-за спины обнимает меня.

2. Окна дома не затемнены, семьи возвратились из Сибири.

3. Весной легко расставаться – весной и счастливых тянет вдаль.

4. Я спешу туда ж – а там уже весь город.

5. Дядина дача была в десяти верстах от этой станции.

6. Ярче солнце, сильнее пахнут поля, обильнее дожди и выше трава.

7. Мне грустно потому, что весело тебе.(?)

8. В жизни нужны знания, опыт и трудолюбие.

9. Я должен признаться, что виноват перед тобой.

10. От души нам жаль этого человека.

11. Но тихо. День ещё далёк, и люди спят кругом.

12. Василиса Егоровна сделала ему несколько замечаний касательно хозяйства.

13. Насчёт главного предмета Чичиков выразился очень осторожно.

15. С тех пор как к нам приехала фрейлен, она завела новую моду.

16. Раз уж на то пошло, слушайте.

17. Они погибли ради жизни на земле.

18. И впился комар как раз тётке в правый глаз!

19. Ждём, ведь это первый вечер.

20. И чего ты привязался?

21. Вот нехотя с ума свела.

22. Архитектура переулков Арбата обладала подлинным обаянием, несмотря на отсутствие порядка, а может быть, именно благодаря отсутствию строгих правил.

23. Братья молча постояли.

Наречие, частица, существительное.

Местоимённое наречие, частица, наречие, местоимение.

Прилагательное, наречие, прилагательное, прилагательное.

Слово категории состояния, местоимённое наречие, союз, слово категории состояния.

Слово категории состояния.

Слово категории состояния, наречие, прилагательное, наречие.

Источник

Я должен признаться что виноват перед тобой контрольная работа

GhX7OmuQmLCUv5Ztk0Pm1MDxur72dRXXaDD9 Vn1AzHVQcMr6Fk1aozQZd37sqaTYZvqr6rS

y3nR2QySLFCNvvLmKFFMEcuDJfZeMG4h VW5NknykHo IGAKXJRhLbUndNzpbRf2qI6AQlF

Татьяна Мочкаева запись закреплена

19. 05 (вторник)
Русский язык
Тема. Повторение изученного по теме: «Морфология»
Цель:
— обобщить и систематизировать имеющиеся знания по морфологии; совершенствовать умение определять принадлежность слова к части речи на основе общего грамматического значения, морфологических признаков и синтаксической роли слова;
— развивать навыки работы с различными источниками информации, познавательный интерес учащихся, умение обобщать, анализировать, сравнивать;
— способствовать воспитанию положительной мотивации к процессу обучения.
Задания:
1. Посмотреть видеоурок. https://youtu.be/1AF6IYjnF1Y
2. Прочитать дополнительную информацию. https://russkiiyazyk.ru/morfologiya
3. Выполнить комплекс тренировочных упражнений.

2. Проверьте себя.
Ключ:
1) Существительное, существительное.
2) Причастие.
3) Наречие, частица, существительное.
4) Местоимённое наречие, частица, наречие, местоимение.
5) Прилагательное, местоимение.
6) Прилагательное, наречие, прилагательное, прилагательное.
7) Слово категории состояния, местоимённое наречие, союз, слово категории состояния.
8) Прилагательное.
9) Прилагательное, союз.
10) Слово категории состояния.
11) Слово категории состояния, наречие, прилагательное, наречие.
12) Предлог.
13) Предлог.
14) Частица, местоимение, союз.
15) Союз.
16) Союз, наречие, предлог, местоимение.
17) Предлог.
18) Частица.
19) Союз.
20) Частица, наречие.
21) Наречие.
22) Прилагательное, предлог, частица, предлог.
23) Наречие.

Домашнее задание (на выбор):
1. Составить тест по теме «Морфология».
2. Придумать сказку «Жили-были части речи».

Источник

Я должен признаться что виноват перед тобой контрольная работа

1.[Зной всё увеличивался], (ТАК ЧТО становилось тяжело дышать).

[ ], (так что) СПП с придаточным следствия

ГО – зной увеличивался(ПГС), становилось трудно дышать (СИС)
2.( ЧЕМ выше человек по умственному и нравственному развитию), [ТЕМ он свободнее]. ГО – выше человек (СИС), он свободнее (СИС)

(чем ), [тем ] СПП с придаточным сравнения
3.(НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО доктора лечили его, пускали кровь и давали пить лекарства), [он всё-таки выздоровел]. ГО – доктора лечили, пускали, давали (ПГС), он выздолровел (ПГС)

(несмотря на то что ), [ ] СПП с придаточным уступки
4.[Ох, лето красное! Любил бы я тебя], ( КОГДА б не зной, не пыль, да комары, да мухи.)

ГО – любил бы я (ПГС), зной, пыль, комары, мухи

[ ], (когда ) СПП с придаточным условия
5[.Цветы,( ОТТОГО ЧТО их только что полили), издавали влажный раздражающий запах]. ГО – цветы издавали (ПГС), полили – ПГС

[ …, (оттого что ), ] СПП с придаточным причины
6.(ЧТОБЫ не выдать себя неосторожным стуком весла), [рыбак тихонько поднял его]. ГО – не выдать себя (СИС), рыбак поднял (ПГС)

( чтобы ),[ ] СПП с придаточным цели
7.[Я не мог не признаться в душе, (ЧТО поведение мое в Симбирском трактире было глупо), и чувствовал себя виноватым перед Савельичем.] ГО – я не мог не признаться (СГС) и чувствовал (ПГС)

[ …, (что ), ] СПП с придаточным изъяснительным
8.(ГДЕ тонко), [там и рвётся.] ГО – тонко (СИС), рвётся (ПГС)

(где ), [ ] СПП с придаточным места
9 (.КТО смел), [тот съел.] ГО – кто смел (ПГС), тот съел (ПГС)

(кто..), [ ] СПП с придаточным подлежащным
10[.В течение нескольких дней было так холодно], (ЧТО занятия отменили). ГО – было холодно (СИС), отменили (ПГС)

[ ], ( что) СПП с придаточным образа действия и степени
11.[Есть люди], (без КОТОРЫХ трудно представить себе существование общества и литературы.) ГО – есть люди (ПГС), трудно представить (СИС)

[ ], ( которых) СПП с придаточным определительным
12.[Сердце моё заныло],( КОГДА очутились мы в давно знакомой комнате). ГО – сердце заныло (ПГС). Очутились мы (ПГС)

Источник

Рекомендации по подготовке к ЕГЭ по русскому языку (стр. 1 )

pandia next page Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3

1523301521tyzlg

Рекомендации по подготовке к ЕГЭ

В связи с введением единого государственного экзамена в Российской Федерации возникла потребность в систематической и глубокой подготовке к ЕГЭ, которая невозможна без конкретного содержательного анализа результатов ЕГЭ по русскому языку прошлых лет. Как показывает практика, учащиеся из года в год допускают ошибки на одни и те же правила. В ежегодных методических письмах «Об использовании результатов единого государственного экзамена в преподавании русского языка в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования» перечислены наиболее трудные для участников ЕГЭ темы и задания. В процессе изучения русского языка в школе следует обратить большее внимание на закрепление именно того материала, который ежегодно вызывает затруднения у большинства выпускников-участников ЕГЭ. В связи с этим целью данных рекомендаций является подробное рассмотрение наиболее трудных заданий по разделам лингвистики, входящим в КИМы, указание причин этих трудностей и упражнений для закрепления орфографических, пунктуационных и речеведческих навыков. Кроме того, работа содержит рекомендации по написанию части С, по выполнению задания А27, включённого в КИМы 2009 года, и общие советы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку.

Наиболее трудные темы и задания ЕГЭ прошлых лет

по основным содержательным линиям школьного курса

Наибольшие трудности вызывает бессуффиксный способ словообразования.

Причины невыполнения задания: учащиеся не знают, что для определения способа словообразования следует соотнести слово с ближайшим по смыслу, от которого оно непосредственно образовано; что существительные, обозначающие действие как предмет, образованы от глаголов (отъезд), а существительные, обозначающие признак как предмет, – от прилагательных (зелень).

1. Определите способ словообразования слов: заплыв, выход, приказ, переход, тишь, синь, дрожь, смотр, отказ, новь.

Данные слова образованы бессуфиксным способом от слов: заплывать, выходить, приказать, переходить, тихий, синий, дрожать, смотреть, отказать, новый.

2. Из данных предложений выпишите слова, образованные бессуфиксным способом.

Мощь, крепь, бег, ясь, вздох, приезд.

Задание А8. Грамматическая основа предложения.

Выпускники испытывают затруднения при определении подлежащего, функции которого в придаточной части сложноподчинённого предложения выполняют союзные слова (что, кто, который).

Причина невыполнения задания: работа над темой «Местоимение» в школе мало направлена на уяснение синтаксической роли местоимений разных разрядов.

Определите грамматическую основу выделенных предложений.

1. Ему захотелось чего-нибудь такого, что захватило бы его до забвения самого себя, до равнодушия к личному счастью.

2. Егорушка, задыхаясь от зноя, который особенно чувствовался теперь, побежал к осоке и отсюда оглядел местность.

3. Поэт подводит, не впадая в робость, итог всего, что было до него.

4. Спокойно сбросить всё, что было шумом, во имя новых листьев мы должны.

5. Тот, кто бросил билет, пригнув голову, пробирался к выходу.

6. Она ненавидела всё, что было связано с футболом.

7. Он держит себя так, словно находится перед объективом фотоаппарата, который вот-вот должен щёлкнуть.

8. Тех, кто был дальше, Егорушка уже не разглядывал.

9. После страшных рассказов не хотелось уже говорить о том, что обыкновенно.

10. Отсюда он поглядел во все стороны и нашёл того, кто пел.

1. …что захватило бы…

2. …который чувствовался…

6. …что было связано…

7. …который должен щёлкнуть.

Задание А8. Определение подлежащего в предложении с двумя существительными в именительном и винительном падежах.

Причины невыполнения задания: формальный подход к определению членов предложения приводит к смешению подлежащего и прямого дополнения.

Определите синтаксическую роль выделенных в предложениях слов.

1. Заработали неутомимые степные кузнечики, огласили степь несмолкаемым звоном невидимых своих наковален.

2. А там летит стремглав всадник и держит что-то белое на седле.

3. Морские волны несли на своих высоченных хребтинах огромные ледяные шары, образовавшиеся где-то далеко в открытом море.

4. Врачующая сила сада укутала во что-то мягкое и тёплое большое, потревоженное сердце солдата.

5. Это было всё, что мог дать город.

6. Незнакомец положил около костра то, что держал в руках.

7. Прежде чем Егорушка успел разглядеть её черты, ему почему-то пришёл на память тот одинокий тополь, который он видел днём на холме.

8. Первый дом, который он хотел посетить, был в центре города, на Крещатике.

1. Подлежащее, дополнение.

2. Подлежащее, дополнение.

3. Подлежащее, дополнение.

4. Подлежащее, дополнение.

5. Дополнение, подлежащее.

6. Подлежащее, дополнение, дополнение.

7. Подлежащее, дополнение, подлежащее, дополнение.

8. Подлежащее, дополнение.

Задание А9. Умение распознавать синтаксические конструкции разных типов: простое осложнённое и сложное предложения.

Причины невыполнения задания: неумение отличить главные члены предложения от второстепенных не позволяет экзаменуемым опознать предложение как структурную единицу и правильно определить количество грамматических основ в сложном предложении.

Охарактеризуйте предложения по количеству грамматических основ.

1. Постоянно борясь с нуждой, зарабатывая средства на существование уроками, аккомпанированием на клавесине, игрой в ансамблях, Гайдн с увлечением отдавался сочинению музыки и пополнял свои знания упорным трудом.

2. Повёл весёлый рассказ солдатик, и не поверили ему.

3. Иван Ильич пришёл в обычный час в литейную – огромную постройку в виде цирка, с разбитыми кое-где стёклами, с висящими цепями мостовых кранов, с плавильными горнами.

4. Иногда заказчик даст пятак или хозяин подарит гривенник на чай.

5. Самые воинственные полководцы, отличавшиеся силою ума, как-то: Антигон, Сарторий, Ганнибал, Филипп – были кривоглазые.

6. Око за око, зуб за зуб.

7. Он продаст завтра шкуру и старуха не станет его колотить.

8. После мрачной и суровой огненной Земли здесь всё приводило в восторг: синее небо, горячее солнце, белый город с яркими крышами вдали, зубчатые очертания Андов.

9. Хоть не богат, а гостям рад.

Задание В3. Знание видов подчинительной связи и умение их определять в словосочетаниях.

Причины невыполнения задания: неумение обнаруживать синтаксические связи между словами в рамках предложений, отсутствие у экзаменуемых достаточных сведений о способах подчинительной связи, а также о морфологических особенностях слов, выступающих в качестве зависимого элемента словосочетания; отсутствие достаточной подготовки как в области синтаксиса, так и в области морфологии.

Найдите в предложениях словосочетания со связью примыкание.

Всех строже оценить умеешь ты свой труд.

Таким и останусь – влюблённым в слово, на слух и на ощупь его берущим.

Кой-где гарцуют казаки.

Порой нам кажется, что мы познали всё, что нас ничем не удивишь.

Да, конечно, писатель знает о них, и знает лучше, чем многие другие.

Строжайше б запретил я этим господам на выстрел подъезжать к столицам.

Друзья зайдут за мной вечером.

Оценить всех строже, берущим на слух, берущим на ощупь, гарцуют кой-где, кажется порой, знает лучше, запретил бы строжайше, подъезжать на выстрел, зайдут вечером.

Найдите в предложениях словосочетания со связью управление.

Я искал бесконечно красивых и бессмертно влюблённых в молву.

Приём больных начинается утром.

Незнакомец быстро подошёл к приезжему.

Сейте разумное, доброе, вечное. Сейте. Спасибо вам скажет сердечное русский народ.

В соседней бильярдной слышались удары шаров.

На столе в детской лежали их книги.

Искал красивых, искал влюблённых, влюблённых в молву, приём больных, подошёл к приезжему, сейте разумное, сейте доброе, сейте вечное, скажет спасибо, скажет вам, слышались в бильярдной, удары шаров, лежали на столе, лежали в детской.

Найдите в предложениях словосочетания со связью согласование.

А сейчас мы рассмотрим некоторые вопросы, что раньше не волновали нас.

Ничто уже не напоминало прежнего посольства.

Люди бросились вверх по улице, чтобы закрыть какой-то кран.

Я обратил на него своё внимание не случайно.

На столе в детской лежали мамины книги.

В первые годы после революции Маяковский написал немало рекламных стихотворений.

Какие бывают эти общие залы, всякий проезжающий знает очень хорошо.

Некоторые вопросы, прежнего посольства, какой-то кран, мамины книги, в первые годы, рекламных стихотворений, какие залы, эти залы, общие залы, всякий проезжающий.

Задание В4. Знание структуры безличного предложения.

Причины невыполнения задания: экзаменуемые допускают ошибки в квалификации подобных предложений, не видя грамматической основы – сказуемого, выраженного инфинитивом или словом категории состояния.

Дайте характеристику частям сложных предложений по составу грамматической основы.

1. И важно ли объяснять нашим детям, почему так нерадостен взрослый мир?

2. Но как быть с теми, кто не видит, не слышит, не чувствует, когда больно и плохо другому?

3. Ветра не было, но в саду всё падали листья.

4. Опять надо было вскидывать на плечи солдатский ранец и идти вперёд, в то время когда вокруг была совсем иная жизнь: шла весна, люди строили, а не разрушали.

5. Пока чистили ружьё, сёдла, сбрую и коней, звёзды померкли, стало совсем светло, и потянул предрассветный ветерок.

6. Ему казалось, что в нём зарождается некое новое настроение, но он не мог понять, что именно ново.

7. Из своего маленького житейского опыта Поля знала: нужно думать о постороннем, чтобы не выдать мыслей.

1. Односоставное, двусоставное.

2. Односоставное, двусоставное, односоставное.

3. Односоставное, двусоставное.

4. Односоставное, двусоставное, двусоставное, двусоставное.

5. Односоставное, двусоставное, односоставное, двусоставное.

6. Односоставное, двусоставное, двусоставное, двусоставное.

7. Двусоставное, односоставное, односоставное.

Задание В6. Классификация видов придаточных предложений, которые присоединяются к главному многофункциональными союзами и союзными словами.

Причины невыполнения задания: формальный подход к синтаксическому анализу предложений, неумение определить характер смысловых отношений, установленных между частями сложноподчинённого предложения.

Упражнение. Определите виды придаточных предложений.

1. Юрочка спросил, как прошло обсуждение выставки.

2. Водой холодной обливайся, если хочешь быть здоров!

3. Где такая крепость, куда бы пули не залетали?

4. В эту минуту не могу сказать, чтоб я обрадовался своему избавлению.

5. Когда в произведении искусства нет основной идеи, то и характеры действующих лиц не могут быть верны.

6. Мы скажем этому мальчику, чтобы на лодке перевёз нас на другой берег.

7. Затем она стала меня расспрашивать, где я теперь работаю.

8. Работая по утрам сапожной щёткой или веником, я с замиранием сердца ждал, когда услышу её голос и шаги.

9. Синцов с тревогой вспомнил о его словах, что время дорого.

Задания А10, В2. Морфологическая характеристика слов, то есть определение частей речи. Чаще всего неверно квалифицируются особые формы глагола, производные предлоги, частицы. Значительную трудность для экзаменуемых представляет распознавание краткой формы прилагательного, форм степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений того или иного разряда, служебных частей речи. Также выпускники часто не различают прилагательные и наречия, причастия и прилагательные, краткие прилагательные и глаголы, наречия и частицы; допускают ошибки в определении границ производных предлогов.

Причины невыполнения задания: необученность определять частеречную принадлежность слова по точным морфологическим признакам, слабая сформированность аналитических умений.

Определите, к каким частям речи принадлежат выделенные слова.

1. Голос из дальнего, голос из прошлого из-за спины обнимает меня.

2. Окна дома не затемнены, семьи возвратились из Сибири.

3. Весной легко расставаться – весной и счастливых тянет вдаль.

4. Я спешу туда ж – а там уже весь город.

5. Дядина дача была в десяти верстах от этой станции.

6. Ярче солнце, сильнее пахнут поля, обильнее дожди и выше трава.

7. Мне грустно потому, что весело тебе.(?)

8. В жизни нужны знания, опыт и трудолюбие.

9. Я должен признаться, что виноват перед тобой.

10. От души нам жаль этого человека.

11. Но тихо. День ещё далёк, и люди спят кругом.

12. Василиса Егоровна сделала ему несколько замечаний касательно хозяйства.

13. Насчёт главного предмета Чичиков выразился очень осторожно.

15. С тех пор как к нам приехала фрейлен, она завела новую моду.

16. Раз уж на то пошло, слушайте.

17. Они погибли ради жизни на земле.

18. И впился комар как раз тётке в правый глаз!

19. Ждём, ведь это первый вечер.

20. И чего ты привязался?

21. Вот нехотя с ума свела.

22. Архитектура переулков Арбата обладала подлинным обаянием, несмотря на отсутствие порядка, а может быть, именно благодаря отсутствию строгих правил.

23. Братья молча постояли.

1. Существительное, существительное.

3. Наречие, частица, существительное.

4. Местоимённое наречие, частица, наречие, местоимение.

5. Прилагательное, местоимение.

6. Прилагательное, наречие, прилагательное, прилагательное.

7. Слово категории состояния, местоимённое наречие, союз, слово категории состояния.

9. Прилагательное, союз.

10. Слово категории состояния.

11. Слово категории состояния, наречие, прилагательное, наречие.

14. Частица, местоимение, союз.

16. Союз, наречие, предлог, местоимение.

20. Частица, наречие.

22. Прилагательное, предлог, частица, предлог.

Задание А1. Орфоэпические нормы. Хуже решаются задания, в которых использована лексика с распространёнными в языковой среде орфоэпическими ошибками.

Причины невыполнения задания: незнание основных норм произношения слов и отдельных форм слов; непонимание сущности русского словесного ударения и его особенностей (разноместности и подвижности); отсутствие систематической работы со словарями.

Орфоэпический минимум, подлежащий проверке на едином государственном экзамене в 2009 году, приведён ниже.

бухгАлтеров, род. п. мн. н

мЕстностей род. п. мн. ч

Задание А4. Построение простого предложения с деепричастным оборотом.

Причины невыполнения задания: несформированность у экзаменуемых основных грамматических норм, неумение соотнести глагол-сказуемое (основное действие) и деепричастие (добавочное действие) с одним подлежащим-действующим лицом; влияние современной языковой среды на речевое развитие экзаменуемых.

Запишите предложения в исправленном виде.

1. Пролетая над городом, лётчиком были сброшены листовки.

2. Придя к врачу, старушке определённо нездоровилось, и она утомлённо присела на край стула.

3. Прибыв в ближайший порт, пароходу с берега передали приказ причалить немедленно.

4. Увидев на сцене Буратино, раздались аплодисменты.

5. Меня не раз охватывал смех, глядя комедию «Ревизор».

6. Войдя в кочегарку, нас обдало сильным жаром.

1. Пролетая над городом, лётчик сбросил листовки.

2. Придя к врачу, старушка почувствовала себя плохо и утомлённо присела на край стула.

3. Прибыв в ближайший порт, пароход с берега получил приказ немедленно причалить.

4. Увидев на сцене Буратино, зрители начали аплодировать.

5. Глядя комедию «Ревизор», я всегда смеялся.

6. Войдя в кочегарку, мы почувствовали сильный жар.

Задание А21. Пунктуация при вводных конструкциях. Наибольшее затруднение вызвали предложения со словами как будто и словно, ошибочно квалифицируемыми как вводные.

Причины невыполнения задания: незнание вводных слов, неразличение синтаксически разных явлений, при этом часто схожих семантически (например, «однако» — вводное слово и союз).

1. Расставьте недостающие знаки препинания. Определите, что представляют собой выделенные слова (вводные конструкции или часть предложений).

1. Я воображал себя офицером гвардии, что по моему мнению было верхом благополучия.

2. Я был доволен, потому что многие прислушались к моему мнению.

3. Что и как ему показалось, никто так и не узнал.

4. Он оглянулся: от него удалялась девушка как ему показалось Натальина горничная.

5. Она окончила колледж, и образование у неё было как говорили почти что высшее.

6. Как говорили о прошедшем празднике восхищённые дети!

7. Командир что говорить сильный и хваткий однако любит покуражиться.

8. Мы не знали что говорить в сложившейся ситуации.

9. Не гони однако так сильно!

10. Может быть надо было вмешаться в их непростой разговор?

11. Всё ещё может быть, надо только верить.

12. Одноклассники долго уговаривали его сказать правду.

13. Да и я правду сказать не охотница до розыска.

14. К счастью погода установилась ясная и тихая.

15. Дорога к счастью была долгой и требовала упорства и сил.

16. Читатель вероятно понимает, почему я с участием посмотрел на Арину.

17. Предположение его хотя и спорно, но вполне вероятно.

1. Я воображал себя офицером гвардии, что, по моему мнению, было верхом благополучия.

2. Я был доволен, потому что многие прислушались к моему мнению.

3. Что и как ему показалось, никто так и не узнал.

4. Он оглянулся: от него удалялась девушка, как ему показалось, Натальина горничная.

5. Она окончила колледж, и образование у неё было, как говорили, почти что высшее.

6. Как говорили о прошедшем празднике восхищённые дети!

7. Командир, что говорить, сильный и хваткий, однако любит покуражиться.

8. Мы не знали, что говорить в сложившейся ситуации.

9. Не гони, однако, так сильно!

10. Может быть, надо было вмешаться в их непростой разговор?

11. Всё ещё может быть, надо только верить.

12. Одноклассники долго уговаривали его сказать правду.

13. Да и я, правду сказать, не охотница до розыска.

14. К счастью, погода установилась ясная и тихая.

15. Дорога к счастью была долгой и требовала упорства и сил.

16. Читатель, вероятно, понимает, почему я с участием посмотрел на Арину.

17. Предположение его хотя и спорно, но вполне вероятно.

2. Расставьте знаки препинания.

1. Вода в заливе как будто чёрная тушь.

2. Эта лесная молодёжь казалось лукаво шепталась между собой счастливая тем что даёт только полная сил молодость.

3. Одним словом можно осчастливить человека и сделать глубоко несчастным.

4. Одним словом у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой создать себе так сказать футляр который уединил бы его защитил бы от внешних влияний.

5. Удивительно приятным занятием помнится было для меня лежать на спине в лесу и глядеть вверх. Тогда казалось небо бездонным морем расстилавшимся перед глазами.

Вода в заливе как будто чёрная тушь. (Как входит в состав сказуемого).

Эта лесная молодёжь, казалось, лукаво шепталась между собой, счастливая тем, что даёт только полная сил молодость.

Одним словом можно осчастливить человека и сделать глубоко несчастным.

Одним словом, у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы его, защитил бы от внешних влияний.

Удивительно приятным занятием, помнится, было для меня лежать на спине в лесу и глядеть вверх. Тогда казалось небо бездонным морем, расстилавшимся перед глазами.

Задание В8. Знание изобразительно-выразительных средств и их функций.

Трудности возникли при определении вопросно-ответной формы изложения, лексического повтора в исходном публицистическом тексте; при выборе соответствующих терминов, указывающих на усиление признака в тексте (градация), переноса признаков с одного субъекта на другой (метафора) в случае лингвостилистического анализа художественного текста.

Причины невыполнения задания: неумение соотносить функции изобразительно-выразительных средств, охарактеризованных в небольшой рецензии, с термином, указанным в списке (В8); недостаточно целенаправленная работа учителей по изучению в старших классах функций средств выразительности в текстах различных стилей, незнание экзаменуемыми терминологии, отсутствие системного представления об основных стилистических ресурсах языковой системы.

Метафора – это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку. В результате такого переноса создаётся художественный образ. Метафора может быть простой («…утро года…», ) и развёрнутой («Проскакал на розовом коне…», ).

Иногда метафору называют скрытым сравнением, так как и в основе её лежит сравнение, но оно не оформлено с помощью сравнительных союзов: «сонное озеро города» (А. Блок), «взлетающий бубен метели» (А. Блок), «слов моих сухие листья» (В. Маяковский), «костёр рябины красной» (С. Есенин), «моих слов соловьи» (Б. Ахмадулина), «вранья холодный дым» (А. Твардовский), «ручей улыбки» (М. Светлов), «серебряная ложка луны» (Ю. Мориц).

Градация – фигура в виде синтаксической конструкции, внутри которой однородные выразительные средства (эпитеты, сравнения, метафоры и т. п.) располагаются в порядке усиления или ослабления признака: «ни позвать, ни крикнуть, ни помочь» (М. Волошин) – нарастание значения; «все грани чувств, все грани правды стёрты в мирах, в годах, в часах» (А. Белый) – убывание значения.

Лексический повтор – намеренное повторение в тексте одного и того же слова. Как правило, с помощью этого приёма в тексте выделяется ключевое слово, на значение которого нужно обратить внимание читателя.

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо –

Всё в облике одном предчувствую Тебя. (А. Блок)

Вопросно-ответная форма изложения – приём, при котором автор задает вопрос и сам же на него отвечает; используется для привлечения внимания читателей; действенная форма оживления речи, своеобразный диалог с адресатом: «Разве Пушкин объяснялся без конца в любви к народу? Нет, он писал для народа». (Р. Гамзатов)

1. Найдите в текстах метафоры, объясните их значение. На основе какого сходства стало возможным переносное значение?

Источник

Что происходит и для чего?
Adblock
detector