Я дождался отца и он рассказал мне что когда пароход причаливал

Я дождался отца и он рассказал мне что когда пароход причаливал

Сыну моему посвящаю

В полутемной тесной комнате, на полу, под окном, лежит мой отец, одетый в белое и необыкновенно длинный; пальцы его босых ног странно растопырены, пальцы ласковых рук, смирно положенных на грудь, тоже кривые; его веселые глаза плотно прикрыты черными кружками медных монет, доброе лицо темно и пугает меня нехорошо оскаленными зубами.

Мать, полуголая, в красной юбке, стоит на коленях, зачесывая длинные мягкие волосы отца со лба на затылок черной гребенкой, которой я любил перепиливать корки арбузов; мать непрерывно говорит что-то густым, хрипящим голосом, ее серые глаза опухли и словно тают, стекая крупными каплями слез.

Меня держит за руку бабушка – круглая, большеголовая, с огромными глазами и смешным рыхлым носом; она вся черная, мягкая и удивительно интересная; она тоже плачет, как-то особенно и хорошо подпевая матери, дрожит вся и дергает меня, толкая к отцу; я упираюсь, прячусь за нее; мне боязно и неловко.

Я никогда еще не видал, чтобы большие плакали, и не понимал слов, неоднократно сказанных бабушкой:

– Попрощайся с тятей-то, никогда уж не увидишь его, помер он, голубчик, не в срок, не в свой час…

Я был тяжко болен, – только что встал на ноги; во время болезни, – я это хорошо помню, – отец весело возился со мною, потом он вдруг исчез, и его заменила бабушка, странный человек.

– Ты откуда пришла? – спросил я ее.

– С верху, из Нижнего, да не пришла, а приехала! По воде-то не ходят, шиш!

Это было смешно и непонятно: наверху, в доме, жили бородатые крашеные персияне, а в подвале старый желтый калмык продавал овчины. По лестнице можно съехать верхом на перилах или, когда упадешь, скатиться кувырком, – это я знал хорошо. И при чем тут вода? Всё неверно и забавно спутано.

– Оттого, что шумишь, – сказала она, тоже смеясь.

Она говорила ласково, весело, складно. Я с первого же дня подружился с нею, и теперь мне хочется, чтобы она скорее ушла со мною из этой комнаты.

Меня подавляет мать; ее слезы и вой зажгли во мне новое, тревожное чувство. Я впервые вижу ее такою, – она была всегда строгая, говорила мало; она чистая, гладкая и большая, как лошадь; у нее жесткое тело и страшно сильные руки. А сейчас она вся как-то неприятно вспухла и растрепана, всё на ней разорвалось; волосы, лежавшие на голове аккуратно, большою светлой шапкой, рассыпались по голому плечу, упали на лицо, а половина их, заплетенная в косу, болтается, задевая уснувшее отцово лицо. Я уже давно стою в комнате, но она ни разу не взглянула на меня, – причесывает отца и всё рычит, захлебываясь слезами.

В дверь заглядывают черные мужики и солдат-будочник. Он сердито кричит:

Окно занавешено темной шалью; она вздувается, как парус. Однажды отец катал меня на лодке с парусом. Вдруг ударил гром. Отец засмеялся, крепко сжал меня коленями и крикнул:

– Ничего, не бойся, Лук!

Вдруг мать тяжело взметнулась с пола, тотчас снова осела, опрокинулась на спину, разметав волосы по полу; ее слепое, белое лицо посинело, и, оскалив зубы, как отец, она сказала страшным голосом:

– Дверь затворите… Алексея – вон!

Оттолкнув меня, бабушка бросилась к двери, закричала:

– Родимые, не бойтесь, не троньте, уйдите Христа ради! Это – не холера, роды пришли, помилуйте, батюшки!

Я спрятался в темный угол за сундук и оттуда смотрел, как мать извивается по полу, охая и скрипя зубами, а бабушка, ползая вокруг, говорит ласково и радостно:

– Во имя отца и сына! Потерпи, Варюша! Пресвятая мати божия, заступница…

Мне страшно; они возятся на полу около отца, задевают его, стонут и кричат, а он неподвижен и точно смеется. Это длилось долго – возня на полу; не однажды мать вставала на ноги и снова падала; бабушка выкатывалась из комнаты, как большой черный мягкий шар; потом вдруг во тьме закричал ребенок.

– Слава тебе, господи! – сказала бабушка. – Мальчик!

Я, должно быть, заснул в углу, – ничего не помню больше.

Второй оттиск в памяти моей – дождливый день, пустынный угол кладбища; я стою на скользком бугре липкой земли и смотрю в яму, куда опустили гроб отца; на дне ямы много воды и есть лягушки, – две уже взобрались на желтую крышку гроба.

У могилы – я, бабушка, мокрый будочник и двое сердитых мужиков с лопатами. Всех осыпает теплый дождь, мелкий, как бисер.

– Зарывай, – сказал будочник, отходя прочь.

Бабушка заплакала, спрятав лицо в конец головного платка. Мужики, согнувшись, торопливо начали сбрасывать землю в могилу, захлюпала вода; спрыгнув с гроба, лягушки стали бросаться на стенки ямы, комья земли сшибали их на дно.

– Отойди, Леня, – сказала бабушка, взяв меня за плечо; я выскользнул из-под ее руки, не хотелось уходить.

– Экой ты, господи, – пожаловалась бабушка, не то на меня, не то на бога, и долго стояла молча, опустив голову; уже могила сровнялась с землей, а она всё еще стоит.

Мужики гулко шлепали лопатами по земле; налетел ветер и прогнал, унес дождь. Бабушка взяла меня за руку и повела к далекой церкви, среди множества темных крестов.

– Ты что не поплачешь? – спросила она, когда вышла за ограду. – Поплакал бы!

– Не хочется, – сказал я.

– Ну, не хочется, так и не надо, – тихонько выговорила она.

Всё это было удивительно: я плакал редко и только от обиды, не от боли; отец всегда смеялся над моими слезами, а мать кричала:

Потом мы ехали по широкой, очень грязной улице на дрожках, среди темно-красных домов; я спросил бабушку:

– А лягушки не вылезут?

– Нет, уж не вылезут, – ответила она. – Бог с ними!

Ни отец, ни мать не произносили так часто и родственно имя божие.

Через несколько дней я, бабушка и мать ехали на пароходе, в маленькой каюте; новорожденный брат мой Максим умер и лежал на столе в углу, завернутый в белое, спеленатый красною тесьмой.

Примостившись на узлах и сундуках, я смотрю в окно, выпуклое и круглое, точно глаз коня; за мокрым стеклом бесконечно льется мутная, пенная вода. Порою она, вскидываясь, лижет стекло. Я невольно прыгаю на пол.

– Не бойся, – говорит бабушка и, легко приподняв меня мягкими руками, снова ставит на узлы.

Над водою – серый, мокрый туман; далеко где-то является темная земля и снова исчезает в тумане и воде. Всё вокруг трясется. Только мать, закинув руки за голову, стоит, прислонясь к стене, твердо и неподвижно. Лицо у нее темное, железное и слепое, глаза крепко закрыты, она всё время молчит, и вся какая-то другая, новая, даже платье на ней незнакомо мне.

Бабушка не однажды говорила ей тихо:

– Варя, ты бы поела чего, маленько, а?

Она молчит и неподвижна.

Бабушка говорит со мною шепотом, а с матерью – громче, но как-то осторожно, робко и очень мало. Мне кажется, что она боится матери. Это понятно мне и очень сближает с бабушкой.

– Саратов, – неожиданно громко и сердито сказала мать. – Где же матрос?

Вот и слова у нее странные, чужие: Саратов, матрос.

Вошел широкий седой человек, одетый в синее, принес маленький ящик. Бабушка взяла его и стала укладывать тело брата, уложила и понесла к двери на вытянутых руках, но, – толстая, – она могла пройти в узенькую дверь каюты только боком и смешно замялась перед нею.

– Эх, мамаша, – крикнула мать, отняла у нее гроб, и обе они исчезли, а я остался в каюте, разглядывая синего мужика.

– Что, отошел братишка-то? – сказал он, наклонясь ко мне.

– Город. Гляди в окно, вот он!

За окном двигалась земля; темная, обрывистая, она курилась туманом, напоминая большой кусок хлеба, только что отрезанный от каравая.

Источник

Я дождался отца и он рассказал мне что когда пароход причаливал

Сочинение с ОК ЕГЭ | ЕГЭ по русскому 2021 запись закреплена

Практика по заданию 20. Решай вместе с ОК ЕГЭ f09f988d

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

1. По аудитории пронёсся встревоженный гул (1) и (2) когда Полина отняла руки от пылающего смущением лица (3) профессора уже не было.

2. Левин простился с товарищами (1) и (2) чтобы не оставаться одному и немного успокоиться (3) отправился к своему брату (4) поскольку тот единственный мог выслушать его.

3. Склоны этой горы (1) на вершине (2) которой (3) двумя широкими скобами уселся дом (4) и той горы (5) что напротив нас (6) не были засажены никакими деревьями.

4. Пока Никита ездил домой за необходимыми в походе вещами (1) прошло больше часа (2) и (3) когда он вернулся к пункту сбора (4) то ему пришлось выслушать от друзей весьма нелестные откровения о свойствах его характера.

5. Ночью читать было невозможно (1) и (2) когда не спалось (3) я слушал окружающие меня звуки и пытался понять (4) что скрывается за ними.

6. Месяца два после свадьбы мой отчим служил на пристани в конторе (1) и (2) хотя очень тяжело было видеть (3) как он приходит и садится на то место (4) где прежде сидел отец (5) и ест его ложкой из его тарелки (6) всё-таки можно было ещё жить, возвращаясь домой (7) когда он уже спал.

7. Ромашов медленно шёл по шоссе (1) и (2) пока глядел на волшебный пожар заката (3) ему чудилось (4) будто за яркой зарёй существует какая-то таинственная жизнь.

8. Давно замечено (1) что деятели мировой культуры (2) детство которых (3) прошло в неблагоприятных условиях (4) становились выдающимися мыслителями.

9. Александр продолжал посещать университетские лекции (1) и (2) хотя он был весьма ограничен в средствах (3) ему всё-таки удавалось покупать книги (4) потому что в последние годы он уже привык экономить даже на самом необходимом.

10. Утром мальчик разбудил меня и рассказал (1) что (2) когда он забрёл в чащу (3) то увидел (4) как барсук лечит свой обожжённый нос.

11. Дети возились рядом с ёлкой (1) и (2) когда они побежали в отцовский кабинет (3) и зажгли там свет (4) все взрослые собрались в комнате бабушки (5) чтобы о чём-то поговорить.

12. Курину неожиданно вспомнились отчаянные глаза и задорные веснушки девушки-инструктора (1) и (2) несмотря на то что перед ним сейчас была скучная серая дорога (3) и предстояло пройти ещё несколько километров под палящим солнцем (4) ему вдруг стало весело.

13. В.И. Суриков занимал две расположенные рядом маленькие квартиры (1) и (2) когда писал свою «Боярыню Морозову» (3) он поставил огромное полотно на лестничной площадке и передвигал его (4) от одной двери к другой в ходе работы.

14. Когда комендант возвращается на некоторое время в дом (1) он подбрасывает в печь три полена (2) и (3) чтобы не терялось тепло (4) плотно задвигает вьюшку.

15. Маленькие снежинки прилипли снаружи к стеклу (1) и (2) если пристально вглядеться (3) то можно увидеть их тончайшее кристаллическое строение (4) и поразиться этому чуду природы.

16. Мы бесцельно бродили по лесу (1) и (2) когда бежавшая впереди нас собака терялась в догадках (3) куда мы повернём на этот раз (4) она оборачивалась и укоризненно глядела на нас.

17. На первых порах отец был очень озабочен своим вступлением в должность полного хозяина (1) чего непременно требовала бабушка (2) и (3) что он сам считал своей обязанностью (4) так как это определялось семейными традициями.

Источник

22.05.2021 Итоговая контрольная работа по русскому языку 10 класс варианты и ответы

ПОДЕЛИТЬСЯ

Новая итоговая контрольная работа по русскому языку за курс 10 класса 2 варианта с ответами и критериями оценивания составлена по ФГОС, официальная дата проведения работы: 22.05.2021 (22 мая 2021 год).

1 вариант контрольной работы: скачать вариант

2 вариант контрольной работы: скачать вариант

Ссылка для скачивания всех ответов и критериев: скачать ответы

Контрольная работа по русскому языку состоит из двух частей, включающих в себя 27 заданий. Часть 1 содержит 26 заданий, часть 2 содержит 1 задание.

На выполнение контрольной работы по русскому языку отводится 3,5 часа (210 минут).

Ответами к заданиям 1-26 являются цифра (число), или слово (несколько слов), или последовательность цифр (чисел). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы.

Решать онлайн 1 вариант контрольной работы:

Решать онлайн 2 вариант контрольной работы:

Сложные задания с 1 варианта:

(1)Среди самых распространённых неблагоприятных физических факторов, отрицательно влияющих на здоровье человека, наиболее вредным является звуковой шум. (2)По данным исследователей, «шумовое загрязнение», характерное сейчас для больших городов, сокращает продолжительность жизни их обитателей на 10–12 лет. (3) гигиеническая проблема борьбы с шумом является на сегодня особенно актуальной.

1)Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений. 1. В настоящее время шум является наиболее вредным фактором, влияющим на здоровье человека, что делает гигиеническую проблему борьбы с шумом сегодня особенно актуальной. 2. По данным исследователей, «шумовое загрязнение», отрицательно влияющее на здоровье человека, на сегодняшний день характерно только для больших городов. 3. Гигиеническая проблема борьбы с шумом сегодня особенно актуальна, поскольку звуковой шум, по данным исследователей, является наиболее вредным фактором, влияющим на здоровье человека. 4. По данным российских исследователей, «шумовое загрязнение», характерное сейчас только для больших городов, сокращает продолжительность жизни их обитателей на 10-12 лет. 5. Среди самых распространённых неблагоприятных физических факторов, отрицательно влияющих на здоровье человека, наиболее вредным является гигиеническая проблема борьбы с шумом.

2)Самостоятельно подберите наречие, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это наречие.

4)В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

5)В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. Впервые вступивший в игру бросает ИГРАЛЬНЫЙ кубик трижды. По данным МЧС, огонь ОХВАТИЛ более ста пятидесяти населённых пунктов области. МАСЛИЧНОЕ дерево, которое называется также оливковым, очень распространено на Ближнем Востоке. РОМАНТИЧНАЯ лирика А. С. Пушкина — это произведения, созданные в период южной ссылки. ПОДБОР хвостатых артистов для новой рекламы кошачьего корма занял около недели.

6)Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. Простые эмоции понимаются легко, однако в некоторых случаях расшифровка мимики лица может оказаться непростой задачей, требующей внимания, знаний и профессионализма.

7)В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

8)Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов. 1. вбл…зи, просл…влять, м…лькать 2. ав…нтюра, разг…рается, кр…потливый 3. в…рсистый, усм…рить, пром…хнуться 4. зап…сной, к…мфорт, прил…жение 5. г…ниальный, усл…жнить, эст…тический

9)Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1. с…жаление, пр…родители, нед…варить 2. кон…юктивит, из…ян, транс…европейский 3. пр…тягательный, пр…оритет, пр…уныл 4. чре…мерный, не…данный, бе…церемонный 5. с…грать, с…змала, из…скать

10)Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1. ясен…вый, увес…стый 2. въедл…вый, глуб…на 3. туш…нка, горяч… 4. рассматр…вать, подуш…чка 5. плеч…ко, будн…чный

11)Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1. вид…щий (цель), (они) дремл…т 2. знач…щий, хлопоч…щий 3. обезум…вший (от горя), распил…нный 4. чист…щий, (они) не догон…т 5. вылет…шь, увелич…нный

12)Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

13)Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. (В)ТЕЧЕНИЕ многих дней над озером летали чайки (НА)ПОДОБИЕ небольшого быстрого облака.(НЕ)СМОТРЯ на заграничное образование, Борису ВСЁ(ТАКИ) было непросто найти работу. (В)НАЧАЛЕ мы шли по дороге, а (ЗА)ТЕМ свернули на узкую лесную тропинку. Имейте (В)ВИДУ: здесь ТО(ЖЕ) придётся напряжённо трудиться.(КАК)ТОЛЬКО выехали за город, (ТОТ)ЧАС начался проливной дождь

14)Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н. К берегу медле(1)о причаливала огромная баржа, гружё(2)ая песком; люки её были выкраше(3)ы масля(4)ой краской; матросы отчая(5)о суетились на немете(6)ой палубе.

15)Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1. К вечеру на берегу смолкли песни и слышался только шум волн. 2. Лес всё гудел и молнии разрывали тьму в клочья. 3. Народ ходил в расшитых узорами унтах длинных шубах и больших меховых шапках. 4. Море отражало огни фонарей и было усеяно массой жёлтых пятен. 5. Облака ползли медленно то сливались то обгоняли друг друга.

16)Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Ночью капитан вдруг что-то крикнул (1) и (2) сам испугавшись своего крика (3) прозвучавшего (4) какой-то унизительно-жалобной (5) страстью (6) тотчас же проснулся.

17)Расставьте недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(- ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые). Довольно (1) впрочем. Хватит лезть в твою нам душу (2) милый (3) Саша. Хотя она почти как наша. Но мы же обещали лесть, а получилось вон что. Нас какой-то бес попутал (4) видно (5) и нам (6) конечно (7) Саша (8) стыдно, а ты — ты думаешь сейчас… (И. Бродский)

18)Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Пока мы шли вдоль берега (1) и (2) со всех сторон раздавалось соловьиное пение (3) я вспоминал (4) как в прошлом году мы тоже были в этих местах (5) и наслаждались звуками леса.

19)Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Свет был какой-то синий и неживой (1) и (2) если бы не Луна (3) которую (4) можно было увидеть из окна (5) то было бы совсем жутко.

20)Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. (1)В сырых лунных полях тускло белела полынь на межах. (2)Большекрылые совы бесшумно взвивались с полей, и лошадь испуганно шарахалась. (3)Дорога вошла в мелкий лес, мёртвый и холодный от луны и росы. (4)Сама луна, яркая и точно мокрая, мелькала по голым верхушкам. (5)Сучья сливались с её влажным блеском, исчезали в нём. (6)Горько пахло осиновой корой и оврагами с прелой листвой. (7)Вот спуск в разлужья, бездонные и белые от тонкого белёсого пара. (8)Белым паром дышит и мерин, пробираясь среди кустарников.

21)Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номер ответов. 1) Каждому человеку, вступившему во взрослую жизнь, приходится решать сложные жизненные проблемы. 2) Одна из предпосылок счастливой жизни человека – отсутствие завистливых мыслей и эмоций. 3) Детство – это сложный период жизни человека, наполненный поиском смысла жизни. 4) Став взрослыми, все люди по-прежнему сохраняют в себе прекрасные черты детства. 5) Умение возвращаться в страну Детства зависит от характера человека.

22)«Вся организация текста и отбор художественных средств выразительности определены основной мыслью автора. Поэтому здесь широко использованы средства выразительности синтаксиса (А) ________ (в предложении 2, 7, 27) и (Б) _____________ (предложение 23 – 24). Образность текста достигается за счет применения лексического средства выразительности (В) _________ (в предложении 1) и стилистической фигуры речи (Г) __________ («взрослым ребенком» в предложении 35).

Сложные задания с 2 варианта:

(1)Чёрные полоски на белом стволе берёзы образованы чечевичками — участками с рыхлой структурой, которые обеспечивают дыхание берёзы. (2)Дело в том, что её кора чрезвычайно плотная, клетки находятся настолько близко друг к другу, образуют почти непроницаемый слой. (3)Не будь рыхлых участков, воздух просто не смог бы поступать к живым клеткам ствола.

1)Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений. 1. Полоски на стволе берёзы называются чечевичками, не будь их, дерево просто не смогло бы дышать. 2. Чёрные полоски на белом стволе берёзы образованы чечевичками — участками с рыхлой структурой, обеспечивающими дыхание дерева, которые необходимы берёзе из-за большой плотности коры, затрудняющей проход воздуха к живым клеткам ствола. 3. Чечевички, чёрные полосы на белом стволе, обеспечивающие дыхание дерева, есть только у берёзы, и этим она отличается от других древесных растений. 4. На белом стволе берёзы заметны чёрные чечевички, представляющие собой рыхлые участки в чрезвычайно плотной коре дерева, которые обеспечивают доступ воздуха к клеткам ствола и осуществляют дыхание берёзы. 5. Чечевички необходимы берёзе потому, что с их помощью к клеткам ствола поступает кислород.

2)Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите этот союз.

4)В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

5)В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

6)Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка. Наши педагоги старались, чтобы молодое поколение получало не только всестороннее профессиональное образование, — они всячески способствовали тому, чтобы мы расширяли свой общекультурный кругозор, увеличивали уровень своих духовных и эстетических запросов.

7)В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

9)Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов. 1. прож…гать, тв…рение, приск…кать 2. м…рзлота, изм…нение, хл…стать 3. недор…сль, перег…реть, соприк…саться 4. предл…живший, выт…реть, пл…вец 5. оз…рять, поб…доносный, р…петитор

10)Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1. безра…дельный, бе…конечный, …жать 2. ин…екция, ад…юдант, меж…ярусный 3. под…грать, вз…скать, дез…нформация 4. испо…тишка, пре…чувствие, по…сыпать 5. пр…берёг, пр…вередливый, пр…скорбный

11)Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1. расчётл…вый, слыш…мый 2. милост…вый, свидань…це 3. нищ…та, затуш…вать 4. подчёрк…вать, подта…вший 5. желт…зна, завистл…вый

12)Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1. утеша…т (друзья), та…щие льды 2. (повара ) жар…т, вид…щий 3. (друг) выруч…т, расходу…мый 4. (собаки) ла…т, стел…щийся 5. загора…шь, независ…мый

13)Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. Дома нас ожидали отнюдь (НЕ)ДОБРЫЕ вести. Хорошее зрение (НЕ)РАЗ выручало Сергея. Это был (НЕ)КТО иной, как директор школы. У артиста было (НЕ)КРАСИВОЕ, но удивительно выразительное лицо. Забор был (НЕ)ПОКРАШЕН и валился набок.

14)Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. (С)НАЧАЛА вечера за окном было тихо, (ЗА)ТЕМ неожиданно в темноте что-то зашелестело в траве. (ОТ)ТОГО, что было задумано, пришлось отказаться, (ПО)СКОЛЬКУ наши планы изменились. (НЕ)СМОТРЯ на строгий запрет родителей, мы всё же тайком ходили в заброшенный дом, находившийся (НА)ПРОТИВ парка. (В)СИЛУ сложностей, возникших (ВО)ВРЕМЯ подготовки спектакля, премьеру пришлось отложить. (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ года я несколько раз побывал (ЗА)ГРАНИЦЕЙ.

15)Укажите все цифры, на месте которых пишется Н. Но в толпе я должен был обойти неподвижно стоявшего на расставле(1)ых ногах вовсе не ю(2)ого, давно не стриже(3)ого господина, грубого и крупного, в поноше(4)ом фраке с рва(5)ым кружевом и золоче(6)ными пуговицами.

16)Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1. Россия есть страна византийских куполов звона и синего ладана. 2. Безоблачной ночью плавает над Чистым Дором луна отражается в лужах серебрит крытые щепой крыши. 3. Скоро тучи ушли в сторону и тут же мириады алмазных капелек вспыхнули на солнце. 4. До вечера Тимка успел и дров наколоть и печь затопить и начистить картошки. 5. Огонь маяка то разгорался то бледнел от усталости то вовсе затихал.

17)Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Ветер сдувал (1) насыпавшийся вечером (2) снежок с мостовых (3) обнажая белые каменные плиты (4) избитые подковами.

18)Расставьте недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(- ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые). Ничем (1) Певец (2) твой юбилей мы не отметим, кроме лести рифмованной, поскольку вместе давно не видим двух рублей. Итак (3) приступим. Впрочем (4) речь (5) такая вещь, которой (6) Саша (7) когда б не эта бедность наша, мы предпочли бы пренебречь. (И. Бродский)

19)Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Пока я взбирался на гору (1) плывущая по реке льдина оказалась там (2) где виднеется белая церковь в кудрявых облаках (3) и (4) где фигурки людей на берегу выглядят совсем крошечными.

20)Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Я дождался отца (1) и он рассказал мне (2) что (3) когда пароход причаливал к берегу (4) по пристани ходил Степан Петрович (5) и кого-то высматривал среди пассажиров.

21)Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. (1)Те немногие пастухи и охотники, которым посчастливилось увидеть снежного барса в живой природе, называют его призраком гор. (2)Снежный барс — символ силы и власти у многих народов. (3)Тем циничнее его тотальное истребление, которое продолжается последние полвека по всей центральноазиатской территории. (4)Главные достоинства барса, красота и редкость, стали для него проклятием. (5)Роскошная дымчато-серая шуба с тёмными пятнами маскирует ирбиса на фоне скал, но привлекает браконьеров. (6)В Киргизии охота на это животное, занесённое во все Красные книги, до сих пор остаётся традиционной забавой. (7)Реальная численность вида в России сейчас, по данным Фонда дикой природы, не превышает 70–90 особей.

22)Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номер ответов. 1) Каждый человек в состоянии победить страшную силу времени. 2) Герой-рассказчик работает земским врачом. 3) Перемены, происходящие в литературе, безусловно, поддерживают святые заветы и ведут читателей в светлое будущее. 4) Герой-рассказчик восхищается людьми, которые верят в себя. 5) Время, по мнению героя-рассказчика, посягает на его миросозерцание.

26)«Предлагаемый фрагмент текста имеет глубокий смысл, раскрыть который автору помогают разнообразные средства художественной выразительности. Это, например, тропы: (А) __________ («гордые слова» в предложении 3, «светлые имена» в предложении 18) и (Б) ___________ («время не отвечает» в предложении 9, «литература оплёвывала» в предложении 20), а также фигура речи (В)___________(в предложении 27). В тексте автор использует и средства выразительности синтаксиса (Г) ___________ (в предложении 4, 5, 7, 24)».

Источник

Что происходит и для чего?
Adblock
detector