Я думала что ты мой враг история создания стихотворения

Анализ стихотворения Беллы Ахмадулиной «Я думала, что ты мой враг…»

Автор: Guru · Опубликовано 18.08.2020 · Обновлено 21.08.2020

Белла Ахатовна Ахмадулина лирическая поэтесса второй половины 20 века и начала 21. Белла наследует лучшие традиции серебреного века и вплетает их в реалии современного мира. Так в ее стихотворениях мы можем увидеть ритм большого города, самолеты, магнитофоны и все те же традиционные ценности — тепло руки, семья, честность. В стихотворениях поэтессы легко найти и фантастические образы, связанные с природными стихиями, о которых она рассказывает не только современным языком, но и вспоминает архаичные мотивы. Ахмадулина меткими словами будто связывает два мира, тем самым дарит новую жизнь старым образам.

История создания

«Я думала, что ты мой враг» Белла написала перед самым разводом с мужем, когда отношения уже почти разрушились, а сама поэтесса искала утешения в алкоголе и сигаретах. Как и большинство любовной лирики, стихотворение основано на личном переживании поэтессы и пережитой ей драмы.

Роман с мужем Евгением начался, когда Белла еще была десятиклассницей. Евгений Евтушенко прочел ее стихотворения в журнале «Октябрь» и был поражен, что столь юной девушкой была написан столь сильная поэзия. Личное же знакомство состоялось, когда Евгению было 23 года, а Белле лишь 18 лет.

Спустя два года яркого романа молодые сыграли свадьбу и, казалось бы, что все было хорошо, но Белла забеременела. Евгений на тот момент был категорически против детей. Под давлением мужа Белле пришлось сделать аборт.

К сожалению, поэтесса не смогла простить ни мужа, ни себя. Отказ от ребенка не только разрушил брак юных влюбленных, но и изменил саму Беллу. Именно в этот тяжелый период своей жизни Белла написала:

«Но как же все напрасно,

Но как же все нелепо!»

«Я думала, что ты мой враг» написано ямбом, в основе которого перекрестная рифма.

Это стихотворение – послание ее мужу, ее прощание. Такой вид любовной лирики один из самых трогательных, ведь за ней скрываются настоящие люди, настоящие чувства и настоящие воспоминания.

Но прощается героиня не только с мужем, она прощается со своей наивностью. Этим стихотворением она словно показывает, что стала взрослой женщиной. Женщиной, которой на душе очень горько, ведь она понесла утрату, но сумеет пройти свой путь до конца.

Композиция

Композиция произведения довольна просто. Все начинается с обращения, где Белла говорит о своем предчувствие трагического финала:

«…что ты беда моя тяжелая»

В подтверждения своих слов она обращается к воспоминаниям, как бы анализируя их отношения:

«И руки грел, а все обманывал…»

И заканчивает свое произведения основной сутью произведения – прощанием:

Символика произведения

Ключевая героиня произведения – это сама Белла, ее история утраты и желания идти дальше, хоть и потеряв частичку себя. Это стихотворения символизирует не только расставание, но и взросления, утрату иллюзий. В каждой строчке мы видим, что героине больно. Мы видим, что Белла пытается обвинить своего мужа, говоря:

«а вышло так: ты просто враль»

Обвиняя своего мужа, Белла обвиняет и себя. Поэтесса делает акцент на своем предчувствии беды еще в первой строчке стихотворения:

«Я думала, что ты мой враг»

Именно этой строчкой она подмечает, что все же ее жизнь с Евгением была осознанным выбором, хоть и оказалась ошибочным.

Поэтесса делает акцент и на том, что сейчас она не способна чувствовать вообще ничего, что ее чувства будто заморожены, как и чувства мужа:

«О, проживешь, не опечалишься,

а мне и вовсе ничего»

Последними же строками произведения Ахмадулина хочет показать, что отрекается не только от своего мужа, но даже от своего выбора и своих воспоминаний.

Художественные приемы

Источник

Анализ стихотворения «Я думала, что ты мой враг» (Б. Ахмадулина)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 07.06.2020 · Обновлено 07.06.2020

Поэзия Беллы Ахмадулиной обладает кристальной прозрачностью и всегда очень тонко передаёт драматизм любовного чувства, что делает её лирику близкой и понятной для каждого человека. Стихотворение «Я думала, что ты мой враг…» — яркий образец отражения личных переживаний поэтессы. Многомудрый Литрекон предлагает его детальный анализ по плану.

История создания

Стихотворение «Я думала, что ты мне враг…» автобиографично и основано на личной любовной драме Ахмадулиной. Оно посвящено её бывшему мужу — Евгению Евтушенко — и было написано незадолго до разрыва их отношений.

История их недолгой любви началась в 1955 году, когда Евтушенко было двадцать три года, а Ахмадулиной всего лишь восемнадцать лет. Мужчина прочёл стихотворение юной Беллы в журнале «Октябрь» и был поражён, когда узнал о том, что эти гениальные строки и неожиданные рифмы созданы десятиклассницей. Вживую он впервые увидел девушку, придя в литобъединение, в котором она в то время занималась. Евтушенко был совершенно заворожен изяществом Беллы и искал с ней встреч и дальше. Позже они пересеклись на литературном кружке, на котором Белла во время спора о революции удивила его своим наивным, но пылким восклицанием: «Революция не умерла. Революция больна. Революции надо помочь». С того заседания Ахмадулина и Евтушенко ушли, держась за руку, и гуляли вместе всю ночь.

Поначалу влюбленные были счастливы. Мужчина посвящал девушке стихотворения и считал её своей музой, которой он никогда не уставал любоваться. В 1957 году они поженились и поселились в небольшой комнате на Первомайской.

Их разлад начался, когда они узнали, что ждут ребёнка. Евтушенко не был готов к тому, чтобы стать отцом, и Ахмадулина была вынуждена сделать аборт. Это событие стало трещиной на их отношениях. Белла не смогла простить Евтушенко случившегося, и её чувства начали угасать. «Предательство» мужа слишком сильно повлияло на женщину, она стала совершенно другим человеком — сменила причёску и начала много выпивать и курить. Отношения всё ещё официально сохранялись, но в них уже не было прежнего тепла и любви. Именно в этот непростой период своей жизни Белла Ахмадулина и написала стихотворение «Я думала, что ты мой враг… «, оно предвещало скорую разлуку с мужем.

Жанр, направление, размер

Произведение относится к любовной лирике, Ахмадулина описывает в нем историю своей несчастной, прошедшей любви.

Жанр стихотворения: любовное послание. Оно написано в форме стихотворного письма. Лирическая героиня Ахмадулиной обращается к реальному человеку — к лирическому герою, за образом которого стоит Евтушенко, и упоминает действительно существующие места Москвы, по которым они когда-то гуляли: «На площади Манежная…», «…там, в Александровском саду».

Стихотворение написано ямбом, в нем используется преимущественно перекрёстная рифмовка (ABAB), кроме двух строк «Кружилось надо мной вранье, похожее на воронье…», где рифмовка парная (ААВВ).

Композиция

Образы и символы

Образ лирической героини стихотворения — это во многом отражение личности Ахмадулиной в тот период жизни, когда она написала это произведение. Она разочарована в своей любви и в том, что верила в «игру» своего мужчины, не подозревая о том, что он ей лгал. Теперь она более опытная и холодная, хоть на её сердце всё ещё много не заживших после предательства ран. Перспектива окончательного расставания не пугает её, ведь так будет лучше для обоих. Из наивной девушки, которой она была в прошлом, героиня преображается во взрослую женщину, которая не боится попрощаться с человеком и пойти дальше своей дорогой.

Образ зимней Москвы тоже занимает важное место в произведении. Поэтесса вспоминает о своих прогулках с любимым по заснеженной столице. На московских улицах крепнет их любовь, но там же крепнет и ложь, которая уже тогда предвещала разрушение отношений. Образ Москвы, окрашенной по эмоциональной составляющей лирической героини в серые зимние цвета, подчёркивает меланхоличное настроение произведения.

Ложь близкого человека поэтесса сравнивает со стаей воронья. Вороны — это птицы-стервятники, питающиеся падалью. В мировой культуре эта птица является символом несчастий и бедствий. Используя этот образ, Ахмадулина даёт понять читателю, что вранье возлюбленного уже тогда предвещало ей много проблем и «съедало» её подобно птицам, клюющим падаль.

Символика цвета — неотъемлемая часть произведения. В стихотворении большую роль играют строки «в глазах ни сине, ни черно». Синие и чёрные цвета символичны и противопоставляются друг другу по их значению. Синий цвет, олицетворяющий печаль, контрастирует с чёрным, который связан со злыми, негативными эмоциями. Во время последнего прощания герои не испытывают ни того, ни другого — их расставание безэмоционально и бесцветно. Так Ахмадулина в очередной раз подчёркивает безнадежность этих отношений, в которых под конец не осталось абсолютно никаких чувств и эмоций.

Темы, проблемы, настроение

Основная тема стихотворения «Я думала, что ты мой враг» — расставание. Оба героя охладели друг к другу, их прощание не вызывает ни у одного сильных чувств, а в прошлом слишком много лжи и предательства для того, чтобы попытаться всё вернуть.

В произведении поднимается проблема лжи и недоверия в отношениях. Именно враньё возлюбленного поэтессы постепенно разрушало их любовь. Он не доверял ей, думая, что и она ему когда-нибудь соврёт, поэтому позволял себе «играть».

Стихотворение пронизано мрачным настроением, которое соотносится с чувствами лирической героини, переживающей разрыв.

Основная идея

Главная мысль стихотворения «Я думала, что ты мой враг» заключается в том, что порой в отношениях приходит пора расставания. Тёплые воспоминания о прошлом не смогут компенсировать того обмана и недоверия, которое не один год разрушали любовь между двумя людьми. Когда приходит момент, нужно уметь отпускать человека и идти своей дорогой.

Средства выразительности

Эпитеты в стихотворении «Я думала, что ты мой враг» эмоционально усиливают обвинения лирической героини, которые она предъявляет своему любимому человеку: «беда тяжёлая», «игра дешёвая»

Приём сравнения придаёт определённый символизм лжи, она уже не безобидна, а огромна и черна, подобно вороньей стае: «враньё, похожее на вороньё».

Источник

ЧТО ПРИШЛОСЬ ПРОСТИТЬ БЕЛЛЕ АХМАДУЛИНОЙ ЕВГЕНИЮ ЕВТУШЕНКО

10 апреля отмечала день рождения Белла Ахмадулина (1937-2010), может быть самая раскрученная поэтесса нашей страны.

809140 original

Личная жизнь ее была бурной и экстремальной, о чем мы уже говорили, вспоминая брак Беллы с Юрием Нагибиным (https://ygashae-zvezdu.livejournal.com/131498.html)

Но самым известным стала для общественности ее совместная жизнь с Евгением Евтушенко. Именно в этом браке Белла приобрела лицо оторванной от мира принцессы и потеряла юношеский восторг.

Публиковаться Белла начала еще школьницей. Одна из громких публикаций случилась в журнале «Октябрь», где на ее стихи наткнулся Евгений Евтушенко. Сей человек просто по складу характера не мог пройти мимо успеха, какие бы причудливые формы тот не принимал. Он явился в литературное объединение Беллу послушать. Девушка, так сказать, произвела на него впечатление.

Уже одно из первых свиданий завершилось скандалом. Евтушенко пригласил девушку встретить Новый Год в ЦДЛ. Семнадцатилетняя Белла оказалась банально не готова к тому, что писатели и их спутницы ужрались, и начали себя вести, как обычные пьяницы. Потрясенная, она ушла среди ночи в туфельках по снегу. Старший товарищ отказался ее провожать, предпочтя продолжить веселье.

И все же он влюбился.

Позже Евтушенко вспоминал:

«Мы часто ссорились, но быстро и мирились. Мы любили и друг друга, и стихи друг друга. Одно новое стихотворение, посвященное ей, я надел на весеннюю ветку, обсыпанную чуть проклюнувшимися почками, и дерево на Тверском бульваре долго махало нам тетрадным, трепещущим на ветру листком, покрытым лиловыми, постепенно размокающими буквами.

Взявшись за руки, мы часами бродили по Москве, и я забегал вперед и заглядывал в ее бахчисарайские глаза, потому что сбоку была видна только одна щека, только один глаз, а мне не хотелось потерять глазами ни кусочка любимого и потому самого прекрасного в мире лица. Прохожие на нас оглядывались, ибо мы были похожи на то, что им самим не удалось».

809464 original

Роман продолжался около года, пока Белле не исполнилось восемнадцать. Перед женитьбой состоялись смотрины, в ходе которых мама Жени всплеснула ручками, вопросив: «Что же она у тебя такая толстая?».

Нам, привыкшим к точеному облику поэтессы, это восклицание может показаться троллингом, и здесь впору сказать, что к моменту своих восемнадцати представляла собой Белла.

Не то, что мы привыкли видеть. Корпулентная девушка, с большой грудью, веснушчатая, с косой. Очень застенчивая. Очень советская, верящая в идеалы революции.

809606 original

Именно с застенчивостью Беллы начал бороться привыкший к эстрадному эпатажу поэт. Он заставлял ее броско одеваться, а когда жену, которая вышла на публику в красном пальто, продернули за это в одном фельетоне, искренно изумлялся ее огорчению: «В чем дело, о тебе заговорили!»

В общем, если не стихотворный, то внешний рисунок Ахмадулиной сформировал лучший эстрадник Москвы. Их имена звучали рядом, а это помогало и славе, и публикациям, всему, всему.

809916 original

Но главное ведь стихи. Присутствие Беллы явно в таких знаковых стихах Евтушенко как «Со мною вот что происходит…», Моя любимая приедет…», «Вальс на палубе».

Или вот стихотворение «Глубокий снег».

По снегу белому на лыжах я бегу.
Бегу и думаю:
что в жизни я могу?
В себя гляжу,
тужу,
припоминаю.
Что знаю я?
Я ничего не знаю.
По снегу белому на лыжах я бегу.

В красивом городе есть площадь Ногина.
Она сейчас отсюда мне видна.
Там девушка живет одна.
Она
мне не жена.
В меня не влюблена.
Чья в том вина.
Ах, белое порханье!
Бегу.
Мне и тревожно и легко.
Глубокий снег.
Глубокое дыханье.
Над головою тоже глубоко.
Мне надо далеко.

Скрипите,
лыжи милые,
скрипите,
а Вы,
далекая,
забудьте про беду.
Скрепите сердце.
Что-нибудь купите.
Спокойно спите.
Я не пропаду.
Я закурить хочу.
Ломаю спички.
От самого себя устал бежать.
Домой поеду.
В жаркой электричке
кому-то буду лыжами мешать.

В этом стихотворении, как в коконе, можно разглядеть проблемы, приведшие к разрыву двух любящих. Евтушенко при всей своей внешней распахнутости был вещью в себе; человеком быстрых ощущений; поэтом, не способным фиксироваться на чужих проблемах. Может оно и так надо, кто спорит.

Но все им сотворенное в отношении Беллы, мало какая женщина простит.

810033 original

В 1957 году под Евтушенко заколебалась почва, его выгнали из Литературного института, что могло означать конец карьеры вообще. Всю жизнь Евгений Александрович уверял, будто отчислили его за выступление в защиту романа Дудинцева «Белые одежды», умалчивая о куче академических задолженностей. Господи, да он за четыре года даже вечернюю школу не умудрился закончить, предоставив в деканат аттестат о среднем образовании, хотя брали его в институт на таком условии.

А тут еще Белла со своей беременностью.

Не кстати – не кстати…

Евтушенко отправил жену на аборт, о чем впоследствии сильно жалел, признаваясь:

«Я не понимал тогда, что если мужчина заставляет любимую женщину убивать их общее дитя в её чреве, то он убивает её любовь к себе».

Даже после аборта существовал шанс выправить ситуацию. По выходе из больницы, Белла цеплялась за Женю, умоляя взять ее с собой в поездку по Сибири. Тот счел это обременительной блажью.

Когда поэт вернулся из путешествия, его встретила другая женщина изменившая внешне и внутренне. Встретила стихотворением, показывающим, что все, действительно, кончилось.

Я думала, что ты мой враг,

что ты беда моя тяжелая,

а вышло так: ты просто враль,

На площади Манежной

бросал монетку в снег.

Загадывал монете

люблю я или нет.

И шарфом ноги мне обматывал

там, в Александровском саду,

и руки грел, а все обманывал,

все думал, что и я солгу.

Кружилось надо мной вранье,

похожее на воронье.

Но вот в последний раз прощаешься.

В глазах ни сине, ни черно.

О, проживешь, не опечалишься,

а мне и вовсе ничего.

Но как же все напрасно,

но как же все нелепо!

Тебе идти направо,

Мне идти налево.

Евтушенко съехал из семейного дома.

«Мы не поссорились. Наша любовь не умерла – она перестала быть. Мы разошлись, и я переселился в комнатушку над Елисеевским магазином – настолько крошечную, что входящим женщинам нельзя было избежать тахты, и через пару месяцев я чуть не рехнулся от карусели, которую сам себе устроил».

Финиш пришел, когда в жизни Ахмадулиной появился Юрий Нагибин. Сунувшемуся к ней среди ночи вернувшемуся мужу Белла не открыла дверь. Последовал развод.

810770 original

Конец семейной жизни не означал конца отношений, поскольку оба были знаковыми лицами оттепельной поэзии. Их имена пресса по-прежнему писала через запятую. Приходилось общаться.

Ахмадулина стала лучшей подругой второй жены Евтушенко Галины Сокол, которую он увел у друга – поэта Михаила Луконина. Дамы вместе зажигали, давая окружающим повод для пересудов.

Так однажды ГАИшники задержали Сокол и Ахмадулину за езду в пьяном виде. Сокол начала орать, что она жена Евтушенко. Белла присоединилась к ее воплям: «И я тоже».

Историю совместного усыновления дамами детдомовцев, дабы удержать рядом мужей я уже рассказывал (https://ygashae-zvezdu.livejournal.com/131498.html) Замечу только, что Нагибин Ахмадулину с ребенком выгнал, а вот Евтушенко блажь Сокол принял и заменил мальчику Пете отца.

Время развело Евтушенко со многими друзьями юности: Рождественским (https://ygashae-zvezdu.livejournal.com/143267.html), Вознесенским, Аксеновым (https://ygashae-zvezdu.livejournal.com/143597.html) Чуть ли не единственная, с кем он не обменялся на старости лет ехидными инвективами Ахмадулина. Там присутствовало уважение, взаимное, впрочем.

811093 original

Увидев у коллекционера Виктора Сербского на одной из своих книжек автограф Беллы: «Виктору Сербскому с любовью к поэту Евгению Евтушенко — Белла Ахмадулина», он откликнулся автографом: «Глубочайше тронут тем, что рукой Беллы — ее драгоценными пальчиками подтверждено то, что хотя бы когда-то она любила меня. Евг. Евтушенко».

Ну а Белла еще в конце 1950-ых высказала отношение к Евгению, закончив одно из вдохновленных им стихотворений словами:

Никто не покарает, не измерит

вины его. Не вышло ни черта.

И все же он, гуляка и изменник,

не вам чета. Нет. Он не вам чета.

Отвечая же на вопрос корреспондента «АИФ» о бывшем муже, Белла констатировала:

«Мы просто не видимся. Евгений Александрович мне ничего никогда плохого не сделал. Он — мастер литературной формы. Я только это могу сказать…»

И так уж получилось, что отпели Евтушенко 10 апреля 2017 года, в день, когда его звезде и музе, могло бы исполниться 80 лет.

Источник

Ахмадулина: «Я думала, что ты мой враг»

Белла Ахмадулина: Я думала, что ты мой враг

Я думала, что ты мой враг,
что ты беда моя тяжелая,
а вышло так: ты просто враль,
и вся игра твоя — дешевая.

На площади Манежная
бросал монету в снег.
Загадывал монетой,
люблю я или нет.

И шарфом ноги мне обматывал
там, в Александровском саду,
и руки грел, а все обманывал,
всё думал, что и я солгу.

Кружилось надо мной вранье,
похожее на воронье.

Но вот в последний раз прощаешься.
В глазах ни сине, ни черно.
О, проживешь, не опечалишься,
а мне и вовсе ничего.

Но как же всё напрасно,
но как же всё нелепо!
Тебе идти направо.
Мне идти налево.

Анализ стиха «Я думала, что ты мне враг» Ахмадулиной

Стихотворение «Я думала, что ты мне враг» автобиографично и основано на личной любовной драме Ахмадулиной. Оно посвящено её бывшему мужу — Евгению Евтушенко — и было написано незадолго до разрыва их отношений.

История их недолгой любви началась в 1955 году, когда Евтушенко было двадцать три года, а Ахмадулиной всего лишь восемнадцать лет. Мужчина прочёл стихотворение юной Беллы в журнале «Октябрь» и был поражён, когда узнал о том, что эти гениальные строки и неожиданные рифмы созданы десятиклассницей.

Вживую он впервые увидел девушку, придя в литобъединение, в котором она в то время занималась. Евтушенко был совершенно заворожен изяществом Беллы и искал с ней встреч и дальше.

Позже они пересеклись на литературном кружке, на котором Белла во время спора о революции удивила его своим наивным, но пылким восклицанием: «Революция не умерла. Революция больна. Революции надо помочь». С того заседания Ахмадулина и Евтушенко ушли, держась за руку, и гуляли вместе всю ночь.

Поначалу влюбленные были счастливы. Мужчина посвящал девушке стихотворения и считал её своей музой, которой он никогда не уставал любоваться. В 1957 году они поженились и поселились в небольшой комнате на Первомайской.

Их разлад начался, когда они узнали, что ждут ребёнка. Евтушенко не был готов к тому, чтобы стать отцом, и Ахмадулина была вынуждена сделать аборт. Это событие стало трещиной на их отношениях. Белла не смогла простить Евтушенко случившегося, и её чувства начали угасать.

«Предательство» мужа слишком сильно повлияло на женщину, она стала совершенно другим человеком — сменила причёску и начала много выпивать и курить.

Отношения всё ещё официально сохранялись, но в них уже не было прежнего тепла и любви. Именно в этот непростой период своей жизни Белла Ахмадулина и написала стихотворение «Я думала, что ты мой враг… «, оно предвещало скорую разлуку с мужем.

Жанр, направление, размер

Произведение относится к любовной лирике, Ахмадулина описывает в нем историю своей несчастной, прошедшей любви.

Жанр стихотворения: любовное послание. Оно написано в форме стихотворного письма. Лирическая героиня Ахмадулиной обращается к реальному человеку — к лирическому герою, за образом которого стоит Евтушенко, и упоминает действительно существующие места Москвы, по которым они когда-то гуляли: «На площади Манежная…», «…там, в Александровском саду».

Стихотворение написано ямбом, в нем используется преимущественно перекрёстная рифмовка (ABAB), кроме двух строк «Кружилось надо мной вранье, похожее на воронье…», где рифмовка парная (ААВВ).

Композиция

Стихотворение начинается с обращения лирической героини к своему бывшему возлюбленному, она говорит о том, что с самого начала знала о том, что близкий человек причинит ей боль и станет её «бедой тяжёлой».

Героиня обвиняет его во лжи и игре, которую называет «дешёвой», то есть очень прозрачной, однако, на тот момент девушка была слишком молодой и наивной, чтобы распознать её.

Далее она погружается в воспоминания о тех местах Москвы, по которым гуляла со своим мужчиной. Тут проглядываются реальные моменты из прошлого Ахмадулиной и Евтушенко — влюбленные исходили всю столицу во время их романтических свиданий.

Поэтесса вспоминает заснеженную Манежную площадь, на которой возлюбленный, бросая монету в снег, пытался узнать всё о её чувствах. Потом она переносится мыслями в Александровский сад, где любимый человек пытался её согреть и много лгал, ошибочно думая, что она поступит с ним точно так же: «… и руки грел, а всё обманывал, всё думал, что и я солгу…»

Кульминацией стихотворения становятся строки «кружилось надо мной вранье, похожее на воронье…». В нем ложь близкого человека достигает своего апогея и окружает лирическую героиню, словно стая воронов.

В последних двух четверостишиях происходит прощание двух героев. В реальной жизни Ахмадулина достаточно тихо разошлась со своим мужем, не было никаких слез и скандалов. В стихотворении прощание тоже происходит спокойно и безэмоционально, что подчеркивается в строках «в глазах ни сине, ни черно…».

Лирическая героиня знает, что они оба прекрасно проживут друг без друга, поэтому все попытки спасти отношения теперь нелепы и бессмысленны:

«Но как же всё напрасно,но как же всё нелепо!»

Последние две строчки подводят некий итог несчастливых отношений. Пути героев навсегда расходятся и больше никогда не пересекаются:

Образы и символы

Образ лирической героини стихотворения — это во многом отражение личности Ахмадулиной в тот период жизни, когда она написала это произведение. Она разочарована в своей любви и в том, что верила в «игру» своего мужчины, не подозревая о том, что он ей лгал.

Теперь она более опытная и холодная, хоть на её сердце всё ещё много не заживших после предательства ран. Перспектива окончательного расставания не пугает её, ведь так будет лучше для обоих. Из наивной девушки, которой она была в прошлом, героиня преображается во взрослую женщину, которая не боится попрощаться с человеком и пойти дальше своей дорогой.

Образ зимней Москвы тоже занимает важное место в произведении. Поэтесса вспоминает о своих прогулках с любимым по заснеженной столице. На московских улицах крепнет их любовь, но там же крепнет и ложь, которая уже тогда предвещала разрушение отношений. Образ Москвы, окрашенной по эмоциональной составляющей лирической героини в серые зимние цвета, подчёркивает меланхоличное настроение произведения.

Ложь близкого человека поэтесса сравнивает со стаей воронья. Вороны — это птицы-стервятники, питающиеся падалью. В мировой культуре эта птица является символом несчастий и бедствий.

Используя этот образ, Ахмадулина даёт понять читателю, что вранье возлюбленного уже тогда предвещало ей много проблем и «съедало» её подобно птицам, клюющим падаль.

Символика цвета — неотъемлемая часть произведения. В стихотворении большую роль играют строки «в глазах ни сине, ни черно». Синие и чёрные цвета символичны и противопоставляются друг другу по их значению. Синий цвет, олицетворяющий печаль, контрастирует с чёрным, который связан со злыми, негативными эмоциями.

Во время последнего прощания герои не испытывают ни того, ни другого — их расставание безэмоционально и бесцветно. Так Ахмадулина в очередной раз подчёркивает безнадежность этих отношений, в которых под конец не осталось абсолютно никаких чувств и эмоций.

Темы, проблемы, настроение

Основная тема стихотворения «Я думала, что ты мой враг» — расставание. Оба героя охладели друг к другу, их прощание не вызывает ни у одного сильных чувств, а в прошлом слишком много лжи и предательства для того, чтобы попытаться всё вернуть.

В произведении поднимается проблема лжи и недоверия в отношениях. Именно враньё возлюбленного поэтессы постепенно разрушало их любовь. Он не доверял ей, думая, что и она ему когда-нибудь соврёт, поэтому позволял себе «играть».

Стихотворение пронизано мрачным настроением, которое соотносится с чувствами лирической героини, переживающей разрыв.

Основная идея

Главная мысль стихотворения «Я думала, что ты мой враг» заключается в том, что порой в отношениях приходит пора расставания. Тёплые воспоминания о прошлом не смогут компенсировать того обмана и недоверия, которое не один год разрушали любовь между двумя людьми. Когда приходит момент, нужно уметь отпускать человека и идти своей дорогой.

Средства выразительности

Эпитеты в стихотворении «Я думала, что ты мой враг» эмоционально усиливают обвинения лирической героини, которые она предъявляет своему любимому человеку: «беда тяжёлая», «игра дешёвая»

Приём сравнения придаёт определённый символизм лжи, она уже не безобидна, а огромна и черна, подобно вороньей стае: «враньё, похожее на вороньё».

Читать стих «Я думала, что ты мой враг» Ахмадулиной.

Источник

Что происходит и для чего?
Adblock
detector