Я думаю что если ты будешь стараться то у тебя все получится

Как правило, между простыми предложениями в составе сложного с разными видами связи ставится запятая.

В сложном предложении могут быть предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи.

Сочинение и подчинение.

Например: Солнце закатилось, и ночь последовала за днем без промежутка, как это обыкновенно бывает на юге (Лермонтов).

(И – сочинительный союз, как – подчинительный союз.)

Схема этого предложения:

image001

Сочинение и бессоюзная связь.

Например: Уже давно село солнце, но лес еще не успел стихнуть: горлинки журчали вблизи, кукушка куковала в отдаленье (Бунин).

(Но – сочинительный союз.)

Схема этого предложения:

image002

Подчинение и бессоюзная связь.

Например: Когда он проснулся, уже всходило солнце; курган заслонял его собою (Чехов).

(Когда – подчинительный союз.)

Схема этого предложения:

image003

Сочинение, подчинение и бессоюзная связь.

Например: В саду было просторно и росли одни только дубы; они стали распускаться только недавно, так что теперь сквозь молодую листву виден был весь сад с его эстрадой, столиками и качелями.

(И – сочинительный союз, так что – подчинительный союз.)

Схема этого предложения:

image004

В сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью рядом могут оказаться сочинительный и подчинительный союзы.

Например: Весь день стояла прекрасная погода, но, когда мы подплывали к Одессе, пошел сильный дождь.

(Но – сочинительный союз, когда – подчинительный союз.)

Схема этого предложения:

image005

Знаки препинания в предложениях с разными видами связи

Для того чтобы правильно расставить знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи, необходимо выделить простые предложения, определить тип связи между ними и выбрать соответствующий знак препинания.

Как правило, между простыми предложениями в составе сложного с разными видами связи ставится запятая.

Например: [С утра на солнце деревья покрылись роскошным инеем], и [так продолжалось часа два], [потом иней исчез], [солнце закрылось], и [день прошел тихо, задумчиво, с капелью среди дня и аномальными лунными сумерками под вечер].

Иногда два, три и более простых предложения наиболее тесно связываются друг с другом по смыслу и могут быть отделены от других частей сложного предложения точкой с запятой. Чаще всего точка с запятой бывает на месте бессоюзной связи.

Например: (Когда он проснулся), [уже всходило солнце]; [курган заслонял его собою]. (Предложение сложное, с разными видами связи: с бессоюзной и союзной связью.)

На месте бессоюзной связи между простыми предложениями в составе сложного возможны также запятая, тире и двоеточие, которые ставятся по правилам расстановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении.

Например: [Уже давно село солнце],но [еще лес не успел стихнуть]:[горлинки журчали вблизи], [кукушка куковала в отдаленье]. (Предложение сложное, с разными видами связи: с бессоюзной и союзной связью.)

[Лев Толстой увидел сломанный репейник] и [вспыхнула молния]:[появился замысел изумительной повести о Хаджи-Мурате] (Пауст.). (Предложение сложное, с разными видами связи: сочинительной и бессоюзной.)

В сложных синтаксических конструкциях, распадающихся на крупные логико-синтаксические блоки, которые сами по себе являются сложными предложениями или в которых один из блоков оказывается сложным предложением, на стыке блоков ставятся знаки препинания, указывающие на взаимоотношения блоков, при сохранении внутренних знаков, поставленных на своем собственном синтаксическом основании.

Например: [Кусты, деревья, даже пни мне тут так хорошо знакомы], (что дикая вырубка мне стала как сад): [каждый куст, каждую сосенку, елочку обласкал], и [они все стали моими], и [это всё равно что я их посадил], [это мой собственный сад] (Пришв.) – на стыке блоков стоит двоеточие; [Вчера вальдшнеп воткнул нос в эту листву], (чтобы достать из-под нее червяка); [в это время мы подошли], и [он вынужден был взлететь, не сбросив с клюва надетый слой листвы старой осины] (Пришв.) – на стыке блоков стоит точка с запятой.

Особые трудности вызывает постановка знаков препинания на стыке сочинительного и подчинительного союзов (или сочинительного союза и союзного слова). Их пунктуационное оформление подчиняется законам оформления предложений с сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью. Однако при этом выделяются и особого внимания требуют предложения, в которых несколько союзов оказываются рядом.

В подобных случаях запятая между союзами ставится, если дальше не следует вторая часть двойного союза то, так, но (в таком случае придаточное предложение может быть опущено). В других случаях запятая между двумя союзами не ставится.

Например: Надвигалась зима, и, когда ударили первые морозы, жить в лесу стало тяжело. — Надвигалась зима, и когда ударили первые морозы, то жить в лесу стало тяжело.

Можешь мне позвонить, но, если ты не позвонишь сегодня, завтра мы уедем. – Можешь мне позвонить, но если ты не позвонишь сегодня, то завтра мы уедем.

Я думаю, что, если ты будешь стараться, у тебя всё получится. – Я думаю, что если ты будешь стараться, то у тебя всё получится.

Источник

Обращение

Обращение – это слово или сочетание слов, называющее лицо или группу лиц, к которым адресована речь. Обращение не является членом предложения.

Сынок, слушай, я расскажу тебе сказку.

Уважаемая Анна Сергеевна, здравствуйте!

9.
Сложным называется предложение, состоящее из двух и более

простых предложений, связанных по смыслу и интонационно.

В сложном предложении две и более грамматические основы.

Простые предложения в составе сложного могут соединяться как

с помощью союзов, так и без них: Улетают журавли, и низкие осенние облака заволакивают небо.

Между простыми предложениями в составе сложного ставится запятая.

Сложное предложение, состоящее из простых, связанных без союзов, называется бессоюзным сложным предложением: Море было в дымке, по нему катились волны с белыми гребнями.

Простые предложения в составе сложного могут связываться с

помощью сочинительных и подчинительных союзов.

Сложное предложение, состоящее из простых, связанных

сочинительными союзами, называется сложносочинённым предложением: С неба льются горячие лучи солнца, и золотится спелая рожь.

Сложное предложение, состоящее из простых, связанных

подчинительными союзами, называется сложноподчинённым

предложением: Верхушки сосен закачались, когда подул ветер.

Сочинительные союзы : Подчинительные союзы :

и, а, но, да ( в значении но ). если, что, чтобы, когда,

потому что, хотя,
как.
10.
Сложное предложение’ — предложение, имеющее две или более грамматических основ. Выделяют 3 вида сложных предложений: сложносочинённое предложение, сложноподчинённое предложение, бессоюзное сложное предложение к примеру (- =,-=.)

Виды сложных предложений
Сложные предложения бывают многих видов, которые различают по типам связи между простыми предложениями в составе сложных.

Сложносочинённое предложение
Основная статья: Сложносочинённое предложение

Характеризуется наличием сочинительной связи между простыми предложениями. Простые предложения соединяются сочинительными союзами.

Сложноподчинённое предложение.Основная статья: Сложноподчинённое предложение

Характеризуется подчинительной связью между простыми предложениями. Состоит из главного и одного или нескольких придаточных предложений. Простые предложения соединяются подчинительными союзами или союзными словами, перед которыми ставится запятая.

Бессоюзное сложное предложение
Основная статья: Бессоюзное сложное предложение

В бессоюзном сложном предложении отсутствуют какие-либо союзы и союзные слова, хотя во многих случаях можно подставить союз на месте разделения простых предложений. Связь между предложениями только смысловая.

Сложное предложение с разными видами связи.Сложные синтаксические конструкции (сложные предложения смешанного типа).

В сложных синтаксических конструкциях представлены сочетания:

сочинительной и подчинительной связи,

сочинительной и бессоюзной,

подчинительной и бессоюзной,

сочинительной, подчинительной и бессоюзной.

В таких усложнённых предложениях смешанного типа иногда выделяют кроме частей сложные блоки, объединяющие несколько более тесно связанных между собой частей. Граница между такими блоками проходит в месте сочинительной или бессоюзной связи.
11.Сложные предложения с разными видами связи

Часто сложные предложения с разными видами связи членятся на две или несколько частей (блоков), соединённых с помощью сочинительных союзов или бессоюзно; а каждая часть по структуре представляет собой либо сложноподчинённое предложение, либо простое.

1) [Печален я]: [со мною друга Нет], (с кем долгую запил бы я разлуку), (кому бы мог пожать от сердца руку и пожелать весёлых много лет) (А. Пушкин).

2) [Переулок был весь в садах], и [у заборов росли липы, бросавшие теперь, при луне, широкую тень], (так что заборы и ворота на одной стороне совершенно утопали в потёмках) (А. Чехов).

В сложном предложении могут быть предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи.

1) сочинение и подчинение.

Например: Солнце закатилось, и ночь последовала за днем без промежутка, как это обыкновенно бывает на юге (Лермонтов).

(И – сочинительный союз, как – подчинительный союз.)

Схема этого предложения:

Схема связи сложного предложения

image001

2) сочинение и бессоюзная связь.

Например: Уже давно село солнце, но лес еще не успел стихнуть: горлинки журчали вблизи, кукушка куковала в отдаленье (Бунин).

(Но – сочинительный союз.)

Схема этого предложения:

image002

Схема связи сложного предложения

image003

3) подчинение и бессоюзная связь.

Например: Когда он проснулся, уже всходило солнце; курган заслонял его собою (Чехов).

(Когда – подчинительный союз.)

Схема этого предложения:
image004

Схема связи сложного предложения

image005

4) сочинение, подчинение и бессоюзная связь.

Например: В саду было просторно и росли одни только дубы; они стали распускаться только недавно, так что теперь сквозь молодую листву виден был весь сад с его эстрадой, столиками и качелями.

(И – сочинительный союз, так что – подчинительный союз.)

В сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью рядом могут оказаться сочинительный и подчинительный союзы.

Например: Весь день стояла прекрасная погода, но, когда мы подплывали к Одессе, пошел сильный дождь.

(Но – сочинительный союз, когда – подчинительный союз.)

Знаки препинания в предложениях с разными видами связи

Для того чтобы правильно расставить знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи, необходимо выделить простые предложения, определить тип связи между ними и выбрать соответствующий знак препинания.

Как правило, между простыми предложениями в составе сложного с разными видами связи ставится запятая.

Например: [С утра на солнце деревья покрылись роскошным инеем], и [так продолжалось часа два], [потом иней исчез], [солнце закрылось], и [день прошел тихо, задумчиво, с капелью среди дня и аномальными лунными сумерками под вечер].

Иногда два, три и более простых предложения наиболее тесно связываются друг с другом по смыслу и могут быть отделены от других частей сложного предложения точкой с запятой. Чаще всего точка с запятой бывает на месте бессоюзной связи.

Например: (Когда он проснулся), [уже всходило солнце]; [курган заслонял его собою]. (Предложение сложное, с разными видами связи: с бессоюзной и союзной связью.)

На месте бессоюзной связи между простыми предложениями в составе сложного возможны также запятая, тире и двоеточие, которые ставятся по правилам расстановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении.

Например: [Уже давно село солнце], но [еще лес не успел стихнуть]: [горлинки журчали вблизи], [кукушка куковала в отдаленье]. (Предложение сложное, с разными видами связи: с бессоюзной и союзной связью.)

[Лев Толстой увидел сломанный репейник] – и [вспыхнула молния]: [появился замысел изумительной повести о Хаджи-Мурате] (Пауст.). (Предложение сложное, с разными видами связи: сочинительной и бессоюзной.)

В сложных синтаксических конструкциях, распадающихся на крупные логико-синтаксические блоки, которые сами по себе являются сложными предложениями или в которых один из блоков оказывается сложным предложением, на стыке блоков ставятся знаки препинания, указывающие на взаимоотношения блоков, при сохранении внутренних знаков, поставленных на своем собственном синтаксическом основании.

Например: [Кусты, деревья, даже пни мне тут так хорошо знакомы], (что дикая вырубка мне стала как сад): [каждый куст, каждую сосенку, елочку обласкал], и [они все стали моими], и [это всё равно что я их посадил], [это мой собственный сад] (Пришв.) – на стыке блоков стоит двоеточие; [Вчера вальдшнеп воткнул нос в эту листву], (чтобы достать из-под нее червяка); [в это время мы подошли], и [он вынужден был взлететь, не сбросив с клюва надетый слой листвы старой осины] (Пришв.) – на стыке блоков стоит точка с запятой.

Особые трудности вызывает постановка знаков препинания на стыке сочинительного и подчинительного союзов (или сочинительного союза и союзного слова). Их пунктуационное оформление подчиняется законам оформления предложений с сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью. Однако при этом выделяются и особого внимания требуют предложения, в которых несколько союзов оказываются рядом.

В подобных случаях запятая между союзами ставится, если дальше не следует вторая часть двойного союза то, так, но (в таком случае придаточное предложение может быть опущено). В других случаях запятая между двумя союзами не ставится.

Например: Надвигалась зима, и, когда ударили первые морозы, жить в лесу стало тяжело. — Надвигалась зима, и когда ударили первые морозы, то жить в лесу стало тяжело.

Можешь мне позвонить, но, если ты не позвонишь сегодня, завтра мы уедем. – Можешь мне позвонить, но если ты не позвонишь сегодня, то завтра мы уедем.

Я думаю, что, если ты будешь стараться, у тебя всё получится. – Я думаю, что если ты будешь стараться, то у тебя всё получится.

Синтаксический разбор сложного предложения с разными видами связи

Схема разбора сложного предложения с разными видами связи

1. Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).
2. Указать вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).

3. Определить (по грамматическим основам) количество простых предложений, найти их границы.

4. Определить смысловые части (блоки) и вид связи между ними (бессоюзная или сочинительная).

5. Дать характеристику каждой части (блока) по строению (простое или сложное предложение).

6. Составить схему предложения.

ОБРАЗЕЦ РАЗБОРА СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ

[Вдруг навалился густой туман], [как будто стеной отделил он меня от остального мира], и, (чтобы не заблудиться), [я решил вернуться на тропинку], (которая, по моим соображениям, должна была находиться слева и сзади) (В. Арсеньев).

Чужая речь, то есть высказывание других лиц, может передаваться прямой и косвенной речью.

П – прямая речь, начинающаяся с прописной буквы;

п – прямая речь, начинающаяся со строчной буквы;

А – слова автора, начинающиеся с прописной буквы;

а – слова автора, начинающиеся со строчной буквы.

Различные способы передачи чужой, не принадлежащей автору речи по-разному сохраняют ее содержание и форму. Прямая речь – это такой способ передачи чужой речи, при котором и содержание, и форма сохраняются полностью.

Существует четыре варианта оформления прямой речи на письме. Каждому из них соответствуют схемы, которые необходимо запомнить.

Если прямая речь в предложении стоит только перед словами автора, то она заключается в кавычки и перед словами автора ставится тире. Обратите внимание, что после прямой речи и перед тире должен стоять один из трех знаков: либо восклицательный, либо вопросительный, либо запятая. Слова автора должны быть записаны с маленькой буквы. Например:

«Далече ли до крепости?» – спросил я у своего ямщика (Пушкин).

Если прямая речь стоит в предложении после слов автора, то она заключается в кавычки и начинается с прописной буквы, а после слов автора ставится двоеточие. Например:

Старый священник подошел ко мне с вопросом: «Прикажете начинать?» (Пушкин).

Если прямая речи разрывается словами автора, то кавычки ставятся в начале и в конце предложения, а слова автора с двух сторон отделяются от прямой речи знаками тире. Обратите внимание, что после первого отрывка прямой речи стоит запятая, а слова автора пишутся с маленькой буквы и после них ставится точка. Например:

«Тише, – говорит она мне, – отец болен, при смерти, и желает с тобою проститься» (Пушкин).

Изредка в художественных текстах можно встретить предложения, в которых прямая речь находится внутри слов автора. В таком случае она заключается в кавычки, перед ней ставится двоеточие, а после – тире. Обратите внимание, что вторая часть слов автора начинается с маленькой буквы. Например:

Она вскрикнула: «Ай, не он, не он!» – и упала без памяти (Пушкин).

Количество предложений внутри прямой речи не ограничено. Например:

«Слава богу, – сказала девушка, – насилу вы приехали. Чуть было вы барышню не уморили» (По Пушкину).

В этом примере прямая речь состоит из двух предложений, первое из которых разорвано словами автора. Но если бы слова автора оказались между двумя предложениями, из которых состоит прямая речь, то после слов автора нужно было бы поставить точку. Сравните:

«Слава богу, насилу вы приехали, – сказала девушка. – Чуть было вы барышню не уморили».

Рассмотрите схемы этих предложений.

Речь правильная – это речь, в которой соблюдены основные нормы литературного языка.

ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ И ЕЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ

2.1. Орфоэпические нормы.

В качестве примера можно привести слова, в которых часто делаются ошибки в:

1) постановке ударения: обеспечение, ходатайство, эксперт, звонит, форзац, баловать, оптовый, начался, договор, сливовый, досуг, безудержный, вероисповедание, статуя, дремота, наотмашь и т.д.

2)правильном произношении букв: истекший (гласная е, а не ё), афера (гласная е, а не ё), но одноплемённый (гласная ё) и другие слова.

3) произношении твёрдого или мягкого звука перед гласной е:

Твёрдый произносится в словах: темп, тенденция, стресс, диспансер, партер, тезис, сенсор и т.п.

Мягкий произносится в словах: деканат, термин, Одесса, паритет, телепатия, сектор и в других словах.

2.2. Грамматические нормы.

Грамматические нормы – это нормы, определяющие правила образования слов и форм слов (словообразовательные нормы), правила употребления частей речи (морфологические нормы), правила построения предложений (синтаксические нормы).

2.3. Лексические нормы.

Лексические нормы – это нормы, определяющие правила употребления слов в соответствии с их лексическим значением, а также правила сочетаемости слов.

Лексические нормы отражаются в толковых словарях, словарях иностранных слов, терминологических словарях и справочниках.

неверное употребление фразеологических оборотов: Молодость била из него ключом; Надо вывести его на свежую воду; Он работал в поте лиц и т.д.

2.4. Стилистические нормы.

Стилистические нормы – это нормы, определяющие правила употребления слов в соответствии со стилями речи (с научным, художественным, публицистическим, официально-деловым и разговорным).

2.5. Орфографические нормы.

Орфографические нормы – это нормы, определяющие правила правописания слов. Они включают правила обозначения звуков буквами, правила слитного, дефисного и раздельного написания слов, правила употребления прописных (заглавных) букв и графических сокращений, правила переноса слов и некоторые другие моменты.

Орфографические ошибки являются самыми распространенными и наиболее часто встречаются у учащихся в школе и в высших учебных заведениях. Хотя, стоит отметить, что многие взрослые люди в современном мире также имеют проблемы с данным видом норм, что не может не огорчать.

Пунктуационные нормы – это нормы, определяющие правила постановки знаков препинания. В русском языке под знаками препинания понимаются элементы письменности, выполняющие вспомогательные функции разделения (или выделения) смысловых отрезков текста, предложений, словосочетаний, слов, частей слова, указания на грамматические и логические отношения между словами, указания на коммуникативный тип предложения, его эмоциональную окраску, законченность, а также некоторые иные функции. Правильная постановка знаков препинания, синтаксически оформляющих текст, облегчает его зрительное восприятие и понимание, а при воспроизведении текста вслух помогает осуществить его интонационное оформление (интонация, смысловые паузы, логические ударения).

Существуют такие знаки препинания, как: запятая, тире, двоеточие, восклицательный и вопросительный знаки, точка, многоточие, скобки и т.д.

Рассмотрим, например, постановку одного из знаков препинания – запятой. Она ставится:при однородных членах (По утрам он любил бегать, приседать, отжиматься.);

в сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях (Наступила ночь, и на небе появились звезды. Она считала, что он был не прав.);

в сложном бессоюзном предложении (Метель не утихала, небо не прояснялось.);

при обособленном определении (Кошка, крадущаяся вдоль стены, казалась очень настороженной.);

при деепричастном обороте (Он схватил ее за руку, стараясь успокоить.);

при вводных словах, обращениях (Примеры соответственно: Это дело, кажется, является бесконечным. Девушки, вы так прекрасны!);

при обособлении уточняющих членов предложения (Поздно вечером, часов в одиннадцать, она еще не встала.)

при использовании междометий (Ух, как я сегодня устал. Увы, но с этим ничего не поделаешь.);

Понятие о тексте. Основные признаки текста

В лингвистике изучаются не только словосочетания и предложения, но и различные объединения законченных предложений в единицы большего объёма. Наиболее крупной из таких единиц является текст.

Основная мысль (идея) текста передаёт отношение автора к предмету речи, его оценку изображаемого.

Основными признаками текста являются:

1) завершённость, смысловая законченность, которая проявляется в полном (с точки зрения автора) раскрытии замысла и в возможности автономного восприятия и понимания текста;

2) связность, проявляющаяся, во-первых, в расположении предложений в такой последовательности, которая отражает логику развития мысли (смысловая связность); во-вторых, в определённой структурной организованности, которая оформляется с помощью лексических и грамматических средств языка;

3) стилевое единство, которое заключается в том, что текст всегда оформляется стилистически: как разговорный, официально-деловой, научный, публицистический или художественный стиль.

4) цельность, которая проявляется во вместе взятых связности, завершённости и стилевом единстве.
15.
В зависимости от содержания высказывания нашу речь можно разделить на описание, повествование, рассуждение. Каждый тип речи обладает отличительными признаками. По функционально смысловым особенностям в русском языке выделяют следующие типы речи: повествование. Передает действие в развитии во временной последовательности. описание. Характеризует статичные картины, передает их детали. рассуждение. Передает развитие мысли относительно предмета мысли. Про стили речи можно почитать в другой статье. А сейчас рассмотрим по отдельности каждый тип. Описание — это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков. Например, описывая портрет, мы укажем на такие признаки, как рост, осанку, походку, цвет волос, глаз, возраст, улыбку и т. д.; описание помещения будет содержать такие его признаки, как размер, оформление стен, особенности мебели, количество окон и т. п.; при описании пейзажа этими признаками будут деревья, река, трава, небо или озеро и т. д. Общим для всех видов описания является одновременность проявления признаков. Цель описания в том, чтобы читатель увидел предмет описания, представил его в своем сознании. Описание может быть использовано в любом стиле речи, но в научном характеристика предмета должна быть предельно полной, а в художественном акцент делается только на самых ярких деталях. Поэтому и языковые средства в научном и художественном стиле разнообразнее, чем в научном: встречаются не только прилагательные и существительные, но и глаголы, наречия, очень распространены сравнения, различные переносные употребления слов. Примеры описания в научном и художественном стиле. 1. Яблоня — ранет пурпуровый — морозостойкий сорт. Плоды округлой формы, диаметром 2,5—3 см. Вес плода 17—23 г. Сочность средняя, с характерным сладким, слегка вяжущим вкусом. 2. Липовые яблоки были крупные и прозрачно-желтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось как стакан свежего липового меда. В середине чернели зернышки. Потрясешь, бывало, спелым яблоком около уха, слышно, как гремят семечки. (По В. Солоухину) Повествование — это рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности. Особенность повествования в том, что в нем говорится о следующих друг за другом действиях. Для всех повествовательных текстов общим является начало события (завязка), развитие события, конец события (развязка). Повествование может вестись от третьего лица. Это авторское повествование. Может оно идти и от первого лица: рассказчик назван или обозначен личным местоимением я. В таких текстах часто употребляются глаголы в форме прошедшего времени совершенного вида. Но, чтобы придать тексту выразительность, одновременно с ними употребляются и другие: глагол в форме прошедшего времени несовершенного вида дает возможность выделить одно из действий, обозначая его длительность; глаголы настоящего времени позволяют представить действия как бы происходящими на глазах читателя или слушателя; формы будущего времени с частицей как (как прыгнет), а также формы типа хлоп, прыг помогают передать стремительность, неожиданность того или иного действия. Повествование как тип речи очень распространен в таких жанрах, как воспоминания, письма. Пример повествования: Я стал гладить Яшкину лапу и думаю: совсем как у ребеночка. И пощекотал ему ладошку. А ребеночек-то как дернет лапку — и меня по щеке. Я и мигнуть не успел, а он надавал мне оплеух и прыг под стол. Сел и скалится. (Б. Житков) Рассуждение — это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли. Композиция рассуждения такова: первая часть — тезис, т. е. мысль, которую надо логически доказать, обосновать или опровергнуть; вторая часть — обоснование высказанной мысли, доказательства, аргументы, подтверждаемые примерами; третья часть — вывод, заключение. Тезис должен быть четко доказуемым, четко сформулированным, аргументы убедительными и в достаточном количестве, чтобы подтвердить выдвинутый тезис. Между тезисом и аргументами (а также между отдельными аргументами) должна быть логическая и грамматическая связь. Для грамматической связи между тезисом и аргументами нередко используются вводные слова: во-первых, во-вторых, наконец, итак, следовательно, таким образом. В тексте-рассуждении широко используются предложения с союзами однако, хотя, несмотря на то что, потому что. Пример рассуждения: Развитие значений слова идет обычно от частного (конкретного) к общему (абстрактному). Вдумаемся в буквальное значение таких, например, слов, как воспитание, отвращение, предыдущий. Воспитание буквально означает вскармливание, отвращение — отворачивание (от неприятного лица или предмета), предыдущий — идущий впереди. Слова-термины, обозначающие отвлеченные математические понятия: «отрезок», «касательная», «точка», произошли от совершенно конкретных глаголов действия: резать, касаться, воткнуть (ткнуть).

При обучении русскому языку учащихся младших классов одной из актуальных проблем остаётся разработка новых приёмов и средств развития речемыслительной деятельности.

Основными видами работ, направленных на развитие связной письменной речи, т.е. способствующих формированию комплексного умения создавать текст в письменной форме, являются изложения и сочинения.

Изложение — традиционная форма учебной деятельности, связанная с воспроизведением готового, «чужого» текста, нашедшая широкое применение практически во всех классах школы и получившая закрепление в качестве аттестационной работы по русскому языку. Популярность изложения объясняется прежде всего тем, что оно даёт возможность проконтролировать как уровень грамотности учащихся, так и их речевые возможности, способность связно выстраивать текст на заданную тему: при передаче чужого текста школьник должен максимально точно воспроизвести его словесный ряд и синтаксическую структуру, а значит, оказывается перед необходимостью обращения к тем или иным законам правописания. Тем самым учащиеся расширяют свой лексический запас, более сознательно (чем при написании диктанта) используют имеющиеся у них орфографические и пунктуационные сведения и навыки. Изложение (особенно с творческим заданием) представляет собой не механическую передачу чужого текста, а собственную вариацию на заданную тему (или собственную редакцию предложенного текста). Работая над изложением, школьники должны выявить проблематику текста, определить его тему и идею, проанализировать элементы сюжета, оценить композицию текста и образную систему произведения, составить план будущего изложения. В целом же выстроенный учащимся, текст позволяет в известной степени судить об уровне речевой подготовки автора.

В начальной школе используются разные по цели и разнообразные по содержанию исходного текста изложения. По цели это изложения контрольные и обучающие. Основное различие между ними в том, что перед обучающими изложениями проводится подготовительная работа, имеющая целью вооружить учащихся новыми для них знаниями или поупражнять в умениях и навыках, необходимых для передачи содержания исходного текста.Что же положено в основу системы работы над изложением, что является ее определяющим началом? Необходимо подчеркнуть, что, говоря о системе, мы имеем в виду не порядок работы над сочинением или изложением, а такую последовательность обучения речемыслительной деятельности в целом, в котором предусмотрено развитие у учеников определенных умений связной речи (Ладыженская Т.А.).

по отношению к объему исходного текста: подробные и сжатые изложения;

по отношению к содержанию исходного текста: полные, выборочные, с дополнительным заданием;

по осложненности языковыми заданиями: с лексическим, грамматическим, стилистическим и т.д. заданиями;

по восприятию исходного текста: изложение прочитанного (воспринятого зрительно), услышанного (воспринятого на слух), воспринятого и на слух и зрительно;

по степени знакомства с исходным текстом: изложение незнакомого текста и знакомого, известного учащимся.

Таких этапов можно выделить три:

I. Подготовительный этап (начальный)

На этом этапе формируются такие умения, как умение определить тему и основную мысль несложного текста; умение выделить основное в его содержании, устно сжато передать содержание текста; выделить его смысловые части, составить план прочитанного; найти в тексте и объединить материал на ту или иную тему.

Выделяют несколько этапов работы над обучающим изложением. Мы рассмотрим подготовительный этап, более приемлемый для учащихся начальной школы.

I этап: подготовительный

Цель: помочь школьникам осмыслить текст и подготовить их к пересказу.

1) вступительная беседа

Цель: подготовить учащихся к восприятию текста.

Круг вопросов, определяемых для беседы, зависит от цели изложений, сложности содержания текста и этапа обучения. Вопросы могут быть связаны как с условиями создания текста, его автором, самим текстом, так и с жизненным опытом учеников. В беседу могут быть включены слова и словосочетания из текста, употребление которых вызовет затруднение учащихся. Для объяснения используются различные типы словарей: толковый, словарь синонимов, словарь антонимов, фразеологический.

Вступительная беседа как прием работы особенно важна в тех случаях, когда текст совсем незнаком учащимся, а вместе с тем достаточно сложен и без предварительной беседы может оказаться непонятным. Желательно в процессе беседы использовать различные наглядные материалы: книги, портреты, диапозитивы, магнитофонные записи и т.д., что позволит не только лучше подготовить учащихся к адекватному восприятию содержания, но и создаст необходимый эмоциональный настрой на уроке.

2) восприятие текста

Восприятие содержания текста проходит по-разному. С целью знакомства с текстом могут быть использованы такие приемы, как:

1. чтение текста учителем (или прослушивание магнитофонной записи);

2. чтение текста про себя учениками (в том случае, когда текст перед глазами);

3. параллельное прослушивание текста и чтение про себя (комбинированный прием работы).

Основную мысль читатель должен выяснять самостоятельно, ориентируясь на подсказки автора в тексте. Главная тема текста по ходу повествования может быть разбита не несколько микротем. Основная мысль в произведении всегда одна и не может быть поделена на части [6].

3) беседа по содержанию текста

Беседа должна помочь глубже понять текст как тематическое смысловое целое, определить тему и основную мысль, установку автора, выяснить, какие факты являются главными определяющими, каковы причинно-следственные связи

и отношения. Ученик должен не только увидеть авторскую позицию, но и уметь обосновать свое отношение к воспринятому.

4) анализ структуры текста

Беседа должна вестись по узловым вопросам и направлена на понимание текста, как содержательного, структурного, типологического и стилистического единства.

Эта беседа сопровождается разными видами анализа текста:

Этот анализ сопровождается составлением плана. План, в свою очередь, должен отражать не только структуру текста, но и содержание каждой структурной части.

5) составление плана

При составлении плана следует различать тип текста (описание, повествование и рассуждение) Различные функционально-смысловые типы текстов строятся по-разному.

Требование к плану будет зависеть от вида изложения. Так план подробного изложения должен отражать не только последовательность событий, фактов, но и основную мысль текста, словесные формулировки заголовков должны соответствовать стилю исходного текста. Такой план будет способствовать лучшему осмыслению и подробному воспроизведению содержания.

6) устный пересказ текста

Устный пересказ, полный или частичный, может быть использован при проведении всех видов изложений. Как свидетельствует опыт, особенно эффективен устный пересказ при подготовке выборочных и сжатых изложений, когда ученикам приходится проводить значительную самостоятельную работу по оформлению собранного материала и составлению нового текста.

Перед возвращением детям проверенных тетрадей учитель во вступительном слове коротко отмечает общие для класса достоинства и недостатки работ, указывает на способы устранения недостатков.

Повторная проверка тетрадей, окончательного варианта изложения проводится, как обычно, красной пастой, и по итогам проверки ставится оценка.

Оценка 5 ставится, если:

содержание работы полностью соответствует теме;

нет фактических ошибок;

содержание излагается последовательно;

работа отличается богатством словаря;

достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

Допускается 1 недочет в содержании, 1-2 речевых ошибки и 1 грамматическая.

Оценка 4 ставится в том случае, если:

содержание работы в основном соответствует теме;

содержание в основном достоверно, единичные фактические неточности;

нарушение последовательности в изложении мысли;

лексический и грамматический строй речи разнообразен;

стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

Допускается не более 2 недочетов в содержании, 3-4 речевых недочета, 2 грамматических ошибки.

Оценка 3 ставится, если:

имеются существенные отклонения от темы;

достоверность в главном, но есть фактические неточности;

допущены отдельные нарушения последовательности изложения;

беден словарь, однообразны синтаксические конструкции, неправильное словоупотребление;

стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

Допускаются 4 недочета в содержании, 5 речевых и 4 грамматических ошибок.

Оценка 2 выставляется в том случае, когда

текст не соответствует теме;

допущено много неточностей;

нарушена последовательность изложения во всех частях, связь между ними, не соответствует плану;

нарушение стилевого единства текста.

Допускаются 6 недочетов в содержании, 7 речевых и 7 грамматических ошибок.1 (единица) выставляется, если в работе допущено более 6 недочетов в содержании текста, 7 речевых недочетов и более 7 грамматических ошибок.

Работа над изложением

Методика работы над изложениями с комплексным анализом текста/ О. М. Безымянная, С. А. Лукьянов

Виды изложений и методика их проведения/ Баковкина Е.А

Методика работы над изложением с языковым разбором текста/Мартынова М. В.

Понятие текста. Тема и основная мысль

17.
Учащиеся, оканчивающие начальные классы, должны уметь создать небольшие собственные тексты (сочинения) по интересной им тематике на основе впечатлений, литературного произведения, сюжетных картинок, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.

Сочинение – один из видов работы по развитию речи в школе и одна из наиболее сложных форм деятельности ученика. Поэтому заниматься работой по развитию речи надо начинать на начальных этапах обучения.

Сочинения делятся, согласно методической традиции, на сочинения повествовательного характера, на сочинения описательного характера и на сочинения – рассуждения. В свою очередь сочинения описательного характера тоже делятся на отдельные виды.Описание внешности человека, его лица, фигуры, жестов, одежды – один из видов ученических высказываний. Основное в таком описании – найти характерные особенности, главное во внешности конкретной личности и суметь передать их словами.

Описание внешности человека – это один из наиболее трудных видов описания.

По источнику в этих описаниях можно выделить описание внешности человека по памяти, на основе жизненного опыта, по специальным наблюдениям, на основе прочитанного, по воображению, по картине.

Описание внешности человека, так же как и другие виды описания, может быть деловым, научным, художественным.

Естественно, что не всеми видами описания могут заниматься обучающиеся в начальных классах. О научном описании обучающиеся должны иметь представление. Деловому описанию нужно уделить большее внимание, так как в жизни умение указывать приметы какого – либо лица может оказаться полезным. Кроме того, этот вид работы, требующий умения видеть характерные детали внешности человека, развивает наблюдательность учащихся. Большое внимание так же нужно уделить и художественному описанию внешности человека, так как работа над этим видом описания имеет особое значение для обогащения речи учащихся.

Работа над описанием внешности помогает развивать в детях наблюдательность и внимание к окружающим их людям, обогащает речь обучающихся “портретной” лексикой, которой они недостаточно владеют. Работа над описанием внешности готовит обучающихся к сочинениям на литературные темы.

Сочинения описательного характера проводятся мной на уроках литературного чтения и русского языка.

Приведу пример урока развития речи в 4-м классе на тему “Один из нас”.

Источник описания – наблюдение. Стиль описания – деловой.

Цель: обеспечение поисковой деятельности и получение результата.

Расширить словарный запас обучающихся, обогатить речь “портретной” лексикой.

Развивать умение строить высказывание в определенной композиционной форме.

Развивать наблюдательность и внимание к окружающим людям.

Воспитывать уважение к мнению партнера по совместной работе.

Оборудование: учебник “Литературное чтение”, 4-й класс, часть 1, с. 56–68 (авт. Н.А.Чуракова), компьютеры.

Постановка учебной задачи, определение целей урока.

Решение учебной задачи:

а) Работа по произведению Леонида Андреева “Петька на даче”.

Учитель. Прочитайте, подготовленное дома, описание внешности Петьки.

Дети. У Петьки была маленькая, худая, сгорбившаяся фигурка. На стриженой голове пошли нехорошие струпья. Лицо у него веснушчатое, глаза всегда сонные, рот полуоткрытый и грязные – прегрязные руки и шея. Около глаз и под носом у него прорезались тоненькие морщинки, точно проведенные острой иглой, и делали его похожим на состарившегося карлика.

У. На основе чего вы получили описание внешности Петьки?

Д. На основе прочитанного произведения.

У. Что именно описывается во внешности Петьки?

Д. Фигура, голова, лицо, глаза, рот, руки, шея.

У. Какие языковые средства использованы автором при описании внешности мальчика?

Д. Имена прилагательные, сравнение.

У. В каком стиле дано описание? Докажите.

Д. В художественном стиле, т. к. описание дано в яркой форме.

У. Какие еще виды речи вам известны?

У. Что главное для делового стиля?

Д. Указать особые приметы описываемого лица.

б) Работа в парах. Составление “портретной” лексики.

Заполнение таблицы на компьютере (набор вариантов)

волосы Светлые, русые, черные, прямые, волнистые, кудрявые, коротко подстриженные, длинные.

лицо Круглое, удлиненное, смуглое, недовольное, сердитое, удивленное, равнодушное, испуганное, улыбающееся.

лоб Небольшой, открытый, высокий, невысокий.

брови Широкие, узкие, дугой, изогнутые, густые, черные, белые.

глаза Синие и живые, светлые, серые, карие, голубые, черные и большие, узкие, косые, злые, добрые, хитрые, умные, озорные, удивленные, дикие, недоверчивые, задиристые.

нос Прямой, с горбинкой, курносый, горбатый, длинный, вздернутый, широкий, узкий.

рот Маленький, широко раскрытый, полуоткрытый.

губы Тонкие, широкие, большие, яркие.

улыбка Грустная, очаровательная.

в) Обсуждение вариантов, дополнение.

3. Самостоятельная работа. Описание в деловом стиле внешности человека по наблюдениям.

– Говоря о внешнем облике друга (подруги), вы можете не называть его (ее) имени, но, если портрет действительно отразит особенности описываемого лица, ребята по классу сразу догадаются о ком идет речь.

4. Чтение обучающимися написанных сочинений, узнавание описываемого лица.

5. Рефлексивно – оценочная деятельность.

– Что вы думаете по поводу проведенного урока?

– Какое задание на уроке было интересным?

– Какое задание на уроке оказалось для вас самым трудным? Почему?

Источник

Что происходит и для чего?
Adblock
detector