Я господа думаю что это была величайшая ошибка стремление везде и всюду

Я господа думаю что это была величайшая ошибка стремление везде и всюду

Прочтите отрывок из речи.

«Я, [господа], думаю, что это была величайшая ошибка – стремление везде и всюду искать изменников, искать каких-то немецких агентов, свергать отдельных Штюрмеров или Распутиных под влиянием легенды о «тёмных силах», легенды об изменниках, о немецком влиянии.

И вот я и спрошу вас, [господа] члены Государственной думы (а вместе с вами – и ту общественность, которую вы представляете): что же, наконец, эти три года войны привели вас к тому основному убеждению, которое, и только оно одно, может вас соединить с нами, представителями демократии?!

Поняли ли вы, что исторической задачей русского народа в настоящий момент является задача уничтожения средневекового режима, немедленно, во что бы то ни стало…?»

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения.

1) Война, о которой говорится в выступлении, относится к 1877–1878 гг.

2) Орган управления, перед которым выступал автор данной речи, появился в результате Первой российской революции.

3) Императором России на момент произнесения речи был Александр III.

4) Россия потерпела поражение в войне, к периоду которой относится данная речь.

5) Автор отмечает архаизм, несоответствие требованию времени существующего в России политического режима.

6) Автор речи относит себя к убежденным сторонникам монархии.

1) Война, о которой говорится в выступлении, относится к 1877–1878 гг. — НЕТ, неверно.

2) Орган управления, перед которым выступал автор данной речи, появился в результате Первой российской революции — ДА, верно.

3) Императором России на момент произнесения речи был Александр III — НЕТ, неверно.

4) Россия потерпела поражение в войне, к периоду которой относится данная речь — ДА, верно.

5) Автор отмечает архаизм, несоответствие требованию времени существующего в России политического режима — ДА, верно.

6) Автор речи относит себя к убежденным сторонникам монархии — НЕТ, неверно, это речь Керенского в Государственной Думе 15 февраля 1917 г.

Источник

Я господа думаю что это была величайшая ошибка стремление везде и всюду

Прочтите отрывок из речи.

«Я, [господа], думаю, что это была величайшая ошибка – стремление везде и всюду искать изменников, искать каких-то немецких агентов, свергать отдельных Штюрмеров или Распутиных под влиянием легенды о «тёмных силах», легенды об изменниках, о немецком влиянии.

И вот я и спрошу вас, [господа] члены Государственной думы (а вместе с вами – и ту общественность, которую вы представляете): что же, наконец, эти три года войны привели вас к тому основному убеждению, которое, и только оно одно, может вас соединить с нами, представителями демократии?!

Поняли ли вы, что исторической задачей русского народа в настоящий момент является задача уничтожения средневекового режима, немедленно, во что бы то ни стало…?»

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения.

1) Война, о которой говорится в выступлении, относится к 1877–1878 гг.

2) Орган управления, перед которым выступал автор данной речи, появился в результате Первой российской революции.

3) Императором России на момент произнесения речи был Александр III.

4) Россия потерпела поражение в войне, к периоду которой относится данная речь.

5) Автор отмечает архаизм, несоответствие требованию времени существующего в России политического режима.

6) Автор речи относит себя к убежденным сторонникам монархии.

2) Орган управления, перед которым выступал автор данной речи, появился в результате Первой российской революции — ДА, верно.

3) Императором России на момент произнесения речи был Александр III — НЕТ, неверно.

4) Россия потерпела поражение в войне, к периоду которой относится данная речь — ДА, верно.

5) Автор отмечает архаизм, несоответствие требованию времени существующего в России политического режима — ДА, верно.

6) Автор речи относит себя к убежденным сторонникам монархии — НЕТ, неверно, это речь Керенского в Государственной Думе 15 февраля 1917 г.

Источник

Я господа думаю что это была величайшая ошибка стремление везде и всюду

Прочтите отрывок из речи.

«Я, [господа], думаю, что это была величайшая ошибка – стремление везде и всюду искать изменников, искать каких-то немецких агентов, свергать отдельных Штюрмеров или Распутиных под влиянием легенды о «тёмных силах», легенды об изменниках, о немецком влиянии.

И вот я и спрошу вас, [господа] члены Государственной думы (а вместе с вами – и ту общественность, которую вы представляете): что же, наконец, эти три года войны привели вас к тому основному убеждению, которое, и только оно одно, может вас соединить с нами, представителями демократии?!

Поняли ли вы, что исторической задачей русского народа в настоящий момент является задача уничтожения средневекового режима, немедленно, во что бы то ни стало…?»

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения.

1) Война, о которой говорится в выступлении, относится к 1877–1878 гг.

2) Орган управления, перед которым выступал автор данной речи, появился в результате Первой российской революции.

3) Императором России на момент произнесения речи был Александр III.

4) Россия потерпела поражение в войне, к периоду которой относится данная речь.

5) Автор отмечает архаизм, несоответствие требованию времени существующего в России политического режима.

6) Автор речи относит себя к убежденным сторонникам монархии.

2) Орган управления, перед которым выступал автор данной речи, появился в результате Первой российской революции — ДА, верно.

3) Императором России на момент произнесения речи был Александр III — НЕТ, неверно.

4) Россия потерпела поражение в войне, к периоду которой относится данная речь — ДА, верно.

5) Автор отмечает архаизм, несоответствие требованию времени существующего в России политического режима — ДА, верно.

6) Автор речи относит себя к убежденным сторонникам монархии — НЕТ, неверно, это речь Керенского в Государственной Думе 15 февраля 1917 г.

Источник

Я господа думаю что это была величайшая ошибка стремление везде и всюду

Какие суждения о данном изображении являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Монета была выпущена в царствование Александра III.

2) Один из изображённых на монете исторических деятелей стал последним представителем династии, венчанным на царствие.

3) В год празднования юбилея, которому посвящена монета, началась Первая мировая война.

4) При императоре, в правление которого была выпущена монета, в России были учреждены земства.

5) На голове одного из изображённых на монете исторических деятелей один из символов царской власти — шапка Мономаха.

Какие из изображённых ниже архитектурных памятников были созданы в том же веке, к которому относится событие, юбилею которого посвящена монета? В ответе запишите две цифры, под которыми они указаны.

Здания, изображенные на фотографиях были построены:

1) Дмитриевский собор — конец 12 века.

2) Церковь Покрова в Филях — 17 век.

3) Храм Василия Блаженного — 16 век.

4) Церковь Ильи Пророка в Ярославле — 17 век.

1) Монета была выпущена в царствование Александра III. Нет, неверно, она была выпущена при Николае Втором.

2) Один из изображённых на монете исторических деятелей стал последним представителем династии, венчанным на царствие. Да, верно, Николай Второй отрекся от престола в 1917 году.

3) В год празднования юбилея, которому посвящена монета, началась Первая мировая война. Нет, неверно, она началась в 1914 году.

4) При императоре, в правление которого была выпущена монета, в России были учреждены земства. Нет, неверно, они были учреждены при Александре Втором, его деде.

5) На голове одного из изображённых на монете исторических деятелей один из символов царской власти — шапка Мономаха. Да, верно, она на голове у Михаила Федоровича.

Установите соответствие между событиями второй половины XIX в. и их датами.

A) принятие закона о земских начальниках

B) Берлинский конгресс

Г) воцарение Александра III

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Закон о земских начальниках был принят в 1889 г. Земская реформа проведена в 1864 г. Берлинский конгресс состоялся в 1878 г. после русско-турецкой войны 1877—1878 гг. Воцарение Александра III на престол произошло в 1881 г. Лишнее: 1856 г.

Расположите в хронологической последовательности события XVI—XIX вв. Запишите цифры, которыми обозначены события, в правильной последовательности в ответ.

1) издание указа о «вольных хлебопашцах»

2) введение труда посессионных крестьян

3) отмена крепостного права в России

4) перевод Александром III крестьян на обязательный выкуп

5) введение «урочных лет»

Введение «урочных лет» — 1597 г. Введение труда посессионных крестьян — 1721 г. Издание указа «о вольных хлебопащцах» — 1803 г. Отмена крепостного права в России — 1861 г. Перевод Александром III крестьян на обязательный выкуп — 1883 г.

Какие три положения относятся к внутренней политике Александра III? Соответствующие цифры запишите в ответ.

1) увеличение представительства дворянства в земствах

2) предоставление автономии Польше

3) ликвидация мирового суда

4) создание Крестьянского и Дворянского Поземельных банков

5) предоставление автономии университетам

6) разработка по поручению императора конституционных проектов

Внутренняя политика Александра III (1881−1894 гг.).

1) увеличение представительства дворянства в земствах — ДА, верно (1890 г.).

2) предоставление автономии Польше — НЕТ, неверно, связано с проведением либеральных реформ.

3) ликвидация мирового суда — ДА, верно (1889 г.).

4) создание Крестьянского и Дворянского Поземельных банков — ДА, верно (1882 г. и 1885 г.).

5) предоставление автономии университетам — НЕТ, неверно, связано с проведением либеральных реформ.

6) разработка по поручению императора конституционных проектов — НЕТ, неверно, связана с проведением либеральных реформ.

В целях поддержки дворянского землевладения в годы правления Александра III

1) увеличиваются выкупные платежи

2) разрушается крестьянская община

3) продлевается временнообязанное состояние крестьян

4) создаётся Дворянский поземельный банк

Александр III дал распоряжение о создании Дворянского земельного банка.

Правильный ответ указан под номером: 4

В целях поддержки дворянского землевладения в годы правления Александра III

1) увеличиваются выкупные платежи

2) создаётся Дворянский поземельный банк

3) продлевается временнообязанное состояние крестьян

4) разрушается крестьянская община

Александр III для поддержки дворян дал распоряжение о создании Дворянского земельного банка.

Правильный ответ указан под номером: 2

Необходимость преодоления внутреннего кризиса, рост недоимок крестьян по выкупным платежам вынудили Александра III в начале 1880-х гг. принять решение о

1) возвращении крестьянам отрезков

2) прекращении временнообязанного состояния крестьян

3) массовом переселении малоземельных крестьян на неосвоенные земли

4) ликвидации помещичьего землевладения

В 1881 г. Александр III подписал Указ об обязательном выкупе на свободу крестьян в течение двух лет.

Правильный ответ указан под номером: 2.

Необходимость преодоления внутреннего кризиса, рост недоимок крестьян по выкупным платежам вынудили Александра III в начале 1880-х гг. принять решение о

1) прекращении временнообязанного состояния крестьян

2) массовом переселении малоземельных крестьян на неосвоенные земли

3) возвращении крестьянам отрезков

4) ликвидации помещичьего землевладения

В 1881 г. Александр III издал указ об обязательном выкупе крестьян на свободу в течение двух лет, фактически отменив временнообязанное положение.

Правильный ответ указан под номером: 1

Что было одним из последствий проведения консервативного курса в сфере образования при Александре III?

1) закрытие всех земских школ

2) введение ограничений для детей «низших состояний» в получении образования

3) разгром Казанского университета

4) значительное сокращение государственных расходов на систему образования

При Александре III был издан печально известный Циркуляр о кухаркиных детях, который вводил ограничения для детей «низших состояний» в получении образования.

Правильный ответ: 2

Обер-прокурором Синода в годы царствования Александра III был

4) К. П. Победоносцев

Константин Петрович Победоно́сцев (21 мая (2 июня) 1827, Москва — 10 (23) марта 1907, Санкт-Петербург) — выдающийся русский государственный деятель, чьим советам следовали императоры Александр III и Николай II.Был обер-прокурором Святейшего Синода.

Правильный ответ: 4

Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

A) политика контрреформ Александра III

Б) завершение Гражданской войны

B) политика «холодной войны» 1945-1953 гг.

Г) правление Владимира I Святославича.

2) строительство Берлинской стены

3) разгром войск П. Н. Врангеля в Крыму

4) народовольческий террор

5) отмена крепостного права

6) блокада Западного Берлина

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ) ФАКТЫ

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Б) Завершению Гражданской войны соответствует разгром войск П. Н. Врангеля в Крыму.

B) Политике «холодной войны» 1945-1953 гг. соответствует блокада Западного Берлина.

Г) Правлению Владимира I Святославича соответствует Крещение Руси.

Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту,’ обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

А) «. почитаем долгом НАШИМ пред Творцом и всех благ подателем подтвердить во всей Империи НАШЕЙ о точном и непременном сего закона исполнении, повелевая всем и каждому наблюдать, дабы никто и ни под каким видом не дерзал в воскресные дни принуждать крестьян к работам, тем более что для сельских издельев остающиеся в неделе шесть дней по равному числу оных в обще разделяемый, как для крестьян собственно, так и для работ их в пользу помещиков следующих, при добром распоряжении достаточны будут на удовлетворение всяким хозяйственным надобностям».

Б) «. независимо от возвышения платы за учение, было бы, по крайней мере, нужно разъяснить начальствам гимназий и прогимназий, чтобы они принимали в эти учебные заведения только таких детей, которые находятся на попечении лиц, представляющих достаточное ручательство в правильном над ними домашнем надзоре и в предоставлении им необходимого для учебных занятий удобства. Таким образом, при неуклонном соблюдении этого правила гимназии и прогимназии освободятся от поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детям коих, за исключением разве одаренных гениальными способностями, вовсе не следует стремиться к среднему и высшему образованию».

1) Данный документ был подписан при императоре Павле I.

2) Документ предписывал брать на казенное обеспечение только представителей низшего сословия.

3) Отрывок из «Манифеста о трехдневной барщине», изданный 5 апреля 1797 г.

4) Данный документ прозвали в народе «циркуляром о кухаркиных детях».

5) Автор этого документа впоследствии был отправлен в ссылку.

6) Документ был издан в царствование Александра III.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Документ А — указ о трехдневной барщине Павла I.

Документ Б — отрывок из Циркуляра о кухаркиных детях.

1) Данный документ был подписан при императоре Павле I — да, верно, относится к документу А.

2) Документ предписывал брать на казенное обеспечение только представителей низшего сословия — нет, неверно.

3) Отрывок из «Манифеста о трехдневной барщине», изданный 5 апреля 1797 г. — да, верно, относится к документу А.

4) Данный документ прозвали в народе «циркуляром о кухаркиных детях» — да, верно, относится к документу Б.

5) Автор этого документа впоследствии был отправлен в ссылку — нет, неверно.

6) Документ был издан в царствование Александра III — да, верно, относится к документу Б.

Прочтите отрывок из речи.

«Я, [господа], думаю, что это была величайшая ошибка – стремление везде и всюду искать изменников, искать каких-то немецких агентов, свергать отдельных Штюрмеров или Распутиных под влиянием легенды о «тёмных силах», легенды об изменниках, о немецком влиянии.

И вот я и спрошу вас, [господа] члены Государственной думы (а вместе с вами – и ту общественность, которую вы представляете): что же, наконец, эти три года войны привели вас к тому основному убеждению, которое, и только оно одно, может вас соединить с нами, представителями демократии?!

Поняли ли вы, что исторической задачей русского народа в настоящий момент является задача уничтожения средневекового режима, немедленно, во что бы то ни стало…?»

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения.

1) Война, о которой говорится в выступлении, относится к 1877–1878 гг.

2) Орган управления, перед которым выступал автор данной речи, появился в результате Первой российской революции.

3) Императором России на момент произнесения речи был Александр III.

4) Россия потерпела поражение в войне, к периоду которой относится данная речь.

5) Автор отмечает архаизм, несоответствие требованию времени существующего в России политического режима.

6) Автор речи относит себя к убежденным сторонникам монархии.

1) Война, о которой говорится в выступлении, относится к 1877–1878 гг. — НЕТ, неверно.

2) Орган управления, перед которым выступал автор данной речи, появился в результате Первой российской революции — ДА, верно.

3) Императором России на момент произнесения речи был Александр III — НЕТ, неверно.

4) Россия потерпела поражение в войне, к периоду которой относится данная речь — ДА, верно.

5) Автор отмечает архаизм, несоответствие требованию времени существующего в России политического режима — ДА, верно.

6) Автор речи относит себя к убежденным сторонникам монархии — НЕТ, неверно, это речь Керенского в Государственной Думе 15 февраля 1917 г.

Рос­сия по­тер­пе­ла по­ра­же­ние в войне, к пе­ри­о­ду ко­то­рой от­но­сит­ся дан­ная речь к 15 фев­ра­ля 1917 г. Это неверно

Россия потерпела поражение в марте 1918 года по результатам Брестского мира. Или я чего то не понимаю?

Прочтите отрывок из воспоминаний современника.

«Но возвращусь к предмету своих воспоминаний: первым дням нашей свободы.

Что это были за дни — тревожные, необыкновенные, чудные!

Я, как сейчас, вижу тогдашнее Систово, Систово в первые два месяца после своего освобождения. Шумное, говорливое, пыльное, полное кипящей жизни, бурных отголосков великих событий той войны, в громах которой рождалась наша юная и кровавая свобода.

Систово было тогда единственной действовавшей пристанью на Дунае, находившеюся в русских руках. Через Систово проходили русские полки, которые шли, чтобы под громогласные крики «ура» вступить в эпические приступы к Плевне. Систово, обращённое в военный центр, главный интендантский склад Плевненской и Гурковской армий, средоточие всех путей между Дунаем и театром военных действий, стало тесным для своих многотысячных гостей. Все болгарские дома были отданы под квартиры русских офицеров и солдат; училища и церкви обращены в больницы.

В первые же дни своего пребывания в Систово я посетил тот уголок дунайского берега, где переправлялись на лодках под градом ядер и гранат русские войска с Драгомировым и Скобелевым во главе.

Всё Систово, ещё бывшее под обаянием великого события, которое принесло ему свободу, рассказывало чудеса о геройской неустрашимости и самопожертвовании русских воинов на волнах Дуная и на берегах его. »

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения.Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) В отрывке речь идёт о русско-турецкой войне 1877−1878 гг.

2) Война, о которой говорится в отрывке, завершилась подписанием Парижского мирного договора.

3) Мирный договор, завершивший войну, о которой идёт речь, был пересмотрен международным конгрессом не в пользу России и её союзников.

4) Описываемые в тексте события произошли на Балканском фронте.

5) Война, о которой идёт речь, завершилась в правление императора Александра III.

6) После войны, о которой идёт речь, вся Болгария стала независимым государством.

1) В отрывке речь идёт о русско-турецкой войне 1877−1878 гг. — ДА, верно.

2) Война, о которой говорится в отрывке, завершилась подписанием Парижского мирного договора — НЕТ, неверно.

3) Мирный договор, завершивший войну, о которой идёт речь, был пересмотрен международным конгрессом не в пользу России и её союзников — ДА, верно.

4) Описываемые в тексте события произошли на Балканском фронте — ДА, верно.

5) Война, о которой идёт речь, завершилась в правление императора Александра III — НЕТ, неверно.

6) После войны, о которой идёт речь, вся Болгария стала независимым государством — НЕТ, неверно.

Источник

Керенский А. Ф. Обсуждение общего положения в стране (Из стенограммы заседания 15 февраля 1917 года)

Керенский А. Ф., фракция трудовиков.

Господа члены Государственной Думы (голос справа: «Второй помощник к победе!»), я соглашусь с тезисом предыдущего оратора, члена Государственной Думы Милюкова, что мы вступаем в критический период трёхлетних боёв. Но позвольте мне не быть таким оптимистом и показать вам, что то напряжение и та обязанность, которая должна лечь на весь народ, а также на вас, может быть, гораздо более серьёзна.

Милюков П. Н. Мы сделали больше, чем вы!

Я хотел бы, чтобы в этот последний момент перед великими событиями лета мы до конца посмотрели на своё ближайшее будущее и в последний раз спросили себя, можем ли мы действительно что-нибудь сделать, чтобы не в Константинополь прийти, чтобы не делить Европу по карте, проектируемой досужим мечтателем, а чтобы спасти народное достояние прошлого, которое попало в наши руки. Посмотрим же, господа, с каким багажом, с какими итогами мы приходим на этот исторический суд.

Мы дошли уже до первобытного состояния, когда каждый захваченное им количество экономических, элементарных благ отстаивает всеми доступными ему средствами, вступает в смертный бой со своим соседом. Перед нами, господа, та самая картина, которую переживала Франция во время Великой революции, повторение истории с сенскими продовольственными транспортами, когда продукты, которые высылались в Париж, охранялись также вооружённой силой от нападения провинциальных властей. Налицо эта картина полного распада, полного развала всей старой конструкции государства, всей той пирамиды, которая венчалась наверху безответственной властью, которая подпиралась снизу потом и кровью неорганизованного и брошенного в рабство народа и которая теперь, перед историческими испытаниями, оказалась ничтожной, для того чтобы защитить (не только строить завоевательные великие планы новых Европ) своё старое государство. Господа, этот хаос налицо перед вами, и я спрашиваю вас: есть ли у нас сознание и чувство политической ответственности в этот исторический момент подчинить свои личные, классовые, социальные интересы единству, единым интересам государства?! Я вам скажу: этого сознания у вас ещё нет!

Но посмотрите, господа, на этот хаос, посмотрите, что делала власть! Нам говорят: «Правительство виновато», правительственные люди, которые, как тени, приходят и уходят (указывая на места правительства) с этих мест. Но поставили ли вы себе вопрос наконец, во всю ширь и во всю глубину: кто же те, кто приводит сюда эти «тени»?! Разве отвечают эти марионетки, которые приходят сюда для того, чтобы уйти? Где эта реальная власть, где эти люди, фактически ведущие нас к гибели? Вы нашли их, вы сказали отсюда открыто и прямо: «Не в вас, маленькие людишки, которые свои личные интересы даже в такой исторический момент жизни предпочитают интересам государства, ответ не в вас, а в ваших хозяевах? Хозяина нужно найти! Где он, хозяин, который приводит сюда этих людей?!

Я, господа, свободно могу говорить по этому вопросу, потому что, вы знаете, я по политическим своим личным убеждениям разделяю мнение партии, которая на своём знамени ставила открыто возможность террора, возможность вооружённой борьбы с отдельными представителями власти, партии, которая открыто признавала необходимость тиранов убивать. Мы были последователями тех людей.

Председательствующий. [Н. В. Некрасов ] Член Думы Керенский, я прошу изложением программы вашей партии не давать основания утверждать, что в Государственной Думе может раздаваться приглашение к чему-либо, подобному тому, о чём вы говорите.

Керенский А. Ф. Я говорю о том, что делал в классические времена гражданин Брут, но вместе с тем отрицаю вот эти способы затемнения человеческого сознания и направления негодования народа по адресу ничтожных и ни в чём не повинных людей.

Так вот, правительство в продолжение трёх лет управляло Россией во время войны, и скажите мне: сменялись люди, но система не оставалась ли та же? В начале войны вы говорили о Сухомлинове, говорили о Маклакове и Щегловитове. Но разве сегодня этот величайший анархист правосудия, этот величайший разрушитель представления о праве и справедливости в России, этот представитель своего собственного щегловитовского суда, разве теперь он не возвышен?

Председательствующий. Член Государственной Думы Керенский, я приглашаю вас не касаться председателя другой законодательной палаты!

Керенский А. Ф. Но я, господа, не касаясь его, напомню вам, что, по мнению самого министра внутренних дел, теперь сидящего здесь, пять наших товарищей социал-демократических депутатов безвинно, по ошибке или по сознательному действию суда, брошены в Сибирь во время министерства Щегловитова.

Новицкий П. В. А я бы вас безошибочно бросил! (Шум слева.)

Господа, во Франции существовал один социалист, очень крайний, назывался он Эрве; до войны он проповедовал самые крайние идеи антимилитаризма, он говорил, что если начнётся война, то пролетарии всех воюющих стран должны принять немедленно все меры для того, чтобы разрушить фактическую возможность ведения войны. Он пропагандировал так называемый генеральный саботаж и генеральную стачку: прекращение движения транспорта, путей сообщения, уничтожение продовольственных складов, разрушение магазинов и т. д., и т. д. Когда началась война, этот Густав Эрве свою газету «La Guerre sociale» превратил в газету «La Victorie»! Но если вы посмотрите на Европу, не найдёте ли вы государство, где практически этот эрвизм, это разрушение всех основ экономической и государственной жизни на практике применяются? (Голоса слева: «Правильно!»)

А господин Риттих, этот первый ученик господина Столыпина и Объединённого дворянства, который свою школу прошёл на разрушении сельскохозяйственной общины, который тогда делал свою карьеру на ставке на «сильных мужиков», он теперь, в величайший момент напряжения всех живых сил, когда даже Павел Николаевич Милюков сегодня нам говорит, что «спасти государство может только демократия», этот господин Риттих попытался теперь заменить всякую систему продовольственной жизни в государстве возвращением к игре на экономических и социальных интересах той же самой аграрной группы, того же самого поместного дворянства, с которым он так великолепно проделал подготовительную к войне кампанию, когда Столыпин, разрушив деревенский мир, уничтожил крестьянскую общину насильственным экспроприаторским путём! (Голоса слева и в центре: «Правильно!»)

А результаты налицо. Господа, Эрве не догадался об одном: очень трудно иметь дело с массами, гораздо лучше, когда эту теорию заимствовали для исполнения на практике люди, захватившие аппарат власти в государстве. Они не только разрушают устои экономической, финансовой и политической жизни страны, но ведь в их руках аппарат власти, в их руках возможность бороться со всеми врагами, которые идут против их системы практического эрвизма.

И вот мы видим картину, господа, когда кабинет Риттиха, Протопопова и Голицына предаёт суду группу военно-промышленного комитета, тех рабочих, которые объявлены особым официальным сообщением особо преступной группой, поставившей своею целью. и т. д. Здесь даже грамоту не сумели соблюсти и объявили, что эти люди стремились к какой-то «социал-демократической» республике! Ведь это же невежество, господа: такой социал-демократической республики не существует, никто к ней не стремится, стремятся к республике, если хотят её, стремятся к народоправству!

Председательствующий. Член Государственной Думы Троицкий, вага обмен мнениями с соседями ясно слышен мне.

И вот я и спрошу вас, господа члены Государственной Думы (а вместе с вами и ту общественность, которую вы представляете): что же, наконец, эти три года войны привели вас к тому основному убеждению, которое, и только оно одно, может вас соединить с нами, представителями демократии?! Поняли ли вы, что исторической задачей русского народа в настоящий момент является задача уничтожения средневекового режима немедленно, во что бы то ни стало, героическими личными жертвами тех людей, которые это исповедуют и которые этого хотят? Как сочетать это ваше убеждение, если оно есть, с тем, что отсюда подчёркивается, что вы хотите бороться только «законными средствами»?!

Милюков П. Н. Это Дума!

Председательствующий. Член Государственной Думы Керенский, я призываю вас к порядку и предупреждаю, что при повторении чего-нибудь подобного я вынужден буду лишить вас слова!

Керенский А. Ф. Господа, если у вас нет этой воли к действиям, говорю я, то тогда не нужно говорить слишком тяжких по их последствиям слов. Вы, ставя эти диагнозы болезни страны, указывая на источники этой болезни, считаете, что ваше дело исполнено, когда вы сказали эти слова (указывая на кафедру) отсюда. Но ведь есть же, господа, наивные массы, которые эти слова о положении государства воспринимают серьёзно и которые на действия одной стороны хотят ответить солидарным действием другой, которые в своих наивных заблуждениях хотят вам, большинству Государственной Думы, оказать поддержку! А когда эта поддержка готова вылиться в грандиозных размерах, в грандиозных движениях этих масс, которые не способны только говорить, они способны только делать, вы первые вашим «благоразумным» словом уничтожаете этот порыв, этот энтузиазм, этот пафос масс, вы разрушаете эту цельность, эту твёрдость настроения. И новый этап разрушительный, новый этап анархии мысли в демобилизации государства с новыми силами захватывает всю Россию. Вы любите всегда теперь быть в союзе, в согласии с нашими союзниками.

А не вспомните ли, наконец, слова одного английского политического деятеля, сказанные ещё до Французской революции: «Человеческий род гораздо меньше страдал от духа мятежа, чем от бесконечного терпения, с которым народы выносили бремя дурного управления!» Вот если вы установите результаты, которых достигла власть в расстройстве организации снабжения продовольствием, в транспорте и т. д., то я спрошу вас, господа члены Государственной Думы, какая забастовка рабочих, какое сегодня движение масс, два-три дня продолжающееся, может заменить этот длительный, систематический, планомерно по всей стране проводимый план развинчивания всех гаек на шпалах железных дорог, опустошения всех продовольственных магазинов, со дня на день происходящее сокращение подвоза необходимого провианта к армии, что может заменить?! Разве можно сравнить вот эти два явления по их последствиям?!

Подумайте, господа, подумайте над этой картиной неимоверного разрушения государства, и не придёте ли вы со мною к одному выводу, что иногда гангренозного больного, иногда больного, который умрёт через две недели, нужно, как меня недавно, вылечить хирургическим лечением немедленно, и тогда он воскреснет с новыми силами к новой жизни?! (Рукоплескания слева.)

Посмотрите на практику правящих классов в Англии и даже в Германии: там у них это политическое и гражданское сознание было налицо, там они не словесно, они своими делами, своей новой программой управления пошли навстречу меньшинству в парламенте, но большинству в стране. Они пошли навстречу трудящимся массам, они отказались от многих своих выгодных положений, выгодных привилегий. Они не ухватились за министра земледелия, который сейчас разрушает во имя ваших интересов интересы государства, они вместе с Бетман-Гольвегом в Германии постепенно отходили от господ аграриев, вроде наших крайних правых и националистов, отходили к Шейдеману, к большинству социал-демократической партии.

Никаких действий, никаких соглашений однобоких не бывает. Прежде чем искать путей к единству всех живых сил страны, почувствуйте в себе сознание и ответственность, необходимость отказа от своих социальных привилегий, но вы этого не сделаете — вы этого никогда не сделаете, потому что, судя по отсутствию активности, по отсутствию напряжённости, для вас вовсе не так дороги те интересы, в святости которых вы клянётесь!

Недавно был здесь один англичанин и, говорят, имел интересную беседу с одним из членов Государственной Думы: он недоумевал, как может оставаться бездейственной и спокойной страна, когда речь идёт о будущем государства, когда государство гибнет. И он говорил: но если бы у нас шла речь об Англии, мы ни перед чем бы не остановились!

И это связь, господа, связь ваших социальных интересов с политикой вот этих (указывая на места правительства) людей, которые хотят в своей разрушительной политике для государства опереться на те интересы, которые заставляют земельных собственников страны идти по линии экономического анархизма, требуют от них во что бы то ни стало сохранения основ и опор своего существования.

Господа, и здесь я должен категорически заявить, что в этом отношении задачи, поставленные теперь якобы обществом русским, предвиделись той правящей группой, которая составляла раньше единое целое. В моих руках записка, в очень малом количестве экземпляров напечатанная в 1913 году, исходившая отчасти от правящих, отчасти с этих скамей, со скамей националистов, где в 1913 году все цели войны, которые теперь провозглашаются оппозицией, были предусмотрены и в исполнение подготовки которых предлагалось военному министерству заранее разработать большую военную программу.

Степанов В. А. Они плохо разработали!

Керенский А. Ф. Это другой вопрос, но я хочу только сказать, что это несоответствие реального положения в стране и этих фантастических планов на ближайшее будущее встречает и встретит самый решительный, самый категорический протест и действенный протест со стороны подлинной массы русского населения. (Голос справа: «Ничего подобного!»)

Я категорически, господа, заявляю вам, и заявляю не только вам, но и тому международному общественному мнению, которое слышало ваш ответ на ноту Вильсона, что мы, демократическая Россия, совершенно не согласны и протестуем против того содержания и того тона, который был принят в этом ответе. Мы признаём, что в настоящий момент, после трёхлетней войны, трёхлетнего состязания народов, когда истощены запасы людских и материальных богатств стран, настал момент. (Шум, крики слева.)

Председательствующий. Призываю вас к порядку, член Государственной Думы Родичев!

Новицкий П. В. Ты помощник Вильгельма.

Председательствующий. Член Государственной Думы Новицкий, призываю вас к порядку!

Степанов В. А. Говорите от себя.

Председательствующий. Прошу не перебивать оратора!

Керенский А. Ф. Ваша утопическая программа войны напоминает мне те знамёна, которые в 190.5 году наиболее наивные из политических мечтателей поднимали на улицах Петрограда. Они на красных знамёнах писали чёрными буквами: «Да здравствует анархическая республика!» Это была величайшая утопия, которую знало демократическое движение! И вы, господа, сейчас просто ищете какого-нибудь забвения, какого-нибудь одурманивающего средства от ужасной действительности, вас окружающей, и от бессилия, которое вы чувствуете в себе, и вы туманите своё воображение этими красивыми, в стиле старых империй, лозунгами, но вы не чувствуете, где же у вас почва под ногами.

Вот здесь отмечают, что мы говорим не от имени демократической России, — может быть. Но и вы не говорите от имени России, и, прежде чем говорить от имени страны, создайте условия, когда общественное мнение России могло бы высказаться, ну хотя бы с той же свободой, как оно высказывается в Германии и Англии. Дайте широким массам народа сорганизоваться, обсудить задачи войны и высказать их цели, а до этого времени не выкидывайте раздражающих знамён, идите по линии единения, а не по линии разъединения, не создавайте лозунгов, которые неприемлемы для широких масс. Я утверждаю. (Шум.)

Председательствующий. Член Государственной Думы Герасимов, призываю вас к порядку!

Керенский А. Ф. Я утверждаю, господа, что это провозглашение безграничных завоевательных тенденций, которые охватили правящие круги России, не встречало и не может встретить поддержки.

Шингарёв А. И. Неверно!

Я, господа, не возражаю, когда некоторые люди (указывая вправо) отсюда, которые могли бы после некоторых событий особенно молчать, выступают и лягают рабочее движение. Но я вам говорю: будьте осторожны с народной душой, не бросайте упрёков в измене, предательстве, в руководительстве иностранными агентами. Она живёт такой же жизнью, как вы, она так же, как вы, безропотно и бестрепетно кладёт свою голову там, на границах Запада и Востока. Она бестрепетно переносит жесточайшие лишения, которых вы не знаете. Она хочет сказать своё слово, она хочет сказать своё слово в момент, когда решается её будущее. Она хочет быть гражданином, она хочет сказать: я так хочу! Вместе с вами она пойдёт, если вы поймёте народную душу! И дайте нам хотя бы фиктивное право здесь напоминать вам о том, чем страдает, что думает, о чём болеет эта народная масса без ружья и под ружьём. Оставьте по крайней мере нам возможность говорить это, не подвергаясь недостойным инсинуациям и выходкам со стороны тех, кто слишком рано стал делить шкуру ещё не убитого медведя! (Продолжительные рукоплескания слева и в левой части центра.)

Избранные выступления депутатов Государственной Думы с 1906 года до наших дней / Под общей ред. С.Е. Нарышкина. М., 2013, с. 122-128.

Источник

Что происходит и для чего?
Adblock
detector