Я индивид потому что

108215315

Индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают.

А.Г. Асмолов , заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ

Структура личности: статусы, роли и направленность

Обычно в структуре личности выделяют три компонента:

1. Социальный статус – это место человека в системе общественных отношений, в социальной иерархии. Статус может быть приписанным (например, дворянин или крепостной крестьянин в сословном обществе, русский или немец по национальности), приобретенным (например, студент, лидер политической партии, пенсионер) или ситуативным (покупатель в магазине, зритель в кино, попутчик в поезде).

2. Социальная роль – это образ поведения в соответствии с нормами для данного социального статуса. Например, человек на работе выступает в роли начальника по отношению к своим подчиненным и одновременно играет роль подчиненного во взаимодействии с собственным руководителем.

3. Направленность личности – это устойчивые мотивы (убеждения, интересы, склонности, идеалы человека, мировоззрение), определяющие поведение личности.

Социализация индивида и формирование личности

Историческая личность, Личность с большой буквы и расстройство личности

В обиходе слова «человек», «индивид» и «личность» часто используются как полные синонимы.

Выражение «культ личности» означает неумеренное восхваление вождя в авторитарном или тоталитарном обществе. Первоначально эти слова употребил Н.С. Хрущев, критикуя диктатуру И.В. Сталина (в докладе «О культе личности и его последствиях» на XX съезде КПСС в 1956 году).

Источник

Я индивид потому что

bd683359ba31

m

Individualism

Почему рухнул Советский Союз? Потому что «моральный кодекс строителя коммунизма» нарушил основной принцип: каждый человек рождён Личностью и имеет право стать Индивидуальностью. К чему привело «усреднение» всех и всего («Не высовывайся!»), уничтожение ярких индивидуальностей, подчинение личного общественному? К полному разрушению личности и индивидуальности, к отупению и оболваниванию людей. В советском обществе буйным цветом расцвели, и по сей день цветут ложь, лицемерие, предательство, воровство, стукачество, двуличие, двойная мораль, несоответствие слов и дел. Такие «плоды» вряд ли кому-то нужны.

Воспитание личности происходит на протяжении всей жизни человека. Совершенствование самых лучших качеств человека развивает из личности индивидуальность. Становление индивидуальности – это итог самовоспитания личности. Человек осознаёт и понимает свою уникальность, неповторимость, он понимает ответственность за свою жизнь, ценит её, реализует таким образом, чтобы максимально раскрыть и использовать свои возможности и таланты.

Чем выше культура человека, тем выше развитие общества. Чем счастливее один человек, тем радостнее атмосфера в обществе.

Источник

Тема в разделе «Любые вопросы», создана пользователем ViktoRaKaClubS.

avatar m

ViktoRaKaClubS стажер

avatar m

adver почемучка

Я являюсь индивидом, т. к. я являюсь носитилем всех социальных и психологический черт человечества, я обладаю разумом, волей, потребностямиё интересами.
я являюсь индивидуальностью, т. к. я обладаю отлично (отличающейся) от других внешностью (врожденная индивидуальность) и имею приобретенную игдивидуальность, я (твои увлечения) рисую, пою, умею играть на гитаре и т. п.

2531

summerJu неофит

Эссе по теме «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают».

avatar m

IRENADNB хорошист

Все мы- индивиды, и наша индивидуальность открыает нам перспективы к тому, чтобы стать личностью. но просто индивидуальности не хватает! Все люди на земле- индивиды, так как таких как они больше не существует. Личности- люди с особым характером, с особыми принципами. многим за всю свою жизнь так и не удаётся стать личностью, не просто животным, а человеком, несущим ответственность за свою деятельность и придерживающимся моральных принципов.

2237

Oxotnica гость

Помогите написать эссе на тему «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают».

avatar m

EGOMIN стажер

Я считаю, действительно индивидом рождаются. При рождении ребенок каждый индивид. Внешний вид у каждого абсолютно разный, например, цвет глаз, волос, кожи. Но, конечно, если, к примеру, взять клонированных людей, то они внешне одинаковые, но внутренне, духовно, абсолютно разные. Т. е. индивид не прилагает никаких усилий, вот он есть и все. Личность – это совокупность социальных качеств. Чтобы стать личностью надо над собой трудиться. Т. е. вот родился человек, в нем заложен какой-то набор генов и т. д. Нужно начиная с самого раннего возраста развивать то, что заложено. Индивидуальность – то, чем отличается один человек от другого. Человек достиг хоть маленький, но успех. Девочка пришла на занятия танцами, сама не умела даже красиво двигаться. А через месяц она научилась выполнять самые сложные элементы танца, попала на областной конкурс танцев. Я совершенно согласна с мнением А. Г. Асмолова. Индивидом родился, развил в себе заложенные качества, стал личностью, достиг успехов стал индивидуальностью.

avatar m

sassas зубрила

КАкими свойства имеет человек, личность, индивид

Соотнести понятия индивид, индивидуальностьи личность

avatar m

Las-tochka гость

Эти понятия можно расположить в следующую схему:
человек => индивид => индивидуальность => личность (Человек)
Человек в процессе воспитания и социализации постепенно проходит эту схему слева направо.
Человек, как существо биосоциальное, уже является индивидом. Далее в процессе взрослениявоспитания приобретает свой собственный, неповторимый мир и способности, называемые индивидуальностью, свойственной только ему. А в процессе социализации раскрывает эти способности в себе при взаимодействии с другими людьми и становится личностью.

avatar m

Shure стажер

«индивидуальность-это неповторимый набор красок для шедевра по названию»Личность», но еще вовсе не сам шедевр» надо написать эссе Эссе это что имел ввиду автор что он хотел этим сказать размышления согласны ли вы или нет и почему?

1803

flummox школьник

Автор имел ввиду, то что каждый человек имеет свой характер и также привычки. своим характером он может навредить обществу- то есть если злой, то злость будет срывать на окружающих. краски шедевра- это наши качества (доброта, любовь, отзывчивость, дружелюбность и т. д. ). Но как говорит автор вовсе сам не шедевр. этим он хотел сказать, что надо быть не только например красивым лицом и телом, главное чтобы человек с которым имеешь дело был добрым человеком в самой душе, а не только чтобы красиво сжимал руку и появлялалось накаченое тело.

я согласен со словами авторами, так как это на самом деле именно так. если были бы только красивыми свиду, а «гнилые, сухие» в душе, то вскоре бы все попередрались как хищники. а тогда людей бы не было. и вообще бы ничего не было.

1868

Princhipella ученик

Составь памятку самому себе «что необходимо мне, чтобы стать сильной личностью и сохранить свою индивидуальность» СРОЧНО

avatar m

Katalinka ботан

Чтобы быть силной личностью нужно.

1. Уверенноть в себе.

2. Ответсвенность за свои поступки.

5. Умение контролировать эмоции.

Чтобы быть индвидупльностью надо.

3. Свои взгляды на что либо.

879

Schrei ботан

В чем состоит различие понятий личность и индивидуальность?

515

DeSaNteG профессор

индивидуальность-неповторимая, отличающаясяот другихиндивидуальностей, а личность-биосоциальное существо

2570

kastete зубрила

В чем состоит различие понятий личность и индивидуальность? Именно различий

avatar m

BazA почемучка

Личность человека определяет совокупность психических свойств человека, а индивидуальность человека заключается в наличие у него психических свойств отличающих его, по этим свойствам, от множества других людей. Поэтому личность формируется даже вне общества, а индивидуальность вне общества не детерминируема, поскольку психические свойства человека вне общества нескем сравнить.

1678

DiorGirl профессор

Подумай почему людям нужны одинаковые права: ведь каждый человек индивидуальность

avatar m

Danny неофит

С точки зрения демократии все люди равны перед законом и обществом, следовательно, все люди изначально имеют равные права и обязанности.

потому что не равенство в правах, всегда пораждает застой целостного развитие человека.

Источник

Я являюсь индивидом, потому что.

answer avatar

answer avatar

Иметь настоящего друга – это истинное счастье. Как говорят про лучших друзей? Не разлей вода… или родственные души… Некоторые люди, верящие в жизнь после смерти, действительно считают, что лучший друг в этой жизни был лучшим другом или близким человеком в одной из прошлых жизней. И именно поэтому хорошие друзья хорошо понимают друг друга, как будто знают всю свою жизнь и даже немного больше…

Иногда лучшего друга действительно знаешь всю свою сознательную жизнь. Многие становятся друзьями еще со школьной скамьи, некоторые дружат с института. Редко, но все же бывает, когда дружат родители, их дети тоже вместе чуть ли не с самых пелёнок. Это родителей не выбирают, а друзей очень даже выбирают. В лучшие друзья мы, обычно, выбираем человека чем-то похожего на себя взглядами, увлечениями, интересами, целями и в тоже время полную противоположность самим себе. Очень часто мужчины, лучшие друзья слушают одну музыку, любят смотреть вместе футбол и болеют за одну команду, но один предпочитает худеньких блондинок, а второй полненьких брюнеток.

С лучшим другом всегда легко и просто. С ним может быть очень весело, так как у вас общие воспоминания, приколы и шутки. Не зря говорят, что друзья – как свечи, что они делают нашу жизнь ярче и богаче. С другом ты можешь быть самим собой, не нужно притворяться, что тебе хорошо, когда тебе плохо и наоборот. Лучший друг ради тебя способен на многое, и многое способен тебе простить. Он может отдать последнюю копейку, если ты нуждаешься в деньгах, или приютить у себя дома на время супружеских размолвок. Причём, настоящая дружба бескорыстна. Нет слов, чтобы описать, то чувство, которое испытываешь к другу, наверно, это смесь любви, уважения и преданности.

Но дружить тоже нужно уметь. Важно не только получать, но и давать взамен. Важно уметь беречь эти отношения до глубокой старости. Важно никогда не предавать и не использовать своего друга, всегда поддерживать его и относиться с пониманием. Берегите дружбу…

Какое маленькое слово,
И как легко его сказать,
И сколько в нем хорошего, простого,
Но им не каждый может стать.

answer avatar

answer avatar

Черные мохнатые лапки, полукруглое тельце и два больших глаза на голове. Одно описание этого вроде бы ничем не примечательного существа вызывает панику и ужас более чем у 80% населения нашей планеты. Именно такое количество, согласно статистике подвержено такому расстройству как страх перед пауками. Сегодня боязнь пауков – это фобия, которая является едва ли не самой распространенной. Но почему один вид этих насекомых вызывает панику и как с ней бороться?

Для начала, почему люди вообще боятся пауков?

Многие люди, которые даже не знают, как называется боязнь пауков, прекрасно знакомы с неприятными ощущениями, которые возникают при виде этих чудесных насекомых. В зависимости от степени страха, симптомы могут быть различны:

потливость или испарина;

сухость во рту и приступ удушья;

головокружение или предобморочное состояние;

дрожь во всем теле или тремор конечностей;

озноб или наоборот прилив жара.

Причины боязни пауков (арахнофобии) сегодня обсуждают и ученые и психологи. Различные теории трактуют свои точки зрения на данную проблему. Например, одна из версий, принадлежащей психологам, гласит, что почти каждый второй пациент, произносящий фразу «боюсь пауков» впоследствии объясняет, что такую модель поведения он заимствовал у своих родителей. То есть если кто-то в семье страдает арахнофобией, ребенок копирует его поведение и знает о том, что эти насекомые опасны. Впоследствии это опасение может перейти в реальный страх. Однако есть и другие теории. Например, совсем недавно американские ученые выяснили, что боязнь пауков у женщин является врожденной. Специалисты связывают это с тем, что в наши далекие предки знали, что укус паука может стать угрозой для женщины как продолжательницы рода. Как бы то ни было, причин не любить и бояться этих насекомых у каждого предостаточно. Но если у одних пауки вызывают лишь отвращение, то для отдельных людей весьма актуальным является вопрос, как избавиться от арахнофобии.

Как избавиться от боязни пауков?

Многие психологи успешно доказали на практике одно знаменитое утверждение о том, что лучшая борьба со страхом это столкновение с ним лицом к лицу. Иными словами, самым распространенным вариантом как побороть арахнофобию сегодня является непосредственное взаимодействие страдающего расстройством и паука. Действовать можно любыми способами, начиная от простого лицезрения насекомого, до прикосновения к нему. Некоторые люди держат пауков в качестве домашних питомцев, компенсируя свой страх. Однако стоит помнить, что такой способ избавления от фобии имеет определенную долю опасности. На земле существует огромное количество пауков, укус которых несет угрозу для здоровья человека. Поэтому проводить подобную процедуру следует под присмотром специалистов.

Между тем, реальную угрозу пауки несут лишь тем, что живет в южных странах или регионах с теплым климатом. От массового убийства пауков спасает лишь суеверие о том, что их нельзя убивать. Однако до столь радикального метода можно и не доходить. Для этого достаточно лишь помнить, что пауки никогда не охотятся на людей целенаправленно. А значит, самый простой способ, как побороть страх пауков – это иной раз просто не обращать на них внимание.

Источник

Человек, индивид, личность: взаимосвязь понятий

Понятие о личности в психологии

Индивид и личность. Человек на свет рождается уже человеком. Это утверждение только на первый взгляд кажется истиной, не требующей доказательств. Дело в том, что у человеческого зародыша в генах заложены природные предпосылки для развития •собственно человеческих признаков и качеств. Конфигурация тела новорожденного предполагает возможность прямохождения, структура мозга обеспечивает возможность развития интеллекта, строение руки — перспективу использования орудий труда и т.д., и этим младенец — уже человек по сумме своих возможностей — отличается от» детеныша животного. Таким образом доказывается факт принадлежности младенца к человеческому роду, что фиксируется в понятии индивид (в отличие от детеныша животного, которого сразу же после рождения на свет и до конца его жизни именуют особью). В понятии «индивид» воплощена родовая принадлежность человека. Индивидом можно считать и новорожденного, и взрослого на стадии дикости, и высокообразованного жителя цивилизованной страны.

Следовательно, говоря о конкретном человеке, что он индивид, мы по существу утверждаем, что он потенциально человек. Появясь на свет как индивид, человек постепенно обретает особое социальное качество, становится личностью.

Еще в детстве индивид включается в исторически сложившуюся систему общественных отношений, которую он застает уже готовой. Дальнейшее развитие человека в обществе создает такое переплетение отношений, которое формирует его как личность, т.е. как реального человека, не только не похожего на других, но и не так, как они действующего, мыслящего, страдающего, включенного в социальные связи в качестве члена общества, соучастника исторического процесса.

Личностью в психологии обозначается системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде.

Что же такое личность как особое социальное качество индивида? Прежде всего, если мы признаем, что личность — это качество индивида, то мы тем самым утверждаем единство индивида и личности и одновременно отрицаем тождество этих понятий (так к примеру, светочувствительность — качество фотопленки, но нельзя сказать, что фотопленка — это светочувствительность или что светочувствительность — это фотопленка).

Далее, «…личность есть системное и поэтому «сверхчувственное» качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его прирожденными и приобретенными свойствами»[43].

Таким образом, понятие «личность» нуждается в особой характеристике, которая могла бы описать это социальное качество, носителем которого является индивид. И прежде всего надо уточнить, почему о личности можно сказать как о «сверхчувственном» качестве индивида («системное и поэтому «сверхчувственное»»). Очевидно, что индивид обладает вполне чувственными (т.е. доступными восприятию с помощью органов чувств) свойствами: телесностью, индивидуальными особенностями поведения, речи, мимики и т.д. Каким же образом у человека обнаруживаются качества, которые не могут быть усмотрены в своей непосредственной чувственной форме? Подобно тому как прибавочная стоимость есть некоторое «сверхчувственное» качество, которое в изготовленном предмете ни через какой микроскоп не увидишь, но в котором оказывается воплощен не оплаченный труд рабочего, личность воплощает в себе систему отношений, общественных по своей природе, которые вмещаются в сферу бытия индивида как его системное качество. Открыть их может лишь научный анализ, чувственному восприятию они не доступны.

lazy placeholder

Воплощать в себе систему социальных отношений означает быть их субъектом. Ребенок, включенный во взаимоотношения со взрослыми, выступает первоначально как объект их активности, но, овладевая составом той деятельности, которую они ему предлагают как ведущую для его развития, например обучаясь, становится в свою очередь субъектом этих взаимоотношений.

Общественные отношения не суть нечто внешнее для их субъекта, они выступают как часть, сторона, аспект личности, являющейся социальным качеством индивида.

Если родовую сущность человека, в отличие от всех других живых существ, составляет совокупность всех общественных отношений, то сущность каждого конкретного человека как личности составляет совокупность конкретных социальных связей и отношений, в которые он оказывается включен как субъект. Они, эти связи и отношения, вне его, т.е. в общественном бытии, и поэтому безличны, объективны (раб находится в полной зависимости от рабовладельца), и вместе с тем они внутри, в нем самом как личности и поэтому субъективны (он ненавидит рабовладельца, покорствует или восстает против него, вступает с ним в социально обусловленные связи).

Утверждение единства, но не тождественности понятий «индивид» и «личность» предполагает необходимость ответить на возможный вопрос: может ли быть указан факт существования индивида, который не являлся бы личностью, или же личности, которая бы существовала вне и без индивида как ее конкретного носителя? Гипотетически может быть и то и другое. Если представить себе индивида, выросшего вне человеческого общества, то, впервые столкнувшись с людьми, он не обнаружит, помимо индивидуальных особенностей, присущих и биологической особи, никаких личностных качеств, происхождение которых, как было сказано, имеет всегда общественно-исторический характер. Перед нами будет индивид, который еще не состоялся как личность, он располагает только природными предпосылками для ее появления в том случае, если окружающим людям удастся «втянуть» его в совместную деятельность и общение. Опыт изучения детей, воспитанных животными, свидетельствует об исключительной сложности осуществления этой задачи.

Допустимо, при известных оговорках, и признание возможности появления личности, за которой не стоит реальный индивид. Однако это будет квазиличность.

Таков, например, Козьма Прутков, созданный в результате сотворчества А.К. Толстого и братьев Жемчужниковых. О биографии личности никогда в действительности несуществовавшего индивида повествуется в рассказе Ю. Тынянова «Подпоручик Киже».

Обращение к ситуации «индивид без личности» или «личность без индивида» подобно мысленному эксперименту, небесполезному для понимания проблем единства и нетождественности личности и индивида.

Личность как субъект межиндивидуальных отношений. Итак, личность может быть понята только в системе устойчивых межличностных связей, которые опосредствуются содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности для каждого из участников. Эти межличностные связи проявляются в конкретных индивидуальных свойствах и поступках людей, образуя особое качество самой групповой деятельности.

Межличностные связи, формирующие личность, внешне выступают в форме общения, или субъект-субъектного отношения, существующего наряду с субъект-объектным отношением, характерным для предметной деятельности. Однако при более глубоком рассмотрении выясняется, что непосредственные субъект-субъектные связи существуют не столько сами по себе, сколько в опосредствовании какими-либо объектами (материальными или идеальными). Это значит, что отношение индивида к другому опосредствуется объектом деятельности (субъект — объект — субъект).

В свою очередь, то, что внешне выглядит как прямой акт предметной деятельности индивида, на самом деле является актом опосредствованным, причем опосредствующим звеном для личности является уже не объект деятельности, не ее предметный смысл, а личность другого человека как соучастника деятельности, выступающая как бы преломляющим устройством, через которое он может лучше воспринять, понять, почувствовать объект деятельности. Для того чтобы решить волнующий вопрос, я обращаюсь к другому человеку (субъект-субъект-объектное отношение).

Все сказанное позволяет понять личность в качестве субъекта относительно устойчивой системы межиндивидных (субъект-объект-субъектных и субъект-субъект-объектных) отношений, складывающихся в деятельности и общении.

Личность и индивидуальность. Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием психологических черт и особенностей, образующих ее индивидуальность, составляющих своеобразие человека, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях, индивидуальном стиле деятельности и т.д.

Нет двух людей с одинаковым сочетанием указанных психологических особенностей — личность человека неповторима в своей индивидуальности.

Подобно тому как понятие «индивид» и «личность» не тождественны, личность и индивидуальность, в свою очередь, образуют единство, но не тождество. Способность очень быстро «в уме» складывать и умножать большие числа, задумчивость, привычка грызть ногти и другие особенности человека выступают как черты его индивидуальности, но не входят с необходимостью в характеристику его личности хотя бы потому, что они могут быть и не представлены в формах деятельности и общения, существенно важных для группы, в которую включен индивид, обладающий этими чертами. Если черты индивидуальности не представлены в системе межличностных отношений, то они оказываются несущественными для характеристики личности индивида и не получают условий для развития. Как собственно личностные выступают только те индивидуальные качества, которые в наибольшей степени «втянуты» в ведущую для данной социальной общности деятельность. Так, например, ловкость и решительность, будучи чертами индивидуальности подростка, не выступали до поры до времени чертами его личности, пока он не был включен в спортивную команду или пока в дальнем туристском походе он не взял на себя обеспечение переправы через быструю и холодную речку. Индивидуальные особенности человека до известного времени остаются «немыми», пока они не станут необходимыми в системе межличностных отношений, субъектом которых выступит данный человек как личность.

Итак, индивидуальность есть только одна из сторон личности человека[44]. Поэтому выделяя значимую для педагога задачу осуществления индивидуального подхода к учащимся, который предполагает учет их дифференциально-психологических особенностей (памяти, внимания, типа темперамента, развитости тех или иных способностей и т.п.), необходимо понимать, что индивидуальный подход — это всего лишь аспект более общего, личностного подхода к школьнику, который строится на изучении условий и обстоятельств включенности подростка или юноши (девушки) в систему межиндивидных отношений со взрослыми, учителями и родителями, со сверстниками обоего пола, соучениками и соученицами, приятелями на улице и др. Только при хорошо налаженном педагогическом общении учеников и учителя последнему удается выяснить, как «вписывается» этот мальчик или эта девочка в классный коллектив, какое место они занимают в иерархии межиндивидных отношений, что побуждает их поступать так или иначе, какие изменения претерпевает личность школьника, интегрированная в коллективе или вообще не сумевшая в нем адаптироваться. При этих условиях и реализуется личностный подход к школьнику. Только такой подход, не ограничивающийся учетом индивидуальных особенностей мышления, воли, памяти, чувств школьника, а нацеленный на выявление того, как представлен индивид в коллективе и как коллектив представлен в его личности, может рассматриваться как личностный.

Он отвечает пониманию человеческой сущности, в которой как в личности проявляется система социальных связей.

Если индивидуальный подход в педагогике и психологии оказывается оторванным от личностного подхода, то он ведет к «коллекционированию» черт индивидуальности ребенка без должного понимания того, какие выводы можно сделать на основании составления такой «коллекции». А.С. Макаренко, который умел мастерски использовать личностный подход в воспитании, писал: «…человека изучили, узнали и записали, что у него воля — А, эмоция — Б, инстинкт — В, но потом, что дальше делать с этими величинами, никто не знает»[45].

Личность ученика, включенного в систему действительных ее отношений, должна оставаться постоянно в поле зрения педагога, задачей которого всегда остается обогащение духовного мира учащихся.

Индивидные свойства человека и их роль в развитии личности.

9.Индивидные свойства человека и их роль в развитии личности

“Индивидные свойства” – термин Ананьева. Человек рождается как существо социально-генетическое, и его индивидные особенности подготовлены к социально-историческому образу жизни общества. На ранних этапах онтогенеза они не представляют собой фактор развития личности в ходе совместной деятельности, а выступают как “безличная предпосылка” развития личности, претерпевающая порой в процессе жизненного пути некоторые изменения. Но они являются условием развития личности. Индивидные свойства преобразуются в зависимости от социального образа жизни, порой превращаясь из предпосылок развития личности в продукт этого развития.

Темперамент и задатки не представляют собой свойств личности и не являются её основой. Они определяют формально-динамические аспекты поведения личности и оказывают влияние на становление личности. Индивидные свойства развиваются и преобразуются в контексте социально-исторического образа жизни общества.

Схема индивидных свойств человека, по Ананьеву

lazy placeholder

Наивысшей формой интеграции индивидных свойств являются темперамент и задатки.

Индивид – то, в чем данный человек подобен остальным; индивидуальность – то, чем он отличается.

«Индивидом рождаются, а личностью становятся» (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).

Наивысшей формой интеграции индивидных свойств являются темперамент и задатки.

Роль индивидных свойств:

1. Индивидные свойства характеризуют преимущественно формально-динамические особенности поведения личности, энергетический аспект протекания психических процессов.

2. Определяют диапазон возможностей выбора той или иной деятельности (например, экстраверсия-интроверсия располагает к определенному выбору видов деятельности).

3. Индивидные свойства приобретают особое значение, если они становятся осознаваемыми, то есть приобретают символ, означивание (калека не может знать об ограниченности своих действий, пока ему об этом не скажут).

Отдельные индивидные свойства и их роль.

Возраст – с ним связаны сенситивные и критические периоды в жизни человека, а также возрастная периодизация.

Сенситивные периоды – периоды повышенной восприимчивости, отзывчивости, чувствительности индивида в данном возрасте к определенного рода воздействиям.

Критические периоды – наибольшая чувствительность к неадекватным раздражителям («повреждаемость»).

Потребности – если они проявляются на уровне условий существования деятельности, они могут подчиняться механизмам гомеостаза. Но если они занимают место смыслообразующих мотивов (например, голодовки) – они включаются в контекст поведения индивидуальности или личности.

Пол – предпосылка развития психологического пола личности, так как половая адекватная роль не данность, а результат развития.

10. Человек как индивид в системе биогенеза. Темперамент как индивидная характеристика

При анализе проблем развития личности с позиций системного историко-эволюционного деятельностного подхода принято говорить о трех линиях в ис­следовании развития человека:

— на уровне индивида: био­генез — эволюционное, природное развитие;

— на уровне личности: социогенез — развитие как социального существа;

— на уровне индивидуальности: персоногенез — уникальность жизненного пути.

Точки зрения на роль биологических закономерностей в истории человечества

1) естествен­ный отбор продолжает оставаться основной движущей си­лой эволюции. — по существу, социал-дарвинизм, «биологизаторство».

2) влияние биологической эволюции с началом развития челове­ческого общества практически исчезло. Такого рода крайняя позиция логически долж­на привести к отрицанию законов развития природы в естественно-историческом процессе человечества. — обратная т.з., «социологизаторство».

3) историко-эволюционный деятельностный подход к пониманию личности в принципе по-иному ставит сам вопрос о соотношении биоло­гического и социального в развитии личности. В со­ответствии с этим подходом социально-исторический образ жизни приводит к преобразованию закономерностей биологи­ческой эволюции человеческого вида и к выработке в культуре «средств» (Л.С. Выготский), с помощью которых человек в определенных пределах начинает подчинять себе свои «функ­циональные органы»

ТЕМПЕРАМЕНТ – устойчивое объединение индивидуальных особенностей, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности; те индивидуальные свойства, что в наибольшей мере зависят от природных способностей человека. Темперамент – индивидная характеристика субъекта со стороны динамических особенностей его деятельности психической: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний.

К свойствам темперамента относятся:

1) индивидуальный темп и ритм процессов психических;

2) степень устойчивости чувств;

3) степень волевого усилия.

Стимулирующая функция темперамента особенно ярко проявляется в возбудимости эмоциональной процессов нервных, особенно в детском возрасте. Но по мере складывания у ребенка социальных побуждений и овладения способностью управлять собой, сознательной регуляцией своего поведения в коллективе и обществе, его темперамент постоянно совершенствуется и в структуре личности выступает уже в измененном качестве.

Выделяются три сферы проявления темперамента

: активность общая, особенности сферы моторной и свойства эмоциональности.

Темперамент всегда связывался с органическими основами, или физиологическими особенностями организма.

Общежитейские представления о темпераментах мало изменилось и поныне. Их признаки таковы:

1) сохраняются четыре гиппократовых типа;

2) обязательно предполагаются биологические основы психологических свойств, подчас достаточно фантастические;

3) в темперамент включается широкий спектр поведенческих свойств – от быстроты движений до речевых особенностей.

Так, можно указать на значение темперамента для регуляции динамики деятельности психической, коя обеспечивает оптимальную жизнедеятельность индивида и сохранение основных жизненных констант организма. Важнейшее значение имеет и энергетический аспект функции темперамента: его такие свойства, как эмоциональность и активность, – особенно «энергоемкие» характеристики психики.

В большинстве классификаций и теорий темперамента присутствуют две его компоненты – активность и эмоциональность. Активность поведения характеризует степень энергичности, стремительности, быстроты – или наоборот, медлительности, инертности; эмоциональность – особенности протекания эмоций, чувств, настроений и их качество: знак (положительный, отрицательный) и модальность (радость, горе,, страх, печаль, гнев и пр.).

Как один из критериев отнесения к тому или иному темпераменту выделяется уровень порогов восприятия.

Различаются собственно темперамент как определенное устойчивое сочетание психодинамических свойств, проявляемых в деятельности и поведении, и его органическая основа. Известны три основные системы объяснений ее сущности, из коих две первые имеют лишь исторический интерес:

1) гуморальная – связывала состояние организма с соотношением различных соков (жидкостей), в связи с чем выделялись четыре типа темперамента: сангвинический, холерический, меланхолический, флегматический (Гиппократ, Гален и пр.); эта терминология стала широко употребительной;

2) конституциональная – исходит из различий и конституции организма – его физического строения, соотношения его отдельных частей, различных тканей (Кречмер, Шелдон и пр.);

3) типы темперамента связываются с деятельностью системы нервной центральной.

Тип темперамента тесно связан с врожденными анатомо-физиологическими особенностями деятельности нервной высшей. Темперамент относительно устойчив и мало подвержен изменениям под влиянием среды и воспитания, но он изменяется в онтогенезе. Возможны определенные прижизненные изменения показателей темперамента, связанные:

1) с условиями воспитания;

2) с перенесенными в возрасте раннем болезнями;

3) с особенностями питания;

4) с гигиеническими и общими условиями жизни.

11. Человек как личность в системе социогенеза. Социально-исторический образ жизни.

При анализе проблем развития личности с позиций системного историко-эволюционного деятельностного подхода принято говорить о трех линиях в исследовании развития человека:

— на уровне индивида: биогенез — эволюционное, природное развитие человек;

— на уровне личности: социогенез — развитие человека как социального существа;

— на уровне индивидуальности: персоногенез — уникальность жизненного пути.

Человек как личность в системе общества становится носителем совокупности социальных системных качеств, которые порождаются в ходе его жизнедеятельности в обществе.

Развиваясь в конкретно-исторических условиях, различные «элементы» общественных систем («личность» в системе общественных отношений) преобразуют некоторые константно задаваемые системой функциональные качества, например социальные роли, и раздвигают границы тех систем, в которые входят. Включенность личности в разные социальные группы вызывает необходимость в ориентировке дополняющих и исключающих друг друга целей этих групп, в развитии самосознания личности как функционального органа, обеспечивающего подобную ориентировку.

Ключом к пониманию развития личности в социогенезе является категория «социально-исторический образ жизни». Категория «социально-исторический образ жизни», как и связанные с этой категорией представления о «социальной ситуации развития», во-первых, дает возможность снять оппозицию «личность-общество» и рассмотреть закономерности развития личности в социогенезе; во-вторых, провести анализ развития личности как бы на пересечении трех координат – координат исторического времени, социального пространства и индивидуального жизненного пути личности.

1. «Социально-исторический образ жизни» выражает конкретно-исторический характер детерминации развития личности, неотъемлемость развития личности от эволюционирующей системы общества.

2. Социально-исторический образ жизни представляет собой пространство выбора, объективно заданное появившемуся на свет в том или ином обществе индивиду. Именно в этом смысле уже при появлении индивида в мире человека он становится членом общества, членом конкретной социальной группы в данном обществе, в котором ему «заданы» и принадлежность к данной группе, и экономические условия.

Все эти социально-предметные особенности образа жизни выступают как источник развития личности, потенциальные возможности развития личности по тому или иному жизненному пути, выбора ею различных видов деятельности.

В социотипическом поведении субъект выражает усвоенные в культуре образцы поведения и познания, надсознательные надындивидуальные явления. В основе надсознательных надындивидуальных явлений лежит объективно существующая и являющаяся продуктом совместной деятельности человечества система значений (А. Н. Леонтьев), опредмеченных в той или иной культуре в виде различных схем поведения, традиций социальных норм и т. п.

Под социогенезом в психологии понимается происхождение и развитие высших психических функций, личности, межличностных отношений, обусловленное особенностями социализации в разных культурах и формациях. Основная идея социогенеза была сформулирована В. Вундтом и заключалась в том, что психолог имеет дело не с абстрактным человеком, а с человеком определенной страны и эпохи, взаимодействующим в социокультурном контексте с людьми.

Закономерности социогенеза являются предметом исторической психологии, изучающей психологические особенности становления познания, мировосприятия, строя личности, усвоения обычаев и ритуалов в разные эпохи, а также предметом этнопсихологии. Феноменология социогенеза предельно обширна: от описания того или иного способа мышления, памяти как «исторических стилей», к воссозданию психологического портрета индивида или социальной группы до анализа ментальности целого народа в определенную эпоху. Основной метод в исследовании социогенеза — психологическая реконструкция — восстановление исторических типов поведения или высших психических функций (памяти, мышления и пр.), основанное на интерпретации памятников духовной и материальной культуры.

12. Социализация индивида. Теории социализации: интериоризация социальных форм поведения

На формирование личности значительное влияние оказывают био- и психогенные свойства, а также факторы социальной среды. Доминирующее воздействие на процесс формирования личности оказывает групповой опыт и субъективный, уникальный личностный опыт. Они обретаются индивидом в процессе социализации.

С термином «социализация» тесно связаны такие понятия, как формирование, развитие, воспитание личности.

. Социализация – это путь усвоения человеком культуры. В процессе социализации индивид обретает собственное «Я». Он становится личностью, связанной системой оценок, убеждений, привычек и поведения.

Социализация – это процесс, который не ограничивается периодом становления личности, а продолжается всю жизнь, охватывает все сферы деятельности человека. В.Ж. Келле отмечает, что становление личности включает в себя три взаимосвязанных составляющих:

1) самой общей и исходной является социализация, т. е. овладение языком, знаниями, приобщение к ценностям и нормам культуры, формирование мировоззрения и т. д., что делает индивида способным жить в данном обществе, быть его членом;

2) затем происходит индивидуализация человека, т. е. выработка качеств, отличающих данную индивидуальность от других, причем степень индивидуализации может быть весьма различной, что во многом зависит от характера социализации: или она ограничивается подчинением индивида определенным стандартам, или дает свободу развитию индивидуальности;

3) синтезирующей составляющей всего процесса является персонализация, т. е. становление личности.

В процессе социализации происходят социальная адаптация (процесс приспособления к определенным социально-экономическим условиям), интернализация (усвоение) индивидом норм и ценностей, принятых в его группе.

Интериоризация (франц. interiorisation — переход извне внутрь, от лат. interior — внутренний) — формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоение жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом.

Интериоризация любого навыка происходит в три этапа. Вначале действие происходит только в совместной деятельности ребенка и взрослого, на втором этапе – рядом со взрослым, который выполняет функцию подсказчика и напоминалки, и только на третьем этапе нужные действия выполняются самостоятельно.

Взрослые способны оценивать нормы, а дети могут лишь их усваивать. Социализация взрослых рассчитана на то, чтобы помочь человеку приобрести определенные навыки, тогда как социализация в детстве в большей мере имеет дело с мотивацией.

В отечественных исследованиях выделяются следующие стадии социализации: дотрудовая стадия, трудовая стадия и послетрудовая стадия.

Свойства личности, сформировавшиеся ранее, не остаются неизменными. Ресоциализация означает овладение новыми ценностями и ролями для замены ранее недостаточно усвоенных или несоответствующих новой ситуации.

Социальные институты и люди, индивидуально и группами, если они способствуют социализации, называютсяагентами (проводниками) социализации.

На каждой стадии социализации в действие вступают определенные группы агентов: институты и группы, способствующие первоначальному развитию природных и социальных свойств (семья, ровесники), институты образования, институты трудовой, политической, культурной, познавательней деятельности.

Таким образом, социализация – это процесс вхождения индивида в общественную жизнь, который играет важную роль как в жизни личности, так и общества. Она обеспечивает самовозобновляемость общественной жизни. В какой бы сфере ни действовал человек, духовный момент всегда и во всем сопровождает его деятельность. Человек не пассивно воспроизводит то, что диктует ему общество. Он обладает возможностью проявить свою творческую силу и воздействовать на окружающие его явления и протекающие процессы. Особое значение для социализации индивида, обогащения его духовного мира имеет свободное время, которое, по замечанию К. Маркса, служит мерилом истинного богатства человека. Духовный компонент, таким образом, является определяющим в социализации индивида.

ВОПРОС – 29: Индивид, личность, индивидуальность, субъект: сопоставительный анализ.

ОТВЕТ: Ананьев «Психологическая структура Личности» («Человек — как предмет познания») –системный или комплексный подход в изучении Личности.

Человек – наиболее общее понятие, вся совокупность всех человеческих качеств, свойственных людям (не важно, есть она у данного человека или нет).

Психологическая сущность человека проявляется по-разному на различных уровнях его бытия. Каждый человек может рассматриваться и как представитель вида Homo sapiens, носитель общевидовых свойств, и как субъект межличностных отношений, и как уникальное, стремящееся к самореализации, творчески выражающее себя существо.

Эти разные уровни бытия человека получили названия «индивид», «субъект», «личность» и «индивидуальность». На рисунке изображён ещё один, высший уровень бытия человека — универсум, но современной наукой он изучен недостаточно.

Индивид— человек, как отдельный представитель человеческого рода, имеющий врождённые природные свойства; телесное бытие человека. Индивид означает лишь то, что его отец и мать — люди. (Отдельное животное существо — особь). Высшая интеграция индивидуальных свойств человека представлена в темпераменте и психологических задатках.

1. Неделимость или целостность субъекта.

2.Наличие у него особых (индивидуальных) свойств, которые отличают его от других представителей того же вида.

Субъект — человек, как носитель предметно-практической деятельности, распорядитель своих физических, психических и духовных сил.

Личность — человек, как представитель общества, определяющий свободно и ответственно свою позицию среди других.Личность – основная форма развития. Личностные свойства человека – жизненный путь человека, его социальная биография.

Глядя на предметные представления человека, мы видим, что личность – это только одна из ипостасей человека. Так же важно, что человек вне общества не становится личностью. Свобода и ответственность своей позиции – вторая важная часть определения личности. Личность – это и быть в обществе, и быть, в определенном образе, независимым от общества.

Личность можно определить по-иному. То, что человек живёт в человеческом обществе, является существом общественным, привело к формированию бесчисленного множества особых свойств, все эти свойства, взятые вместе, называются личностью. И человек, как носитель этих свойств, тоже является личностью.

Индивидуальность — человек, как уникальная, самобытная личность, реализующий себя в творческой деятельности.Если Личность — есть вершинный уровень человека, то индивидуальность – это его глубинное измерение.

1. Как неповторимость в совокупности его свойств, хар-к.

2. Внутренняя гармония, согласованность свойств человека (субъекта, Личности, индивида) идут в одном направлении развития.

Субъект – человек в контексте его Деятельности.

Универсум — высшая ступень духовного развития человека, осознающего своё бытие и место в мире.

Соотношение понятий «индивид» — «личность» — «индивидуальность» отражено в знаменитом афоризме: «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность — отстаивают» (А.Г. Асмолов).

Как связаны эти понятия: индивидуальность, человек, личность, индивид? Всякий человек является индивидом, но не всякий индивид является человеком, а только тот, кот. приобрел социальную индивидуальность, и снял свою биологическую индивидуальность. Всякая Личность есть человек как социальная индивидуальность, но всякий ли человек может быть назван Личностью? По этому вопросу нет единства мнений. Во-первых, некоторые из отдельных проявлений могут отсутствовать. Например, индивид без личности (Маугли), или личность без индивида (придуманный персонаж). Хорошим доказательством нетождественности этих понятий выступает феномен раздвоения личности. Еще одна иллюстрация несовпадения понятий: Леонтьев говорил – предположим, через 30 лет после совершения преступления поймали преступника. И что с ним делать? Ведь мы судим не индивид, а личность. А за 30 лет личность могла стать совсем другой. Имеем ли мы права судить его теперь?

В принципе при ответе на связь этих понятий существует два направления ответа:

1. Объективное (признающее Личностью любого человека, как субъекта социальных отношений и Деятельности).

2. Нормативно-ценностное (предполагающее, что не каждый человек – Личность, и считающее необходимым установление социальных критериев Личности, т.е. избранных социальных качеств). Согласно этому направлению, чтобы быть Личностью недостаточно просто быть человеком, субъектом общественных отношений и Деятельности, нужно обладать социальными качествами, не каждому человеку присущими

Сопоставительный анализ: По логике определения «индивид», не каждый индивид раз­вивается в личность, а личность, в свою очередь, не всегда однозначно определяется своими анатомо-физиологическими предпосылками. Несовпадение индивида и личности иллюстрируется на примере литературных персонажей, неимеющих телесной оболочки, но при этом обладающих впол­не определенными чертами личности (таковы, например, поручик Киже из повести Ю. Тынянова, несуществующий рыцарь Агилульф из романа И. Кальвинов). Пони­мание взаимодействия индивида и личности отражает в целом проблему тела и духа, которая решалась в истории по-разному. Так, например, утверждая, что тело — это судь­ба, 3. Фрейд биологическому фундаменту личности отво­дил решающую роль в жизни человека, а в отечественной психологии, напротив, несколько десятилетий назад широ­ко обсуждались условия становления индивида личностью: кто может быть ею назван, а кто остается всего лишь инди­видом. Это противопоставление, впрочем, имело не столько научный, сколько идеологический смысл, что вполне осоз­навалось сторонниками психофизиологического крыла пси­хологии индивидуальных различий.

В отечественной психологии существует несколько под­ходов к выделению структуры индивидуальности, автора­ми которых являются Б.Г. Ананьев,B.C. Мерлин, Э.А. Голубева. Сопоставительный анализ их взглядов проведен М.С. Егоровой (таблица ниже

Для того чтобы объединить характеристики индивида и личности, B.C. Мерлин ввел понятие интегральной ин­дивидуальности,

подчеркивая самим названием, что все природные и социальные качества в ней плотно связаны (10). B.C. Мерлин, в отличие от А.Н. Леонтьева, не противопо­ставлял индивидные и личностные черты, а старался их соподчинить. Индивидное включается в индивидуаль­ность.
Индивидуальность
— это саморазвивающаяся и са­морегулируемая автономная, уникальная и неповторимая биосоциальная система. Она включает многомерные и мно­гоуровневые связи, охватывающие все устойчивые фак­торы индивидуального развития человека, иерархически соподчиняя в себе свойства всех ступеней развития мате­рии — физические, биохимические, физиологические, со­циально-групповые и общественно-исторические. Это фор­ма бытия отдельного человека, в рамках которой он со­храняет целостность и тождественность самому себе в условиях непрерывных внешних и внутренних измене­ний.

Важными в этом трудном для восприятия определении являются следующие моменты. В индивидуальности связа­ны между собой все проявления человека как организма, личности и носителя самосознания, причем эти проявле­ния оказывают взаимное влияние друг на друга, в чем и проявляется способность саморегуляции — то есть, несколь­ко огрубляя, можно сказать, например, что темперамент диктует загрузку человека и склоняет его к выбору профес­сии, а цели и ценности могут оказаться связанными с пси­хотипом (характерологическими особенностями). И, несмот­ря на то что тканевый состав человека обновляется (внут­ренние изменения), а жизнь ставит Новые задачи (внешние изменения), человек не теряет чувства «Я» — условие це­лостности, при нарушении которого личность переживает внутренние противоречия, конфликт и может, расщепля­ясь, прийти к саморазрушению.

Итак, несколько упрощенно можно сказать, что инди­видуальность— это индивид, личность и существующие между ними связи. Отмечая неоднородность разных характе­ристик индивидуальности, можно представить ее как трех­этажное «здание».

Таблица- сопоставление структуры индивидуальности в подходах Б.Г. Ананьева, B.C. Мерлина и Э.А. Голубевой

lazy placeholder

Для того чтобы объединить характеристики индивида и личности, B.C. Мерлин ввел понятие интегральной ин­дивидуальности,

подчеркивая самим названием, что все природные и социальные качества в ней плотно связаны. B.C. Мерлин, в отличие от А.Н. Леонтьева, не противопо­ставлял индивидные и личностные черты, а старался их соподчинить. Индивидное включается в индивидуаль­ность.
Индивидуальность
— это саморазвивающаяся и са­морегулируемая автономная, уникальная и неповторимая биосоциальная система. Она включает многомерные и мно­гоуровневые связи, охватывающие все устойчивые фак­торы индивидуального развития человека, иерархически соподчиняя в себе свойства всех ступеней развития мате­рии — физические, биохимические, физиологические, со­циально-групповые и общественно-исторические. Это фор­ма бытия отдельного человека, в рамках которой он со­храняет целостность и тождественность самому себе в условиях непрерывных внешних и внутренних измене­ний.

Важными в этом трудном для восприятия определении являются следующие моменты. В индивидуальности связа­ны между собой все проявления человека как организма, личности и носителя самосознания, причем эти проявле­ния оказывают взаимное влияние друг на друга, в чем и проявляется способность саморегуляции — то есть, несколь­ко огрубляя, можно сказать, например, что темперамент диктует загрузку человека и склоняет его к выбору профес­сии, а цели и ценности могут оказаться связанными с пси­хотипом (характерологическими особенностями). И, несмот­ря на то что тканевый состав человека обновляется (внут­ренние изменения), а жизнь ставит Новые задачи (внешние изменения), человек не теряет чувства «Я» — условие це­лостности, при нарушении которого личность переживает внутренние противоречия, конфликт и может, расщепля­ясь, прийти к саморазрушению.

Итак, несколько упрощенно можно сказать, что инди­видуальность— это индивид, личность и существующие между ними связи. Отмечая неоднородность разных характе­ристик индивидуальности, можно представить ее как трех­этажное «здание».

Тогда на нижнем уровне (биологическом фундаменте лич­ности) мы можем собрать все индивидные, формально-ди­намические характеристики (пол, темперамент, задатки способностей, асимметрию полушарий головного мозга). На втором уровне мы размещаем предметно-содержательные качества (черты, типы личности, способности, стилевые характеристики поведения). А на третьем, верхнем уровне будут присутствовать духовно-мировоззренческие характе­ристики (направленность личности, ценности, убеждения, взгляды, установки).

Для удобства запоминания можно использовать такую схему: нижний этаж (природа) стимулирует активность «потому что» — от потребностей, средний этаж обеспечива­ет средства деятельности человека (способности, характер, особенности когнитивных функций, стилевые характерис­тики), а третий этаж — это цели (направленность личнос­ти, особенности самосознания — «для чего» деятельность осуществляется, к чему человек стремится). Уровни инди­видуальности оказывают друг на друга взаимное, не только восходящее, но и нисходящее влияние.

Соподчинение не означает главенства какого-то из эта­жей. Но нижний более устойчив во времени, практичес­ки не поддается социальному воздействию (попробуйте-ка изменить пол или асимметрию полушарий!), средний более восприимчив к воспитанию (характер можно изме­нять, способности — формировать), а в третьем уровне биологического содержится очень мало, и он в наиболь­шей степени изменчив (в самом деле, взгляды, убежде­ния, ценности человек меняет в течение жизни несколь­ко раз).

Естественно, существуют и другие попытки выделить структуру индивидуальности. Так, например, К. Леонгард выделяет 3 сферы: направленность интересов и склоннос­тей (по содержанию напоминает выделенные нами духов­но-мировоззренческие свойства), чувства и воля (близкие понятию «темперамент») и ассоциативно-интеллектуальная (соответствующая способностям и стилевым особенностям). Сравнительный анализ представлений о структуре индивиду­альности, сложившихся в рамках отечественной психологии, предпринят в современном учебнике М.С. Егоровой.

Интервью с профессором Хорхе Анхелем Ливрагой, основателем философской школы «Новый Акрополь»

Делия С. Гусман (ДСГ): Время от времени вместо наших обычных публичных лекций мы проводим встречи, на которых собираем вопросы наших слушателей, друзей и учеников. Я беру на себя роль задающего вопросы, а профессор Ливрага отвечает на них. Так и будет проходить наша сегодняшняя встреча, а вопросы и ответы будут связаны с одной очень актуальной сейчас темой – культом личности.

Профессор, первое, что само собой напрашивается в разговоре о культе личности, – это вопрос, что такое личность. Не могли бы Вы объяснить нам, что понимают под личностью различные психологические школы, связывающие это понятие с характером, темпераментом и пр. Как определяется личность в психологии?

Хорхе А. Ливрага (ХАЛ): Одна из проблем нашей цивилизации состоит в том, что разные аспекты культуры находятся в разных фазах эволюции. Так, например, если механика и химия существуют уже тысячи лет, то психологии как таковой не больше нескольких столетий. Речь идет о молодой, развивающейся науке. В ней существует много школ и авторов, которые, в общем-то, опровергают друг друга. Научная психология разрабатывает гипотезы, цель которых – объяснить поведение человека. Поскольку это молодая наука, родившаяся в XIX веке, психология испытала влияние материализма и механицизма и поэтому в своих исследованиях отталкивается от физического тела. Сегодня мы, несмотря на все наши знания, интуицию и убеждения, обычно говорим: «У меня есть душа» и никогда не говорим: «У моей души есть тело», хотя считаем, что душа бессмертна. Это происходит потому, что мы отождествляем себя с физическим телом, и по той же причине все теории отталкиваются от физического тела и его связей и производных.

ДСГ: Из этого можно сделать вывод, что личность, будучи явлением психического плана, все же опирается на материю, на тело и биологические процессы. Вы бы это так объяснили?

ХАЛ: Нет, не так. Современная психология считает, что все психологические феномены, и даже ментальные и духовные, основываются исключительно на физическом аспекте, то есть на термохимических и электромагнитных реакциях, которые трансформируются в переживания, образы и различные состояния, которые поддаются объективному наблюдению.

В этом же заключается ошибка всех расистских доктрин, которые процветали и в нашем веке, и в прошлом, доктрин, которые оказались несостоятельными, хотя с точки зрения науки имели свою логику. Применяя расовый подход, например, к лошадям, мы, чтобы получить отличную скаковую породу, отбираем лошадей с самыми лучшими физическими характеристиками, а также темпераментом и характером, с рефлексами подходящего типа.

Если мы применим этот же подход, основанный на генетике и физических элементах, к человеку, результаты, вне всякого сомнения, будут не такими, как ожидается. В человеке кроме физической части существует и нечто другое, более высокое. И сын рыбака не обязательно родится рыбаком, он может стать и музыкантом, сын музыканта может стать рыбаком, сын военного – священником и т.п. Иначе говоря, то, кем мы становимся, определяет не физическая часть, а нечто другое.

ДСГ: Сейчас, когда Вы уже рассказали нам немного о психологических теориях, не могли бы Вы дать философское определение личности?

ХАЛ: С точки зрения философии и согласно древним традициям, личность – это не высшая часть человека, а, наоборот, низшая. Говоря иначе, личность является не наивысшим производным физической части, но самой физической частью. Слово «личность» происходит от «личина», что значит «маска». В древнем античном театре актеры (актерами были только мужчины, женщины в этом не участвовали), исполняя роли женщин или богов, надевали маски, отверстие для рта которых изменяло голос или делало его более высоким в том случае, когда исполнялись женские роли.

Оттуда философия берет свой образ личности. Иначе говоря, для традиционной философии личность – это внешняя часть человека, подобная резонансному ящику – деревянной части скрипки или пианино, включающая в себя биологическую, психологическую и даже ментальную часть. При этом речь идет о конкретном ментале, земном аспекте ментала, который представляет собой оболочку, отпечаток, оставленный в мире тем, что имеет более высокую природу, – индивидом.

Индивид, как говорит само слово, означает «то, что неделимо», то, что является духовным «а томом» – настоящим атомом; не тем атомом, который недавно разделили на части, а греческим «а-томом» – «тем, что не имеет частей», где «а-» является приставкой, а «tomos» означает «часть».

Следовательно, индивид – это то, что не имеет частей, что невозможно разделить, то, что не умирает и является бессмертным, что выше всего земного и что отражается в личности – маске, которая достается каждому из нас, чтобы мы могли действовать в этом мире.

ДСГ: Если под личностью Вы понимаете маску – или зеркало, поскольку только что сказали, что эта маска отражает природу внутреннего человека, – то как Вы объясняете ту роль, которую она играет? Почему зеркало личности не всегда отражает внутреннего человека, а прежде всего, как мы все можем сейчас наблюдать, сам мир? Как Вы считаете, что должна отражать маска на самом деле?

ХАЛ: Все мы когда-то наблюдали за отражением Луны в водах озера, особенно когда были детьми. Оно казалось подвижным – то исчезало, то появлялось снова и дробилось на части, чтобы потом снова стать единым образом Луны. Иногда мы зажигали спичку, чтобы посмотреть на ее отражение в воде, и нам могло показаться, что там отражаются несколько спичек, которые потом соединялись в одну или вообще исчезали.

На одной из наших лекций я говорил о том, какой силой обладает пропаганда, газеты, внушение и т.д. Реклама заставляет нас покупать определенные продукты, одеваться определенным образом, вести определенный образ жизни. Это внешнее давление обуславливает и роботизирует наше поведение, так что мы все становимся похожими друг на друга, поскольку на нас воздействуют одни и те же стимулы.

Конечно, профессор Гусман, было бы лучше, если бы личность отражала только индивидуальность, но индивидуальность не эгоистичную, а способную трудиться вместе с другими, индивида, который был бы настоящим индивидом, а не пребывал бы в постоянном движении, как вода, и не реагировал бы на все внешние стимулы.

Очевидно, что совокупность личностей, составляющая народ, – легкая добыча для тиранов, ибо любая идея, любой образ, любой слоган свободно проникает в нее, и все начинают повторять одно и то же.

Поэтому мы должны видеть гораздо глубже, пытаясь уловить то несомненно подлинное, что есть в каждом из нас. То, что не улавливается простым зрением или слухом, но входит в нас через более тонкие каналы, которые некоторые называют каналами души.

ДСГ: Считаете ли Вы личность чем-то врожденным? Иначе говоря, эта маска, эта способность отражать рождается вместе с человеком или является результатом воздействия окружения, воспитания и т.д.?

ХАЛ: Как и во всех других случаях, с точки зрения философии мы не можем говорить об абсолютных ценностях, а можем только об относительных. Все мы рождаемся с разными личностями; это обусловлено не только нашими духовными качествами, но и психофизическими свойствами, которых я не отрицаю. Просто я не считаю их единственными и определяющими. Я не отрицаю также этнических и расовых факторов, которые могут влиять на человека.

Китаец думает не совсем так, как швейцарец или африканец. Но это не все. В человеке есть духовная, внутренняя часть, возвышающая его над психологическими факторами.

Итак, человек рождается с личностью, которая должна связывать его внутреннюю сущность и окружающий мир. Потом появляются факторы воспитания и образования, экономический, общественный и другие. Все это влияет на личность и обусловливает ее.

Даже если бы у всех людей было одно и то же воспитание, разве мы оставались бы одинаковыми в течение всей жизни? Мы отличаемся друг от друга. В одной и той же семье рождаются несколько детей, им дают приблизительно одно и то же воспитание, они растут в одних и тех же экономических условиях, у них много одинаковых вещей, но, когда им исполняется 20, 30 или 40 лет, они уже совершенно разные. Иногда наши братья абсолютно не похожи на нас и вообще ни на кого.

Иначе говоря, мы не можем, я настаиваю на этом, оперировать абсолютными ценностями. Очевидно, что воспитание играет важную роль, точно так же как семейное окружение, в котором мы растем, экономические условия, которые могут быть благоприятными или неблагоприятными, психологическая среда, в которой мы вращаемся. Но все это не может сформировать личность полностью, ибо существует еще духовный, индивидуальный элемент, стоящий выше всего этого.

Теории, которые были популярны в XVIII – начале XIX века и согласно которым совершенно новое воспитание может создать и совершенно нового человека, не соответствуют действительности. Воспитание может помочь, может многое облегчить, но не оно создает человека.

ДСГ: Нам стоит вернуться непосредственно к нашей теме и задать вопрос, который напрашивается сам собой: что такое культ личности? Сегодня все говорят об этом, все обращаются к этой проблеме, как будто она нам всем хорошо понятна. Но я, задавая этот вопрос, первая могу сказать, что не разбираюсь в этом. Итак, что такое культ личности?

ХАЛ: Думаю, что мы все не разбираемся в этом вопросе, поскольку, как правило, создаем культ собственной личности, а из личностей других людей культа не делаем.

Истинная опасность заключается не в культе великих личностей, тех, кто двигал историю; опасно делать культ из своей собственной личности. К примеру, говорить: «Я не гожусь для этого, но это не важно, ведь есть другое, для чего гожусь», – значит постоянно оправдывать себя и не пытаться подняться выше той плоскости, на которой мы находимся. Можно, конечно, говорить: «Я не понимаю ничего из того, что мне говорит этот человек, но зато я хорошо к нему отношусь» или: «Я не могу сделать этого, но зато могу дотянуться рукой до потолка». Или тот, кто носит очки, может сказать: «Они придают мне вид интеллектуала», хотя в действительности они придают ему близорукий вид, и ничего больше. Да, вот это и называется культом собственной личности. И это опасно.

Итак, опасность не в том, чтобы исповедовать культ великих исторических личностей, поскольку, если бы его не было (мы понимаем здесь под личностью ту часть человека, которая открыта другим, с которой можно контактировать), спартанцы не пошли бы за Леонидом и не было бы битвы у Фермопил; не было бы Римской империи, которая шла за своими лидерами – Октавием, Юлием Цезарем; не было бы христианских мучеников, которые стремились быть подобными тем, кто стоял у истоков этой религии.

Культ великих людей необходим, злом является культ собственной личности, ибо за ним стоит эгоизм и мелочность. Сегодня мы подменили гордыней те древние ценности, те древние, столь дорогие, столь глубокие чувства, благодаря которым рыцарь с честью совершал действия, возвышавшие его.

Я говорю о древних странствующих рыцарях, имевших свою Дульсинею, которую они, быть может, никогда не видели, но любовь к которой вдохновляла их и в странствиях давала силу. Я говорю о воинах, которые умирали с именем короля на устах. Сегодня этого нет. В наших домах почти не осталось того, что принадлежало нашим дедам, нашим родителям. Мы уже почти не гордимся героями, жившими до нас, и не повторяем слов, сказанных нам мудрецами, прекрасных слов, подобных тем, что написаны здесь, на стене: «Познай самого себя». Это те самые слова, которые прочитал Сократ на фронтоне храма 25 веков тому назад, но сегодня они не в чести.

Мы должны попытаться преодолеть нашу личность, пойти за великими людьми, оставившими в этом мире свои следы, за теми, кто по-настоящему изменял историю человечества – в поэзии, музыке, скульптуре, политике и т.д. Должны пойти за теми, кто, в каком-то смысле, оставил нам мир, в котором мы живем, со всеми его ошибками, но также и со всеми его победами, со всей его красотой.

ДСГ: Как Вы сами сказали, очень важно поддерживать культ великих людей, беря их за образец и пример, которому надо следовать. Как Вы объясняете существующую сегодня в мире тенденцию к «развенчанию» великих людей истории? Принизив их значимость, как Вы только что сказали, мы останемся ни с чем, ибо, чтобы восхищаться ими, мы должны узнать их и то, что они сделали. Сегодня все происходит наоборот. Как Вы объясняете эту разрушительную тенденцию?

ХАЛ: Мы живем в ситуации растущего эгоизма; общество все больше и больше дробится, и сегодня потеряла значение даже его основная ячейка – семья. Сегодня не принимается даже идея родины – считается, что это просто место, где мы родились. Семья рассматривается как объединение отца, матери и детей, которые, вырастая, уходят.

Мы свидетели процесса измельчания и разрушения всех и вся. И в этом процессе мы не способны (и к тому же не хотим) принять великих людей. Почему? Из боязни сравнить себя с ними. Я философ, но в тот день, когда я смогу сказать только три эти слова: «Познай самого себя», я буду намного лучше, чем сейчас. Наша собственная незначительность – это то, что заставляет нас пинать великих людей, принижать их. Мы поступаем так из-за своей собственной малости, мы не можем смириться с тем, что не способны на то, что делали они. И в итоге появляются образцы, гораздо менее достойные подражания, чем те, в кого нам хотелось бы верить и кому хотелось бы следовать.

ДСГ: Страх сравнения, о котором Вы говорили, наверное, мешает нам развивать свою личность, поскольку есть одна вещь, о которой спрашивают все: «Что нужно делать, чтобы развить личность, чтобы стать сильнее?» Скажите, страх – единственное препятствие, или есть и другие? Могли бы Вы посоветовать какой-то хороший путь развития личности, например, ваш акропольский путь?

ХАЛ: Да, страх – это одна из причин, сегодня мы все понемногу боимся всего. Я не смог освободиться от своего юношеского романтизма, и несмотря на свой возраст, и сегодня продолжаю мечтать о Дон Кихоте, продолжаю вдохновляться древними стихами и древними героями.

Я считаю, что мы должны преодолеть страх. Страх исходит из материализма. Мы думаем, что физическая часть – это единственное, что у нас есть, и поэтому очень к ней привязаны. Из страха потерять эту физическую часть (когда я говорю «физическую», то имею в виду не только тело, но и одежду, деньги, общественный и экономический статус и т.д.) мы всегда отступаем. Сегодня во главе угла стоит политика, и если ООН, например, энергично осуждает страну, которая нападает на другое государство, а потом сама вводит туда несколько сотен тысяч солдат, разве это энергичное осуждение чего-то стоит? Если мы боимся, если мы охвачены страхом, если цепляемся за нашу физическую часть, то никогда не сможем преодолеть это состояние. Чтобы выйти из него, мы должны подняться до метафизического уровня сознания – уровня, на котором наше физическое тело, наша одежда, наши деньги, наши мнения и убеждения не имеют никакого значения.

Мы должны стать теми, кем являемся на самом деле, – людьми, составляющими часть природы. Разве вода в горной реке боится, падая на камни, хотя знает, что умрет, достигнув моря? Но благодаря этой самоубийственной гонке мы можем любоваться водопадами, озерами, прекрасными полями. Разве листок, прорастая весной из почки, боится осени, которая окрасит его в золотистый цвет, заставит упасть с дерева и превратит в пыль? Нет, природа не знает страха.

Природа продолжает следовать по своему пути, так как знает, что ничто не заканчивается, все начнется вновь. Знает, что упавшая с вершин вода вновь поднимется вверх облаками пара, что лист, рассыпавшийся в пыль, удобрит землю, и на ней вырастут новые деревья. Мы просто забыли смысл жизни, забыли главное – кто мы, откуда пришли и куда идем…

Только приобретя это метафизическое ощущение смысла, это поистине человеческое чувство, мы победим страх и сможем говорить о наших грезах, наших мечтах, о том, каким нам хотелось бы видеть мир.

ДСГ: Можете ли Вы дать нам какой-то практический совет, который бы помог развивать нашу личность – или маску, зеркало, щит, как бы мы ее ни называли, – в соответствии с потребностями нашей души?

ХАЛ: Дать одну практическую рекомендацию, которая была бы полезна всем, очень трудно; но я попытаюсь дать один для всех совет. Было бы хорошо, немного поразмышляв, осознать, что я – это не моя рука: хотя я очень люблю ее и привязан к ней, но даже если я ее потеряю, то смогу жить дальше. В конце концов, тот, кто написал «Дон Кихота», был калекой. Надо научиться отделять себя от всего маленького и незначительного, научиться видеть истинную цену всего. Нет необходимости в псевдовосточной манере бубнить про себя: «Холод мне не мешает, жара не изнуряет, вода не мочит…», чтобы потом, сев на муравейник, не удержаться от крика. Я имею в виду не это, это абсурдный фарс. Я говорю о вполне реальном – о возможности осознать, что все проходит, что одежда изнашивается, что все материальное появляется и исчезает. Что природа, как говорил Марк Аврелий, все дает нам в долг и что потом это уходит из нашей жизни. О возможности понять, что дети однажды вырастут и станут взрослыми и тогда уже не будут жить со своими родителями. Понять, что наши дедушки и бабушки уже стары и должны умереть. Понять, что все проходит; но сделать это по-настоящему, естественно и попытаться чуть крепче зацепиться за внутреннюю, непреходящую часть нас самих.

Если мы посмотрим вглубь нашего существа, за его внешние границы, то увидим, что там есть нечто, напоминающее молчаливого, но активного наблюдателя, нечто, напоминающее искру огня. Мы встретимся с тем, кого никто не может сбить с пути, с тем, кто не зависит от внешних вещей. Нам снова надо возродиться изнутри и встретиться с теми, у кого больше внутреннего огня. Речь идет о попытке выйти из того глупого сумасшествия, в которое мы погружены, чтобы достичь сумасшествия божественного. Например, Вагнер имел возможность творить благодаря одному сумасшедшему королю, который жил в Баварии; да, он был сумасшедшим, но в своем стремлении вверх. Наша проблема в том, что наше сумасшествие направлено вниз. Мы должны попытаться приобрести метафизическое ощущение жизни и признаться в том, что у нас есть стремления, есть мечты, есть сумасшествия; мы должны снять маску стыда, которой так часто пользуемся и которая нас разрушает.

На кафедрах риторики, которая преподается во всех странах, где есть «Новый Акрополь», а таких стран сейчас 28, я часто наблюдаю такую ситуацию: новички – 20–30 человек – все ходят как немые (хотя, конечно, есть прирожденные ораторы) и жалуются преподавателю (часто им оказываюсь я), что не могут говорить. Тогда я спрашиваю: «Что значит не можешь говорить?» – «Не могу говорить, потому что…» – и так человек начинает говорить. Иными словами, надо дать людям возможность стать теми, кто они есть, и вдохновиться теми, кто в жизни совершил великие подвиги, а не незначительные вещи. Нынешний мир должен измениться, и я имею в виду не косметический ремонт, а полное изменение, настоящую революцию, которая преобразила бы его в корне.

Мы должны изменить мир. Здесь, в «Акрополе», мы начинаем менять самих себя, трансформировать себя по мере своих сил и возможностей. И если мы, меняя себя, трансформируемся, то, следовательно, мы будем менять и общество, которое нас окружает, мир, с которым соприкасаемся.

Но у нас должны быть силы поднять флаг истины, добра и справедливости. Мы должны верить в сказки намного более симпатичные и приятные, чем те, в которых говорится: «Хотя цена на газ растет, цены на все остальное повышаться не будут». Лично я предпочитаю сказки моего детства, в которых Цари-Волхвы попадают в комнату через дымоход, чтобы оставить подарки. В конце концов, эти сказки лучше сказок об инфляции. Так что не думайте, что современный мир привел нас к истине. Нет, он привел нас лишь к фальши, к недоверию и страху. Мы утратили наши мечты, утратили самое священное, что у нас было, – веру в самих себя, веру в Бога, веру в старших, веру в наши флаги и символы. Мы должны снова найти все это, должны снова собраться у огня и петь древние и новые песни – все вместе, соединив свои руки, несмотря на то что думаем по-разному. Одного человека с другим связывает не равенство, а взаимодополняемость. Поэтому браки заключаются между мужчиной и женщиной, а не между людьми одного пола. Нам нужна не одна на всех идея, а один идеал – идеал согласия, идеал братства.

ДСГ: Несколько дней назад Вы написали статью под названием «Синдром 2000 года». Думаю, все мы в той или иной мере испытываем беспокойство и задаемся вопросом, что произойдет в будущем, не в каком-то далеком будущем, а в ближайшие годы. Сейчас все говорят о восьмидесятых и о парадах планет, которые произойдут в следующем тысячелетии. Как Вы думаете, может ли сильная и внутренне здоровая личность сыграть важную роль при встрече с неизвестностью будущего?

ХАЛ: Прежде всего хочу сказать, что все, что касается следующего тысячелетия, очень относительно. Когда заканчивалось первое тысячелетие (а вы все изучали историю и знаете это), люди молились на улицах, отдавали все, что у них было, так как думали, что конец первого тысячелетия станет и концом самого мира. Древний собор в Риме (я говорю не о ренессансном, который существует сейчас, а о том, что стоял до него) был переполнен людьми, которые молились, обнимали и целовали друг друга; продавцы вина уже не продавали его, а просто дарили; продавцы хлеба раздавали хлеб. Все были преисполнены священного трепета, все стояли на коленях, и, когда пробило двенадцать часов, наступила полная тишина. Сам Папа не смог ничего сказать, люди смотрели только друг на друга. И ничего не произошло! И тогда во всем Риме зазвенели колокола, и все начали танцевать на улицах…

Господа, даже не учитывая того факта, что наша хронология достаточно относительна, уверяю вас: ничего не произойдет ни в 2000, ни в 3000, ни в 4000 году. Будет то, что есть всегда, – проблемы. Мы входим в достаточно трудный астрологический период, и наши проблемы не решаются потому, что многие проведенные нами эксперименты не удались.

Сегодня наступило время жатвы, и мы соберем то, что посеяли.

Хотя материализм сеяли и исключительно интеллектуальных представлений придерживались во времена Дидро, тогда такой подход не давал о себе знать – зато он дает о себе знать сегодня. Хотя мы отказались от некоторых здоровых обычаев и традиций, регулировавших демографический рост какое-то количество лет тому назад, тогда это не имело большого значения – зато имеет сегодня. Сегодня приобретает значение неправильное распределение богатств, но об этом мы поговорим на другой лекции.

Да, нас ожидают тяжелые годы, в этом нет сомнения; и не надо быть астрологом, прорицателем или провидцем, чтобы это предвидеть. Просто вспомните, какой была жизнь несколько лет назад, и вы увидите, что сейчас она тяжелее, все подорожало; тому, например, у кого есть машина, с ней трудно, потому что ее негде припарковать, и ее увозят на кране. Но проблема не решается, наоборот – мы остаемся без машины; а вместо того чтобы строить стоянки, увеличивают количество кранов. Происходит ряд перемен, которые потихоньку все разрушают. Не нужно быть пророком, чтобы это осознать. То, что происходит в Испании, – не исключение; я могу это утверждать, так как путешествую по всем 28 странам, где есть «Акрополь», и везде вижу одно и то же. Повсюду наблюдается всеобщее изнашивание – где-то больше, где-то меньше, но оно есть везде.

Сегодня больше воров, больше психопатов, больше нежелательных людей; мир стал опаснее, неудобнее для жизни. И поскольку речь идет о цепной реакции, не надо читать по звездам, не надо быть Нострадамусом, чтобы понять: наступающий период будет тяжелым. Надо пережить эти годы, надо внутренне защититься от окружения, надо быть сильнее него. И я считаю, что для этого необходимо формирование новой личности.

Внутри старого времени надо построить новое, создать нового человека, о котором мы так часто говорим здесь, в «Акрополе». Надо создать новое время, новый тип мужчины и женщины, и не посредством скрещивания, а через осознание собственной метафизической сущности. Надо стремиться проявлять то, что мы себе приписываем. Если нас спрашивают, какие мы, мы говорим, что хорошие, что имеем достоинство, что благородны и т.д. Но насколько мы добры и честны? Мы должны воссоздать внутри себя нечто реальное и столь же естественное, как вода, как листья на дереве, как солнечный луч… Проблема загрязнения относится не только к физической плоскости. Нет, перед нами проблема психологического, ментального и духовного загрязнения. Одно и то же происходит и в кино, и в прессе. Что вы видите, когда открываете утреннюю газету? «Такой-то получил в грудь девятимиллиметровую пулю» и т.д. и т.п. «Такая-то страна готовится напасть на другую страну». «В Европе имеется столько-то ядерных боеголовок, а другая сторона имеет 50 тысяч боеголовок, направленных на Европу». «Папа сказал, что всего лишь двумястами ядерными боеголовками можно уничтожить все великие города мира». Потом мы читаем, к примеру, что наш импорт больше, чем экспорт; что все с каждым днем дорожает; что именно перед началом зимы поднимаются цены на газ и, кроме того, растут цены на электричество; что будет все хуже и хуже, и в конце – что бастуют таксисты… Читая эти строки, человек понимает, что необходимо искать из этого выход.

Мы устали от вопросов и хотим их разрешения, мы устали от слов и обещаний и хотим действия, мы устали от больших и малых психологических побед и хотим реальности. Мы хотим наш хлеб, наше вино, нашу маленькую частицу нежности, нашу маленькую частицу славы – то, на что все мы имеем право. Мы хотим, чтобы у нас была родина, чтобы у нас был Бог, хотим обрести самих себя. Мы хотим уважать других и хотим, чтобы уважали нас, и, хотя думаем, что все мы разные, мы можем протянуть друг другу руки, чтобы, как в детстве, создать хоровод. Нам нужно снова стать детьми в подлинном смысле этого слова, нужно убрать весь этот мусор, загрязняющий наш мир, подмести всю эту огромную гору мусора, понемногу, по мере наших сил. Убрать эту грязь, из-за которой киты совершают самоубийства; сегодня даже говорят о синдроме китов, потому что, пока они задыхаются в загрязненных водах, они будут продолжать убивать себя, выбрасываясь на берег. Мы уничтожаем животных – просто так. Мы уничтожаем растения – просто так, просто потому, что мы так сильно загрязняем воздух. И мы загрязняем своих детей, которые, идя по главной улице, спрашивают: «Папочка, папочка, а что такое „групповой секс“?» – потому что это написано большими буквами на стене.

Мы начали сомневаться во многом, в чем не должны сомневаться. Мы сомневаемся в том, что можем создать мир новый и лучший. Этого не должно быть. Мы не должны сомневаться в самих себе, в нашей способности любить, понимать и чувствовать. Новая личность нового человека будет очень простой, способной быть вместе с другими и способной делиться с ними; она будет знать и войны, и мир, но, прежде всего, она будет знать внутреннее счастье, исходящее из ее знания о том, что она неуничтожима, бессмертна, вечна.

И что бы ни произошло, мы будем знать, что однажды вернемся сюда, подобно водам, которые сбегают по камням с вершин, чтобы потом, превратившись в пар, опять вернуться к Небу – и снова на Землю…

Мы должны обрести естественное знание, обрести нашу метафизическую сущность, которая даст нам счастье, силу и славу – силу и славу не из этого мира, а другого, более возвышенного. И мы будем знать, что ничто не может это поколебать, что оно не стареет; что ни вода, ни огонь не могут его уничтожить.

То, о чем я говорю, – это надежда. Надежда создать внутри нас человека нового и лучшего. «Акрополь» – это инструмент, это форма создания человека Нового и Лучшего. И я приглашаю вас всех пережить опыт быть акропольцами.

Источник

Что происходит и для чего?
Adblock
detector