Я конечно знал что есть дожди моросящие слепые обложные

Поэзия дождя. К Паустовский

1515926834l79gw

Учитель русского языка и литературы первой категории средней школы № 8 имени

Открытый урок 8 класс 11.03.2015

Тема урока : Обособленные определения (на примере рассказа К. Паустовского «Поэзия дождя»)

Цели урока : Способствовать созданию образовательной ситуации, которая вызовет мотивацию учащихся и обеспечит его деятельность в направлении изучения данной темы.

Умение правильно ставить знаки препинания при обособленных членах предложения, интонационно правильно произносить их.

Способствовать формированию и обобщению знаний о явлениях природы, а именно о дожде.

Оборудование урока. Презентация, рассказ К. Паустовского «После дождя», раздаточный материал

Для начала учащиеся разберут фигурки, лежащие на столе, чтобы разделиться на группы

1 группа 2 группа 3 группа

После того, как дети с одинаковыми фигурками сели за парты начинаем урок

Проверка домашнего задания Упр. 7,8,9 стр. 203

1гр Упр.7 2 гр Упр8 3 гр. Упр.9

Мотивация к началу новой темы (Прослушивание шума дождя, звука природы)

Какие асссоциации вызвали у вас эти звуки? Какая картина предстала перед вами? Если бы на земле не бы дождя?

А вот как об этом говорит великий мастер пейзажных зарисовок, мастер слова К. Паустовский

1. Работа с текстом. Чтение учителем текста «Поэзия дождя»

2.Словарная работа( по словарю Ожегова)

Наново – заново, снова

Тесовая крыша – из теса, т. е гладкая

Какие бывают дожди? Моросящие, слепые, обложные, грибные, спорые, косые, окатные, ливни (проливни)

Есть ли у дождя характер? Какой характер у дождя в разное время года? Можно ли это сравнить с характером людей? К какому виду дождя вы отнесли бы свой характер? Какой дождь может вызвать у вас мечтательное настроение? Попадали ли вы когда-нибудь под проливной дождь? Какие предложения в этом тексте полнее, точнее передают смысл названия «Поэзия дождя»

На партах лежат тексты внимательно проследите.

3.Творческое задание. У вас на партах лежат листы большой бумаги нарисуйте маркером какие ассоциации возникли у вас при чтении этого текста

Слово учащимся. Защита постеров

Попробуйте найти в этом тексте предложения с обособленными членами предложения. Скаждой группы по 1 ученику по 2 предложения и синтаксический разбор этих предложений

3.Условия обособления определений на экране

    Стоящие после определяемого слова(прил. причастные обороты) Относятся к личному местоимению Два или более определений, если составляют однородный ряд

Работа по учебнику

Упр3 Упр4 Упр5 Стр 207

Тогда все эти слова, определяющие дожди, оживают, крепнут, наполняются выразительной силой.

Учитель. Благодаря кому оживают слова, становятся выразительной, наполняются особым смыслом?

4.Творческое задание. Ответы учеников Благодаря человеку. А вы сможете оживить эти слова?

Подобрать определения к сущ май ( как можно большк)

Я гулял по лесу и увидел зайчика, скачущего

траве. Он был такой пушистый …

Дождь
Грустный, прозрачный
Идет, падает, плачет.
Капли падают, словно слезы.
Грустно.

Дождь
Холодный, грустный
Моросит, идёт, накрапывает.
Он падает на голую землю.
Осень.

Рефлексия. Итог урока. Выберите крылатые выражения, которые соответствуют вашему состоянию к концу урока.

Тяжела ты, шапка Мономаха.

Повторение – мать учения.

Учась, узнаешь, как мало ты знаешь.

Если за день ничему не научился, зря прожил день.

III. Домашнее задание. 1) Составить 5-6 предложений с обособленными определениями. 2) Упр 6, стр 208

На древнерусском языке слово дождь («даждь») несло большую смысловую нагрузку, нежели мы сейчас ему придаем. Буквальное толкование этого слова значило « дающий надежду и жизнь». Сейчас, когда люди не настолько сильно зависят от этой силы природы, струи воды, льющиеся на землю, все равно не оставляют равнодушными.

Источник

Валентина

КОНСТАНТИН ПАУСТОВСКИЙ. «ЗОЛОТАЯ РОЗА»
«ЯЗЫК И ПРИРОДА»

Я уверен, что для полного овладения русским языком, для того, чтобы не потерять чувство этого языка, нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но общение с пажитями и лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым цветком, что кивает головой из-под куста лещины.

Прошло это лето в гуле сосновых лесов, журавлиных криках, в белых громадах кучевых облаков, игре ночного неба, в непролазных пахучих зарослях таволги, в воинственных петушиных воплях и песнях девушек среди вечереющих лугов, когда закат золотит девичьи глаза и первый туман осторожно курится над омутами.

Какие же это слова? Их так много, что неизвестно даже, с каких слов начинать. Легче всего, пожалуй, с «дождевых».

Тогда все эти слова, определяющие дожди, оживают, крепнут, наполняются выразительной силой. Тогда за каждым таким словом видишь и чувствуешь то, о чем говоришь, а не произносишь его машинально, по одной привычке.

Между прочим, существует своего рода закон воздействия писательского слова на читателя.

Если писатель, работая, не видит за словами того, о чем он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними.

Но если писатель хорошо видит то, о чем пишет, то самые простые и порой даже стертые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать.

В этом, очевидно, и заключается тайна так называемого подтекста.

Но вернемся к дождям.

Но вот начинают крапать первые капли. Народное слово «крапать» хорошо передает возникновение дождя, когда еще редкие капли оставляют темные крапинки на пыльных дорогах и крышах.

Потом дождь расходится. Тогда-то и возникает чудесный прохладный запах земли, впервые смоченной дождем. Он держится недолго. Его вытесняет запах мокрой травы, особенно крапивы.

Разберемся в нескольких видах дождя, чтобы понять, как оживает слово, когда с ним связаны непосредственные впечатления, и как это помогает писателю безошибочно им пользоваться.

Чем, например, отличается спорый дождь от грибного?

Особенно хорош спорый дождь на реке. Каждая его капля выбивает в воде круглое углубление, маленькую водяную чашу, подскакивает, снова падает и несколько мгновений, прежде чем исчезнуть, еще видна на дне этой водяной чаши. Капля блестит и похожа на жемчуг.

При этом по всей реке стоит стеклянный звон. По высоте этого звона догадываешься, набирает ли дождь силу или стихает.

А мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч. Лужи от этого дождя всегда теплые. Он не звенит, а шепчет что-то свое, усыпительное, и чуть заметно возится в кустах, будто трогает мягкой лапкой то один лист, то другой.

О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: «Царевна плачет». Сверкающие на солнце капли этого дождя похожи на крупные слезы. А кому же и плакать такими сияющими слезами горя или радости, как не сказочной красавице царевне!

— Я предпочитаю живые улицы и дома вашей утомительной и мертвой природе. Кроме неприятностей и неудобств, дождь, конечно, ничего не приносит. Вы просто фантазер!

Сколько превосходных слов существует в русском языке для так называемых небесных явлений!

Летние грозы проходят над землей и заваливаются за горизонт. В народе любят говорить, что туча не прошла, а свалилась.

Молнии то с размаху бьют в землю прямым ударом, то полыхают на черных тучах, как вырванные с корнем ветвистые золотые деревья.

Радуги сверкают над дымной, сырой далью. Гром перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет, встряхивает землю.

Недавно в деревне один маленький мальчик пришел во время грозы ко мне в комнату и, глядя на меня большими от восторга глазами, сказал:

— Пойдем смотреть грома!

Он был прав, сказав это слово во множественном числе: гроза была обложная, и гремело сразу со всех сторон.

Мальчик сказал «смотреть грома», и я вспомнил слова из «Божественной комедии» Данте о том, что «солнца луч умолк». И тут и там было смещение понятий Но оно придавало резкую выразительность слову.

Я уже упоминал о зарнице.

Это слово никогда не говорят громко. Нельзя даже представить себе, чтобы его можно было прокричать. Потому что оно сродни той устоявшейся тишине ночи, когда над зарослями деревенского сада занимается чистая и слабая синева. «Развидняет», как говорят об этой поре суток в народе.

В этот заревой час низко над самой землей пылает утренняя звезда. Воздух чист, как родниковая вода.

В заре, в рассвете, есть что-то девическое, целомудренное. На зорях трава омыта росой, а по деревням пахнет теплым парным молоком. И поют в туманах за околицами пастушьи жалейки.

Светает быстро. В теплом доме тишина, сумрак. Но вот на бревенчатые стены ложатся квадраты оранжевого света, и бревна загораются, как слоистый янтарь. Восходит солнце.

Все никнет, только человек не сдается. С рассвета уже горят печи в избах, дым мотается над селами и стелется по земле. А потом, глядишь, и ранний дождь забарабанил по запотевшим стеклам.

Кричат в кустах коростели, бьют перепела, гудит выпь, горят первые звезды, а заря еще долго дотлевает над далями и туманами.

Никто не сказал об этом с такой поразительной точностью, как Пушкин:

Если бы можно было представить, что исчезла бы русская поэзия, что исчез бы самый русский язык, а остались от него только эти несколько строк, то и тогда богатство и певучая сила нашего языка были бы ясны каждому. Потому что в этих стихах Пушкина собраны, как в магическом кристалле, все необыкновенные качества нашей речи.

Источник

Что происходит и для чего?
Adblock
detector