Я мечтою ловил уходящие тени о чем

Содержание

Константин Бальмонт — Я мечтою ловил уходящие тени: Стих

Я мечтою ловил уходящие тени,
Уходящие тени погасавшего дня,
Я на башню всходил, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.

И чем выше я шел, тем ясней рисовались,
Тем ясней рисовались очертанья вдали,
И какие-то звуки вдали раздавались,
Вкруг меня раздавались от Небес и Земли.

Чем я выше всходил, тем светлее сверкали,
Тем светлее сверкали выси дремлющих гор,
И сияньем прощальным как будто ласкали,
Словно нежно ласкали отуманенный взор.

И внизу подо мною уж ночь наступила,
Уже ночь наступила для уснувшей Земли,
Для меня же блистало дневное светило,
Огневое светило догорало вдали.

Я узнал, как ловить уходящие тени,
Уходящие тени потускневшего дня,
И все выше я шел, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.

Анализ стихотворения «Я мечтою ловил уходящие тени» Бальмонта

Константин Дмитриевич Бальмонт относится к плеяде старших символистов Серебряного века. Примером лирики подобного направления служит стихотворение «Я мечтою ловил уходящие тени».

Стихотворение написано в 1894 году. Его автору исполнилось 27 лет, он выпустил сборник стихов «Под северным небом», достаточно тепло принятый критикой, занялся переводческой деятельностью. Но еще несколько лет назад после разрыва с родителями он бедствовал и сомневался в своих литературных способностях.

По жанру — философская лирика, по размеру — четырехстопный анапест с перекрестной рифмой, 5 строф. Большинство рифм открытые, много глагольных. Лирический герой — сам поэт. Композиция единая, одночастная: герой поднимается по ступеням. Стихотворение не относится к лучшим образцам поэзии К. Бальмонта, оно типично для тогдашнего символизма.

Человек здесь поставлен в центр мироздания: в Библии лестница спускается с небес на землю, здесь — наоборот. Герой не раздумывая совершает подъем на некую грандиозную башню, возможно, ту самую, Вавилонскую. Впрочем, о том, что ждет его наверху, не сообщается. Есть сходство со стихотворением Ф. Тютчева «Сон на море», персонаж которого также в мечтах покидает Землю. Невесомость и волшебное происхождение лестницы подчеркивает олицетворение «дрожали ступени». Много раз повторяются глаголы, создавая иллюзию восхождения: наступила, рисовались, дрожали.

Есть и другие повторы: уходящие тени, тем ясней, уж ночь. Лексика возвышенная. Сравнение: сияньем словно ласкали. Антитеза: ночь для Земли, для меня дневное светило. Эпитеты: дремлющих, огневое, отуманенный. Инверсия: сверкали выси. Синекдоха: ступени под ногой. Звукопись: шипящие и свистящие согласные.

Прописная буква в написании слов: Небес, Земли. Так поэт подчеркивает, что это аллегории, метафоры, что он идет не в открытый космос, а в мир мечты и фантазии. В переносном смысле поэт говорит о восхождении к вершинам мастерства: я узнал, как ловить. Но и останавливаться на достигнутом он не собирается: и все выше я шел. Последнее четверостишие возвращает читателя к первому.

Конец XIX века был переломным для становления К. Бальмонта как поэта. Получив поддержку В. Брюсова, поэт все смелее ищет себя в литературе, его слог становится музыкальнее, а темы — разнообразнее. Примером такого поиска является стихотворение «Я мечтою ловил уходящие тени».

Источник

Краткий анализ стихотворения «Я мечтою ловил уходящие тени»

В конце XIX века в России среди многих других поэтических течений, появившихся в контексте «Серебряного века», стал популярен и символизм. Небольшой рассказ об одном из ключевых поэтов той эпохи Константине Бальмонте и краткий анализ стихотворения «Я мечтою ловил уходящие тени» представляем в этой статье.

2118779

Константин Бальмонт: детство и юность

Будущий поэт родился 15 июня 1867 года в селе Гумнищи, недалеко от города Владимира. Там он провел свои детские годы, где под влиянием матери стал читать первые книги и полюбил музыку. Когда мальчику было десять лет, семья Бальмонтов перебралась в городок Шуя. Там Константин начинает учиться, но несколько лет спустя переезжает во Владимир.

Первые стихи Бальмонт написал в десятилетнем возрасте, за что получил «нагоняй» от матери.

В 1885 году в петербургском журнале «Живописное обозрение» появились первые публикации молодого поэта, сразу обратившие на себя внимание критиков и простых читателей.

Заграница и смерть

Со второй женой, с которой они повенчались в 1896 году, Бальмонт путешествует по Европе. Работает в английских университетах.

В период первой русской революции 1905 года Бальмонт принимает активное участие в забастовках: выступает перед студентами, строит баррикады. После того как свершился Октябрь 17-го, Бальмонт уезжает из России в 1920 г. и больше не возвращается уже никогда. После 1920 года публикует за границей еще несколько сборников, пишет автобиографичные книги “Под новым серпом” и “Воздушный путь”.

Умирает Бальмонт 23 декабря 1942 года.

2118782

«Серебряный век» в отечественной литературе

В России в конце XIX века начался очень мощный интеллектуальный подъем. Хорошо это просматривается в художественной литературе, поэзии, философии того периода. Русский философ Николай Бердяев назвал это время «русским культурным ренессансом». Кстати, по одной из версий, первое употребление словосочетания «серебряный век» принадлежит именно ему.

2118778

Символизм в России

Для символизма очень характерны такие вещи, как:

2118780

Стихотворение «Я мечтою ловил уходящие тени»

Данное стихотворение было написано в 1895 году. Вошло в сборник поэта под названием «В безбрежности».

2118781

Анализ стихотворения автора Бальмонта «Я мечтою ловил уходящие тени…»

Необходимо выделить и структуру стихотворения: постоянные повторы, которые создают впечатление замкнутости. Возможно, это символ того, что «все возвращается на круги своя». Далее, проводя анализ стихотворения «Я мечтою ловил уходящие тени», необходимо отметить контрасты «И чем выше я шел…» и «А внизу подо мною. », символизирующие день и ночь, землю и небо.

2118776

Критика и почитатели Бальмонта

Александр Блок отмечал «шероховатость» лирики Бальмонта и холодность его как человека. В то же время Блок высоко ценил поэзию Бальмонта как «поэзию солнца».

Константин Бальмонт как представитель «старшего символизма» в России оказал влияние на многих своих современников и поэтов более младшего возраста.

2118777

Заключение

Источник

К. Бальмонт «Я мечтою ловил уходящие тени» (Анализ стихотворения, стиха)

Анализ лирического произведения.

Стихотворение К. Бальмонта «Я мечтою ловил уходящие тени» создано в 1894 году (сборник «В безбрежности»). Произведение было внесено в начало сборника и выделено курсивом. Оно должно было стать прологом всей книги и, по словам Л. Е. Ляпиной, «мыслилось программным». (1, с.59) История создания стихотворения такова: поэт хотел написать произведение о человеческом пути к свету.

Произведение Бальмонта является элегией.

Тема стихотворения — повествование поэта о своих творческих достижениях.

В стихотворении можно выделить несколько смыслов: философский (поиск смысла жизни), поэтический (тема поэта и поэзии), общечеловеческий (мысль о гармонии с самим собой)

Преобладают личные интонации, о чем свидетельствует частое употребление местоимения «я».

Композиция стихотворения кольцевая. Такая композиция не придает завершенности. Поэтическая мысль автора не завершена: путь к вершине далёк. Это движение циклично, вечно.

Основная мысль стихотворения заключается в том, что человек должен двигаться все время вперед, невзирая ни на какие препятствия на пути к достижению своей цели.

Особую торжественность тексту произведения придает использование книжной лексики (выси, взор, светило).

При помощи эпитетов («сияньем прощальным», «дремлющих гор», «огневое светило») и олицетворений («выси…нежно ласкали») К. Бальмонт одухотворяет природу, передает её деятельную натуру. В тексте произведения четыре раза повторяется метафора «дрожали ступени». Дрожащие ступени — символ непрочной лестницы пути, которую избрал лирический герой. Можно предположить, что путь героя не изведан, зыбок и невероятно труден. При помощи метафоры «ловить мечтою» — автор передает желание лирического героя остановиться и вспомнить о чем-то приятном.

Развернутая метафора «уходящие тени потускневшего дня» символизирует подходящий к концу прожитый день.

Анализ синтаксического уровня стихотворения позволяет выделить такие приёмы: эпифора, анафора, инверсия. Эпифорой называется повторение слова или словосочетания в конце близлежащих стихотворных строк:

Я мечтою ловил уходящие тени,

Уходящие тени погасавшего дня,

Я на башню всходил, и дрожали ступени,

И дрожали ступени под ногой у меня.

Такой синтаксический приём, как анафора, позволяет поэту выделить лексемы, несущие важную эмоциональную и смысловую нагрузку. Повторяются анафорические слова «и чем», которые не дают остановиться до самого конца чтения.

И чем выше я шёл, тем ясней рисовались,

Тем ясней рисовались очертанья вдали.

Чем я выше всходил, тем светлее сверкали,

Тем светлее сверкали выси дремлющих гор.

И всё выше я шёл, и дрожали ступени,

И дрожали ступени под ногой у меня.

Особую выразительность и мелодичность художественной речи придает инверсия: «Тем ясней рисовались очертанья вдали», «И какие-то звуки вдали раздавались»

Ритмика стиха — силлабо — тоническая.Стихотворение написано цезурованным четырехстопным анапестом с полной и перекрестной рифмой.

К. Бальмонт широко использует аллитерацию и ассонанс. Частое использование шипящих [ш], [ж], [х], [ч] (всего 32) заставляет читателя слышать шорох и шуршание, погружаться в атмосферу таинственности и загадочности. Особую музыкальность произведению придает обилие звуков р, [л], [м], [н]. Среди гласных часто повторяются: [и] (51), затем [а] (50) и [у] (50). (3, с. 64) Благодаря звуковым повторам речь стихотворения становится более благозвучной.

Я узнал, как ловить уходящие тени,

Уходящие тени потускневшего дня,

И всё выше я шел, и дрожали ступени,

И дрожали ступени под ногой у меня.(2, с.207)

Лирическому герою открылась истина, он хочет донести главную мысль до других людей, только начинающих этот сложный путь.

Художественные особенности стихотворения: музыкальность стиха, возвышенность тематики, наличие образов — символов позволяют сделать вывод о том, что данное произведение написано в духе символизма.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

Стихотворение и анализ «Я мечтою ловил уходящие тени…»

Я мечтою ловил уходящие тени,

Уходящие тени погасавшего дня,

Я на башню всходил, и дрожали ступени,

И дрожали ступени под ногой у меня.

И чем выше я шел, тем ясней рисовалисль,

Тем ясней рисовались очертанья вдали,

И какие-то звуки вдали раздавались,

Вкруг меня раздавались от Небес и Земли.

Чем я выше всходил, тем светлее сверкали,

Тем светлее сверкали выси дремлющих гор,

И сияньем прощальным как будто ласкали,

Словно нежно ласкали отуманенный взор.

И внизу подо мною уж ночь наступила,

Уже ночь наступила для уснувшей Земли,

Для меня же блистало дневное светило,

Огневое светило догорало вдали.

Я узнал, как ловить уходящие тени,

Уходящие тени потускневшего дня,

И все выше я шел, и дрожали ступени,

И дрожали ступени под ногой у меня.

Краткое содержание

В стихотворениях Константина Бальмонта нередко встречаются элементы, присущие романтическому направлению в литературе. Это наблюдается даже в тех его работах, которые посвящены серьезным проблемам. Такое явление можно считать своеобразным подходом поэта к созданию литературного произведения. Стихотворение «Я мечтою ловил уходящие тени…» написано в таком же ключе. В нем раскрываются мысли автора по поводу собственных творческих успехов и достижений. Бальмонт описывает свои взлеты на пути к вершине поэтического мастерства.

%D0%AF %D0%BC%D0%B5%D1%87%D1%82%D0%BE%D1%8E %D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%BB

И. Чеботарева. Восхождение. 2015

Автор настолько изящно преподносит читателю этапы своего восхождения, что с первого раза догадаться, о чем он хотел сказать, достаточно трудно. Начало покорения литературного Олимпа он описывает довольно иронично: «Я на башню всходил, и дрожали ступени, и дрожали ступени под ногой у меня». Только общий контекст произведения раскрывает смысл этого признания: автор настойчиво продвигается к своей цели, мечтая об известности и славе.

Как истинный символист, при помощи образов он описывает свое, захватывающее дух, восхождение. Чем выше он поднимается над землей, тем меньше обращает внимание на своих недоброжелателей. «И внизу подо мною уж ночь наступила», – этой фразой Бальмонт характеризует людей, которые из зависти мешают ему обрести поэтическую славу. Но все это остается позади, впереди есть только заветная мечта, где ярче «блистало дневное светило, огневое светило догорало вдали».

Анализ

История создания

На протяжении своего творчества Бальмонт нередко обращался к различным литературным направлениям и стилям. В результате этих экспериментов рождались произведения, в которых символизм поэта приобретал романтические оттенки. Примером этому служит анализируемое стихотворение, которое появилось в 1895 году. Обсуждая в нем довольно прозаическую тему, автор преподносит ее с таким изяществом, что текст приобретает черты романтического произведения, наполненного восторгом и красотой. Фраза «мечтою ловил уходящие тени» говорит о прекрасных моментах, которые сопровождают поэта во время его стремительного взлета.

Персонажи и образы

Главный персонаж стихотворения – герой-неоромантик. Известно, что представители этого течения отвергали прозу жизни и прославляли героизм и подвиги, совершаемые в своеобразной, непохожей на этот мир обстановке. Мечта героя состоит в том, чтобы остановить время и познать духовное обновление, приблизившись к вечности.

На самом верху, там, куда он стремится, звучит мелодия: «и какие-то звуки вокруг раздавались», которая означает, что высший мир не отвергает его. Такое описание напоминает сюжеты романтических произведений, где одинокий герой, бросив вызов бренности всего земного, воссоединяется с божественным началом. Таким образом, он становится избранным, что очень характерно для персонажей эпохи символизма. Открывшуюся ему истину он стремится донести до остальных людей, которые только встали на этот путь.

Композиция

Стихотворение состоит из пяти строф, каждая из которых представляет собой четверостишие. Все они по смыслу связаны между собой. Композиция произведения кольцевая: в конце мечта героя, озвученная в первой строфе, почти осуществилась: «я узнал, как ловить уходящие тени». Но самые последние строки: «и все выше я шел, и дрожали ступени, и дрожали ступени под ногой у меня» говорят о незавершенности этого пути. До вершины еще далеко, и дорога к ней может оказаться бесконечной.

Литературное направление произведения – символизм с элементами романтизма. По жанровой принадлежности – это элегия.

Размер и средства художественной выразительности

Особенной, чарующей ритмики автор добивается при помощи четырехстопного анапеста с перекрестной рифмовкой (АВАВ). Женская и мужская рифмы чередуются друг с другом.

Одухотворение природы достигается при помощи эпитетов: «огневое светило», «сияньем прощальным», «дремлющих гор». С этой же целью используется олицетворение: «выси… нежно ласкали». На протяжении текста четырежды повторяется метафора «дрожали ступени». Это выражение становится символом неустойчивой лестницы, пути, по которому продвигается герой. Присутствие развернутой метафоры «уходящие тени потускневшего дня» означает еще один прожитый день.

Проблематика и основная идея произведения

Главную мысль произведения поэт сосредоточил на движении вперед, к намеченной цели. Идти в этом направлении нужно, невзирая ни на какие препятствия. В этом смысле стихотворение несет в себе позитивный заряд. Автор, имея определенный опыт, делится им с читателем, желая помочь тем, кто отважится повторить его путь.

Источник

Анализ стихотворения «Я мечтою ловил уходящие тени…» К. Бальмонта

История создания

Стихотворение, составление анализа которого является нашей главенствующей целью, вошло в сборник «В безбрежности», опубликованный в конце 1895 года.

Сборник демонстрирует глубокую оценку пессимистических целей и мотивов — реальности, мечты, сновидения, которые торжествуют над реальностью происходящего и типичными жизненно важными целями, показателями. Для главного персонажа каждого представленного произведения характерны нерешительность, эмоциональная вспыльчивость и легкая неустойчивость. В стихах, в свою очередь, укрепляется культ мимолетности, который поддерживал Константин Дмитриевич Бальмонт.

Через призму строк главенствующего произведения сборника автор искренне желал передать символический язык, состоящий из загадочных намеков и расплывчатых определений с четко выраженными и логически выстроенными итогами.

Тема стихотворения

c762b628109f716c44812de83cc0db41

В рассматриваемом произведении автор раскрывает достаточно простые и легкие в понимании темы. Если изучать творение с поверхностной точки зрения, то можно заметить, что его основная суть — биографическая составляющая творческой карьеры русского поэта с необычной фамилией.

Если вникать в его тематическую часть глубже, то акцент внимания каждого читателя заключается в упорстве и концентрации на собственных целях и мечтах. Главный герой стихотворения — творческая личность, которая, начиная с малого, прошла огромный путь и стала значимой фигурой в литературном мире.

Жанр и композиция

Средства выразительности

Неповторимую возвышенность и патетичность стихотворным строкам придает употребление возвышенной книжной лексики — автор прибегал к использованию таких слов, как «взор» или «светило». Также русский прозаик и поэт крайне часто обращался к помощи «движимых» глаголов, которые создавали ощущение стремления и непоколебимого достижения — например, «идти», «входить» или «ловить».

Однако талантливый творец также использовал иные средства выразительности языка:

эпитеты — прозаик охарактеризовал сияние прощальным, горы дремлющими, светило огненным;

олицетворение — поэт наделал выси человеческими качествами, акцентируя внимание читателя на его нежных ласках;

метафоры — автор описывает, как ступени дрожали и бесконечно трепетали, дни убегали словно уходящие тени, а сам лирический герой ловил мечты ради их достижения в реальности.

Анализ «Я мечтою ловил уходящие…» Бальмонта позволяет в более детальном ключе рассмотреть основную идею произведения — истина, заложенная автором, заключается в том, что человек никогда не должен опускать руки, если перед ним стоит определенная цель. Нельзя отказываться от собственной мечты, боясь определенных трудностей, иначе можно пожалеть о случившемся и навсегда закрыть дверь к счастливому и беззаботному будущему.

Источник

Что происходит и для чего?
Adblock
detector