Я могила что значит выражение

нем, как могила

Смотреть что такое «нем, как могила» в других словарях:

нем, как рыба — прил., кол во синонимов: 5 • нем, как могила (5) • немой, как могила (5) • немой, как рыба … Словарь синонимов

немой, как могила — прил., кол во синонимов: 5 • нем, как могила (5) • нем, как рыба (5) • немой, как рыба … Словарь синонимов

МОГИЛА — место захоронения, символ смерти. Многие ученые видели в появлении погребений свидетельство о возникновении религиозных представлений, в частности, веру в загробное существование души. В действительности захоронения проводились не столько из за… … Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия

немой, как рыба — прил., кол во синонимов: 5 • нем, как могила (5) • нем, как рыба (5) • немой, как могила … Словарь синонимов

Петр Могила — киевский митрополит (1596 1647). Отец его был сперва господарем Валахии (1601 1607), потом Молдавии (1607 1609). В 1612 г. Могилам после поражения их Кантемиром Мурзою, занявшим господарство, пришлось бежать в Польшу, где у них были сильные и… … Большая биографическая энциклопедия

немой — Нем, как рыба или нем, как могила о человеке, к рый способен упорно молчать, не выдавать тайны. Молодой человек, конечно, поклялся, что будет нем, как рыба. Станюкович … Фразеологический словарь русского языка

способный молчать — прил., кол во синонимов: 5 • нем, как могила (5) • нем, как рыба (5) • немой, как могила … Словарь синонимов

способный сохранять тайны — прил., кол во синонимов: 5 • нем, как могила (5) • нем, как рыба (5) • немой, как могила … Словарь синонимов

немой — НЕМОЙ, немая, немое; нем, нема, немо. 1. Не говорящий, лишенный способности речи вследствие каких н. природных недостатков или болезненных расстройств. Немой от рождения. 2. перен. Тихий, исполненный безмолвия (книжн.). «Уже поля немая ночь… … Толковый словарь Ушакова

страданий — в сей быстрый миг не прочитал. Пушкин. Душа моя в немом страданье вся задрожит. Лермонтов. 4. в знач. сущ. немой, немого, м., немая, немой, ж. Немой человек. Немая карта учебная карта, на к рой не обозначены географические названия. Немая азбука… … Толковый словарь Ушакова

Источник

Что значит выражение Горбатого могила исправит?

Когда мы так говорим? Если речь идет о человеке со скверным характером, упрямом, ленивом, глупом: любом человеке, не желающем меняться самому и менять свой взгляд на происходящую действительность.

Существует вот такая версия происхождения поговорки. В Библии есть следующее изречение: «Кривое не может сделаться прямым». Есть такое предположение, что поговорка «Горбатого могила исправит» является трансформацией библейской мудрости. По смыслу эти два выражения действительно похожи. Как кривое не может выпрямиться, так и горбатый человек при жизни не может обрести прямую спину.

Недостатки бывают разными, это может быть пристрастие к алкоголю, несносный характер, увлеченность азартными играми, неспособность идти на компромиссы и т. д.

О чем говорит поговорка «Горбатого могила исправит»? Она говорит о том, что, к сожалению, человек не меняется. Почему могила исправляет горбатого? Потому что после кончины человека уже неважно, каким он был. В смерти все равны, и горбатые и стройные – все находят одно пристанище.

Так ли это на самом деле? Действительно ли человека нельзя изменить? В большинстве случаев это правда. Однако из всякого правила есть исключения. Порой в жизни людей происходят такие события, которые меняют их сознание. Есть множество примеров, когда, скажем, после несчастного случая люди становятся совсем другими, начинают новую жизнь.

Другие статьи в литературном дневнике:

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Источник

Могила

200px Tolstoy grave

magnify clip

200px Arlington

magnify clip

Моги́ла — место захоронения мёртвого тела, чаще человеческого. Так же называют и свежевырытую яму для погребения. [1]

Древние могилы часто представляют интерес для археологов, предоставляя различную информацию о жизни и культуре того времени.

Как правило, могилы располагаются в определённых местах — погостах, кладбищах и пр. Однако, встречаются и отдельно стоящие могилы, как правило, выдающихся деятелей прошлого. Многочисленные беспорядочные захоронения (как правило, погибших в боях) иногда называют стихийными (братскими) могилами.

Обычно над могилой ставится надгробие [2] — крест, природный камень, скульптура, архитектурное сооружение. Из древности известны пирамиды, курганы, другие строения. Вид могилы часто зависит от местных традиций, религии, других социальных факторов. Часто на могилах сажают деревья, культивируемые декоративные цветы и т. д.

Чаще всего, могилы индивидуализированы — информация об умершем (имя и фамилия, даты рождения и смерти и т. д.) содержится на надгробии и/или в определенных документах. Могилы неустановленных личностей принято называть безымянными.

Массовые неиндивидуализированные захоронения тел (как правило, в результате военных сражений, репрессий, эпидемий и т. п.) называются братскими могилами (или, реже, общими могилами). Однако, на братских могилах может быть и указание имён похороненных. Также в могиле может находиться и погребальная урна с прахом умершего после кремации.

Ссылки

См. также

14px Searchtool.svg Похоронные традиции
Водяное погребение Погребальная ладья
Воздушное погребение Висячие гробы • Обряд воздушного погребения
Ингумация (зарывание) Пещерное погребение • Курган • Дольмен • Каменный ящик • Кувшинные погребения • Могила • Гроб • Склеп • Усыпальница • Некрополь • Кладбище • Скудельница • Братская могила
Кремация (сожжение) Крада • Развеивание праха
Мумификация Мумия • Саркофаг • Пирамида • Мастаба • Мавзолей • Тюрбе
Живых Погребение заживо • Замуровывание
Новейшие Ресомация • Криомация

Примечания

Полезное

Смотреть что такое «Могила» в других словарях:

Могила, Пётр — Симеонович Митрополит Петр (Пётр Симеонович Могила; укр. Петро Могила; рум. Petru Movilă; 1597 1647 Киев) киевский митрополит (28 апреля 1632 1647) с титулом «Экзарх Константинопольского трона» … Википедия

Могила П. — Могила, Пётр Симеонович Митрополит Петр (Пётр Симеонович Могила; укр. Петро Могила; рум. Petru Movilă; 1597 1647 Киев) киевский митрополит (28 апреля 1632 1647) с титулом «Экзарх Константинопольского трона» … Википедия

Могила П. С. — Могила, Пётр Симеонович Митрополит Петр (Пётр Симеонович Могила; укр. Петро Могила; рум. Petru Movilă; 1597 1647 Киев) киевский митрополит (28 апреля 1632 1647) с титулом «Экзарх Константинопольского трона» … Википедия

Могила — выемка в грунте для захоронения тела в гробу или без него, погребальной урны с прахом, праха без урны. Источник: ТСН 31 318 99: Здания, сооружения и комплексы похоронного назначения. г. Москва Могила углубление в земле для захоронения гроба или… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Могила — молдавская дворянская фамилия, родоначальником которой одно предание считает Муция Сцеволу, другое Пурига, герольда воеводы молдавского Стефана IV (XV в.). Первое историческое сведение о фамилии Могила относится к 1499 г. Около 1531 г. в числе… … Биографический словарь

могила — См. конец вогнать в могилу, одной ногой в могиле, свести в могилу, сойти в могилу, стоять одной ногой в могиле. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. могила конец; вечное… … Словарь синонимов

МОГИЛА — МОГИЛА, могилы, жен. 1. Яма, вырываемая для погребения, зарытия тела умершего. Вырыть могилу. Опущен гроб в могилу. || Место погребения, насыпь на том месте, где погребен кто нибудь. Возложить венок на могилу. Могила заросла травой. 2. в знач.… … Толковый словарь Ушакова

Могила — МОГИЛАТ МОГИЛИН МОГИЛЬНИКОВ МОГИЛЬНЫЙ МОГИЛЕВ Фамилии из запросов посетителй сайта. Совсем не обязательно, что они связана с погребением. Конечно могильник копатель могил. Но могил не только яма для покойника но холм, насыпь, могильник кочкарник … Русские фамилии

Могила — (иноск.) о человѣкѣ, не выдающемъ переданныхъ ему тайнъ. Ср. Обстоятельства складывались прекрасно. Полукорытовъ могила и разговаривать съ Куропаткинымъ не станетъ. Габель исчезъ. и. Пьеру негдѣ будетъ узнать о той суммѣ, за которую куплены… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

МОГИЛА — МОГИЛА, ы, жен. 1. Яма для погребения тела умершего, а также насыпь на месте погребения. Возложить венок на могилу. На краю могилы (также перен.: при смерти). Одной ногой в могиле стоит кто н. (о старике: близок к смерти; разг.). Рыть могилу кому … Толковый словарь Ожегова

Источник

userinfo v8graf_dark

graf_dark

Мой перевод статьи (http://www.phrases.org.uk/meanings/someone-is-walking-over-my-grave.html) об идиоме Someone is walking over my grave на которую я не раз обращал внимание при просмотре фильмов (у нас ее обычно переводят дословно).
Статья размещена на английском сайте http://www.phrases.org.uk/index.html
посвященном крылатым фразам, пословицам и идиомам.

Someone is walking over my grave
«Кто-то прошел по моей могиле»

«Кто-то прошел по моей могиле» означает что говорящий (будучи вполне живым) внезапно почувствовал дрожь. Откуда же взялось это выражение?

Поговорка 18-го века произошла от более ранней народной легенды, согласно которой внезапное ощущение холода вызвано тем, что кто-то прошел по месту, где когда-нибудь будет находиться ваша могила. Это поверье бытовало в народном сознании в Англии в средние века, когда граница между жизнью и смертью была куда менее четкой, нежели сейчас. Что и отразилось в недвусмысленном поверье в обыденную связь между загробной жизнью на небесах или в аду и физическим миром живых. В наше время, когда кто-либо умирает, мы обычно собираемся на поминки, на которых говорим о покойном. Средневековые плакальщики во время своих бдений говорили с покойным, веря, что их слова будут услышаны и поняты. Также предполагалось, что место последнего успокоения предопределено и кто-то «прошедший по моей могиле» о котором говорится в поверье – реально существующая личность, которая действительно прошла по земле, в которой суждено упокоиться говорящему.
Самое раннее употребление этой фразы в печатном издании мы находим у Саймона Уэгстаффа в «Полном Собрании Изящных и Остроумных Бесед» 1738 года (Саймон Уэгстафф – один из многочисленных псевдонимов Джонатана Свифта):
«Мисс (вздрагивая). Господин! Кто-то прошел по моей могиле».

Безусловно, это доказывает, что выражение широко использовалось и в более ранние времена.
Старое народное поверье упомянуто и писательницей-романисткой из Йоркшира Харриет Парр (которая тоже писала под псевдонимом, а именно – Холми Ли) в ее «Непостоянстве Бэзила Годфри» (1868):
«Джоан задрожала – это была неудержимая конвульсивная дрожь, которая как говорят старые женщины, происходит от того, что кто-то прошел там, где будет находиться ваша могила».

Выражение может употребляться в другой форме – «гусь (или иногда – кролик) прошел по моей могиле». Это более поздние (и главным образом – американские) варианты, причем «гусиная» версия более близка к оригинальной фразе, будучи связана с «гусиной кожей» которая ассоциируется с внезапным ощущением холода.
Современная наука объясняет внезапную необъяснимую дрожь и «гусиную кожу» выбросом адреналина в результате стресса. Это может быть как реакцией на холод, так и эмоциональной реакцией на пугающие воспоминания. Может быть это странно, но так или иначе мне больше нравится средневековая версия.

Источник

Словари

101 могила

Морфология: (нет) чего? моги́лы, чему? моги́ле, (вижу) что? моги́лу, чем? моги́лой, о чём? о моги́ле; мн. что? моги́лы, (нет) чего? моги́л, чему? моги́лам, (вижу) что? моги́лы, чем? моги́лами, о чём? о моги́лах

Опустить гроб в могилу. | Выкопать могилу.

2. Могилой является место, где похоронен кто-то.

Принести цветы на могилу. | Она часто приходит на могилу отца.

3. Братской могилой называют общее захоронение тех, кто погиб где-либо одновременно.

4. Вы используете слово могила, когда даёте обещание кому-либо сохранить что-то в тайне.

5. Если о ком-либо говорят, что он на краю могилы, то имеют в виду, что этот человек скоро умрёт.

Дед уже стоял на краю могилы.

6. Если кто-либо стоит одной ногой в могиле, значит, он должен скоро умереть.

В его-то годы, одной ногой в могиле, а такие грандиозные планы!

7. Если кто-либо делает что-либо до самой могилы, значит, он делает это до самой смерти.

Она сохранила ему верность до самой могилы.

8. Если кто-либо сошёл в могилу, значит, он умер.

После смерти жены он очень быстро сошёл в могилу.

9. Если кто-либо копает, роет могилу другому человеку или чему-либо, связанному с ним, значит, он хочет морально или физически уничтожить этого человека, причинить ему вред.

Он сам роет могилу карьере своего сына.

10. Если кто-либо или что-либо свели человека в могилу, значит, из-за них он умер.

Известие о его кончине свело её в могилу. | Своими выходками ты меня в могилу сведёшь!

Копать могилку. | Плакать на могилке.

МОГИ́ЛА, могилы, жен.

1. Яма, вырываемая для погребения, зарытия тела умершего. Вырыть могилу. Опущен гроб в могилу.

|| Место погребения, насыпь на том месте, где погребен кто-нибудь. Возложить венок на могилу. Могила заросла травой.

1. Яма для погребения тела умершего, а также насыпь на месте погребения. Возложить венок на могилу. На краю могилы (также перен.: при смерти). Одной ногой в могиле стоит кто-н. (о старике: близок к смерти; разг.). Рыть могилу кому-н. (также перен.: готовить гибель). Свести в могилу кого-н. (перен.: довести до смерти). Сойти в могилу (перен.: умереть; высок.). Найти себе могилу где-н. (перен.: умереть, погибнуть где-н.; высок.). В могилу смотрит кто-н. (перен.: скоро умрёт; разг.).

2. перен., в знач. сказ. О том, кто умеет хранить тайну, а также о том, что будет сохранено в тайне (прост.). Никому не скажешь? М.! На этого человека можно положиться м.!

Могила Неизвестного солдата мемориальное сооружение на месте захоронения останков неизвестного воина в память погибших на войне.

| большая древняя насыпь, курган, где по преданью погребены могутники, богатыри;

| южн. курган или холм вообще.

| яросл. крупный кочкарник, кочегурник;

| архан. походный чемоданчик с иглами, шильями, нитками, дратвой и пр. для чинки одежи и обуви.

| Орел могильник, Aquila heliaca, темнобурый, слетается на мертвечину.

| Могильник, могильщик, могиляк, могилокопатель муж. гробокоп, рабочий при кладбище.

| Желтопегий жук Silpha, зарывающий мелкую мертвечину. Могильняк пск., твер. могильник, холмы;

1. Яма для погребения умершего. Опустить гроб в могилу. Рыть, копать могилу кому-л. (также: готовить гибель, строить козни). Смотреть, глядеть в могилу (быть близким к смерти). // Место погребения; холм (обычно с каким-л. сооружением) на месте погребения. Прийти на могилу. Принести цветы на могилу матери. Братская м. (общее место погребения одновременно погибших где-л.). Могила Неизвестного солдата (мемориальное сооружение на месте погребения останков неизвестного воина в память о всех погибших на войне).

3. Разг. О чём-л., представляющем опасность для здоровья, жизни кого-л. В такой воде рыбам м. Лихачам здесь м.

◊ Свести в могилу кого. Довести до смерти, уморить. (Стоять) одной ногой в моги́ле; Одна нога в моги́ле (см. Нога́). Унести (с собой) в моги́лу что. Умереть, не сказав, не сообщив чего-л.

1. Яма для погребения умершего.

Могила, приготовленная для привезенного покойника, была неглубокая, узенькая. Подъячев, Отпели.

Место погребения, а также холм на месте погребения.

Марья Ивановна пошла проститься с могилами своих родителей, похороненных за церковью. Пушкин, Капитанская дочка.

Место гибели кого-л.

Тонет челнок. Роковая стихия Стала могилой пловцу. Гмырев, В море.

Мы развеем вражеские тучи, Разметем преграды на пути, И врагу от смерти неминучей, От своей могилы не уйти. Исаковский, До свиданья, города и хаты.

2. в знач. сказ. разг. Очень плохо, опасно.

3. в знач. сказ. разг. О том, кто сохранит в глубокой тайне то, что ему известно.

готовить гибель, строить козни.

довести до смерти; уморить.

смотреть< (или глядеть)> в могилу

быть близким к смерти (о дряхлых или безнадежно больных людях).

унести (с собой) в могилу

умереть, не сказав, не сообщив чего-л.

быть на краю могилы

быть близким к смерти.

— (стоять) одной ногой в могиле; одна нога в могиле

Братская могила. 1. Жарг. мол. Шутл. Консервы «килька в томатном соусе». Максимов, 43. 2. Жарг. шк. Ирон. Список класса в журнале. СШС, 2003. 3. Жарг. авто. Шутл.-ирон. Автобус. Максимов, 43. 4. Жарг. арм. Шутл. Спортивный городок. Максимов, 43.

Дурная могила. Жарг. нарк. Тайник, где хранятся наркотики. ТСУЖ, 107; Грачев 1994, 21; Грачев 1996, 45.

Могила забрала кого. Сиб. Об умершем человеке. ФСС, 112.

Могила исправит кого. Разг. Шутл.-ирон. или Неодобр. О человеке, который не может избавиться от своих вредных привычек, заблуждений. Ф 1, 300.

За могилой. Книжн. Устар. В потустороннем мире. ФСРЯ, 250.

Вгонять/ вогнать (загонять/ загнать) в могилу кого. Прост. То же, что сводить/ свести в могилу. СПП 2001, 53; СОСВ, 71.

В могилу ногой. Сиб. О человеке, близком к смерти. ФСС, 113.

Залезть в могилу. Сиб. Попасть в безвыходное положение. ФСС, 78.

Ложиться/ лечь в могилу. Разг. Умирать. ФСРЯ, 250.

Найти [себе] могилу где. Разг. Умереть, погибнуть где-л. Ф 1, 314; ФСРЯ, 250.

Пихаться в могилу. Кар. То же, что ложиться в могилу. СРГК 4, 525.

Пойти спать в могилу. Пск. Ирон. Умереть. СПП 2001, 53.

Рыть могилу кому. Разг. Готовить чью-л. гибель. ФСРЯ, 250; Ф 2, 135.

Сводить/ свести в могилу кого. Разг. Доводить кого-л. до смерти. ФСРЯ, 250; Верш. 6, 180; ЗС 1996, 60; БТС, 549.

Смотреть в могилу. Разг. Быть близким к смерти. ФСРЯ, 250.

Сходить/ сойти в могилу. Разг. То же, что ложиться в могилу. ФСРЯ, 250; Мокиенко 1990, 134.

Уносить/ унести с собой в могилу что. Разг. Умирать, не передав, не сообщив чего-л., не избавившись от чего-л., не успев осуществить что-л. ФСРЯ, 496; БТС, 549, 1389.

До могилы. Разг. До самой смерти, до конца жизни. ФСРЯ, 250.

У могилы. Сиб. В преклонном возрасте. ФСС, 113.

Ходить кругом могилы. Перм. Быть близким к смерти. Подюков 1989, 222.

вогнать в могилу, одной ногой в могиле, свести в могилу, сойти в могилу, стоять одной ногой в могиле.

место погребения человека, как правило, яма для тела и насыпанный над нею холм

Выкапывать из могилы.

Грозна страшна грядущая впереди старость, и ничего не отдает назад и обратно! Могила милосерднее её, на могиле напишется: «Здесь погребен человек!», но ничего не прочитаешь в хладных, бесчувственных чертах бесчеловечной старости.

место гибели кого-либо

Сын моря, средь морей твоя могила! // Вот мщение за муки стольких дней!

смерть, кончина, гибель

Неизвестно, что бы он сделал, как вдруг мост заколебался у него под ногами; он оглянулся: боже мой! он на краю пропасти: перед ним зияет могила: половина моста отделилась и отплывает прочь…

человек, надёжно хранящий тайну

оценка какой-либо ситуации как гибельной, опасной, плохой

Вообще же существуют два совершенно различные мнения про этот страшный бастион: тех, которые никогда на нем не были и которые убеждены, что 4-й бастион есть верная могила для каждого, кто пойдет на него, и тех, которые живут на нем, как белобрысенький мичман, и которые, говоря про 4-й бастион, скажут вам, сухо или грязно там, тепло или холодно в землянке и т. д.

оценка кого-либо как человека, который умеет хранить тайну

― Уж рассказывайте, коли начали. Я ― могила. Ей-Богу, никому не скажу, ― ободрил его молодой купец.

межд.· употребляется как обещание молчать, не разглашать какую-либо тайну

― Ты, я и Кассиан Дамианович, больше никто не узнает. Могила!

прил., кол-во синонимов: 221

ВБИВАТЬ ОСИНОВЫЙ КОЛ В МОГИЛУ кого, чего. ВБИТЬ ОСИНОВЫЙ КОЛ В МОГИЛУ кого, чего. Экспрес. Полностью, окончательно избавляться от кого-либо или чего-либо враждебного, нежелательного.

В могилу загнан миф о непобедимости немецкой армии. Красная Армия… вбила крепкий осиновый кол в могилу этого мифа (Н. Тихонов. Победа, какой ещё не знал мир).

ВБИВАТЬ ОСИНОВЫЙ КОЛ В МОГИЛУ кого, чего. ВБИТЬ ОСИНОВЫЙ КОЛ В МОГИЛУ кого, чего. Экспрес. Полностью, окончательно избавляться от кого-либо или чего-либо враждебного, нежелательного.

В могилу загнан миф о непобедимости немецкой армии. Красная Армия… вбила крепкий осиновый кол в могилу этого мифа (Н. Тихонов. Победа, какой ещё не знал мир).

Таким образом, в русском литературном языке второй половины XIX в. были употребительны три варианта этого выражения, вернее три глагола с разными приставками, производных от мыть, в составе этого выражения: перемыть (перемывать) (кому-то) косточки (особенно распространенная формула), промыть (промывать) (кому-то) косточки и вымыть (кому-нибудь) косточки. У Чехова встречается другое аналогичное выражение: перебрать косточки, явно вторичного происхождения. Так, в рассказе «Зиночка»: «После того, как были перебраны косточки всех знакомых барынь и была рассказана сотня анекдотов. ».

Марья костью широка,

Высока, статна, гладка!

(Сват и жених, строфа 2)

Ср. у Бенедиктова в стихотворении «Неотвязная мысль»:

В белизне она появляется

Ср. также у Кольцова в стихотворении «Ночь»:

Когда обычай стал у Греков более или менее общим обычаем, сказать не можем; но на Афоне он явился или начался когда-то до второй половины XI века. Если по прошествии трех лет разрывали могилу и находили тело не разложившимся и надутым (τυμπανατος), то это считалось признаком, что человек умер не разрешенным от клятвы: призывался архиерей или священник для разрешения, и тело снова зарывалось на некоторое время в землю.

У нас этот обычай вырывания останков умерших из могил принимаем был на более или менее продолжительное время в Печерском монастыре, к чему было также практическое побуждение в ограниченности его кладбищ, находившихся в его пещерах. Но чтобы он сколько-нибудь распространялся вообще в России, на это не имеем совершенно никаких указаний» (Голубинский, 1, с. 454-455). Однако выражение перемывать косточки (чьи-нибудь или кому-нибудь) служит свидетельством более широкого применения и распространения этого обычая, чем предполагал акад. Голубинский.

Вот проходит неделя, другая,

Стал худеть сыночек у Марка;

Перестал он бегать и резвиться,

Все лежал на рогоже да охал.

Посмотрел на ребенка и молвил:

«Сын твой болен опасною болезнью;

Посмотри на белую его шею:

Видишь ты кровавую ранку?

Это зуб вурдалака, поверь мне».

Вся деревня за старцем калуером

Отправилась тотчас на кладбище;

Там могилу прохожего разрыли,

Ногти выросли, как вороньи когти,

А лицо обросло бородою,

Полна крови глубокая могила.

Бедный Марко колом замахнулся,

Но мертвец завизжал и проворно

Из могилы в лес бегом пустился.

Он бежал быстрее, чем лошадь,

Стременами острыми язвима;

И кусточки под ним так и гнулись,

А суки дерев так и трещали,

Ломаясь, как замерзлые прутья.

Поверье о вурдалаке, упыре отражается и в 13 песне «Западных славян» «Вурда- лак» («Трусоват был Ваня бедный»): Ваня, возвращаясь домой через кладбище, слышит, что кто-то грызет кость:

Боже! думает бедняк,

Это, верно, кости гложет

Горе! малый я не сильный;

Съест упырь меня совсем,

Если сам земли могильной

Я с молитвою не съем.

См. также у В. И. Даля рассказ «Упырь». Украинское предание. (Даль 1898, 7, с. 16-30).

Опубликовано в «Докладах и сообщениях Института языкознания АН СССР»(1954, № 6) вместе со статьями «История слова простофиля» и «История слова кругозор» под общим названием «Из истории русской лексики и фразеологии». Большое место в статье отводится описанию суеверно-мифологических представлений об упырях, вампирах, оборотнях, представляющему собой отдельный самостоятельный этюд.

В архиве сохранилась рукопись- 29 листов разного формата. Рукопись писалась в разное время. Листы написаны разными чернилами и карандашом, имеют вставки и добавления.

280 См. Смиљаниh-Брадина. Канонска Визитациjа рекâ. Скопье. 1925. Ср. Брасво, кн. 9-10. С. 138.

281 «Гласник скопског научног друштва», књига 5 томе. 1929. С. 277-278.

282 Там же, књ. 5. 1929. С. 277-278.

283 См. Е. Г. Кагаров. Этнографические мотивы в поэзии А. С. Пушкина // Сов. этнография, 1937, № 1. С. 58; см. также D. Wright. Vampires and vampirisme. London, 1924; Н. Ф. Сумцов. Колдуны, ведьмы и упыри // Сб. Харьков. ист.-фил. об-ва, 3, 1891. С. 229-278.

284 Всеволожская Е. Очерки крестьянского быта Самарского уезда // Этнограф. обозр., 1895, № 1. С. 32.

285 Соболевский А. И. Лингвистические и археологические наблюдения, вып. 2. Варшава, 1912. С. 18-19. О веровании в упырей см.: А. Афанасьев. Поэт. воззр. славян, 3. С. 557-587.

286 См. А. Vaillant. Slave commun *upirĭ, S-cr vàmpir // Slavia, 1931. ročn. 10, seš. 4. С. 673-679.

Источник

Что происходит и для чего?
Adblock
detector