Я музыкант что делать
Прежде всего для артистов, которые готовы выкладывать видеоконтент на постоянной основе, вкладываться в инструменты продвижения внутри YouTube, сознательно увеличивать свое присутствие на площадке — не только на своем канале. Стоит понимать, что нишевая музыка сама по себе не получит широкого распространения и не попадет в тренды YouTube; вам неизбежно придется вкладываться в продвижение вашего контента на крупнейшем видеохостинге. Возможно, эффективнее будет заливать «узконаправленные» ролики на другие площадки и таргетировать их путем видеорекламы уже там.
Рекомендации по продвижению
В YouTube хорошо работают коллаборации с блогерами и упоминания вас на других каналах, однако тут следует быть осторожным: прямая реклама может вызвать негативную реакцию пользователей, а нативная (то есть та, которая воспринимается как часть просматриваемого сайта, обычно не идентифицируется как реклама и, следовательно, не вызывает у аудитории отторжения) не даст прямых переходов или конверсий, кроме общей узнаваемости. Такое промо нужно использовать параллельно с общей рекламной кампанией.
Из прямых инструментов продвижения видео можно отметить прероллы In-Stream (видео, которые появляются внутри роликов) и формат Video Discovery (реклама в поиске и блоке «Рекомендуемое»). Эти «помощники» гарантированно дадут дешевые живые просмотры (при правильной настройке), однако, как всегда, успех кампании будет зависеть от материала и того, насколько аудитория после знакомства с ним захочет подписаться на канал или пройти по ссылке.
Кроме того, надо понять, готов ли артист действительно развивать канал, потому что на YouTube очень ценится стабильная публикация контента. Если у вас выходит один клип в год и больше ничего не происходит, о системе рекомендаций в целом можно забыть, потому что канал считается мертвым.
Я музыкант что делать
Хит с миллионами прослушиваний в стриминге сегодня можно записать в домашней студии, а демо подготовить прямо во время тура. Какое недорогое оборудование выбрать молодому артисту на старте карьеры? Мы попросили представителей компании Harman рассказать о новых устройствах с оптимальным соотношением «цена — качество», которые помогут музыкантам сделать первые шаги в карьере.
Наушники AKG K361 и AKG K371
Что это: Удобные в транспортировке складные наушники, которые обладают лучшей в своем классе чувствительностью и частотной характеристикой. Их главное достоинство — невероятная точность в воспроизведении звука.
Для чего подходят: Как для прослушивания музыки, так и для студийного мониторинга и сведения. Благодаря мягким амбушюрам работа в этих наушниках будет комфортной даже во время длительных сессий.
Цена: Около 9000 и 13 000 рублей соответственно.
Микрофон AKG Lyra (C44-USB)
Что это: USB-микрофон Lyra дает возможность записываться в качестве Ultra-HD, совместим со всеми операционными системами, поддерживает четыре режима направленности и позволяет осуществлять мониторинг записи через наушники без задержки. В комплект поставки входит Ableton Live 10 Lite.
Для чего подходит: Для домашней студии звукозаписи, создания подкастов и вещания в прямом эфире. Этот стильный микрофон, выполненный в винтажном дизайне, не только обеспечивает прекрасное звучание, но и отлично выглядит в кадре.
Цена: Около 15 000 рублей.
Микшерный пульт Soundcraft Notepad-5
Что это: Пятиканальный компактный пульт с USB-интерфейсом, к которому можно подключить микрофон, инструмент (например, гитару) и плеер. Работает как внешняя звуковая карта компьютера, есть отдельная шина для мониторинга.
Для чего подходит: для выступлений, домашней звукозаписи и записи подкастов.
Цена: Около 10 000 рублей.
Студийные мониторы JBL 104
Что это: Миниатюрные студийные мониторы мощностью 30 Вт каждый с коаксиальным динамиком. Их суммарный вес составляет меньше четырех килограммов, при этом колонки обладают ровным и сбалансированным звучанием.
Для чего подходят: Для домашней студии. Также компактные JBL 104 можно брать в поездки: с ними вы сможете работать над записями даже во время тура.
Цена: Около 11 000 рублей.
Студийные мониторы JBL 305P MKII
Что это: Активные двухполосные студийные мониторы мощностью 82 Вт. Дают чистое, глубокое звучание и высокую детализацию саунда.
Для чего подходят: Как для прослушивания музыки, так и для студийной работы. Благодаря высокочастотному купольному динамику мониторов значительно снижается утомляемость ушей после длительного прослушивания.
Цена: Около 10 000 рублей.
Микрофон AKG P3S
Что это: Динамический микрофон для вокала и подзвучки инструментов. Благодаря кардиоидной направленности и решетке с ветрозащитой исключает попадание посторонних звуков
Для чего подходит: Для выступлений и съемок видеоблога.
Цена: Около 3500 рублей.
Микрофон AKG P120
Что это: Студийный кардиоидный микрофон конденсаторного типа с кристально чистым и теплым звучанием. Защищен от воздействия электромагнитных полей и может работать с высоким звуковым давлением вблизи источника.
Для чего подходит: И для студийной, и для сценической работы: микрофон имеет максимальную чувствительность спереди и минимальную — сзади. С его помощью можно записывать как вокал, так и инструменты. Оптимальное решение для домашней студии.
Цена: Около 9000 рублей.
Наушники AKG K72
Если к упомянутым выше устройствам (микшерному пульту Notepad 5, студийным мониторам JBL 104, микрофонам AKG P3S и AKG P120) добавить наушники AKG K72 (стоимость — около 4000 рублей), на выходе получится полноценная домашняя студия. За цену, сравнимую со стоимостью не самого дорогого смартфона, вы получите набор профессионального оборудования начального уровня, звучание которого благодаря новым технологиям и решениям практически не отличается от дорогостоящей студийной аппаратуры.
Компактность и мобильность — еще два немаловажных фактора: вы можете использовать комплект оборудования и дома, и на концертах.
Оборудование от Harman пользуется огромным спросом у подкастеров и влогеров. Музыкантам следует помнить, что видеоформаты (от сторис в инстаграме до видеоприглашений на концерты) сегодня входят в число самых эффективных способов продвижения. Вы можете не только оборудовать домашнюю студию и работать над материалом в поездках, но и создавать видеоконтент с качественным звуком.
«Я музыкант. Что делать?». Инструкция о первых шагах в музыкальной индустрии
Институт музыкальных инициатив (ИМИ) подготовил большое и подробное руководство для молодых артистов. Как организовать концерт, чем отличается продвижение в разных социальных сетях, какой процент с продажи билетов берут клубы и зачем нужны лейблы, когда свое творчество можно продавать через стриминговые сервисы? Об этом рассказали профессионалы музыкальной индустрии.
Организация клубного концерта
Инструкция разделена на четыре главы. В первой рассказывается о том, зачем музыкантам промопакет и райдер, как выбрать концертную площадку и как организовать информационную поддержку выступления.
Промопакет — это портфолио музыканта, его лицо. В нем обязательно должен быть пресс-релиз — документ с основной информацией о проекте. Материалы из него будут использовать паблики, которым вы будет предлагать свое творчество, СМИ и организаторы концертов. Составлен он должен быть так, чтобы сторонний читатель понял, о чем ваш проект. Так, например, выглядел самый первый пресс-релиз группы «Краснознаменная дивизия имени моей бабушки». «Невыстроенный и наивный, этот текст тем не менее привлекал внимание к группе».
Понадобятся также фото, демо-записи песен и видео концертов. Фотографии должны быть профессиональными и разных форматов. Для афиш, например, больше подходят вертикальные фото, а для постов в соцсетях — горизонтальные. Демо, если у вас еще нет релизов, — ваша визитная карточка, которая поможет добиться организации первых выступлений. Вот, например, демо-запись инди-музыканта Сергея Сироткина пятилетней давности. ИМИ рекомендует записать хотя бы три трека — сделать это можно, например, на репетиционных точках, где есть услуга поканальной записи репетиции. Не менее важны и видео выступлений: по ним организаторы понимают, насколько хорошо артисты звучат и выглядят живьем.
Площадку нужно выбирать подходящего формата и вместимости. Изучите расписание клуба: если в нем играют близкие вам по духу команды, это хороший знак. За площадкой скорее всего следит ваша потенциальная аудитория, или как минимум руководство клуба лояльно к подобной музыке. Чем больше клуб, тем важнее для организаторов роль билетной выручки.
Обязательно прописывайте в райдере все детали. Частая ситуация: музыканты предполагают, что на площадке будет сольный барабан и приезжают без него. Поскольку чаще барабанщики используют собственный «сольник», может оказаться, что в клубе этого барабана не будет — выступление окажется под угрозой срыва.
Продвижение артиста в социальных сетях
Важная составляющая музыкальной карьеры — продвижение творчества. Этому аспекту посвящена вторая глава инструкции. Эксперты ИМИ рассказывают, например, чем реклама во «ВКонтакте» отличается от промоутинга в Facebook, Instagram и YouTube. «ВКонтакте» — самая популярная для продвижения музыки социальная сеть в России, так что владеть ее рекламным кабинетом — необходимость для музыкантов, занимающихся промоушном самостоятельно. Артистам, нацеленным на Запад, стоит больше сосредоточиться на фейсбуке. Инстаграм лучше подойдет артистам с ярким визуальным стилем или интересным lifestyle-блогом. А YouTube рассчитан на тех, кто готов выкладывать видеоконтент на регулярной основе: нишевая музыка сама по себе не попадет в тренды платформы, поэтому придется вкладываться в продвижение.
Основные положения авторского права
Третья часть рассказывает о юридической стороне музыкальной жизни. Кто такие автор и соавторы, что такое исключительное право и что означает его передача? Что такое смежные права и лицензионный договор? Как доказать наличие у вас авторских прав и что делать, если ваши права нарушили?
Дистрибуция музыки: стриминги, лейблы и агрегаторы
В последней части профессионалы индустрии рассказывают о том, как распространять свою музыку в сети и отвечают на важнейший для независимых музыкантов вопрос: стоит ли идти на лейбл?
В эпоху, когда кто угодно может сам продавать свою музыку через стриминговые сервисы, изменилась роль лейблов. Как и раньше, они выступают в качестве фильтра — выделяют из моря артистов тех, в чей успех верят. Однако сегодня артистам вовсе необязательно подписывать с лейблом контракт на пять альбомов. Лейблы не вмешиваются в творчество, но могут помогать продвигать музыку на стримингах, организовывать концерты и интервью, заниматься промо и маркетингом релизов. Подробнее об этом можно почитать в главе «Что рекорд-лейбл может дать артисту сегодня».
Все самое интересное в пределах вашей ленты — на страницах «Цеха» в Facebook и Instagram
Я музыкант что делать
ИМИ запись закреплена
Мы подготовили масштабный спецпроект — инструкцию «Я музыкант. Что делать? Первые шаги в музыкальной индустрии». Она адресована всем, кто хочет выступать, записываться, продвигать свою музыку в соцсетях и разобраться в том, как артистам могут помочь лейблы и дистрибьюторы.
Из четырех глав инструкции вы узнаете, как самостоятельно организовать клубный концерт, вести и оформлять соцсети, размещать музыку в стриминговых сервисах, а также сможете получить базовые знания в сфере авторского права.
Авторы глав и рецензенты — признанные профессиональным сообществом эксперты с многолетним опытом, которые работали в клубах, компаниях-дистрибьюторах, на рекорд-лейблах, вели PR- и SMM-кампании концертов и фестивалей, а также занимались менеджментом артистов.
Благодарим компанию Harman за поддержку проекта. Обратите внимание на главу в инструкции про оборудование для начинающих музыкантов.
Составитель: Илья Зинин (редактор «ИМИ.Журнала»)
Редактор: Лев Ганкин (музыкальный журналист, ведущий программы «Хождение по звукам» на радио «Серебряный дождь» и подкастов Arzamas)
Тексты: Антон Выборнов (глава отдела маркетинга лейбла Respect Production), Алексей Галяткин (советник по юридическим вопросам Universal Music Group), Кирилл Марковский (юрист ГБУК г. Москвы «Московский продюсерский центр»), Илья Зинин
Рецензенты: Александр Горбачев (сценарист креативной студии Lorem Ipsum, редакционный советник ИМИ, музыкальный журналист), Ксения Карло (арт-менеджер клуба Powerhouse Moscow), Алексей Аляев (генеральный директор лейбла Soyuz Music), Андрей Бегтин (специалист отдела маркетинга музыкальной компании ONErpm), Максим Динкевич (шеф-редактор «ИМИ.Журнала»).
Как музыканту не умереть с голоду? 10 способов заработать своим талантом
«На балалайке своей на жизнь не заработаешь! Сопьешься, и будешь в переходах побираться. Иди лучше математику учи, шалопай!» — консервативная фраза наших предков, которую слышали, пожалуй 90% тех, кто увлекался музыкой. Отчасти они были правы. До развития интернета заработать на вокально-нотном ремесле было достаточно не просто. Но мы живем в другое время, а соответственно, музыкальная индустрия теперь тоже другая и способов ее монетизировать тоже стало больше, чем раньше. Давайте разбираться!
Привет тебе, читатель. Меня зовут Вячеслав Сандаков, творческий псевдоним Sun Duck. Я являюсь резидентом музыкальной команды M-Music Records, 10 лет занимаюсь саунд и гост продакшеном. Мои композиции издаются на лейблах Warner Music, Soyuz Music и Effective Records, частенько попадают в ротацию радиостанций Like.fm, NRj, DFM и других. Это краткое резюме, чтобы было понятно, что определённый релевантный опыт у меня имеется и слова мои что-то, да стоят.
Бытует мнение, что заработать на музыке можно только, если стать известным артистом, часто давать концерты и создавать постоянную шумиху вокруг себя. Спешу огорчить (или обрадовать) — это далеко не единственный способ жить в достатке, если ты музыкант. Итак, 10 идей прощупанных на личном опыте и опыте моих коллег.
Сразу оговорюсь, что все эти идеи по сути бизнесы, и как предприятия они требуют вложений, развития, маркетинга и прочих действий со стороны музыкального «предпринимателя».
Также в этом списке не будет про продажи музыкального оборудования, разработку плагинов, аренду звука и прочих идей более технического толка. Только творчество, только хардкор!
Этот пункт вовсе не о том, что нужно стать звездой и покорить вершины всех чартов мира (хотя, конечно, к этому стоит стремиться). Этот пункт о том, что можно получить достойный пассивный доход, не являясь при этом обладателем Грэмми (ну или тарелки МузТВ).
И вот, вам пример: три года назад я и мой друг, Максим, решили запустить проект под кодовым название Max Vertigo & PilGrim N.C.K. Проект подразумевал под собой выпуск песен в жанре кальянного рэпа. После нескольких треков нам удалось попасть на лейбл Warner Music Russia и получить от них помощь в продвижении синглов.
Результат: мы до сих пор получаем отчисления по смежным и авторским правам, а в общей сложности на данный момент мы заработали около 1 млн. рублей на двоих, при том что с лейблом мы делим доход 50/50.
Как это работает? Все очень просто: рынок популярной музыки конкурентно очень высок. Поток информации в секунду просто колоссальный. Но при этом аудитория лояльная к популярным жанрам просто огромнейшая! Шанс того, что при небольшом промо продвижении ваш трек найдёт своего слушателя, очень даже приличный. Слушатель конвертируется в стримы, а стримы, в свою очередь, в деньги. В итоге получаем доход от смежных и авторских прав. Профит!
Тут картина прямо противоположная с предыдущим пунктом: ни тебе конкуренции, ни слушателей. Но и заработок здесь строится не на стримах. Да и аудитория здесь другая, более голодная. Дело в том, что, в связи с низкой конкуренцией, музыкального контента поставляется немного, а значит аудитория больше ценит не материал, а артиста. И тут открываются возможности для концертной деятельности, потому что такие артисты все равно не соберут стадионы (просто потому что нет столько слушателей), а вот регулярно собирать клубы по 500 человек они легко могут себе позволить. И вот вам кейс: мой старый знакомый, Александр Райтер, он же фронтмен панк-пост-лоукост группы «РАЙТЕР», создает музыку в написанном ранее стиле. Казалось бы, что это вообще за жанр такой? В чартах его не увидишь, да и навряд ли кто-то вообще понимает о какой музыке идет речь. Тем не менее, Саша и его команда регулярно дают концерты и собирают на них достойное количество людей. Чем вам не заработок?
Не многие могут себе позволить пригласить на свадьбу Егора Крида, или отметить юбилей в компании с Григорием Лепсом. Но очень многие хотят живой музыки на своём мероприятии. И, о чудо! На рынок врываются кавер-группы и музыканты. Думаю, такой способ развития знаком каждому и не требует более детальных объяснений. Набираем группу, создаём профили в соцсетях, связываемся с ивент-менеджерами, даём локальный таргет… в общем, занимаемся продажей своих услуг.
Этот пункт, наверное, больше про подработку в свободное время и исключительно для людей с музыкальным образованием и виртуозным владением инструментом. В музыкальном мире не редко встречаются случаи, когда тем или иным специалистам нужны живые инструменты. Например, у саунд-продюсера Алеши заказали аранжировку и пожелали, чтобы в песне обязательно присутствовало соло на саксофоне. А наш саунд-продюсер, конечно талантлив, но вот саксофоном овладеть как-то еще не довелось. И тогда Алеше на помощь приходит саксофонист Геннадий, который с этим саксофоном умеет делать такие вещи, которые Алеше даже и не снилис! (музыкальные конечно). И такие ситуации случаются довольно часто и повсеместно. Стоит отметить, что такой вариант «подработки» существует и для вокалистов.
Пожалуй самый притязательный пункт для любого музыканта, потому что открывает большие возможности при минимальных вложениях. Но прежде, чем говорить о затратах, расскажу о сути.
О каком же таком аудио-контенте идет речь? Да вот о каком:
Давайте разбираться. Битмейкинг, в целом, штука понятная. Пишем биты (минуса, аранжировки) в определенном стиле и продаем их. Развитие такого направления осуществляется по естественной схеме: загрузка битов на известные магазины (например: beatmaker.tv, getbeat.ru), создание профилей в соцсетях, таргетинг и т.д.
Гостпродакшн (не путать с гострайтом) — это создание полноценных песен (музыка, текст, вокал) с последующей продажей. Направление сравнительно новое, на российском рынке существует около 3-х лет, но очень перспективное. Кто же купит полноценную песню? Поверьте мне, те кому это нужно действительно существуют:
это вокалисты, которые талантливо поют, но абсолютно не умеют создавать свои песни;
это люди, которые хотят поздравить песней любимых или выразить свои чувства;
это уже известные артисты, у которых просто нет времени на создание нового и проще это новое купит; и так далее и тому подобное.
А где же продавать свои песни? Лично я продаю только на 2-х площадках. Это EDM Ghost production (продаются песни в стиле EDM для зарубежной аудитории) и EverySong (продажа русскоязычных треков в жанре Pop).
Сэмплирование и синтезирование — это, конечно, больше про инструментарий. По сути, это создание библиотек с уникальными звуками, как зацикленных, так и одиночных. Так как музыкальный рынок безумно насыщенный, многие начинающие артисты ищут уникальное звучание, чтобы выделиться в массе других. Чтобы это уникальное звучание найти, они обращаются в магазины сэмплов и звуков, такие как Loopmaster и Splice. Поэтому, если есть знания и умения, почему бы и не попробовать себя в таком ремесле.
Ну и главный нюанс, все эти способы не требуют колоссальных затрат, как предыдущие. Все что требуется для старта — это компьютер с установленным DAW, мониторинговые наушники, простая внешняя звуковая карта, микрофон, немного усердия и таланта.
Этот способ очень схож с предыдущим с одной единственной разницей. Если в пункте 5 мы создавали все что нашей душе угодно, то sound-production и sound-design — это больше про работу на заказ. А что можно создавать на заказ? Да все тоже самое, только с четким техническим заданием. Например: родители хотят поздравить детей песней на свадьбу. К кому идти? К sound-продюсеру. Компания по ремонту хочет создать корпоративный гимн. Что делать? Идти к sound-продюсеру. Молодая gamedev студия нуждается в новых звуках выстрелов для своего шутера. Кто поможет? Sound-дизайнер.
В общем, этот список можно продолжать бесконечно, думаю уже итак все понятно.
Пожалуй, один из самых дорогих и невыгодных музыкальных бизнесов в наше время, если рассматривать студию только в разрезе записи и микшировании аудиоматериала. Как правило, студия звукозаписи помимо предоставления прямых услуг по назначению занимается пунктами 5 и 6, а также сдачей помещения в аренду специалистам, у которых студии нет по каким-либо причинам. Связано это опять же с большим количеством информации и развитием интернета. Все больше появляется самоучек из YouTube со своими, так называемыми, домашними студиями, которые не стыдятся экономить на материалах (например, шумоизоляция из подушек и микрофон с AliExpress), тем самым демпингуя цену на услуги записи. Поэтому открытие студии звукозаписи, должны быть мотивировано чем-то большим, чем просто запись вокала.
Продюсерский центр или лейбл — вид бизнеса, который доступен тем, кто по сути то и не музыкант, но музыку очень любит и разбирается в ней на уровне доктора наук. Такой вид музыкального предпринимательства — это уже другой уровень, здесь понадобится команда, материальные средства, богатые знания музыкального маркетинга и отменный вкус.
Монетизировать такую деятельность можно 2-я способами:
1. Предоставлять начинающим артистам услуги дистрибуции и продвижения, и забирать процент с прибыли.
2. Искать потенциальные таланты, продюсировать их, создавать личностный бренд, продвигать и также иметь процент от стримов.
А можно и комбинировать оба пункта.
И все таки музыкант — творческая профессия, а это значит, что нужно смотреть немного шире. Создавайте уникальный контент и получайте от этого дивиденды. И вот вам несколько кейсов:
Мой старинный друг, Александр Островский, прошел все круги мажорно-минорного ада: закончил музыкалку, закончил консерваторию, играл в оркестре, преподавал в музыкалке (кольцо замкнулось). И казалось бы, вот она, жизнь профессионала за 20 тыс. в месяц. Но Саша не отчаялся и решил весь свой пройденный опыт переложить в юмор. Со своими однокурсниками он создал YouTube канал «STRADIVALY» и начал поставлять туда юмористический контент о классических музыкантах. Результат: 100 тыс. подписчиков за 2 года и запуск продажи мерча.
А как вам такое. DJ из Новосибирска, с которым я знаком заочно, Дмитрий Гуменный, он же DJ DimiXer, писал что-то там какую-то музыку, играл в клубах сеты, ничего особенного. А потом скреативил и запустил шоу на YouTube «ПО СТУДИЯМ». Результат: 246 тыс. подписчиков за 3 года, запуск собственного мерча, авторский плейлист в VK, собственное шоу на Radio Record.
Мыслите шире, ищите варианты и наверняка тоже нащупаете новую интересную нишу.
Ну и возвращаемся к тому с чего начали. Улица же тоже бывает разной. Одно дело играть в переходе метро в Омске (очень тонкий юмор), а другое дело играть на скрипке на Арбате, или зажигать депрессивные песни в Петербурге… Ладно-ладно, согласен этот пункт притянут за уши, но все же имеет место быть.