Я на распутье что означают эти слова героини

быть на распутье

Смотреть что такое «быть на распутье» в других словарях:

быть в нерешительности — щемиться, раздумывать, колебаться, сомневаться, быть в неуверенности, быть на перепутье, быть на распутье Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

Быть лишним — Liekam būt … Википедия

распутье — я; мн. род. тий, дат. тьям; ср. 1. Перекрёсток двух или нескольких дорог. Прийти на р. Дойти до распутья. Стоять, быть на р. (в нерешительности, перед выбором, как поступить, как действовать дальше). 2. Разг. = Распутица. Весеннее, осеннее р.… … Энциклопедический словарь

распутье — я; мн. род. тий, дат. тьям; ср. 1) Перекрёсток двух или нескольких дорог. Прийти на распу/тье. Дойти до распутья. Стоять, быть на распу/тье. (в нерешительности, перед выбором, как поступить, как действовать дальше) 2) разг. = распутица Весеннее,… … Словарь многих выражений

Геркулес на распутье — Картина Аннибале Карраччи (ок. 1596) одно из самых известных изображений сюжета, получившая распространение благодаря гравированным воспроизведениям Геркулес на распутье, Геракл на распутье, Ге … Википедия

на распутье — на распу/тье (быть) … Слитно. Раздельно. Через дефис.

колебаться — См. ждать, робеть … Словарь синонимов

раздумывать — См … Словарь синонимов

делать выбор — ▲ предпочесть ↑ из, вариант выбирать между чем и чем. | на выбор (предложить #). выбор отдание предпочтения одному из вариантов (иметь #. богатый #). выбирать по вкусу. | по выбору (предлагать работу #). выбирай на вкус. | по себе (взять работу… … Идеографический словарь русского языка

Источник

Урок литературы в 10-м классе по пьесе А.Н. Островского «Бесприданница»

Разделы: Литература

Цель урока: создать условия для решения проблемного вопроса о причине гибели главной героини пьесы А.Н.Островского “Бесприданница”.

Ход урока

Слово учителя.

– Здравствуйте! Зависит ли что либо в нашей жизни от таких простых на первый взгляд слов: здравствуйте? Обращаем ли мы внимание на первые слова, произнесенные нами вслух при первом появлении на публике? Если да, то почему?

(Ответы учащихся разные, но суть сводится к одному: желая друг другу здоровья, люди выражают доброе расположение к собеседнику, входят в новый день с хорошим настроением, а значит, все в этот день должно сложиться удачно).

— Давайте проследим по тексту пьесы А.Н.Островского “Бесприданница”, с какими словами входит Лариса Огудалова?

(До свидания…Героиня, вместо приветствия, произносит слова прощания).

— Скажите, могли ли вы предполагать, читая впервые текст, что пьеса закончится трагически?

(Нет, Лариса ведет себя спокойно, уверенно, непринужденно… Да, в ее голосе звучат нотки тревоги…)

— Итак, мнения в классе разошлись. Попробуем решить вопрос:

Роковой выстрел: неизбежность или случайность, или Кто виноват в гибели Ларисы Огудаловой? Какие предложения появились у ребят?

(Необходимо проанализировать реплики героев, их поступки, афишу…)

— Предложения разные, но все они связаны с главной героиней пьесы. Может быть, ее имя подскажет решение проблемы или название драмы?

— Почему же Ларисе так сложно жить в мире зарождающихся капиталистических отношений, что не принимает она в новой жизни? (Рассказ ученика о героине пьесы Островского. В рассказе отмечается музыкальность, поэтичность, мечтательность, артистичность, приводятся примеры из текста. Лариса не видит в людях пошлых сторон, смотрит на жизнь глазами героини русского романса).

— “Я на распутье…” Что означают эти слова героини?

(Работа со словом: подбор однокоренных слов, лексический анализ. Вывод учащихся о безвыходности ситуации, в которую попадает героиня).

img1

(Работа с текстом. Учащиеся приводят примеры из текста, подтверждающие, что для Ларисы дом – это тихий уголок, о котором она пока только мечтает, место, в котором она сможет укрыться от людей, наслаждаться природой, петь. “Я ослепла, я все чувства потеряла, да и рада. Давно уж точно во сне вижу, что кругом меня происходит. Нет, уехать надо. Вырваться отсюда”. “Бежала б я отсюда, куда глаза глядят”. “Скоро и лето пройдет, а я хочу гулять по лесам, собирать ягоды и грибы”. “Я по крайней мере душой отдохну”. “Для меня после той жизни, которую я здесь испытала. Всякий тихий уголок покажется раем”. Утраченную гармонию в своей жизни Лариса мечтает воссоздать в деревенской глуши). Вывод: путь соединения с домом, который называет Карандышев “цыганским табором”, закрыт для Ларисы, эта нить порвана в ее судьбе, эта связь призрачна).

— Может быть, Харита Игнатьевна, мать Ларисы, является для дочери точкой опоры в жизни? Проверим эту версию.

— Можно ли назвать настоящими друзьями Кнурова и Вожеватова? Есть ли надежда, что именно они могут спасти Ларису?

(Отчасти да, они вмешиваются в жизнь семьи, поддерживают внешний интерес к Огудаловым. Но что движет ими? Расчет. Их ценностные ориентиры смещены в сторону экономических выгод. Они восторгаются красотой и талантом Ларисы, но именно они считают ее товаром. “Дорогой бриллиант дорогой оправы требует”, оценивают ее они.)

Инсценировка торга между купцами (д. 4, явл. 6) со слов Вожеватова “Что вам угодно?” до слов “Вы меня обижаете. Я сам знаю, что такое купеческое слово”.

— Что поражает больше всего в этом диалоге “друзей” Ларисы?

(Деловитость разговора о судьбе Ларисы, торг ведется по всем правилам коммерческого искусства и заканчивается розыгрышем женщины в орлянку Вывод: вместо сострадания, поддержки, Лариса сталкивается с расчетом и цинизмом. Рвется еще одна нить с жизнью).

— Почему же ни Паратов, которого любит Лариса, ни Карандышев, которого она пытается полюбить, не смогли стать для нее спасательными кругами в огромном море жизни?

(Выступления учащихся. Их всех объединяет расчет и цинизм по отношению к Ларисе. Паратов жесток по-своему: удовлетворяя свои амбиции, он обольщает Ларису, обнадеживает ее, использует ее чистую, наивную натуру в своих интересах и так же, как Кнуров и Вожеватов, ставит выше всего деньги: женится на “золотых приисках”. Карандышев же наслаждается своей властью над Ларисой, использует свое положение “жениха”, для того чтобы “покрасоваться” перед гостями. Он мстит за обиду, нанесенную ему Паратовым, играет роль шута, которого не жалко, а за которого стыдно. И Паратов, и Карандышев, стоят друг друга. После объявления Паратова о своей помолвке последняя ниточка с жизнью рвется в душе Ларисы).

(Да, ведь Карандышев не хотел ее убивать, он лишь вернуть ее хотел.

Нет, это неизбежный финал, так как все нити с жизнью у Ларисы порваны, нет ценностей, которые удержали бы ее на земле, расчет, цинизм погубили тонкую чувствительную душу человека, ей не выжить в мире, где все продается и покупается. Финал неизбежен).

— Найдите художественные детали в тексте, подтверждающие мысль о том, что финал неизбежен. (Выстрел, звучащий во время приезда Паратова в город Бряхимов, роковые случайности в семье Огудаловых, рассказ Вожеватова о Карандышеве на костюмированном вечере: “оделся разбойником, взял в руки топор и бросал на всех зверские взгляды” и т. д. Вывод о том, что деталь играет важную роль в тексте: предвещает трагическую развязку).

— Обратимся ко второму вопросу: кто виноват в смерти Ларисы?

(Мать, Паратов, Карандышев…все виноваты).

Обсуждение разных точек зрения учащихся.

— За что же благодарит Лариса перед смертью Карандышева? (За то, что избавил ее от страданий, от разочарования в людях и в жизни)

Работа со словом “разочарование”, подбор синонимов к слову. (Разочарование – чувство неудовлетворенности по поводу чего-либо, несбывшегося, неудавшегося, не оправдавшего себя. То же, что и разуверение – потеря веры во что-то, разочарование.)

Чтение монолога Ларисы (4д., 11 явл.) “Я любви искала и не нашла… ее нет на свете, нечего и искать”.

— Предлагаю подобрать эпиграф к нашему уроку, обратившись к тексту романса на стихи Е.Баратынского. (В начале урока эпиграф закрыт, открываю его лишь в конце, после выбора нужных слов учащимися)

Разочарованному чужды
Все уверенья прежних дней!

— Кстати, элегия Баратынского так и называется – “Разуверение”. Романс в исполнении Ларисы помогает понять тонкую женскую натуру. Строки подтверждают безысходность героини, неизбежность трагического финала.

Источник

А. Н. Островского «Бесприданница» Цель урок

Содержание

( по драме А.Н.Островского «Бесприданница»)

создать условия для решения проблемного вопроса о причине гибели главной героини пьесы А.Н.Островского «Бесприданница».

-формировать нравственную позицию учащихся на основании сравнения мира их собственных ценностей и духовного мира героев,

-развивать навыки владения активной лексикой, характеризующей нравственно-психологические особенности человеческой личности,

-совершенствовать навыки работы с художественным текстом: выделять главное, аргументировать высказывание, делать выводы,

-развивать умения учащихся анализировать отрывки из критических статей, формировать свой взгляд на мир, аргументировать свою точку зрения

— воспитывать способность к сопереживанию, сочувствию, отзывчивости к чужой беде; воспитывать протест против унижения личности

Оборудование: тексты, фильм «Жестокий романс», карточки с заданием

1.Проверка знания учащимися текста в виде игры «Слабое звено». 2.Работа в малых группах над проблемой : Кто виноват в трагедии Ларисы Огудаловой. Пути решения проблемы.

3.Просмотр отрывка фильма ( орлянка).Анализ сцены.

4.Чтение наизусть ученицей монолога Ларисы («Я любви искала и нашла или просмотр отрывка из к\ф)

5.Работа с художественными деталями текста: лексика, цитаты

7.Домашнее задание, оценка работы учащихся.

I.Объявление темы и цели урока.

II.Работа над темой урока

I.Проверка знаний учащимися текста в виде игры «Слабое звено» (каждый ученик является «звеном»единого целого классного коллектива и от него зависит: не разорвется ли цепочка. Победитель тот, кто даст больше правильных ответов)

1.На какой реке расположен город, в котором происходит действие? (Волга)

2.Как называется этот город? (Бряхимов)

3.Как (по старинке или по-современному) живут горожане? Какие традиции соблюдают? ( По старинке. С чаепитием)

4.Кого относят к «чистой публике»? (Кнурова, Вожеватова)

5.Как называется параход, который хотел купить Вожеватов? (Ласточка)

6.Зачем Кнурову нужны были деньги? ( С деньгами можно делать дела)

7.Считается ли он со сплетнями, с пересудами ( Да, шампанское в чайниках)

8.Как любит пожить Харита Игнатьевна? (Весело, на широкую ногу)

9.Почему Лариса соглашается выйти замуж за Карандышеыва? (Хочет уехать, ищет покоя)

10.Какие отношения связывают Ларису с Вожеватовым? ( друг детства)

11.Почему Кнуров не может жениться на Ларисе? (женат)Вожеватов?

12. Как прибывает в город Паратов ( с шиком, его встречают с цыганами)

13.Можно ли сказать о Ларисе и ее матери, что «яблочко от яблони недалеко падает»? (Нет, они разные)

14.С помощью какого поступка Паратов создал мнение о себе как о человеке смелом, решительном? (эпизод с выстрелом в монету, которую держала Лариса).

15. Почему Паратов не женился на Ларисе? ( помолвлен с « золотыми приисками»)

16.Какой век, по утверждению Паратова наступает? (золотой)

17.Как относились к Карандышеву в семье Огудаловых? (Не обращали на него внимания)

18. Почему Карандышев оттягивал отъезд в деревню? ( для того, чтобы покрасоваться перед гостями, потешить свое самолюбие, отомстить Паратову).

19.Какие планы имел Кнуров в отношении Ларисы? ( сделать ее содержанкой)

21.Кого Лариса обвиняет в своей смерти? Что она говорит убившему ее Карандышеву? ( Никого. Она благодарит его за избавление от страданий)

— Здравствуйте! Зависит ли что либо в нашей жизни от таких простых на первый взгляд слов: здравствуйте? Обращаем ли мы внимание на первые слова, произнесенные нами вслух при первом появлении на публике? Если да, то почему?

(Ответы учащихся разные, но суть сводится к одному: желая друг другу здоровья, люди выражают доброе расположение к собеседнику, входят в новый день с хорошим настроением, а значит, все в этот день должно сложиться удачно).

— Давайте проследим по тексту пьесы А.Н.Островского «Бесприданница», с какими словами входит Лариса Огудалова?

(Нет, Лариса ведет себя спокойно, уверенно, непринужденно. Да, в ее голосе звучат нотки тревог

-Итак, мнения в классе разошлись. Попробуем решить вопрос: Роковой выстрел: неизбежность или случайность, или Кто виноват в гибели Ларисы Огудаловой? Какие предложения появились у ребят?

(Необходимо проанализировать реплики героев, их поступки, афишу. )

-Предложения разные, но все они связаны с главной героиней пьесы. Может быть, ее имя подскажет решение проблемы или название драмы?

III. Проверка индивидуального домашнего задания

( По словарю найти толкование слова «бесприданница» и зачитать значение имени «Лариса».)

—Как о бесприданницах говорит герой пьесы Кнуров?

(д.1,явл.2- о бесприданницах; тут же простовата;)


Кнуров. Ведь в Ларисе Дмитриевне земного, этого, житейского нет. (д.2,ял2)

Вывод: Лариса, как чайка, живет не по законам мира, ее окружающего. А по своим собственным, какие диктует ей ее сердце. Она парит над миром, как птица, ищет свободы и любви. )

IV .Работа в малых группах ( спикер, секретарь,наблюдатель,докладчик)

Карточка. Почему же Ларисе так сложно жить в мире зарождающихся капиталистических отношений, что не принимает она в новой жизни?

(Рассказ ученика о героине пьесы Островского. В рассказе отмечается музыкальность, поэтичность, мечтательность, артистичность, приводятся примеры из текста. Лариса не видит в людях пошлых сторон, смотрит на жизнь глазами героини русского романса. Она любила, чуть не умерла с горя, когда ее любимый С.Паратов, блестящий барин из судовладельцев. вдруг бросил ее и уехал. После нескольких неудачных попыток выйти замуж ( за старика с падагрой, кассира) она соглашается выйти за первого, кто к ней посватается. Им и оказался некий небольшой чиновник Ю.К.Карандышев).

«Паратый»- для охотников

-«Я на распутье. «(д.1,явл.4) Что означают эти слова героини?

( Работа со словом: подбор однокоренных слов, лексический анализ.

Вывод учащихся о безвыходности ситуации, в которую попадает героиня)

35151 nomer 763a61aaДом

35151 nomer 4ef760cfдрузья

Отработка версий учащихся.

Карточка. Что для Ларисы означает слово «дом»? Может быть, Харита Игнатьевна, мать Ларисы, является для дочери точкой опоры в жизни.

-«Я слепла, я все чувства потеряла, да и рада. Давно уж точно во сне вижу, что кругом меня происходит. Нет, уехать надо. Вырваться отсюда».

— «Бежала б я отсюда, куда глаза глядят». «Скоро и лето пройдет, а я хочу гулять по лесам, собирать ягоды и грибы».

-» Я по крайней мере душой отдохну». «Для меня после той жизни, которую здесь испытала, всякий тихий уголок покажется раем».

Утраченную гармонию в своей жизни Лариса мечтает воссоздать в деревенской глуши ).

Вывод: путь соединения с домом, который называет Карандышев «цыганским табором», закрыт для Ларисы, эта нить порвана в ее судьбе, эта связь призрачна).

Может быть, Харита Игнатьевна, мать Ларисы, является для дочери точкой опоры в жизни? Проверим эту версию.

Вывод: и эта нить рвется, слишком уж не прочна связь с матерью

Их ценностные ориентиры смещены в сторону экономических выгод. Они восторгаются красотой и талантом Ларисы, но именно они считают ее товаром. «Дорогой бриллиант дорогой оправы требует», (Д.1,явл.2.с.163) оценивают ее они.)

Чтение по ролям или просмотр к\ф «Жестокий романс»

II. Инсценировка торга между купцами (д. 4, явл. 6) со слов Вожеватова «Что вам угодно?» до слов «Вы меня обижаете. Я сам знаю, что такое купеческое слово».

Вопрос: Что поражает больше всего в этом диалоге «друзей» Ларисы?
(Деловитость разговора о судьбе Ларисы, торг ведется по всем правилам коммерческого искусства и заканчивается розыгрышем женщины в орлянку.

Вывод: вместо сострадания, поддержки, Лариса сталкивается с расчетом и цинизмом. Рвется еще одна нить с жизнью).

Карточка Почему же ни Паратов, которого любит Лариса, ни Карандышев, которого она пытается полюбить, не смогли стать для нее спасательными кругами в огромном море жизни?

(Да, ведь Карандышев не хотел ее убивать, он лишь вернуть ее хотел.)

Нет, это неизбежный финал, так как все нити с жизнью у Ларисы порваны, нет ценностей, которые удержали бы ее на земле, расчет, цинизм погубили тонкую чувствительную душу человека, ей не выжить в мире, где все продается и покупается. Финал неизбежен).

-Задание ВСЕМ! Найдите художественные детали, подтверждающие мысль о том, что финал неизбежен. ( Выстрел, звучащий во время приезда Паратова в город Бряхимов, роковые случайности в семье Огудаловых, рассказ Вожеватова о Карандышеве на костюмированном вечере: «оделся разбойником, взял в руки топор и бросал на всех зверские взгляды»)

Bывод: деталь играет важную роль в тексте: предвещает трагическую развязку.

Задание ВСЕМ: Обратимся ко второму вопросу: кто виноват в смерти Ларисы?

(Мать, Паратов, Карандышев. все виноваты).

-Чтобы определиться с ответом, обратитесь за помощью к героям пьесы и критикам.

«Мы не виноваты, наше дело сторона. «(Вожеватов и Кнуров)

«Никто не виноват, никто. это я сама»( Лариса)

«В слабости героини отражены черты времени, практичного и жестокого. » (И.А. Овчинина).

Обсуждение разных точек зрения учащихся.

-За что же благодарит Лариса перед смертью Карандышева? (За то, что избавил ее от страданий, от разочарования в людях и в жизни)

Работа со словом «разочарование», подбор синонимов к слову.

Чтение монолога Ларисы ( 4 действие, 11 явление) «Я любви искала и не нашла. ее нет на свете, нечего и искать» или просмотр к\ф.——Предлагаю подобрать эпиграф к нашему уроку, обратившись к тексту романса на стихи Е.Баратынского. (В начале урока эпиграф закрыт, открываю его лишь в конце, после выбора нужных слов учащимися)

Все уверенья прежних дней

35151 nomer m23e8cc8e

35151 nomer 56cf3c3d
«Эта женщина создана для роскоши»

35151 nomer 7affea1f

35151 nomer 35497a3b
ИСТОКИ ТРАГЕДИИ

(Буржуазное представление о жизни привело к непониманию людей)

Составить кластер( метод, который позволяет свободно размышлять над темой, развивает память, пространственное мышление). Составление плана.

Выводы делают учащиеся. Оценки выставляет наблюдатель, а корректирует учитель.

Источник

Урок внеклассного чтения «А.Н.Островский. «Бесприданница»: тема «горячего» сердца»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

10 класс, литература

Урок внеклассного чтения

Тема: А.Н. Островский. «Бесприданница»: тема «горячего сердца»

Цели и задачи урока:

дать общее представление о драме, вызвать к ней интерес,

помочь учащимся определить суть основного конфликта пьесы,

отметить характерные черты главной героини,

выяснить, кто виновен в трагедии Ларисы;

продолжить совершенствование навыков исследовательской работы,

развивать навыки владения активной лексикой, характеризующей нравственно-

психологические особенности человеческой личности,

совершенствовать навыки работы с художественным текстом: выделять главное, аргументировать высказывания, делать выводы.

II. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

Лучшей психологической драмой Островского, по праву, считается «Бесприданница». «Этой пьесой начинается «новый сорт моих произведений», – пишет драматург, сознавая необычность своей пьесы.

«Бесприданница» была опубликована через 19 лет после «Грозы», то есть в 1879 году. «Бесприданница» – драма буржуазной эпохи. Герои – дельцы новой формации. Но в центре произведения Островского – судьба женщины.

К числу таких героинь можно по праву отнести и Ларису Огудалову из пьесы «Бесприданница», героиню, мучительно жаждущую сильного и красивого в жизни, но принимающую за истинно прекрасное мишурный пустоцвет.

Задача нашего урока – выяснить, кто же виновен в трагедии Ларисы, трагедии «горячего сердца»?

II. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА

Как вы понимаете смысл заглавия драмы – «Бесприданница»? Давайте обратимся к словарям.

Ожегов :

Бесприданница — в старое время: бедная девушка, не имеющая приданного

Приданое — имущество, даваемое невесте ее семьей для жизни в замужестве.

Приданница — невеста с богатым приданным.

Бесприданницей зовут, в похвалу, невесту, которую берут безо всего.

Это девушка с высокими моральными качествами, которой не требуется приданное.

Ответы учени ков

События в драме «Бесприданница» разворачиваются на живописных берегах красавицы Волги, в провинциальном городе Бряхимове. Тишину провинции нарушают гудки пароходов, грохот повозок по булыжной мостовой. Живет в Бряхимове «теперь чистая публика». Купцы совсем не похожи на Дикого и Кабаниху из «Грозы».

Это достаточно образованные и культурные предприниматели, читающие европейские газеты, посещающие промышленные выставки за границей, общающиеся с равными себе.

Но за внешним лоском и образованностью новых хозяев жизни скрываются бессердечность, цинизм и расчетливость. Отношения между людьми всецело начинают определять чековые книжки и тугие кошельки.

А. Н. Островский своей героиней делает женщину – «единственную живую душу» в мире «хищных, цепких и умных дельцов».

Лариса Огудалова резко отличается от окружающих своим богатым душевным миром, способностью по-настоящему любить и чувствовать красоту. Она талантлива, любит музыку и пение.

Конфликт пьесы – столкновение доверчивой и честной девушки с миром холодных дельцов, с миром, в котором все продается и покупается. В основе драмы – социальная тема: Лариса – бесприданница, этим и определяется ее трагическая судьба.

Давайте познакомимся с жителями города, которые окружают героиню и ответственны за происходящее.

3. Творческое опережающее задание «Заговори, чтобы я тебя увидел»

1. ХАРИТА ИГНАТЬЕВНА

4. Беседа-анализ содержания пьесы.

Четверо героев – мужчины (Кнуров, Паратов, Вожеватов, Карандышев) – претендуют на внимание и общество Ларисы Дмитриевны Огудаловой. О ней говорят и ею восхищаются, но Человека в ней не видят. Для бряхимовских богачей она – развлечение, удобный случай потешить тщеславие, удовлетворить свое любопытство. «Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека… Они смотрят на вас, как на вещь», – бросает оскорбительные (но верные) слова Ларисе Карандышев. Лариса: «Вещь. Да, вещь… Они правы, я вещь, а не человек!» Это слова измученной женщины, но это и отчаянный протест против лживого и циничного общества.

Перед нами идолы общества (за исключением Карандышева), безнравственные дельцы, циничные и наглые, хищные и тщеславные, жизненное мерило для них – выгода. С такой меркой они подходят к людям, в том числе и к Ларисе.

Что же влечет их к девушке, ведь всем известно, что она бесприданница.

Ориентировочные ответы учеников:

5. Творческая работа .

Кто же она, Лариса Огудалова?

(гитара, корзина, коробочка с драгоценностями, кукла, разбитое сердце, пистолет)

6 . Работа с текстом: характеристика Ларисы.

2 ). У окружающих она вызывает уважение и восхищение. Кнуров говорит о ней: «приятно с ней одной почаще видеться, без помехи…» или «Лариса создана для роскоши…»

4 ). Лариса не умела прятать от других свои чувства. Кнуров о ней говорит: «Не глупа, а хитрости в ней нет. К тому расположена, нисколько этого не скрывает».

5 ). В разговоре она открыта и прямолинейна. Всегда имеет свое мнение. Не любит, когда ей указывают. Когда Карандышев ей запрещает петь, она возмущается: «Вы запрещаете? Так я буду петь, господа».

7. Продолжение работы над текстом драмы.

Незаурядность, природная одаренность, талантливость Ларисы высоко поднимает ее над окружающими; этих качеств не мог не заметить Кнуров, Вожеватов, Паратов, Карандышев. Надо отдать им должное: ценить красоту и восхищаться талантом они способны. Но возникает другой вопрос, могут ли они ценить её бескорыстно, по-настоящему?

8.Составление опорной схемы: «Какие пути могли бы стать решающими в судьбе Ларисы? »

“ Я на распутье…” Что означают эти слова героини?

(Вывод учащихся о безвыходности ситуации, в которую попадает героиня).

Составление схемы на доске

Какие пути могли бы стать решающими в судьбе Ларисы?

Отработка версий учащихся:

(Работа с текстом. Учащиеся приводят примеры из текста, подтверждающие, что для Ларисы дом – это тихий уголок, о котором она пока только мечтает, место, в котором она сможет укрыться от людей, наслаждаться природой, петь. “Я ослепла, я все чувства потеряла, да и рада. Давно уж точно во сне вижу, что кругом меня происходит. Нет, уехать надо. Вырваться отсюда”. “Бежала б я отсюда, куда глаза глядят”. “Скоро и лето пройдет, а я хочу гулять по лесам, собирать ягоды и грибы”. “Я по крайней мере душой отдохну”. “Для меня после той жизни, которую я здесь испытала. Всякий тихий уголок покажется раем”. Утраченную гармонию в своей жизни Лариса мечтает воссоздать в деревенской глуши).

Вывод: путь соединения с домом, который называет Карандышев “цыганским табором”, закрыт для Ларисы, эта нить порвана в ее судьбе, эта связь призрачна.

2) Может быть, Харита Игнатьевна, мать Ларисы, является для дочери точкой опоры в жизни?

Вывод: и эта нить рвется, слишком уж не прочна связь с матерью.

3) Можно ли назвать настоящими друзьями Кнурова и Вожеватова? Есть ли надежда, что именно они могут спасти Ларису?

(Отчасти да, они вмешиваются в жизнь семьи, поддерживают внешний интерес к Огудаловым. Но что движет ими? Расчет. Их ценностные ориентиры смещены в сторону экономических выгод. Они восторгаются красотой и талантом Ларисы, но именно они считают ее товаром. “Дорогой бриллиант дорогой оправы требует”, оценивают ее они.)

(Инсценировка торга между купцами (д. 4, явл. 6) со слов Вожеватова “Что вам угодно?” до слов “Вы меня обижаете. Я сам знаю, что такое купеческое слово”)

Что поражает больше всего в этом диалоге “друзей” Ларисы?

(Деловитость разговора о судьбе Ларисы, торг ведется по всем правилам коммерческого искусства и заканчивается розыгрышем женщины в орлянку Вывод: вместо сострадания, поддержки, Лариса сталкивается с расчетом и цинизмом. Рвется еще одна нить с жизнью).

4) Любовь… Почему же ни Паратов, которого любит Лариса, ни Карандышев, которого она пытается полюбить, не смогли стать для нее спасательными кругами в огромном море жизни?

(Их объединяет расчет и цинизм по отношению к Ларисе. Паратов жесток по-своему: удовлетворяя свои амбиции, он обольщает Ларису, обнадеживает ее, использует ее чистую, наивную натуру в своих интересах и так же, как Кнуров и Вожеватов, ставит выше всего деньги: женится на “золотых приисках”.

Карандышев же наслаждается своей властью над Ларисой, использует свое положение “жениха”, для того чтобы “покрасоваться” перед гостями. Он мстит за обиду, нанесенную ему Паратовым, играет роль шута, которого не жалко, а за которого стыдно.

И Паратов, и Карандышев, стоят друг друга. После объявления Паратова о своей помолвке последняя ниточка с жизнью рвется в душе Ларисы).

9. Продолжение работы с текстовым материалом.

А на что надеется Лариса, собираясь замуж за Карандышева?

(Ответы учеников: чтение Д.I, явл.4)

Лариса надеется, что со временем привыкнет к Карандышеву, найдёт душевное спокойствие, рана, нанесённая Паратовым ещё сильна, и поэтому Лариса уговаривает Карандышева поехать в деревню.

Расскажите, что произошло между Карандышевым и Паратовым? Какое событие обнаружило всю ничтожность Юлия Капитоновича?

(Ответы учеников: сцена обеда Д.1 явл.1-13)

Измываясь над Карандышевым, никто не считается с чувствами Ларисы:

— А кому нужно, что ты терзаешься? – отвечает мать дочери».

Действительно, никому нет дела до Ларисиных страданий. У всех насчет Ларисы другие цели. Действие идет к кульминации. Где же она наступает?

А что заставило Ларису пойти на этот шаг?

Все ближе и ближе трагическая развязка. В ходе развития пьесы намечаются 3 варианта финала судьбы героини, какие?

Почему Островский единственно возможным выходом выбирает для Ларисы третий вариант?

Примерные ответы учеников:

1) Карандышев не достоин Ларисы, мелок и ничтожен для неё.
2) разврат, блеск, роскошь – не для Ларисы: изменить себе, своим идеалам героиня не может, слишком она чистая и непорочная, чтобы перешагнуть через себя во имя того, «чтобы жить, хоть как-нибудь да жить».

Лариса ищет смерти, но мы видим, что у героини не хватает сил покончить с собой, как это сделала Катерина из «Грозы». Положение Ларисы ужасно.

Но самое страшное для Ларисы ещё впереди.

9. Работа с отрывками из фильма «Жестокий романс»

Давайте обратимся к киноверсии драмы – фильму Э.Рязанова «Жестокий романс».

Отрывок из фильма, романс «А напоследок я скажу»

В киноверсии Лариса любит беззаветно и безоглядно, ей не нужны клятвы и обещания. Обращаясь к возлюбленному «Прощай, любить не обязуйся!» она как бы снимает с него ответственность.

Искушение любовью для Ларисы закончилось трагически, она вновь возвращается в мир материальных ценностей. Почему на пути поиска материальных благ ее постигает новая неудача?

Отрывок из фильма: Лариса и Карандышев

Отрывок из фильма, романс «Любовь – обманная страна»

Счастья, любви искала Лариса. Но не нашла. Уходит из жизни юное, прекрасное создание, мечтавшее о том, что вправе иметь каждый человек, живущий на земле. Что же стало причиной, и кто явился виной трагедии ещё одного «горячего сердца»?

10 . Рефлексия: прием «В роли литературоведа»

Владимир Лакшин: «Выстрел Карандышева Лариса принимает как милость, как благодеяние: душа устала обольщаться и страдать. Она благодарит Карандышева и умирает под громкий хор цыган, посылая своим мучителям прощальный поцелуй.… В смерти рядом с цыганским разгулом, в словах прощения и любви, обращенных к дурным людям, есть какое-то святотатство… Можно ли судить Ларису за горестную опустошенность, попытку цинического вызова обстоятельствам, явившуюся как выплеск отчаяния?»

Попробуйте дать ответ литературному критику.

А как вы думаете, подобные ситуации возможны в современной жизни?

Именно поэтому внимание к пьесе А.Н. Островского не угасает и по сей день, а трагическая судьба Ларисы – вечное напоминание нам о том, что человек должен всегда оставаться человеком, должен утверждать своё человеческое достоинство, не смиряясь с подлостью ни по большому счёту, ни по маленькому.

« Упраздняется человечность, упраздняется то, что сообщает жизни ее цену и смысл», — писал Островский в одном из своих писем. И мы не ошибемся, если скажем, что «Бесприданница» рассказывает именно об этом «упразднении» человечности. И если душа не осталась равнодушна к страданиям Ларисы, если вы переживали вместе с ней, восхищались искренностью и красотой ее чувств, значит, в вас произрастают зерна человечности. Мудрый Островский затронул струны и вашей души.

Составить сопоставительную характеристику героинь А.Островского Ларисы Огудаловой и Катерины Кабановой: сходства и различия.

Источник

Что происходит и для чего?
Adblock
detector