Я зачитался до того что когда

Урок русского языка в 9 классе «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Урок русского языка в 9-м классе

Тема: Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными

Цель: ф ормирование умений находить, анализировать и строить сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными, развитие аналитического мышления учащихся и способности систематизировать знания, самостоятельно делать выводы, совершенствование навыков устной и письменной речи, грамматической зоркости.

Место данного урока в системе уроков: продолжение изучения сложноподчиненных предложений.

Форма проведения: урок смешанного типа.

Тип урока: изучение нового материала.

— Тема нашего урока «СПП с несколькими придаточными; знаки препинания в них». Ребята, попробуйте самостоятельно сформулировать цель нашего сегодняшнего урока ( например, научиться определять спп с несколькими придаточными, расставлять знаки препинания ).

— Сегодняшний урок хочу начать со слов русского поэта Владимира Александровича Луговского: «Если вы будете изучать русский язык, страстно любить его, то вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка».

— Сегодня мы заглянем в эту сокровищницу русского языка и начнем с синтаксической разминки.

2.1. Синтаксическая разминка с фронтальным опросом:

— Перед вами карточки-задания №1.

1) Прочитайте предложение и определите, какое оно:

Если желаете выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание, надо использовать знаки препинания.

2) Начертите схему предложения.

– Ребята, что нам нужно сделать, чтобы определить, какое это предложение: простое или сложное и какое предложение называется сложным. ( Подчеркнуть грамматическую основу предложения, сложное предложение состоит их двух и более простых предложений: ж елаете выделить, привести, дать; надо использовать.

На какие группы делится СПП? ( изъяснительные, определительные, обстоятельственные)

Определите тип придаточного предложения (обстоятельственное условия)

(Учащиеся разбирают предложение, чертят схему, определяют вид придаточного предложения – условия) (Если … ), [ … ]

Объяснение нового материала.

— Ребята, как мы уже сказали, в СПП может быть более одного придаточного предложения. В этом случае важно понять, как все части сложного предложения связаны между собой, что чему подчиняется. Придаточные, которые присоединяются непосредственно к главному предложению, могут быть однородными и неоднородными. А какие члены предложения мы называем однородными (отвечают на один вопрос и являются одним членом предложения). В озможны три вида: ссп с последовательным, параллельным и однородным подчинением.

— Запишите предложение (учащийся (Даша) работает у доски):

Составьте схему. [ гл… ] , (когда … ), (с которым … )

— Ребята, связь, при которой предложения идут одно за другим, как бы образуется цепочка предложений, называется последовательное подчинение придаточных: т.е. главному предложению подчиняется первое придаточное, первому придаточному – второе придаточное и т.д. При этом виде подчинения каждое придаточное является главным для последующего придаточного. При последовательном подчинении придаточное, относящееся к главному, называют придаточным первой степени, а следующее придаточное – придаточным второй степени и т.д.

— Очень часто при последовательном подчинении придаточных рядом оказываются союзы: что и если, что и когда, так что и хотя, чтобы правильно расстановить знаки препинания, необходимо обозначить границы простых предложений.

— Запишите предложение (учащийся (Катя Ж.) работает у доски):

— Подчеркиваем грамматическую основу: я зачитался; услышал; понял; кто звонит).

— Составляем схему [ …до того ] , (что, (когда … ),…), (кто…)

Какое предложение главное, какие союзы. Итак, при сочетании данных союзов запятая между частями сложного предложения ставится.

— Если же за придаточным предложением следует вторая часть союза то, запятая между предшествующими двумя союзами не ставится. Рассмотрим на примере:

— Запишите предложение (учащийся (Настя А.) работает у доски):

Я уже подумал, что если в сию решительную минуту не переспорю старика, то уже впоследствии трудно мне будет освободиться от его опеки. [ … ] , (что (если …), то…).

У нас после придаточного предложения следует вторая часть союза то. В данном случае запятая не ставится.

— Обратите внимание на правило в учебнике на с. ………..

Первичное закрепление (у доски).

Старик предупредил, что, если погода не улучшится, о рыбалке нечего думать (последовательное).

[ … ] , (что …, (если…), …) – придаточная изъяснительная и придаточная условия (старик предупредил, погода улучшится, думать) – последовательное подчинение.

Работа по учебнику:

— Итак, ребята, мы познакомились с СПП с несколькими придаточными, рассмотрели виды подчинения.

Я думаю на уроке еще одно сокровище русского языка открылось перед нами, а как вы думаете, зачем нужны в речи предложения с несколькими придаточными? ( чтобы сделать речь более краткой и понятной )
— Наше знакомство с СПП с несколькими придаточными не закончено, на последующих уроках мы продолжим изучение СПП с несколькими придаточными и научимся расставлять знаки препинания в данных предложениях.

Если вы будете изучать русский язык, страстно любить его, то вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка.

Прочитайте предложение и определите какое оно:

Если желаете выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание, надо использовать знаки препинания.

Начертите схему предложения.

Прочитайте предложение и определите какое оно:

Если желаете выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание, надо использовать знаки препинания.

Начертите схему предложения.

Прочитайте предложение и определите какое оно:

Если желаете выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание, надо использовать знаки препинания.

Начертите схему предложения.

Прочитайте предложение и определите какое оно:

Если желаете выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание, надо использовать знаки препинания.

Начертите схему предложения.

Прочитайте предложение и определите какое оно:

Если желаете выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание, надо использовать знаки препинания.

Источник

Детство. В людях. Мои университеты (66 стр.)

Я унес от этой женщины впечатление глубокое, новое для меня; предо мною точно заря занялась, и несколько дней я жил в радости, вспоминая просторную комнату и в ней закройщицу в голубом, похожую на ангела. Вокруг всё было незнакомо красиво, пышный золотистый ковер лежал под ее ногами, сквозь серебряные стекла окон смотрел, греясь около нее, зимний день.

Я сделал это и снова увидал ее на том же месте, также с книгой в руках, но щека у нее была подвязана каким-то рыжим платком, глаз запух. Давая мне книгу в черном переплете, закройщица невнятно промычала что-то. Я ушел с грустью, унося книгу, от которой пахло креозотом и анисовыми каплями. Книгу я спрятал на чердак, завернув ее в чистую рубашку и бумагу, боясь, чтобы хозяева не отняли, не испортили ее.

Они, получая «Ниву» ради выкроек и премий, не читали ее, но, посмотрев картинки, складывали на шкаф в спальне, а в конце года переплетали и прятали под кровать, где уже лежали три тома «Живописного обозрения». Когда я мыл пол в спальной, под эти книги подтекала грязная вода. Хозяин выписывал газету «Русский курьер» и вечерами, читая ее, ругался:

— Чёрт их поймет, зачем они пишут всё это! Скучища же…

Я зачитался до того, что, когда услыхал звонок колокольчика на парадном крыльце, не сразу понял, кто это звонит и зачем.

Свеча почти догорела, подсвечник, только что утром вычищенный мною, был залит салом; светильня лампадки, за которою я должен был следить, выскользнула из держальца и погасла. Я заметался по кухне, стараясь скрыть следы моих преступлений, сунул книгу в подпечек и начал оправлять лампадку. Из комнаты выскочила нянька:

Я бросился отпирать двери.

Я молчал, точно свалившись откуда-то с высоты, весь разбитый, в страхе, что она найдет книгу, а она кричала, что я сожгу дом. Пришел хозяин с женой ужинать, старуха пожаловалась им:

— Вот, глядите, всю свечу сжег и дом сожгет…

Ужиная, они все четверо пилили меня своими языками, вспоминая вольные и невольные проступки мои, угрожая мне погибелью, но я уже знал, что всё это они говорят не со зла и не из добрых чувств, а только от скуки. И было странно видеть, какие они пустые и смешные по сравнению с людьми из книги.

— Мамаша, да не орите вы! Жить нельзя…

За утренним чаем меня судили. Хозяин строго спрашивал:

Женщины кричали, перебивая друг друга, Виктор подозрительно нюхал страницы и говорил:

— Духами пахнет, ей-богу…

Почему-то я не мог сказать правду и сказал, что книга взята мною у Сидорова, денщика полкового священника.

— Вон они, читатели-то, железную дорогу взорвали, хотели убить…

Хозяйка сердито и пугливо крикнула мужу:

— Ты с ума сошел! Что ты ему говоришь?

Вспоминался «умбракул, распещренный звездами», «Гервасий» и торжественные, насмешливые слова:

«Профаны, любопытствующие знать наши дела! Никогда слабые ваши очи не узрят оных!»

Я чувствовал себя у порога каких-то великих тайн и жил, как помешанный. Хотелось дочитать книгу, было боязно, что она пропадет у солдата или он как-нибудь испортит ее. Что я скажу тогда закройщице?

А старуха, зорко следя, чтобы я не бегал к денщику, грызла меня:

Мне хотелось кричать:

«Это неправда! Она не путается…»

Несколько дней мне жилось отчаянно плохо; мною овладела рассеянность, тревожная тоска, я не мог спать, в страхе за судьбу Монтепэна, и вот однажды кухарка закройщицы, остановив меня на дворе, сказала:

Я выбрал время после обеда, когда хозяева улеглись отдыхать, и явился к закройщице сконфуженный, подавленный.

Она встретила меня такая же, какою я ее встретил в первый раз, только одета иначе: в серой юбке, черной бархатной кофте, с бирюзовым крестом на открытой шее. Она была похожа на самку снегиря.

Когда я сказал ей, что не успел прочитать книгу и что мне запрещают читать, у меня от обиды и от радости видеть эту женщину глаза налились слезами.

Это меня испугало, я объявил ей, что солгал хозяевам, сказал, что книга взята не у нее, а у священника.

Источник

Я зачитался до того что когда

— Не криви рожу,- тихонько, но строго говорит он.

Неприятно, что эти мутные глаза видят меня, и не верится, что они видят,- может быть, хозяин только догадывается, что я гримасничаю?

Я не знаю, что такое статуй, и не могу не чесать рук,- обе они до локтей покрыты красными пятнами и язвами, их нестерпимо разъедает чесоточный клещ.

Я рассказываю, он качает круглой головой, плотно оклеенной серыми волосами, и обидно говорит:

Не без гордости я заявляю:

— Я ведь и воровал тоже.

Тогда, положив руки на конторку, точно кот лапы, он испуганно упирается пустыми глазами в лицо мне и шипит:

— Что-о? Как это воровал?

— Ну, это сочтём за пустяки. А если ты у меня украдёшь ботинки али деньги, я тебя устрою в тюрьму до твоих совершенных лет.

Он сказал это спокойно, я испугался и ещё больше невзлюбил его.

Когда дед привёл меня к хозяину и просил Сашу помочь мне, поучить меня,- Саша важно нахмурился, предупреждая:

— Нужно, чтоб он меня слушался!

Положив руку на голову мою, дед согнул мне шею.

— Слушай его, он тебя старше и по годам и по должности.

А Саша, выкатив глаза, внушил мне:

— Помни, что дедушка сказал!

И с первого же дня начал усердно пользоваться своим старшинством.

— Каширин, не вытаращивай зенки,- советовал ему хозяин.

— Не бычись, покупатели подумают, что ты козёл.

Приказчик почтительно смеялся, хозяин уродливо растягивал губы, Саша, багрово налившись кровью, скрывался за прилавком.

Мне не нравились эти речи, я не понимал множества слов, иногда казалось, что эти люди говорят на чужом языке.

Когда входила покупательница, хозяин вынимал из кармана руку, касался усов и приклеивал на лицо своё сладостную улыбку; она, покрывая щёки его морщинами, не изменяла слепых глаз. Приказчик вытягивался, плотно приложив локти к бокам, а кисти их почтительно развешивал в воздухе, Саша пугливо мигал, стараясь спрятать выпученные глаза, я стоял у двери, незаметно почесывая руки, и следил за церемонией продажи.

Однажды какая-то дама сказала, дрыгая ногой и поёживаясь:

— Ах, как вы щекочете.

Было смешно смотреть, как он липнет к покупательнице, и чтобы не смеяться, я отворачивался к стеклу двери. Но неодолимо тянуло наблюдать за продажей,- уж очень забавляли меня приемы приказчика, и в то же время я думал, что никогда не сумею так вежливо растопыривать пальцы, так ловко насаживать башмаки на чужие ноги.

Часто, бывало, хозяин уходил из магазина в маленькую комнатку за прилавком и звал туда Сашу; приказчик оставался глаз на глаз с покупательницей. Раз, коснувшись ноги рыжей женщины, он сложил пальцы щепотью и поцеловал их.

— Ах,- вздохнула женщина,- какой вы шалунишка! А он надул щеки и тяжко произнес:

Тут я расхохотался до того, что, боясь свалиться с ног, повис на ручке двери, дверь отворилась, я угодил головой в стекло и вышиб его. Приказчик топал на меня ногами, хозяин стучал по голове моей тяжёлым золотым перстнем, Саша пытался трепать мои уши, а вечером, когда мы шли домой, строго внушал мне:

— Прогонят тебя за эти штуки! Ну, что тут смешного?

Это меня обидело,- никто не возился со мной, а он тем более.

По утрам кухарка, женщина больная и сердитая, будила меня на час раньше, чем его; я чистил обувь и платье хозяев, приказчика, Саши, ставил самовар, приносил дров для всех печей, чистил судки для обеда. Придя в магазин, подметал пол, стирал пыль, готовил чай, разносил покупателям товар, ходил домой за обедом; мою должность у двери в это время исполнял Саша и, находя, что это унижает его достоинство, ругал меня:

— Увалень! Работай вот за тебя.

Мне было тягостно и скучно, я привык жить самостоятельно, с утра до ночи на песчаных улицах Кунавина, на берегу мутной Оки, в поле, и в лесу. Не хватало бабушки, товарищей, не с кем было говорить, а жизнь раздражала, показывая мне свою неказистую, лживую изнанку.

Нередко случалось, что покупательница уходила, ничего не купив,- тогда они, трое, чувствовали себя обиженными. Хозяин прятал в карман свою сладкую улыбку, командовал:

— Каширин, прибери товар!

Его жена, сухая, черноглазая, с большим носом, топала на него ногами и кричала, как на слугу.

Часто, проводив знакомую покупательницу вежливыми поклонами и любезными словами, они говорили о ней грязно и бесстыдно, вызывая у меня желание выбежать на улицу и, догнав женщину, рассказать, как говорят о ней.

Я, конечно, знал, что люди вообще плохо говорят друг о друге за глаза, но эти говорили обо всех особенно возмутительно, как будто они были кем-то признаны за самых лучших людей и назначены в судьи миру. Многим завидуя, они никогда никого не хвалили и о каждом человеке знали что-нибудь скверное.

Как-то раз в магазин пришла молодая женщина, с ярким румянцем на щеках и сверкающими глазами, она была одета в бархатную ротонду с воротником черного меха,- лицо её возвышалось над мехом, как удивительный цветок. Сбросив с плеч ротонду на руки Саши, она стала ещё красивее: стройная фигура была туго обтянута голубовато-серым шёлком, в ушах сверкали брильянты,- она напоминала мне Василису Прекрасную, и я был уверен, что это сама губернаторша. Её приняли особенно почтительно, изгибаясь перед нею, как перед огнём, захлёбываясь любезными словами. Все трое метались по магазину, точно бесы; на стёклах шкапов скользили их отражения, казалось, что всё кругом загорелось, тает и вот сейчас примет иной вид, иные формы.

А когда она, быстро выбрав дорогие ботинки, ушла, хозяин, причмокнув, сказал со свистом:

И они стали рассказывать друг другу о любовниках дамы, о её кутежах.

После обеда хозяин лёг спать в комнате за магазином, а я, открыв золотые его часы, накапал в механизм уксуса. Мне было очень приятно видеть, как он, проснувшись, вышел в магазин с часами в руках и растерянно бормотал:

— Что за оказия? Вдруг часы вспотели! Никогда этого не бывало вспотели! Уж не к худу ли?

Источник

Запишите предложения. Выделите главное и придаточные предложения. Поставьте вопросы к придаточным предложениям и укажите вид данных придаточных предложений. Начертите их схемы.

1. Сидельцы из мясной лавки, которых он расспрашивал накануне, сказали ему, что письма опускаются в почтовые ящики. (А.П.Чехов)

2. Видел Егорушка, как мало-помалу темнело небо, как опускалась на землю мгла, как засветились одна за другой звездочки. (А.П.Чехов)

3. Макар знал, что лютый мороз не шутит с людьми, которые уходят в тайгу без рукавиц и без шапки. (Короленко)

4. Я зачитался до того, что, когда услыхал звонок колокольчика на парадном крыльце, не сразу понял, кто это звонит и зачем. (М.Горький)

5.Мне сказали, что войска наши выступили накануне и что лагерь наш находится в 25 верстах от Карса. (А.С.Пушкин)

6. Когда же раздавался выстрел и падала птица, я всякий раз подпрыгивал на месте и даже кричал. (И.С.Тургенев)

7. Когда же я спросил, кто такие эти красавицы барышни, которые пели, отец отвечал мне, что это были крепостные горничные девушки. (Аксаков)

8.Только к вечеру, когда солнышко стало уже садиться, отец мой выудил огромного леща, которого оставил у себя в лодке, чтобы не распугать, как видно, подходившую рыбу. (Аксаков)

9. Я остановился в гостинице, где останавливаются все проезжающие и где между тем некому велеть зажарить фазана и сварить щей, ибо три инвалида, которым она поручена, так глупы или так пьяны, что от них никакого толка нельзя добиться. (М.Ю.Лермонтов)

10. Когда все части снова были оттянуты к шоссе, сюда пришло известие, что Чапаев ранен в голову и что Еланю поручается командование дивизией.

Источник

16.Укажите вариант ответа, где правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые Я зачитался до того (

16.Укажите вариант ответа, где правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые Я зачитался до того (

16.Укажите вариант ответа, где правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые
Я зачитался до того (1) что (2) когда услыхал звонок колокольчика на парадном крыльце (3) не сразу понял (4) кто это звонит (5) и зачем.
1) 1, 2, 4
2) 1, 2, 3
3) 1, 2, 3, 4
4) 1, 2, 3, 4, 5

17.(1балл) Укажите предложение, в котором придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом
1) Русский язык вёл учитель, который привил нам любовь к родному языку.
2) Облачко обратилось в белую тучу, которая постепенно облегала всё небо.
3) Его румяное лицо принадлежало к числу лиц, которые почти всегда нравятся женщинам.
4) Начинали алеть и расходиться туманные полосы, в которых тонули луга и пашни.

Прочитайте текст и выполните задания 18-22.
(1)… (2)Наиболее рослому из этих деревьев, которые недавно разыскали ученые, присвоено имя Гиперио́н. (3)Его верхушка поднялась над землей на 115,2 метра. (4)Рост двух других деревьев-великанов – Ге́лиоса и Ика́ра – 114,7 и 113,1 метра. (5)Все они относятся к породе красного дерева. (6)… таких исполинов можно встретить у основания каньонов, но эта великолепная тройка облюбовала место на горном склоне, защищающем деревья от сильных ветров. (7)Текущие с вершины ручьи поили корни зеленых рекордсменов живительной влагой.

18.Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым (1) в этом тексте?
1) Учёные решили детально изучить растительность национального парка Северной Калифорнии.
2) Флора Северной Каролины широко представлена в одном из национальных парков этого штата США.
3) Национальный парк Северной Калифорнии расположен на склоне горы.
4) В одном из национальных парков Северной Калифорнии растут, возможно, три самых высоких дерева в мире.

19.Укажите верную характеристику второго (2) предложения текста.
1) сложное бессоюзное 3) простое осложнённое
2) сложноподчинённое 4) сложносочинённое

20.Какие слова (сочетания слов) являются грамматической основой в седьмом (7) предложении текста или в одной из частей этого предложения?
1) текущие поили 3) ручьи поили
2) поили корни 4) поили корни рекордсменов

21.Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом (6) предложении?
1) Обычно 2) Поэтому 3) Напротив, 4) Несмотря на это,

22.Укажите значение слова ОСНОВАНИЕ в предложении 6.
1) нижняя часть чего-либо 3) сторона геометрической фигуры
2) причина, повод 4) право на что-либо

Источник

Что происходит и для чего?
Adblock
detector