Я зачитался до того что когда услыхал звонок

Детство. В людях. Мои университеты (66 стр.)

Я унес от этой женщины впечатление глубокое, новое для меня; предо мною точно заря занялась, и несколько дней я жил в радости, вспоминая просторную комнату и в ней закройщицу в голубом, похожую на ангела. Вокруг всё было незнакомо красиво, пышный золотистый ковер лежал под ее ногами, сквозь серебряные стекла окон смотрел, греясь около нее, зимний день.

Я сделал это и снова увидал ее на том же месте, также с книгой в руках, но щека у нее была подвязана каким-то рыжим платком, глаз запух. Давая мне книгу в черном переплете, закройщица невнятно промычала что-то. Я ушел с грустью, унося книгу, от которой пахло креозотом и анисовыми каплями. Книгу я спрятал на чердак, завернув ее в чистую рубашку и бумагу, боясь, чтобы хозяева не отняли, не испортили ее.

Они, получая «Ниву» ради выкроек и премий, не читали ее, но, посмотрев картинки, складывали на шкаф в спальне, а в конце года переплетали и прятали под кровать, где уже лежали три тома «Живописного обозрения». Когда я мыл пол в спальной, под эти книги подтекала грязная вода. Хозяин выписывал газету «Русский курьер» и вечерами, читая ее, ругался:

— Чёрт их поймет, зачем они пишут всё это! Скучища же…

Я зачитался до того, что, когда услыхал звонок колокольчика на парадном крыльце, не сразу понял, кто это звонит и зачем.

Свеча почти догорела, подсвечник, только что утром вычищенный мною, был залит салом; светильня лампадки, за которою я должен был следить, выскользнула из держальца и погасла. Я заметался по кухне, стараясь скрыть следы моих преступлений, сунул книгу в подпечек и начал оправлять лампадку. Из комнаты выскочила нянька:

Я бросился отпирать двери.

Я молчал, точно свалившись откуда-то с высоты, весь разбитый, в страхе, что она найдет книгу, а она кричала, что я сожгу дом. Пришел хозяин с женой ужинать, старуха пожаловалась им:

— Вот, глядите, всю свечу сжег и дом сожгет…

Ужиная, они все четверо пилили меня своими языками, вспоминая вольные и невольные проступки мои, угрожая мне погибелью, но я уже знал, что всё это они говорят не со зла и не из добрых чувств, а только от скуки. И было странно видеть, какие они пустые и смешные по сравнению с людьми из книги.

— Мамаша, да не орите вы! Жить нельзя…

За утренним чаем меня судили. Хозяин строго спрашивал:

Женщины кричали, перебивая друг друга, Виктор подозрительно нюхал страницы и говорил:

— Духами пахнет, ей-богу…

Почему-то я не мог сказать правду и сказал, что книга взята мною у Сидорова, денщика полкового священника.

— Вон они, читатели-то, железную дорогу взорвали, хотели убить…

Хозяйка сердито и пугливо крикнула мужу:

— Ты с ума сошел! Что ты ему говоришь?

Вспоминался «умбракул, распещренный звездами», «Гервасий» и торжественные, насмешливые слова:

«Профаны, любопытствующие знать наши дела! Никогда слабые ваши очи не узрят оных!»

Я чувствовал себя у порога каких-то великих тайн и жил, как помешанный. Хотелось дочитать книгу, было боязно, что она пропадет у солдата или он как-нибудь испортит ее. Что я скажу тогда закройщице?

А старуха, зорко следя, чтобы я не бегал к денщику, грызла меня:

Мне хотелось кричать:

«Это неправда! Она не путается…»

Несколько дней мне жилось отчаянно плохо; мною овладела рассеянность, тревожная тоска, я не мог спать, в страхе за судьбу Монтепэна, и вот однажды кухарка закройщицы, остановив меня на дворе, сказала:

Я выбрал время после обеда, когда хозяева улеглись отдыхать, и явился к закройщице сконфуженный, подавленный.

Она встретила меня такая же, какою я ее встретил в первый раз, только одета иначе: в серой юбке, черной бархатной кофте, с бирюзовым крестом на открытой шее. Она была похожа на самку снегиря.

Когда я сказал ей, что не успел прочитать книгу и что мне запрещают читать, у меня от обиды и от радости видеть эту женщину глаза налились слезами.

Это меня испугало, я объявил ей, что солгал хозяевам, сказал, что книга взята не у нее, а у священника.

Источник

Я зачитался до того что когда услыхал звонок

— Не криви рожу,- тихонько, но строго говорит он.

Неприятно, что эти мутные глаза видят меня, и не верится, что они видят,- может быть, хозяин только догадывается, что я гримасничаю?

Я не знаю, что такое статуй, и не могу не чесать рук,- обе они до локтей покрыты красными пятнами и язвами, их нестерпимо разъедает чесоточный клещ.

Я рассказываю, он качает круглой головой, плотно оклеенной серыми волосами, и обидно говорит:

Не без гордости я заявляю:

— Я ведь и воровал тоже.

Тогда, положив руки на конторку, точно кот лапы, он испуганно упирается пустыми глазами в лицо мне и шипит:

— Что-о? Как это воровал?

— Ну, это сочтём за пустяки. А если ты у меня украдёшь ботинки али деньги, я тебя устрою в тюрьму до твоих совершенных лет.

Он сказал это спокойно, я испугался и ещё больше невзлюбил его.

Когда дед привёл меня к хозяину и просил Сашу помочь мне, поучить меня,- Саша важно нахмурился, предупреждая:

— Нужно, чтоб он меня слушался!

Положив руку на голову мою, дед согнул мне шею.

— Слушай его, он тебя старше и по годам и по должности.

А Саша, выкатив глаза, внушил мне:

— Помни, что дедушка сказал!

И с первого же дня начал усердно пользоваться своим старшинством.

— Каширин, не вытаращивай зенки,- советовал ему хозяин.

— Не бычись, покупатели подумают, что ты козёл.

Приказчик почтительно смеялся, хозяин уродливо растягивал губы, Саша, багрово налившись кровью, скрывался за прилавком.

Мне не нравились эти речи, я не понимал множества слов, иногда казалось, что эти люди говорят на чужом языке.

Когда входила покупательница, хозяин вынимал из кармана руку, касался усов и приклеивал на лицо своё сладостную улыбку; она, покрывая щёки его морщинами, не изменяла слепых глаз. Приказчик вытягивался, плотно приложив локти к бокам, а кисти их почтительно развешивал в воздухе, Саша пугливо мигал, стараясь спрятать выпученные глаза, я стоял у двери, незаметно почесывая руки, и следил за церемонией продажи.

Однажды какая-то дама сказала, дрыгая ногой и поёживаясь:

— Ах, как вы щекочете.

Было смешно смотреть, как он липнет к покупательнице, и чтобы не смеяться, я отворачивался к стеклу двери. Но неодолимо тянуло наблюдать за продажей,- уж очень забавляли меня приемы приказчика, и в то же время я думал, что никогда не сумею так вежливо растопыривать пальцы, так ловко насаживать башмаки на чужие ноги.

Часто, бывало, хозяин уходил из магазина в маленькую комнатку за прилавком и звал туда Сашу; приказчик оставался глаз на глаз с покупательницей. Раз, коснувшись ноги рыжей женщины, он сложил пальцы щепотью и поцеловал их.

— Ах,- вздохнула женщина,- какой вы шалунишка! А он надул щеки и тяжко произнес:

Тут я расхохотался до того, что, боясь свалиться с ног, повис на ручке двери, дверь отворилась, я угодил головой в стекло и вышиб его. Приказчик топал на меня ногами, хозяин стучал по голове моей тяжёлым золотым перстнем, Саша пытался трепать мои уши, а вечером, когда мы шли домой, строго внушал мне:

— Прогонят тебя за эти штуки! Ну, что тут смешного?

Это меня обидело,- никто не возился со мной, а он тем более.

По утрам кухарка, женщина больная и сердитая, будила меня на час раньше, чем его; я чистил обувь и платье хозяев, приказчика, Саши, ставил самовар, приносил дров для всех печей, чистил судки для обеда. Придя в магазин, подметал пол, стирал пыль, готовил чай, разносил покупателям товар, ходил домой за обедом; мою должность у двери в это время исполнял Саша и, находя, что это унижает его достоинство, ругал меня:

— Увалень! Работай вот за тебя.

Мне было тягостно и скучно, я привык жить самостоятельно, с утра до ночи на песчаных улицах Кунавина, на берегу мутной Оки, в поле, и в лесу. Не хватало бабушки, товарищей, не с кем было говорить, а жизнь раздражала, показывая мне свою неказистую, лживую изнанку.

Нередко случалось, что покупательница уходила, ничего не купив,- тогда они, трое, чувствовали себя обиженными. Хозяин прятал в карман свою сладкую улыбку, командовал:

— Каширин, прибери товар!

Его жена, сухая, черноглазая, с большим носом, топала на него ногами и кричала, как на слугу.

Часто, проводив знакомую покупательницу вежливыми поклонами и любезными словами, они говорили о ней грязно и бесстыдно, вызывая у меня желание выбежать на улицу и, догнав женщину, рассказать, как говорят о ней.

Я, конечно, знал, что люди вообще плохо говорят друг о друге за глаза, но эти говорили обо всех особенно возмутительно, как будто они были кем-то признаны за самых лучших людей и назначены в судьи миру. Многим завидуя, они никогда никого не хвалили и о каждом человеке знали что-нибудь скверное.

Как-то раз в магазин пришла молодая женщина, с ярким румянцем на щеках и сверкающими глазами, она была одета в бархатную ротонду с воротником черного меха,- лицо её возвышалось над мехом, как удивительный цветок. Сбросив с плеч ротонду на руки Саши, она стала ещё красивее: стройная фигура была туго обтянута голубовато-серым шёлком, в ушах сверкали брильянты,- она напоминала мне Василису Прекрасную, и я был уверен, что это сама губернаторша. Её приняли особенно почтительно, изгибаясь перед нею, как перед огнём, захлёбываясь любезными словами. Все трое метались по магазину, точно бесы; на стёклах шкапов скользили их отражения, казалось, что всё кругом загорелось, тает и вот сейчас примет иной вид, иные формы.

А когда она, быстро выбрав дорогие ботинки, ушла, хозяин, причмокнув, сказал со свистом:

И они стали рассказывать друг другу о любовниках дамы, о её кутежах.

После обеда хозяин лёг спать в комнате за магазином, а я, открыв золотые его часы, накапал в механизм уксуса. Мне было очень приятно видеть, как он, проснувшись, вышел в магазин с часами в руках и растерянно бормотал:

— Что за оказия? Вдруг часы вспотели! Никогда этого не бывало вспотели! Уж не к худу ли?

Источник

Урок русского языка в 9 классе «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Урок русского языка в 9-м классе

Тема: Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными

Цель: ф ормирование умений находить, анализировать и строить сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными, развитие аналитического мышления учащихся и способности систематизировать знания, самостоятельно делать выводы, совершенствование навыков устной и письменной речи, грамматической зоркости.

Место данного урока в системе уроков: продолжение изучения сложноподчиненных предложений.

Форма проведения: урок смешанного типа.

Тип урока: изучение нового материала.

— Тема нашего урока «СПП с несколькими придаточными; знаки препинания в них». Ребята, попробуйте самостоятельно сформулировать цель нашего сегодняшнего урока ( например, научиться определять спп с несколькими придаточными, расставлять знаки препинания ).

— Сегодняшний урок хочу начать со слов русского поэта Владимира Александровича Луговского: «Если вы будете изучать русский язык, страстно любить его, то вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка».

— Сегодня мы заглянем в эту сокровищницу русского языка и начнем с синтаксической разминки.

2.1. Синтаксическая разминка с фронтальным опросом:

— Перед вами карточки-задания №1.

1) Прочитайте предложение и определите, какое оно:

Если желаете выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание, надо использовать знаки препинания.

2) Начертите схему предложения.

– Ребята, что нам нужно сделать, чтобы определить, какое это предложение: простое или сложное и какое предложение называется сложным. ( Подчеркнуть грамматическую основу предложения, сложное предложение состоит их двух и более простых предложений: ж елаете выделить, привести, дать; надо использовать.

На какие группы делится СПП? ( изъяснительные, определительные, обстоятельственные)

Определите тип придаточного предложения (обстоятельственное условия)

(Учащиеся разбирают предложение, чертят схему, определяют вид придаточного предложения – условия) (Если … ), [ … ]

Объяснение нового материала.

— Ребята, как мы уже сказали, в СПП может быть более одного придаточного предложения. В этом случае важно понять, как все части сложного предложения связаны между собой, что чему подчиняется. Придаточные, которые присоединяются непосредственно к главному предложению, могут быть однородными и неоднородными. А какие члены предложения мы называем однородными (отвечают на один вопрос и являются одним членом предложения). В озможны три вида: ссп с последовательным, параллельным и однородным подчинением.

— Запишите предложение (учащийся (Даша) работает у доски):

Составьте схему. [ гл… ] , (когда … ), (с которым … )

— Ребята, связь, при которой предложения идут одно за другим, как бы образуется цепочка предложений, называется последовательное подчинение придаточных: т.е. главному предложению подчиняется первое придаточное, первому придаточному – второе придаточное и т.д. При этом виде подчинения каждое придаточное является главным для последующего придаточного. При последовательном подчинении придаточное, относящееся к главному, называют придаточным первой степени, а следующее придаточное – придаточным второй степени и т.д.

— Очень часто при последовательном подчинении придаточных рядом оказываются союзы: что и если, что и когда, так что и хотя, чтобы правильно расстановить знаки препинания, необходимо обозначить границы простых предложений.

— Запишите предложение (учащийся (Катя Ж.) работает у доски):

— Подчеркиваем грамматическую основу: я зачитался; услышал; понял; кто звонит).

— Составляем схему [ …до того ] , (что, (когда … ),…), (кто…)

Какое предложение главное, какие союзы. Итак, при сочетании данных союзов запятая между частями сложного предложения ставится.

— Если же за придаточным предложением следует вторая часть союза то, запятая между предшествующими двумя союзами не ставится. Рассмотрим на примере:

— Запишите предложение (учащийся (Настя А.) работает у доски):

Я уже подумал, что если в сию решительную минуту не переспорю старика, то уже впоследствии трудно мне будет освободиться от его опеки. [ … ] , (что (если …), то…).

У нас после придаточного предложения следует вторая часть союза то. В данном случае запятая не ставится.

— Обратите внимание на правило в учебнике на с. ………..

Первичное закрепление (у доски).

Старик предупредил, что, если погода не улучшится, о рыбалке нечего думать (последовательное).

[ … ] , (что …, (если…), …) – придаточная изъяснительная и придаточная условия (старик предупредил, погода улучшится, думать) – последовательное подчинение.

Работа по учебнику:

— Итак, ребята, мы познакомились с СПП с несколькими придаточными, рассмотрели виды подчинения.

Я думаю на уроке еще одно сокровище русского языка открылось перед нами, а как вы думаете, зачем нужны в речи предложения с несколькими придаточными? ( чтобы сделать речь более краткой и понятной )
— Наше знакомство с СПП с несколькими придаточными не закончено, на последующих уроках мы продолжим изучение СПП с несколькими придаточными и научимся расставлять знаки препинания в данных предложениях.

Если вы будете изучать русский язык, страстно любить его, то вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка.

Прочитайте предложение и определите какое оно:

Если желаете выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание, надо использовать знаки препинания.

Начертите схему предложения.

Прочитайте предложение и определите какое оно:

Если желаете выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание, надо использовать знаки препинания.

Начертите схему предложения.

Прочитайте предложение и определите какое оно:

Если желаете выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание, надо использовать знаки препинания.

Начертите схему предложения.

Прочитайте предложение и определите какое оно:

Если желаете выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание, надо использовать знаки препинания.

Начертите схему предложения.

Прочитайте предложение и определите какое оно:

Если желаете выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание, надо использовать знаки препинания.

Источник

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными

ead65f5e52050fe10491fe6ea3937d79b7

svid pub

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными

Карточка для учителя

Основные виды СПП с несколькими придаточными

1. Сложноподчинённые предложения с последовательным подчинением. Первое придаточное относится к главному предложению (придаточное первой степи), второе придаточное относится к этому придаточному (придаточное второй степени) и т.д.

[ Виктор попросился в забойщики ], ( потому что он слышал ), ( что это самая почётная профессия на шахте ). [ ], ( потому что ), ( что ).

! При последовательном подчинении рядом могут оказаться союзы что и когда, так что и хотя, потому что и если и др., запятая в этом случае между союзами (!) ставится.

[ Она сказала ему ], (что, ( если он болен ), надо лечиться ). [ ], ( что , ( если ), ).

Запятая не ставится в том случае, если далее идёт вторая часть союза – то или так.

[ Она сказала ему ], (что ( если он болен ), то надо лечиться ). [ ], ( что ( если ), то ).

2. Сложноподчинённые предложения с параллельным подчинением. Придаточные относятся к одному общему для них главному предложению и являются разными по значению (друг с другом придаточные не связаны).

( Когда мы пришли ), [отец показал мне окуней и плотиц], ( которых он выудил без меня ). ( когда ), [ ], ( которых ).

3. Сложноподчинённые предложения с однородным подчинением придаточных. Придаточные относятся к общему для них главному предложению и являются одинаковыми по значению (однородными). Запятые при этих придаточных ставятся так же, как при однородных членах.

[Мы отправились в поход], (когда кончился дождь), (выглянуло солнце), (запели птицы). [ ], ( когда ), ( ), ( ).

[Слышно было],( как в саду шагал садовник ) и ( как скрипела его тачка ). [ ],( как ) и ( как ).

Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. Составьте схемы предложений. Определите виды СПП с несколькими придаточными.

1. Синцов долго не мог узнать ни у кого узнать, когда же подойдёт тот поезд на Минск, с которым ему предстояло отправляться.

2. Когда фигура Серёжи показалась в окне, он ему показалось что кто-то теперь увидит и схватит его.

3. Кучер Трофим, наклоняясь к переднему окну, сказал моему отцу, что дорога стала тяжела, что нам не доехать засветло до села, что мы запоздаем.

4. Снова, после долгих лет разлуки, я увидел этот огромный сад, в котором мелькнуло несколько счастливых лет моего детства и который много раз снился мне.

5. Медведь так полюбил Никиту, что, когда он уходил, зверь тревожно нюхал воздух.

6. Пока свободою горим, пока сердца для чести живы, мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы.

7. В Пензенской области есть место, где родился писатель и где прошли годы юности.

8. Однажды, когда гуляющий ветер уносил шапки и прятались птицы, рухнула старая сосна, стоящая на краю поляны.

9. Мне нравится, что дом построен на горе, что к нему ведёт каменистая дорожка и что видны крыши соседних построек.

10. Я подумал, что если в сию решительную минуту не переспорю старка, то уже впоследствии мне трудно будет освобождаться от его опеки.

11. Я заметил, что куда ни придёшь, увидишь что-нибудь замечательное.

12. Я зачитался до того, что когда услыхал звон колокольчика на парадном крыльце, то не сразу понял, кто звонит и зачем.

13. Мои спутники знали, что если нет проливного дождя, то выступление не отменяется.

14. Когда бричка выехала со двора, он оглянулся назад и увидел, что Собакевич стоял на крыльце и, как казалось, приглядывался, желая узнать, куда гость поедет.

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными

Карточка для учащихся

Основные виды СПП с несколькими придаточными

1. Сложноподчинённые предложения с последовательным подчинением. Первое придаточное относится к главному предложению (придаточное первой степи), второе придаточное относится к этому придаточному (придаточное второй степени) и т.д.

[ Виктор попросился в забойщики ], ( потому что он слышал ), ( что это самая почётная профессия на шахте ). [ ], ( потому что ), ( что ).

! При последовательном подчинении рядом могут оказаться союзы что и когда, так что и хотя, потому что и если и др., запятая в этом случае между союзами (!) ставится.

[ Она сказала ему ], (что, ( если он болен ), надо лечиться ). [ ], ( что , ( если ), ).

Запятая не ставится в том случае, если далее идёт вторая часть союза – то или так.

[ Она сказала ему ], (что ( если он болен ), то надо лечиться ). [ ], ( что ( если ), то ).

2. Сложноподчинённые предложения с параллельным подчинением. Придаточные относятся к одному общему для них главному предложению и являются разными по значению (друг с другом придаточные не связаны).

( Когда мы пришли ), [отец показал мне окуней и плотиц], ( которых он выудил без меня ). ( когда ), [ ], ( которых ).

3. Сложноподчинённые предложения с однородным подчинением придаточных. Придаточные относятся к общему для них главному предложению и являются одинаковыми по значению (однородными). Запятые при этих придаточных ставятся так же, как при однородных членах.

[Мы отправились в поход], (когда кончился дождь), (выглянуло солнце), (запели птицы). [ ], ( когда ), ( ), ( ).

[Слышно было],( как в саду шагал садовник ) и ( как скрипела его тачка ). [ ],( как ) и ( как ).

Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. Составьте схемы предложений. Определите виды СПП с несколькими придаточными.

1. Синцов долго (не)мог (н_)(у)кого узнать когда(же) подойдёт тот поезд на Минск с которым ему предстояло отправлят_ся.

2. Когда фигура Серёжи возникла в окне ему показалось что кто(то) теперь увид_т и схват_т его.

3. Кучер Трофим накл_няясь к переднему окну сказал моему отцу что дорога стала тяжела что нам (не) доехать (за)светло до села что мы зап_здаем.

4. Снова, после долгих лет разлуки, я увидел этот огромный сад в котором м_лькнуло н_сколько счастливых лет моего детства и который много раз снился мне.

5. Медведь так полюбил Никиту что когда он уходил зверь тревожно нюхал воздух.

6. Пока свободою горим пока сердца для чести живы мой друг отчизне посв_тим души прекрасные порывы.

7. В Пензенской области есть место где родился писатель и где прошли годы юн_ости.

8. Однажды когда гуляющий ветер уносил шапки и прятались птицы рухнула старая сосна стоящ_я на краю поляны.

9. Мне нравит_ся что дом постро__н на горе что к нему ведёт каменистая дорожка и что видны крыши соседних построек.

10. Я подумал что если в сию решительную минуту не переспорю старка то уже (в)последствии_ мне трудно будет освобождат_ся от его опеки.

11. Я заметил что куда н_ придёшь увидишь что(нибудь) замечательное.

12. Я зач_тался до того что когда услыхал звон колокольчика на парадном крыльце то (не)сразу понял кто звонит и (за)чем.

13. Мои спутники знали что если нет проливного дождя то выступление (не)отменяется.

14. Когда бричка выехала со двора он оглянулся (на)зад и увидел что Собакевич стоял на крыльце и как казалось приглядывался желая узнать куда гость поедет.

Источник

Что происходит и для чего?
Adblock
detector