Я жить хочу лермонтов о чем

Содержание

Михаил Лермонтов

Я жить хочу! Хочу печали…(+ Анализ)

41

41

mihail lermontov duma

article428358

Анализ стихотворения Лермонтова «Я жить хочу! хочу печали…» 1 вариант

Михаил Лермонтов, чей литературный дар проявился в достаточно раннем возрасте, к 18 годам был уже сформировавшимся поэтом. В этот период он не планировал посвятить свою жизнь творчеству, рассчитывая сделать блестящую научную карьеру. Тем не менее, судьба распорядилась иначе, и он был отчислен из Московского университета. Мрачный 18-летний юноша с богатым воображением, которое в какой-то период стало для него не только источником вдохновения, но и превратилось в особый мир, полный несбыточных надежд, Лермонтов решил круто изменить свою жизнь, выбрав военную стезю. Параллельно он обдумывает возможность реализации своих поэтических дарований и даже пытается публично читать стихи на светских раутах, которые воспринимаются достаточно благосклонно. Молодой поэт при всей сложности и резкости своего характера, неумении сходиться с людьми и вести светские беседы, тем не менее, любит бывать в обществе, которое привлекает его гораздо больше, чем армейская служба. Однако в какой-то момент Лермонтов понимает, что прожигает свою жизнь зря, и это открытие больно задевает его самолюбие. Он вновь начинает мечтать о подвигах и глубоких душевных переживаниях, которые, по его мнению, облагораживают человека. Именно в этот момент, осенью 1832 года, появляется на свет стихотворение «Я жить хочу! Хочу печали…». В нем автор высказывает свои самые сокровенные мысли, которые, впрочем, весьма нетипичны для молодых людей его окружения, предающимся светским забавам. Однако такая жизнь не по душе Лермонтову, который не видит никакой пользы в подобно времяпровождении.

Осень (Листья в поле пожелтели…) (+ Анализ)

Анализ стихотворения «Я жить хочу, хочу печали…» 2 вариант

Приветствую тебя, воинственных славян…

Стихотворение «Я жить хочу, хочу печали» написано в августе 1832 году, когда поэту было 18 лет. В этот период Лермонтов переезжает из Москвы в Санкт-Петербург и поступает в школу юнкеров. Это стихотворение, созданное в жанре философской лирики, можно назвать манифестом поэта.

Немного об истории
С историей создания этого стихотворения связано имя Софьи Александровны Бахметьевой, воспитанницы бабушки поэта. (не путайте с Софьей Андреевной, супругой Алексея Константиновича Толстого). Несмотря на то, что Софья Александровна была на 14 лет старше поэта, он недолго был увлечен ею. Лето 1830 года она провела вместе с поэтом в Середникове, впоследствии недолго переписывались. Сохранилось три письма Лермонтова к Бахметьевой. Лермонтов посылал ей свои стихи. В их числе оказалось стихотворение «Я жить хочу, хочу печали». Вот как описывает биограф Лермонтова Висковатый Павел Александрович отношения Лермонтова и Бахметьевой:

«…юноша временно увлекся одной из трех сестер Бахметевых — Софьей Александровной. Она была старше Михаила Юрьевича, любила молодежь и разные ее похождения; именовала сорванцов, среди которых в Москве пошаливал и Лермонтов, «та bande joyeuse (моя веселая банда (фр.))», и веселая, увлекающаяся сама, увлекла, но ненадолго, и Мишеля. Он называл ее «легкой, легкой как пух!» Взяв пушинку в присутствии Софьи Александровны, он дул на нее, говоря: «Это Вы — Ваше Атмосфераторство!»

По мнению биографа, стихотворение было написано для Бахметьевой.

Стихотворение было опубликовано в 1889 году в собрании сочинений, подготовленном Висковатовым.

Тема и идея стихотворения
Тема стихотворения – место поэта в обществе. Главная мысль, идея произведения выражена словами:

Что без страданий жизнь поэта?
И что без бури океан?

В какой-то момент Лермонтов решил, что, не познав страдания, нельзя быть талантливым и, тем более, нельзя быть поэтом. Страдания возвышают душу, делают человека человеком. Эта идея была особенно популярна в русской литературе середины XIX века. Только литераторы того времени призывали читателей страдать во имя свободы, во имя счастия других людей.

Идея страдания характерна для христианской морали, в которой говорится, что человек должен страдать, чтобы приблизиться к Богу, приобрести вечное блаженство в другой жизни.

Она была прекрасна, как мечта…(+Анализ)

В этом произведении, как и в других творениях Лермонтова, просматривается влияние Пушкина. Но здесь юный поэт полемизирует с Александром Сергеевичем. В стихотворении Пушкина «Элегия» есть строки:

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья..

Лермонтов утверждает, что для того, чтобы быть поэтом, он должен

жить ценою муки,
Ценой томительных забот

В произведении Лермонтова нет места наслаждениям, любви и счастию, поскольку они

ум избаловали
И слишком сгладили чело.

Композиция и построение стихотворения
По композиции стихотворение можно разделить на две части. В первой части Лермонтов говорит о своем пожелании. Эта часть занимает первые 6 строк. Во второй части выражен его взгляд на жизнь поэта.

В стихотворении всего 12 строк, написанных одной строфой. Ритм стиха – классический четырехстопный ямб. Рифма перекрестная с чередованием мужских и женских рифм.

Средства художественной выразительности
В этом произведении средств художественной выразительности немного, но они довольно разнообразны:

Архаизм «чело» приближает поэта к православным мученикам, говоря, что «любовь и счастие сгладили чело», поэт применил метафору. Тем самым он хотел подчеркнуть, что любовь и счастие заставляют его расслабиться, не думать, не тревожиться. Также метафора заключена в словах «мой ум избаловали». Туман спокойствия – еще одна метафора.

Насмешкам света – общепринятая метонимия, подразумевающая светское общество, дворянскую элиту. Неба звуки – олицетворение, под которым подразумевается талант поэта.

Завершая краткий анализ стихотворения, следует вспомнить о том, что известный литературный критик ХХ века Д. Е. Максимов увидел в стихотворении «Я жить хочу, хочу печали» «любовь к жизни, к природе, к вечному движению, к борьбе, а в особенности к свободе». Максимов писал, что «Лермонтов своим творчеством утверждает… и много раз признается в этой любви».vinetka rozochka

Источник

Я жить хочу! хочу печали… (Лермонтов)

Я жить хочу! хочу печали
Любви и счастию назло;
Они мой ум избаловали
И слишком сгладили чело.
Пора, пора насмешкам света
Прогнать спокойствия туман;
Что без страданий жизнь поэта?
И что без бури океан?
Он хочет жить ценою муки,
Ценой томительных забот.
Он покупает неба звуки,
Он даром славы не берет.
YA zhit hochu e1571465962197

Анализ стихотворения «Я жить хочу, хочу печали…»

Стихотворение «Я жить хочу, хочу печали» написано в августе 1832 году, когда поэту было 18 лет. В этот период Лермонтов переезжает из Москвы в Санкт-Петербург и поступает в школу юнкеров. Это стихотворение, созданное в жанре философской лирики, можно назвать манифестом поэта.

Немного об истории

С историей создания этого стихотворения связано имя Софьи Александровны Бахметьевой, воспитанницы бабушки поэта. (не путайте с Софьей Андреевной, супругой Алексея Константиновича Толстого). Несмотря на то, что Софья Александровна была на 14 лет старше поэта, он недолго был увлечен ею. Лето 1830 года она провела вместе с поэтом в Середникове, впоследствии недолго переписывались. Сохранилось три письма Лермонтова к Бахметьевой. Лермонтов посылал ей свои стихи. В их числе оказалось стихотворение «Я жить хочу, хочу печали». Вот как описывает биограф Лермонтова Висковатый Павел Александрович отношения Лермонтова и Бахметьевой:

Screenshot 57

По мнению биографа, стихотворение было написано для Бахметьевой.

Стихотворение было опубликовано в 1889 году в собрании сочинений, подготовленном Висковатовым.

Тема и идея стихотворения

Тема стихотворения – место поэта в обществе. Главная мысль, идея произведения выражена словами:

Screenshot 56

В какой-то момент Лермонтов решил, что, не познав страдания, нельзя быть талантливым и, тем более, нельзя быть поэтом. Страдания возвышают душу, делают человека человеком. Эта идея была особенно популярна в русской литературе середины XIX века. Только литераторы того времени призывали читателей страдать во имя свободы, во имя счастия других людей.

Идея страдания характерна для христианской морали, в которой говорится, что человек должен страдать, чтобы приблизиться к Богу, приобрести вечное блаженство в другой жизни.

В этом произведении, как и в других творениях Лермонтова, просматривается влияние Пушкина. Но здесь юный поэт полемизирует с Александром Сергеевичем. В стихотворении Пушкина «Элегия» есть строки:

Screenshot 55

Лермонтов утверждает, что для того, чтобы быть поэтом, он должен

Screenshot 54

В произведении Лермонтова нет места наслаждениям, любви и счастию, поскольку они

Screenshot 53

Композиция и построение стихотворения

По композиции стихотворение можно разделить на две части. В первой части Лермонтов говорит о своем пожелании. Эта часть занимает первые 6 строк. Во второй части выражен его взгляд на жизнь поэта.

В стихотворении всего 12 строк, написанных одной строфой. Ритм стиха – классический четырехстопный ямб. Рифма перекрестная с чередованием мужских и женских рифм.

Средства художественной выразительности

В этом произведении средств художественной выразительности немного, но они довольно разнообразны:

Архаизм «чело» приближает поэта к православным мученикам, говоря, что «любовь и счастие сгладили чело», поэт применил метафору. Тем самым он хотел подчеркнуть, что любовь и счастие заставляют его расслабиться, не думать, не тревожиться. Также метафора заключена в словах «мой ум избаловали». Туман спокойствия – еще одна метафора.

Насмешкам света – общепринятая метонимия, подразумевающая светское общество, дворянскую элиту. Неба звуки – олицетворение, под которым подразумевается талант поэта.

В стихотворении также использованы анафоры (повторы). Местоимение «он» акцентирует внимание на поэте. Повтор слова «что» усиливает звучание вопросов.

Завершая краткий анализ стихотворения, следует вспомнить о том, что известный литературный критик ХХ века Д. Е. Максимов увидел в стихотворении «Я жить хочу, хочу печали» «любовь к жизни, к природе, к вечному движению, к борьбе, а в особенности к свободе». Максимов писал, что «Лермонтов своим творчеством утверждает… и много раз признается в этой любви».

Источник

Анализ стихотворения «Я жить хочу» Лермонтова.

Лермонтову Михаилу Юрьевичу принадлежит стихотворение «Я жить хочу. Хочу печали». Поэт написал шедевр в 1832 году.

История создания

Поэт читал часто свои стихотворения Софье Бахметьевой. Она была воспитанницей лермонтовской бабушки. При этом Софья старше Михаила на 14 лет, но разница в возрасте не сыграла ключевого значения. Лермонтов был в неё влюблён, посвящал девушке некоторые стихотворения. Но в произведении «Я жить хочу. Хочу печали» несколько иная тема, чем может показаться.

Поэт в стихотворном произведении ищет своё место в жизни. И это закономерно, потому что Михаил всегда был в поиске. Он сравнивает поэта без страданий с океаном, в котором нет бурь.

Читайте по теме:

Композиция

Условно выделяют 2 части: в первой поэт говорит о желании, а во второй – демонстрирует видение мира. При этом все 12 строк написаны в одну строфу. Это создаёт некую целостность стихотворного полотна.

Стихотворение является образцом философской лирики. Поэт делится с читателями своим эмоциональным состоянием, рассуждает о жизни.

Читайте по теме:

Средства выразительности

Тропов мало, но они подобраны в разнообразии. Есть архаизм «чело», задающий особый тон повествованию стихотворения.

Эпитеты

Заботы в творчестве поэта «томительны», что является отражением взглядов на жизнь Михаила Юрьевича. Эпитетов немного, но они употреблены к месту.

Олицетворение

«Любви и счастию назло» – олицетворение, которое показывает внутренний мир героя. Лермонтова не просто так звали «ночным светилом»: он умел писать мрачно, но красиво.

Метафоры

«Мой ум избаловали» – метафора, которая показывает мысли лирического героя. Лермонтов избирателен в тропах. Он мастерски выбирает слова.

Источник

Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Я жить хочу! хочу печали…» по плану

1. История создания

Стихотворение «Я жить хочу! Хочу печали» написано в 1832 году в период раннего творчества М.Ю. Лермонтова.

Поэту 18 лет, и по настоянию бабушки он вынужден покинуть Москву, чтобы поступить в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров в Петербурге.

Лермонтов еще не знает, что расставание со своей любимой — Варварой Лопухиной, а также со всеми близкими друзьями станет для него тяжелым испытанием.

В нем еще живы оптимистичные ноты, и он смотрит на перемены как на разумную плату за писательский дар. В результате на свет появляется стихотворение «Я жить хочу».

2. Литературное направление

Стихотворение относится к романтизму.

3. Род

По роду произведение относится к лирике.

4. Жанр

Стихотворение создано в жанре философской лирики.

5. Проблематика

Лермонтов поднимает проблему собственного безразличия, которое наступает, когда человеку становится скучно, и он пресыщается жизнью.

6. Тематика

Главная тема стихотворения – судьба поэта и поэзии в обществе.

7. Идея

Лермонтов хотел показать, откуда он черпает источник вдохновения. Для него движущей силой являются страдания и печаль. Радость, любовь и счастье его не вдохновляют:

Что без страданий жизнь поэта?
И что без бури океан?

8. Пафос

Эмоциональный тон всего стихотворения задается с первых строчек стихотворения: «Хочу печали любви и счастию назло».

Только сильная, эмоциональная сердечная боль может заставлять поэта творить литературные шедевры. Спокойная жизнь, наполненная положительными моментами, может быстро надоесть и привести к равнодушию. Тогда поэт станет бесплодным как художник. Этого Лермонтов боится больше всего.

9. Система образов

В стихотворении четко вырисовывается образ океана. Океан – это судьба поэта, полная бурных и волнительных событий.

Водной стихии Лермонтов противопоставляет «спокойствия туман».
Действительно, поэту кажется его будущее туманным, так как размеренная жизнь его мало трогает.

В тоже время океан «даром славы не берет». Другими словами, успех просто так не дается. Путь поэта – это сложный, тернистый путь, полный противоречий.

10. Центральные персонажи

Центральный персонаж — поэт.

Лермонтов разрешает взглянуть в самую глубину своей души. Поэт говорит, что размеренная жизнь и отсутствие перемен делает его слабым. Ему нужна буря, его сердце требует перемен.

11. Лирический герой

Лирического героя воплощает сам М.Ю. Лермонтов. Лирический герой обозначен местоимением «он», за которым стоит сам поэт.

Жизнь творца неполноценна, если в ней нет душевных страданий. Ни один здоровый человек не станет заниматься бичеванием своей души, тянуться к страданиям.

Однако поэты – это представители определенной формации внутреннего мира. Путь у них всегда страдальческий, так как вступают в конфронтацию с обществом, бросают вызов.

12. Сюжет

Стихотворение начинается с того, что поэт говорит о желании оставить светское общество, представителей которого он считал прожигателями жизни.

Мысли Лермонтова резко отличаются от его окружения. Он хочет печали. Только такое состояние он считает продуктивным.

Дальше Лермонтов делиться личными переживаниями, сокровенными мыслями бунтаря. Таковым и был поэт. «И что без бури океан?» — таков удел бунтаря, не желающего идти на компромисс с устоявшимися взглядами и традициями.

Автор придерживается позиции, что истинный труд и успех достигается потом и кровью через многие страдания. Тогда они будут наполнены глубоким смыслом: «Он даром славы не берет».

13. Композиция

Композиция стихотворения – тематическая, последовательная.

Композиционно делится на 2 части. Первая часть состоит из первых 6 строк, где Лермонтов говорит о своем желании:

Я жить хочу! хочу печали
Любви и счастию назло;
Они мой ум избаловали
И слишком сгладили чело.
Пора, пора насмешкам света
Прогнать спокойствия туман;

Затем автор плавно переходит от одной мысли к другой, где выражает свое отношение к жизни поэта. Это вторая часть:

Что без страданий жизнь поэта?
И что без бури океан?
Он хочет жить ценою муки,
10 Ценой томительных забот.
Он покупает неба звуки,
Он даром славы не берет.

14. Художественное своеобразие произведения

Стихотворение начинается с эмоционального возгласа «Я жить хочу!». Уже вначале поэт заявляет о желании жить полноценно. Мотив печали усиливается за счет созвучных гласных «о» и «а».

Лермонтов вводит в текст тропы для усиления страданий лирического героя.

Лермонтов вводит анафоры. Повтор слова «что» усиливает звучание вопросов.

Трижды поэт использует местоимение «он», чтобы подчеркнуть значимость качеств художника-творца:

Он хочет жить ценою муки,
Он покупает неба звуки,
Он даром славы не берет.

15. Ритм, рифма, строфика

Чувство возвышенности в стихотворении создаётся за счёт классического размера стихотворения для лирических произведений Лермонтова — четырехстопного ямба.

Рифма стихотворения – перекрестная (АБАБ), женская рифма чередуется с мужской.

16. Средства художественной выразительности

В этом произведении художественных средств выразительности не так много, но все они разноплановы.

Стихотворение построено на сопоставлении. Так, поэт проводит параллель между разными понятиями с единым смыслом:

Что без страданий жизнь поэта?
И что без бури океан?

Страдания сравниваются с бурей, океан — с душой, над которым собираются тучи. Подобно тучам, которые никак не успокоятся и волнуют водную стихию, негативные эмоции никак не утихнут. Но именно такой ценой можно быть по-настоящему талантливым.

Архаизм «чело» позволяет сравнить поэта со святыми мучениками. Здесь

Лермонтов вводит метафору «любовь и счастие сгладили чело». Другими словами, два этих состояния расслабляют, заставляют не думать, не беспокоиться.
То же значение передают метафоры: «туман спокойствия» и «мой ум избаловали».

Метонимия «насмешкам света» характеризует светское общество, дворянскую элиту. А под олицетворением «неба звуки» идет речь о таланте поэта.

В поэтическом тексте также использованы анафоры. Повтор местоимения «он» делает акцент на образе поэта. Повтор слова «что» усиливает вопросы.

17. Значение

Стихотворение имеет большое значение для потомков, так как оно точно описывает душевное состояние поэта на его творческом пути.

Автор приглашает читателя прогуляться по закоулкам своей души, открывает перед нами свой противоречивый и трагический внутренний мир. Благодаря этому произведения мы знаем, что поэт проживал свою жизнь как боец, заплатив высокую цену в виде душевных страданий.

18. Актуальность

Данное произведение не теряет актуальности, ведь многие люди до сих пор занимаются творчеством и черпают вдохновение в сильных негативных переживаниях.

Зная печальную историю жизни поэта и его трагической гибели, мы можем сделать определенные выводы относительно верности выбранной стратегии. Возможно стоит присмотреться к более позитивным источникам вдохновения, которые не будут оказывать негативный эффект на нашу жизнь.

19. Мое отношение

Прочитав данное стихотворение, я задумался(-ась) о том, какими тяжелыми могут быть творческие поиски и какими ранимыми могут быть творческие люди. Думаю, мы могли бы быть более внимательными к близким людям, которые создают нечто новое и прекрасное.

20. Чему учит

Стихотворение учит уважительно относиться ко всем творческим людям и их работам, ведь в каждое творение они вкладывают свою душу и свои эмоции.

Источник

Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Я жить хочу! хочу печали…» по плану

Михаил Юрьевич Лермонтов великий русский стихотворец девятнадцатого века. Лермонтов, «кит» русскоязычной поэзии, появился на свет 3 октября 1814 году в городе Пятигорск. Его творчество, в коем имеются светские, мудрые и собственные мотивы, дало начало новому витку русской литературы и оказало огромное действие на популярных русских прозаиков и поэтов 19 и 20 веков. Стихотворения Лермонтова нашли неплохой отклик в живописи, театре, кинематографе. Его строки прекрасно подходят для опер, симфоний и романсов.

Творчество поэта очень многогранно и специфично. Одним из знаменитых произведений является двенадцати-строчие «Я жить хочу!Хочу печали», оно раскрывает душу поэта, как и многие его произведения. Эти строки были написаны для С. А. Бахметьевой в августе 1832 года, именно они были в письме от Лермонтова. Но вот изданы они были лишь в 1889 году в собрании сочинений под редакцией Висковатова. Стихотворение говорит о том, что постоянное спокойствие и не желание перемен ослабляет человека. О нужде «бури», говорит поэт намекая на желание кардинальных перемен. Он высмеивает любовь и радость, которые его избаловали. Ведь для поэта, особенно такого, грусть и печаль это основа стихотворений.

Это произведение, как и многие другие стихотворения Лермонтова, таит в себе некий шарм. Так же оно бунтарское и раскрепощенное, свободное. Именно за эту свободу поэта отправили в ссылку на службу на Кавказе. По мнению Лермонтова свобода великий дар для человека который дан не всем. Но жизнь важнее, даже свободы, как сказал автор «Он хочет жить ценою муки, Ценой томительных забот.» и в этом скрыта правда. Правда в том, что для человека жизнь хоть и коротка, но ни какие блага не смогут заменить неимение жизни. Да и зачем они нужны если ты мертв. Каждая секунда, какой она бы не была горькая, веселая, печальная, важна для нас, ведь не может без горести быть счастья. Именно это хотел выразить Михаил Юрьевич в этих строках «Что без страданий жизнь поэта? И что без бури океан?».

Данное стихотворение, как было описано выше, несет в себе частичку души самого поэта и каждого из нас. Показывает на сколько глубока внутренняя вселенная человека который занимается поэзией, прозой, музыкой и всем что связанно с искусством. Читая это стихотворение рождается желание жить, как не было бы сложно. Никакие сложности и трудности не должны вас подталкивать к мысли о прекращении своего существования.

Кратко 9 класс, по плану. Тема идеи

История создания

Стихотворение «Я жить хочу! Хочу печали» написано в 1832 году в период раннего творчества М.Ю. Лермонтова.
Поэту 18 лет, и по настоянию бабушки он вынужден покинуть Москву, чтобы поступить в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров в Петербурге.

Лермонтов еще не знает, что расставание со своей любимой — Варварой Лопухиной, а также со всеми близкими друзьями станет для него тяжелым испытанием.

В нем еще живы оптимистичные ноты, и он смотрит на перемены как на разумную плату за писательский дар. В результате на свет появляется стихотворение «Я жить хочу».

Система образов

В стихотворении четко вырисовывается образ океана. Океан – это судьба поэта, полная бурных и волнительных событий.

Водной стихии Лермонтов противопоставляет «спокойствия туман». Действительно, поэту кажется его будущее туманным, так как размеренная жизнь его мало трогает.

В тоже время океан «даром славы не берет». Другими словами, успех просто так не дается. Путь поэта – это сложный, тернистый путь, полный противоречий.

Виртуальная выставка, посвященная 200-летию со дня рождения М. Лермонтова

Именно таким он видит свой путь в литературе – тернистым, сложным, полным противоречий и непонимания. Оно выделяет желание лирического героя жить, а не существовать, которое становится подобно крику. Но далее идёт парадоксальное противопоставление, выражающее основную идею произведения. Оно оказало большое влияние на виднейших русских писателей и поэтов XIX и XX вв. Драматургия Лермонтова имела огромное влияние на развитие театрального искусства.

Примечательно, что жажда жизни синонимична жажде печали и контрастна «любви и счастию», понимаемым здесь как «опасные» для поэта состояния покоя и умиротворения. Л., опираясь на традиции рус. гражд. поэзии, противопоставляет образу изнеженного поэта образ мятежного романтика, ищущего напряженной жизни в волнениях и страстях. Все эти мотивы отличают избранного поэта, приуготовленного к бессмертию, и закрепляются в риторич.

В. И. КоровинЛермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Валерик (стихотворение) — У этого термина существуют и другие значения, см. Валерик. Как часто, пёстрою толпою окружён (Лермонтов) — Значимость предмета статьи поставлена под сомнение. Книга представляет собой документальный роман-хронику, основные принципы которого впервые были разработаны В.В. Вересаевым в биографических повествованиях «Пушкин в жизни» и «Гоголь в жизни».

Сюжет

Стихотворение начинается с того, что поэт говорит о желании оставить светское общество, представителей которого он считал прожигателями жизни.

Мысли Лермонтова резко отличаются от его окружения. Он хочет печали. Только такое состояние он считает продуктивным.

Дальше Лермонтов делиться личными переживаниями, сокровенными мыслями бунтаря. Таковым и был поэт. «И что без бури океан?» — таков удел бунтаря, не желающего идти на компромисс с устоявшимися взглядами и традициями.

Автор придерживается позиции, что истинный труд и успех достигается потом и кровью через многие страдания. Тогда они будут наполнены глубоким смыслом: «Он даром славы не берет».

В лаконичном произведении А. Блок раскрывает две темы – любви к жизни и роли поэта в обществе. Эти темы тесно переплетаются, дополняют друг друга. В центре стихотворения лирический герой, который эмоционально выплескивает все, что накопилось в его душе.

Уже первый стих – откровение героя о его «безумной» любви к жизни. Он хочет сделать все то, что может не каждый человек: увековечить сущее, вочеловечить то, что безлично, воплотить мечты. Тяготы жизни совсем не пугают его, хоть и душат. Держаться на плаву лирическому герою помогают надежды. Все они обращены к потомкам. Мужчина осторожно мечтает о том, что когда-то какой-то веселый юноша вспомнит о нем добрым словом. А. Блок понимал, что не все его стихотворения жизнерадостные, есть и угрюмые. Его лирический герой надеется, что потомки поймут: угрюмство – лишь оболочка, середина же светлая и добрая.

Дочитав стихотворение, мы понимаем, что под образом лирического героя скрывается поэт, который увековечивает истинные ценности в слове. В последней строфе А. Блок показывает, каким должен быть настоящий поэт: «дитем добра и света», «свободы торжеством».

В контексте традиционных для литературы тем реализуется идея о том, что человек, не только поэт, должен любить жизнь и жить так, чтобы оставить после себя хороший след.

Композиция

Композиция стихотворения – тематическая, последовательная.

Композиционно делится на 2 части. Первая часть состоит из первых 6 строк, где Лермонтов говорит о своем желании:

Я жить хочу! хочу печали Любви и счастию назло; Они мой ум избаловали И слишком сгладили чело. Пора, пора насмешкам света Прогнать спокойствия туман;

Затем автор плавно переходит от одной мысли к другой, где выражает свое отношение к жизни поэта. Это вторая часть:

Что без страданий жизнь поэта? И что без бури океан? Он хочет жить ценою муки, 10 Ценой томительных забот. Он покупает неба звуки, Он даром славы не берет.

Анализ стихотворения Лермонтова «Я жить хочу! хочу печали…»

Михаил Лермонтов. чей литературный дар проявился в достаточно раннем возрасте, к 18 годам был уже сформировавшимся поэтом. В этот период он не планировал посвятить свою жизнь творчеству, рассчитывая сделать блестящую научную карьеру. Тем не менее, судьба распорядилась иначе, и он был отчислен из Московского университета. Мрачный 18-летний юноша с богатым воображением, которое в какой-то период стало для него не только источником вдохновения, но и превратилось в особый мир, полный несбыточных надежд, Лермонтов решил круто изменить свою жизнь, выбрав военную стезю. Параллельно он обдумывает возможность реализации своих поэтических дарований и даже пытается публично читать стихи на светских раутах, которые воспринимаются достаточно благосклонно. Молодой поэт при всей сложности и резкости своего характера, неумении сходиться с людьми и вести светские беседы, тем не менее, любит бывать в обществе, которое привлекает его гораздо больше, чем армейская служба. Однако в какой-то момент Лермонтов понимает, что прожигает свою жизнь зря, и это открытие больно задевает его самолюбие. Он вновь начинает мечтать о подвигах и глубоких душевных переживаниях, которые, по его мнению, облагораживают человека. Именно в этот момент, осенью 1832 года, появляется на свет стихотворение «Я жить хочу! Хочу печали…». В нем автор высказывает свои самые сокровенные мысли, которые, впрочем, весьма нетипичны для молодых людей его окружения, предающимся светским забавам. Однако такая жизнь не по душе Лермонтову, который не видит никакой пользы в подобном времяпровождении.
Именно поэтому в первых строчках стихотворения автор открыто признается: «Хочу печали любви и счастию назло». В его понимании лишь это чувство, отдающееся болью в сердце, достойно уважения, потому как умиротворение и спокойствие – первый шаг к равнодушию, которого так боится поэт. Не равнодушия по отношению к нему, а собственного безразличия, которое неизбежно, когда человек пресыщается жизнью. И лишь только глубокие страдания могут заставить его выйти из душевного оцепенения, которое для поэта особенно губительно. Поэтому автор подчеркивает, что именно счастливые моменты жизни «мой ум избаловали и слишком сгладили чело».

Лермонтов готов бросить вызов светскому обществу, которое пока еще относится к нему достаточно благосклонно. Это – естественное желание прирожденного бунтаря, не желающего смиряться с очевидными вещами. Впрочем, подобные черты характера проявлялись у поэта с раннего детства, когда он осознал, что мир устроен совеем не так, как ему рисовалось в сладких грезах, и в нем уже нет место подвигам. Но зато есть возможность противопоставить себя всем тем, кто жаждет спокойной и счастливой жизни, считая это высшим благом. Поэтому Лермонтов словно бы подбадривает сам себя, заявляя: «Пора, пора насмешкам света прогнать спокойствия туман». Будущая жизнь видится ему бурной и полной событий, а свою судьбу он отождествляет с бурным океаном. «Что без страданий жизнь поэта?», — вопрошает автор, и сам же отвечает на этот вопрос, подчеркивая, что он «хочет жить ценою муки». Проводя параллель с бушующей водной стихией, Лермонтов о. Именно таким он видит свой путь в литературе – тернистым, сложным, полным противоречий и непонимания. И уже в столь молодом возрасте автор к этому готов, считая, что если его творчество будет по достоинству оценено современниками, то будущие поколения попросту забудут сладкоголосого поэта, который создавал свои стихи лишь для того, чтобы добиться сиюминутной славы и снискать одобрение высшего света.

Анализ стихотворения Лермонтова «Я жить хочу! хочу печали»

Художественное своеобразие произведения

Стихотворение начинается с эмоционального возгласа «Я жить хочу!». Уже вначале поэт заявляет о желании жить полноценно. Мотив печали усиливается за счет созвучных гласных «о» и «а».

Лермонтов вводит в текст тропы для усиления страданий лирического героя.

Лермонтов вводит анафоры. Повтор слова «что» усиливает звучание вопросов.

Трижды поэт использует местоимение «он», чтобы подчеркнуть значимость качеств художника-творца:

Источник

Что происходит и для чего?
Adblock
detector