Юмористический рассказ что это такое

Как написать юмористический рассказ

Юмористический рассказ — пожалуй, один из наиболее интересных и в тоже время непростых жанров. Казалось бы, что сложно в том, чтобы поведать веселую историю? Однако далеко не всем писателям удается это сделать так, чтобы зацепить читателя, заставить его истерически рыдать от смеха.

В мировой литературе существует множество всем известных шедевров юмористического жанра. В русской литературе всем известны образцы юмористической прозы, как произведения А. Чехова или Ильфа и Петрова. Если вы хотите написать юмористический рассказ, то начинайте свое тесное знакомство с этим жанром именно с прочтения классиков. У них вы можете научиться множеству приемов, которые будут полезны, когда вы впервые сядете писать свой юмористический рассказ.

В юмористических рассказах герои изображены в смешном виде. Главная цель короткого комического рассказа — заставить читателя смеяться. Смех, как известно, является лучшим лекарством, прежде всего, от ежедневного стресса. Поэтому юмористические рассказы — это своего рода таблетка. Более того, смешные истории предоставляют прекрасную возможность взглянуть на самого себя, другого человека или ситуацию другими глазами, критически отнестись к происходящему.

Чтобы написать юмористический рассказ необходимо не просто придумать или вспомнить из жизни забавную историю, нужно ее еще и вкусно подать. Для этого писатели-юмористы используют целый набор выразительных средств, которые помогают добиваться нужного эффекта. Что же это за средства? Прежде всего, это гипербола, т.е. преувеличение какой-то ситуации, свойства или черты характера. Умелое использование гиперболы дает потрясающий комический эффект. Существует обратный гиперболе прием — литота. Это заведомое преуменьшение каких-либо черт, свойств и т.д.

Вот еще несколько средств, которые можно использовать, чтобы написать юмористический рассказ: неожиданное сравнение, буквальное толкование крылатых выражений, фразеологизмов и прочих слов с переносным значением, перечисление несоотносимых предметов как однородных, употребление в одном контексте слов с прямым и переносным значением и др.

Чтобы заинтриговать читателя до конца, многие авторы юмористических рассказов используют такой прием, как неожиданная развязка. Также весьма часто используются различные нелепости в поведении героев, автор может наделить их комичными чертами характера или внешности, помещать в нестандартные ситуации, называть необычными именами и давать «говорящие» фамилии. Приемов написания юмористического рассказа предостаточно, все зависит от фантазии самого автора. Ну и, конечно, от его незаурядного чувства юмора.

Белая Скрижаль
Международный Конкурс малой прозы

Источник

Доклад

Содержимое публикации

«Юмористические рассказы как предмет для чтения и анализа в начальных классах»

Калинина Мария Александровна

Глава I. Юмористические произведения как учебный материал для уроков чтения в начальной школе6

1.1. Понятие «юмористические произведения» как особая художественная реальность6

Глава II. Методика и формы работы над юмористическими рассказами в начальной школе14

2.1 Анализ современных программ и хрестоматий по чтению в аспекте изучения комического в начальной школе20

2.2 Планы- конспекты уроков22

ВВЕДЕНИЕ

Выбранная тема, а именно методика работы над рассказом актуальна и по сей день. Выпускник начальной школы должен знать основные жанры произведений, их признаки, уметь работать с текстами произведений каждого жанра, а также использовать их в своей устной и письменной речи. В программе представлена общая ориентировка по работе с рассказом.

Рассказ- это литературное произведение повествовательного характера и малого объема. В основе рассказа лежит какое-то событие, происшествие, которое происходит за короткое время. Персонажей в рассказе обычно немного. Автор рассказа составляет сначала его сюжет, выбирая только важные моменты. Потом развивает его так, чтобы заинтересовать читателя, в конце подводя итог. Самым интересным в рассказе, как и в любом произведении, является кульминационный момент и развязка.

Свойственной характерной чертой современного инноваторского создания считается обеспечение приоритета развитию у обучающихся, включая с первоначальной средние учебные заведения, субъектной позиции, возможности без помощи других обучаться, критически мыслить, подвергать обработке различную сведение, использовать новейшие познания в практике, стараться к самообразованию и саморазвитию. Потребность наиболее изучающего интереса к ходу развития внутреннего общества ребенка, обучения в их баз нравственности и нравственности и развития творческого основы никак не вызывает сомнений. Усовершенствование концепции школьного образования допустимо только лишь присутствие условии увеличения степени интереса к личности детей. Один с методов обучения положительного взгляда считается применение в школьной программе юмористических литературных произведений.

Назначение смеха – постоянной угрозой нависать над человеком, корректируя его социальное поведение. Поэтому смеются над промахами, просчетами и ошибками, а случается и над добродетелями. Главный критерий не в том, серьезен ли недостаток, а каким образом проявляется отсутствие социальной гибкости [2].

В детских юмористических повествованиях возможно отыскать и определения о межличностных взаимоотношениях, и правила поведения, и рассказ о нравственно-моральных ценностях. Детям в легкодоступной форме говорят о этом, то что ждет их в будущей взрослой жизни. Юмористический рассказ не только дает сведения о жизни и нравственности. Он помогает в развитии ребенка. Он вызывает у них радостные эмоции, развивает речь, помогает преодолению страхов, знакомит их с культурой юмора.

Глава I. Юмористические произведения как учебный материал для уроков чтения в начальной школе

Перед учителями стоит проблема: научить школьников не только узнавать сатирико-юмористические произведения, но и понимать их идейную направленность, художественную структуру. В современный век информации и технологий роль фантазии в науке особенно значима. Родители и учителя понимают, что фантазию, воображение важно развивать с раннего детства. В этом нам на помощь приходит юмористическая литература.
Как в соответствии с требованиями ФГОС эффективно организовать работу юных читателей на первых уроках темы «Юмор и фантазия».

1.1. Понятие «юмористические произведения» как особая художественная реальность

Язык произведений детской литературы имеет свои особенности. Он отличается от языка так называемой «общей» литературы своей образностью, яркостью, эмоциональностью, метафоричностью, близостью к устному народному творчеству. У детей собственная система ценностей, собственное миропонимание, уникальная способность фантазировать. Безусловно, данные черты находят своё отражение и в художественных особенностях детских книг.

В соответствии с уровнями языковой системы исследователи выделяют следующие средства: фонетические, лексические, словообразовательные, грамматические и графические средства.

Фонетические средства создания комического:

— Ассонанс и аллитерация: «Голубцы с глупцами. Мучные блюда из почемучек. Шашлык из шалунишек.» (Г. Остер «Книга о вкусной и здоровой пище Людоеда»).

— Имитационно-речевые приемы создаются вариантами ассимиляции: «Знаю я, что говорю. Говорил, что повторю, Вот и вышло без ошибок, А чего хвалиться зрю?» (Э. Успенский «Память») и др.

— Просодические средства, в частности, несоответствие интонационного оформления текста его содержанию: «На кране работал наш улучшитель мальчик Валера Петросов. Он грузил вагоны и увидел машину с квасом. И решил машину с квасом с улицы перенести на платформу к пассажирам. Кран упал. Квас разлился» (Э. Успенский «25 профессий Маши Филипенко»).

Графические средства создания комического:

При создании комического возможно использование шрифта, его формы и размера, а также знаков препинания. Например, постепенное увеличение размера букв становится своеобразной иллюстрацией того, как подрастал щенок в стихотворении В. Левина «Обыкновенная история»: «Гулял в жару, в мороз и в сырость, Гулял, ГУЛЯЛ, ГУЛЯЛ и вырос».

Лексические средства создания комического:

-лексический повтор как средство выражения комического. С различными художественными задачами применяются такие традиционные стилистические фигуры, как анафора и эпифора. Распространены повторы в стихах по типу путаницы («Путаница» К.И. Чуковского, «Кавардак» В.)

-семантика слов: переход несвободных значений слов в свободные, наложения лексических значений и нарушения семантической сочетаемости.

-явление полисемии (метафора и метонимия). «… вчера Мне прислали в конверте Жирафа, весьма добродушного с виду, Большую египетскую пирамиду. Айсберг их Тихого океана. » (Э. Успенский «Удивительное дело»).

-синонимы, антонимы и паронимы как средства достижения комического эффекта. Варианты их применения многообразны, допускают комбинирование и даже использование одного явления в функции другого.

старуха Шапокляк, котенок по имени Гав и т. д.)

Словообразовательные средства создания комического:

3. Выразительные возможности словообразования по моделям детских неологизмов: слотоитя (Саша Черный).

Грамматические средства комического:

-способы создания антропоморфизма с целью достижения комического эффекта: изменение категорий одушевленности и неодушевленности, абстрактности и конкретности, исчсляемости и неисчисляемости: «Один сумерк маленький Не хотел сгущаться. Остальные сумерки стали возмущаться: Ах ты такой, ах ты сякой, Нам портишь вечер над рекой» (Э. Успенский «Сумерки»).

-морфологическая омонимия. Это средство комического основано на использовании одного и того же звукового комплекса в разных лексических и грамматических значениях.

В любом из современных УМК для начальной школы в учебнике по литературному чтению есть тема или раздел, который посвящен юмористическим произведениям. Это могут быть произведения разных жанров: стихи, рассказы, сказки. Предлагаемую нами работу можно организовать с использованием текстов любых литературных и фольклорных жанров.

Цельюучебно-познавательнойработы (на данном уроке или серии занятий) будет:

— Сформировать представление о юмористических произведениях, о способах создания комического в литературе и фольклоре.

— Ввести названия способов создания комического в тексте в виде «секретов смешного» (выделение автора).

-Научить использовать приобретенные знания и умения в практической учебной и творческой деятельности.

Планируемыми результатами учебно-познавательной, исследовательской работы стану ткак предметные, так и метапредметные умения:

— проявлять интерес к юмористическим произведениям и их героям, желание читать;

— проявлять интерес и творческое отношение к созданию своих юмористических текстов;

-определять приемы создания комического в различных юмористических произведениях фольклора и литературы и обосновывать свое мнение;

— планировать и выполнять задание в соответствии с целью;

— осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания;

— адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.

— подбирать более точные слова для выражения мысли при высказывании и суждении;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

— адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания.

— читать юмористические произведения осознанно и выразительно;

— работать с содержанием юмористического произведения;

— осознанно использовать «секреты смешного» в устной речи и в творческих работах разных видов.

Среди различных средств, способствующих воспитанию чувства юмора у детей, наиболее действенным является художественная литература с комическим содержанием. При чтении юмористических произведений ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций как от процесса, так и от полученного результата. Юмористические произведения способствуют более интенсивному и оптимальному развитию памяти, воображения, восприятия, внимания, а также воспитанию у детей жизнерадостности, настойчивости, уверенности в своих силах; помогают избавиться от таких отрицательных нравственных качеств, как трусость, самоуверенность, зазнайство, неряшливость. Это в свою очередь определяет успешность учебы ребенка. Исследования психологов доказывают, что дети, обладающие чувством юмора, более добродушны, мягки и доброжелательны в отношениях с окружающими, пользуются симпатией и любовью сверстников.

Специфика восприятия и понимания юмористического произведения заключена в том, что художественное изображение в нем имеет такие особенности, необычная комическая ситуация, и своеобразный отбор языковых средств, которые требуют более пристального внимания, большего размышления, богатой эмоциональной реакции читателя. Художник-юморист воспринимает мир так, как будто все видит впервые и по особенному. Это заставляет и читателей смотреть туда, где автор открыл что-то удивительное, и замечать то, чего не видели раньше, и, главное, видеть это так, как не видели до тех пор. Поэтому с каждым юмористическим произведением читатель приобщается и становится соучастником «открытия». На чувства читателя юмористическое произведение воздействует в двух направлениях: во-первых, обогащает мир чувств, во-вторых, морально-эстетические переживания, вызываемые художественным произведением в силу типичности его образов, переносятся на действительность. Отличительной чертой чувств, вызываемых художественными произведениями у детей младшего школьного возраста, является большая их прямолинейность. Герои вызывают или целиком положительные, или полностью отрицательные чувства. Юмор, в силу своей специфики, способствует разрушению этой прямолинейности, односторонности восприятия, содействует развитию умения видеть не одно лишь «черное» и «белое», но и различать их «оттенки», то есть учит не сводить все либо к позитиву, либо к негативу.

В целом, работа с юмористическим рассказом ведет к повышению общей активности ребенка, которая направлена на восприятие и понимание художественного текста.

Таким образом, при работе с юмористическим рассказом и средствами создания комического эффекта в нем, школьник учится внимательнее относится к слову, к изобразительным возможностям русского языка, учится видеть богатство языка, проявляющееся в чрезвычайном разнообразии и особой красоте создаваемых с помощью его литературных произведений, учится открывать многие речевые секреты.

Для процесса влияния на формирование, становление личности младшего школьника особенно важно то, что комическому присуща как бы скрытая форма воздействия на человека, ему свойственно находящееся в глубине, а не лежащее на поверхности воспитательное начало. Такая специфика юмора полезна в воспитательном плане тем, что, во-первых, само произведение лишено назидательности, прямолинейности действия, которые так часто вызывают в ответ детский негативизм и зачастую дают совершенно обратный желаемый результат; во-вторых, изображенная действительность позволяет человеку понять свою ошибку и при этом не унижает его, так как признается право каждого, тем более ребенка, на ошибку, а негативная сторона объекта не отрицает наличие у него положительных качеств; в-третьих, не ставит ученика в положение подчиненного, «несмышленыша», а признает в нем личность, совзаимодействующую сторону в процессе воспитания.

Таким образом, работа с юмористическим рассказом имеет важное психологопедагогическое значение для детей младшего школьного возраста:

— правильно организованная работа с юмористическим произведением приводит к развитию чувства юмора ребенка, которое является одним из действенных средств психологической защиты личности (умение преобразовать отрицательные чувства в источник смеха). А это, в свою очередь, повышает приспособленность к жизни в обществе;

— юмористический рассказ влияет на развитие мышления, внимания, творчества ребенка, так как требует большего размышления (открытия чего-то нового, удивительного), внимания (выявление противоречий), богатой эмоциональной реакции;

— огромное влияние юмористический рассказ оказывает и на развитие речи (умение воспринимать языковые средства создания комического и использовать их в собственной речевой практике);

— работа с юмористическим рассказом способствует, причем без всякой назидательности, воспитанию ребенка.

В процессе развития чувства юмора у детей могут быть полезны следующие методы и приемы, Перечислим наиболее характерные.

1. Конструирование и разыгрывание иронических сценок, сценок импровизаций. Например, иронические сценки-сказки «Лиска-капризка», «Котик Васька Жадный» помогают детям осознать, что капризы и жадность мешают им самим. 2. Использование юмористического художественного слова для разрешения конфликтных или проблемных ситуаций. Например, мальчики настроены по боевому выяснить отношения. Учитель начинает декламировать: Петушки распетушились, Но подраться не решились: Если очень петушиться, Можно перышек лишиться. (В. Берестов). Спокойный, немного иронический тон учителя, скорее всего, заставит забияк улыбнуться и на юмористической ноте исчерпать конфликт. 3. Проведение «минуток смеха» – это игры с детьми в «смешные» слова, разучивание перевертышей, скороговорок. 4. Беседы на темы «Смех, какой ты? Где живешь?»; «Какого цвета смех?»; «Есть ли запах у смеха?». 5. Сочинение стихов, рисование, оформление детских тематических «смешных» книжек-альбомов Юмористические рассказы подсказывают решение важных нравственных вопросов на основе забавных ситуаций из детской жизни. По мнению Л. Кассиля, рассказы Н. Носова, Ю. Сотника привлекают «вдумчивой простотой, отличным знанием всяких ребячьих дел, веселой выдумкой», а авторы умеют «не хмуря бровей, за шутливой улыбкой приоткрыть то, над чем стоит, может быть, задуматься и всерьез». Справедливо заметил в свое время А. Алексин, что «юмористическое произведение – это порою кратчайшее расстояние между самой серьезной проблемой и сознанием юного читателя. И как же не правы те, кто пытается поставить знак равенства между словами «весело» и «несерьезно»!» Юмористические произведения можно классифицировать следующим образом:

Технология организации учебно-познавательной работы учащихся.

Понятия и названия секретов смешного можно вводить в работу постепенно, по одному, парой или целой группой (блоком). Это зависит от подготовленности и возможностей учащихся.

Цель данной исследовательской работы – в увлекательном совместном чтении и обсуждении «открыть» секрет литературы, способ создания комического, научиться видеть его, узнавать в других текстах, чтобы осознанно использовать в речи и своем творчестве.

В подтверждение значимости юмора можно сказать, что с древних времен смех, умение шутить считается тем признаком человека, который отличает его от животных. Желая вырастить из юных читателей мыслящих людей, обладающих чувством юмора, а не «сухих» исполнителей чужих распоряжений, необходимо в достатке организовать общение детей с игровыми юмористическими произведениями наполненными парадоксами и небывальщиной, преувеличением и путаницей, чтобы они во время получали свой «витамин роста». В этой работе важна осознанность, она достигается рассуждениями (не всегда верными) вслух, объяснением своей точки зрения, доказательствами, которые необходимо использовать на каждом уроке. Это приводит не только к пониманию юмористических произведений, пониманию авторских особенностей, но и к тому, что, сочиняя свои юмористические тексты, учащиеся осознанно используют секреты смешного (литературные способы создания комического) в своем творчестве.

Тексты для самостоятельной исследовательской работы учащихся заранее специально подбирает учитель, таким образом, чтобы во время чтения в группе юные читатели могли накопить впечатления. Для каждой группы подбирается несколько текстов или отрывков юмористических произведений, в которых преобладает один из способов создания комического. Количество и объем текстов зависит от подготовленности класса, от уровня техники чтения учащихся. Для подобной работы можно использовать тексты учебников по литературному чтению, а так же многочисленные сборники юмористических произведений. Например: «Все наоборот», составитель Кружков Г.М. или «Литература и фантазия», составитель Стрельцова Л.Е.

2 этап – погружение (постановка проблемы)

Учащимся предлагается игровая ситуация, в которой два героя (сказочные или выдуманные персонажи) рассказывают об одной и тоже ситуации поразному. Один серьезно, другой с юмором. Тексты может прочитать учитель, они могут прозвучать в аудиозаписи (учитель может продумать свои варианты).

Под скамейкой проскочило,

Трёх старушек подмочило,

Угостило двух котят,

Разогрелось — и назад… (М. Бородицкая)

Ребятам предлагается высказать свое мнение, какой рассказ (отрывок, история)понравился и почему. Что в этих историях общего, чем они отличаются?(Учащиеся хорошо улавливают разное настроение каждого текста, чаще выбирают юмористический. Объясняют свой выбор тем, что этот текст веселый, смешной).

Школьникам предлагается подумать и объяснить, как автору удается сделать текст смешным, юмористическим. (Учащиеся высказывают разные мнения, но дискуссия показывает, что они пока не могут убедительно представить свою позицию).

Учитель предлагает школьникам провести исследование и самим понять, какие приемы и как помогают писателям создавать юмористические произведения. Открыть для себя «секреты смешного» в литературе.

3 этап – исследование юмористических текстов

Для этой работы учащиеся делятся на группы. Каждая группа получает комплект текстов на листах или карточках (от 2 до 5 небольших отрывков из юмористических произведений). Все произведения каждого комплекта объединяет один «секрет смешного».

Ребятам предлагается самостоятельно в группе прочитать, предложенные тексты и определить (подчеркнуть) самые смешные строчки или выражения в каждом из них. Обсудить, что в этом смешного, почему мы улыбаемся, читая эти слова или строчки. Подумать, что общего в смешных строчках, как можно назвать такой способ создания комического и придумать название своему «секрету смешного». Один ум хорошо, а несколько — лучше. Обсуждая между собой какие строки были наиболее смешными и почему, учащиеся не чувствуют страха за «сольный» ответ, так как работают сообща.

На выполнение подобной работы необходимо запланировать (10 – 15 минут), реальное время будет зависеть от возможностей, как класса, так и отдельных учащихся.

4 этап –представление промежуточного результата групповой работы

Группа представляет коллективное мнение. Многим неуверенным в себе, стеснительным детям очень важно, что рядом есть помощь друга, одноклассника. Также важно излишне самоуверенным ребятам услышать от сверстников другие точки зрения, другие суждения. Возможно участие в обсуждении участников других групп, которые могут предложить свой вариант названия или что-то уточнить в работе одноклассников.

В результате перечитывания и коллективного обсуждения в группе и в классе рождается следующее мнение: «Чтобы было смешно(вызвать улыбку читателя) авторы используют в текста :перепутаницу, ситуацию, когда все наоборот или перевертыши, необычную ситуацию, необычное сравнение, игру со звуком и буквой или словом, повтор слов, небылицу или чепуху(ребята любят говорить – чепушинку)».

На доске фиксируются детские названия «секретов смешного». Таким образом, к концу занятия получается памятка-перечень разных способов создания комического в тексте или устной речи.

Возможно, что такие понятия, как преувеличение и преуменьшение придется ввести учителю, который может внести свой вклад в коллективное исследование школьников. Если пригласить на подобный урок родителей, то, конечно, их тоже необходимо включить в работу. И тогда в роли «открывателя»могут выступить не только сами ученики, но и родители, это не менее интересно и приятно, особенно ребятам.

5 этап – юмористическая разминка

На основании полученных наблюдений и «открытий» школьникам предлагается в группе составить небольшой текст (несколько предложений) с использованием одного или нескольких «секретов смешного» на выбор. Чтобы не тратить время обдумывание темы, учитель может подготовить несколько коротких текстов-заготовок (3 – 5 предложений), в которые нужно ввести «секреты смешного», предложить тему или ситуацию, которую нужно описать с помощью способов создания комического. Например: Как доктор с помощью «игра со словом и звуком может пошутить над мнимым больным?

С помощью небылицы или нонсенса опишите внешность и характер какого-нибудь вымышленного или сказочного героя.

Иногда ребята внутри группы для выполнения этого задания распределяются в пары. Работа «в две головы» идет быстрее и продуктивнее. Возможен и индивидуальный вариант выполнения данного задания. Задача, которого опробовать на практике приемы создания комического.

6 этап – социализация, представление творческой работы

Учащиеся по желанию представляют одноклассникам созданные ими небольшие юмористические тексты. Следует обсуждение и взаимооценка. Основным критерием оценки является удачное и правильное использование способов создания комического в тексте, тех «секретов смешного», которые были определены в предыдущей совместной работе учащихся класса. Важно, чтобы атмосфера этого этапа была доброжелательной и не погасила творческий порыв юных сочинителей, но и неудачи или ошибки должны быть выявлены и осознанноисправлены.

7 этап – подведение итогов, рефлексия

На этом этапе учащиеся могут воспользоваться листом самооценки, на котором перечислены этапы урока, виды работ. Вспоминая свою работу, учащиеся с помощью любых символов (смайлик, огонек светофора и т.п.) оценивают каждый этап. На основании листа самооценки (это может быть и другой вариант подведения итогов) учащиеся могут высказать свое мнение:

— Какую учебную и исследовательскую задачу сегодня на уроке решали?

— Что хотели узнать сегодня на уроке? Чему научиться?

— Какой этап был самым интересным или напряженным, трудным для них? Почему?

В зависимости от результата занятия учитель может предложить свой вариант рефлексии, отвечающий особенностям класса. Если это необходимо, на этом этапе учитель может использовать только положительные отметки.

Как вариант домашнего задания учащимся может быть предложено на выбор:

— Рассказать историю из своей жизни, используя приемы создания комического.

— Придумать и рассказать «завиральную» историю (для этого берется сюжет известной сказки, в который добавляются современные детали и «секреты смешного»).

— Дополнить названия «секретов смешного» рисунками или символами.

Для тех учащихся, кто труднее осваивает учебный материал можно посоветовать записать примеры тех или иных «секретов смешного», чтобы быстрее вспомнить их особенности.

2.1 Анализ современных программ и хрестоматий по чтению в аспекте изучения комического в начальной школе

Как уже говорилось выше, юмор обладает огромными воспитательными возможностями. Насколько же популярны комические произведения у авторов современных хрестоматий по чтению для начальных классов? Какую роль отводят им в решении задач общего и литературного образования и развития младших школьников? Чтобы ответить на эти вопросы, мы обратились к анализу современ-ных программ и хрестоматий по чтению для начальных классов: учебники Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой («Школа 2100»), «Литературное чтение» Л.А. Ефросини-ной («Начальная школа XXI века»), «Литературное чтение» Н. А. Чураковой («Перспективная начальная школа») и «Литературное чтение. Любимые страни-цы» О.В. Кубасовой («Гармония»).

Большое количество юмористических рассказов включено в программу Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, где реализуется следующие цели: научить детей читать художественную литературу, подготовить к её систематическому изучению в средней школе; вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя, владеющего как техникой чтения, так и приёмами понимания прочитанного, знающего книги и умеющего их самостоятельно выбирать.

Достижение этих целей предполагает решение следующих задач:

1) вызвать и развить интерес к чтению, используя высокохудожественные произведения детской литературы и интересные детям произведения взрослой литературы (прежде всего юмористического содержания);

2) ввести элемент литературоведческого анализа;

3) стимулировать литературное творчество учеников и развивать их эмоционально-эстетическое восприятие читаемого;

4) раскрыть гуманистическую суть литературы (введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей).

Решить эти задачи в 1 классе возможно прежде всего на основе формирования интереса к чтению, воздействия на эмоциональный мир ребёнка. Судя по психолого-педагогическим исследованиям, особенно живо первоклассники откликаются на юмор. Поэтому практически все произведения в этом классе (сказки, стихи, рассказы) юмористического содержания. Большое место среди них занимают юмористические рассказы различных писателей: В. Драгунского, Е. Чарушина, Н. Носова, Г. Цыферова, М. Коршунова и других.

Вопросы и задания при рассказах направлены, прежде всего, на уяснение содержания и на высказывание своего отношения к прочитанному.

Например, к рассказу «Друг детства» В. Драгунского даются вопросы:

— Почему Дениска не смог использовать игрушечного мишку вместо боксёрской груши?

В 3 классе дети открывают для себя мир литературы во всём его многообразии и читают произведения детской и «взрослой» литературы самых разных жанров. Уже на втором уроке дети знакомятся с жанром юмористического рассказа на основе произведения В. Драгунского «Англичанин Павля». А затем, читая большое количество юмористических рассказов, учатся отличать этот жанр от сказок, стихотворений, поэм.

Вопросы и задания в учебнике 3 класса направлены в большей степени на развитие умения проводить первоначальный литературоведческий анализ. Это касается и юмористических рассказов, в которых дети учатся находить нестандартные авторские выражения, вносящие в текст особый колорит. На основе произведений разных жанров дети учатся проводить первоначальный литературоведческий анализ, который реализуется следующим образом. Дети с помощью учителя, вчитываясь в текст, обращают внимание на образные выражения, настроение автора. Они работают над образом литературного героя, рассматривая, как писатель создаёт портрет, рассказывает о герое в деталях его биографию, раскрывает в поступках, мыслях и словах черты личности, как характеризует героя его речь и, наконец, как автор выражает собственное отношение к герою.

Таким образом, мы видим благодатный материал для изучения средств создания комического в начальной школе. В этой работе мы попытались представить данное направление в обучении младших школьников.

2.2 Планы- конспекты уроков

Урок литературного чтения в 3 классе

Н. Тэффи «Преступник»

Цель деятельности педагога:

-с помощью системы вопросов побудить детей неоднократно внимательно перечитывать и просматривать текст по разным основаниям: для подтверждения своего ответа, для обнаружения нужного фрагмента; учить исследовать текст (сравнивать, обобщать, обнаруживать в тексте контраст и объяснять смысл его использования).

-развивать устную речь, творческое воображение, мышление, внимание, память;

-способствовать воспитанию интереса к предмету, а также:

принятию нравственно-этических норм и проявлению их в жизненных ситуациях.

-проявление устойчивого познавательного интереса к чтению литературных произведений ;

-работать над адекватной самооценкой;

-учиться проявлять самостоятельность.

-самостоятельно ставить перед собой цели,

-контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.

-развивать умение сотрудничать с учителем и со сверстниками при работе в паре и в группах.

-участвовать в диалоге на уроке;

-учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству при анализе прозаических текстов.

Оборудование: ноутбук, презентация к уроку, Литературное чтение. Учебник. 3 кл. Ч. 2

1.Мотивирование к учебной деятельности. Орг. момент.

Цель: включить учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне.

— Сегодня у нас гости « Гости на порог – счастье в дом» (хором)

— Создадим хорошее настроение. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Пусть наше солнце светит весь урок!

— Приступая к работе, спланируйте, какой огонек светофора вам хочется зажечь в конце урока.

На уроке наши глаза внимательно

Смотрят и все … (видят).

Уши внимательно слушают

Голова хорошо … (думает).

2.Подготовка к восприятию.

Цель: формировать и развивать умение определять тему и цель для изучения в совместной деятельности нового материала.

— Какие ассоциации возникают у вас, когда произносят слова «поступок» и «проступок»?

— Подберите синоним к слову проступок и найдите в содержании учебника произведение, с которым нам предстоит работать на уроке

— К какому разделу относится рассказ?

— Не кажется ли вам несовместимыми, противоречивыми понятия «преступник» и «смех»? Попытаемся разобраться в этом на уроке

3.Сообщение темы урока и формулировка целей урока

Н. Тэффи «Преступник» Слайд 4

— Сформулируем цели урока:

-познакомиться с творчеством Н. Тэффи; приступить к чтению и анализу текста «Преступник»;

— дать первичную характеристику героя и оценку его действий;

— формировать умения работать в коллективе, слышать и понимать речь других;

— Работа по теме рассчитана на 3 урока

Информация об авторе – Слайд 5

Выставка произведений автора Слайд 6

4..Работа по теме урока. Первичное усвоение знаний.

Цель:- развивать умения и навыков чтения, слушания и говорения;

-формировать эмоционально-ценностное отношение к художественному объекту.

— Работаем с произведением

А. Слушание грамзаписи – 1 часть Слайд 7

— После слушания предлагаю ответить на вопросы:

— Как зовут героя рассказа?

— Что вы узнали о нём?

Б. Первичное чтение 1 части про себя. Словарная работа. Слайд 8

-Ребята, в тексте есть такие слова, значение которых требует объяснения.

-Ознакомьтесь с текстом и найдите их

-«Совет Мудрейших» работает с толковым словарём русского языка Ожегова и даёт нам толкование этих слов

Преступник-человек, который совершил преступление, нарушил закон.

Преступный- содержащий в себе преступление

Легальный– не нарушающий закона

Пазуха-место между грудью и прилегающей одеждой

Мораль – общепринятые правила поведения и внутренние духовные качества человека.)

В.Беседа по восприятию с опорой на текст. Обмен мнениями

— Что является предметом страсти Вовки? (Карандаш)

-Такой? (показываю иллюстрацию карандаша, не совпадающую с описанием в учебнике)

-Прочитайте описание карандаша

-Является ли причиной, мотивом кражи необычная красота карандаша?

-Найти в тексте ещё доказательства того, почему герой решил любыми способами заполучить себе этот предмет.

-Зачем автор даёт нам описание классной комнаты?(чтобы усилить впечатление о красоте предмета)

-Какой приём использовал автор?

-Сделаем вывод: почему мальчик украл карандаш?

— Можно ли понять Вовку в данной ситуации и встать на его сторону?

— А у вас возникали такие желания в вашей жизни?

Г.Продолжение работы по теме урока. Первичное закрепление

с использованием методики «Доводящие карточки»)

Цель: организовать повторение учебного содержания, необходимого для формирования опыта эмоционально-ценностного отношения к действительности; систематизация чувственного и этического опыта учеников.

— Исследуем текст. Поработаем в парах.

Используем методику «Доводящие карточки»

1.Сразу ли Вовка украл карандаш?

Сначала он сказал, что карандаш его. Потом просил у хозяина порисовать им. Затем лишь украл

2. Понимал ли он, что совершил преступление?

Отлично понимал и хмурил брови

3.Как он повёл себя по отношению к маме?

Пытался перевести разговор

1. Опиши поведение Вовки после преступления

Скакал на одной ноге.

Залезал играть под диван.

Тихо пел песню без слов

2. Для каких целей нужен был ему карандаш?

Нужен как красота, а не как польза.

Приятно было смотреть на него.

3. Какова была реакция Вовки, когда Буба дотронулась до предмета?

Завизжал, как от боли.

-Сделаем вывод. Что можно сказать о поведении героя до кражи и после неё? (поведение странное, необычное…)

-Могла ли этого изменения в поведении сына не заметить мама?

— А ребята в школе? Учительница?

-Перечитайте фрагмент текста, выделенный рамочкой.

-Что автор хотел сказать с помощью пословицы?

-Что обозначает последнее предложение 1 части текста?

Можно ли было избежать повторной кражи?

В руки карандаш возьмём.

Будем дружно рисовать

И друг другу помогать.

Глубоко вздохнем (три раза)

Три наклона – раз, два, три.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили – всем улыбки подарили!

6.Продолжение работы по теме. Обобщение и выводы.

Цель: связать материал урока с ранее изученным и жизненным опытом учащихся.

Методика мышления «Шесть шляп»

Эмоции Задание «Изобразить предмет страсти Вовки»

Обобщение Задание «Подобрать пословицы, подходящие к прочитанному тексту»

Факты Задание «Чтение по ролям» Цель: «Поведение героя»

Творчество Задание «Придумать продолжение рассказа»

Достоинства Задание «Найти слова в защиту героя»

Проблемы Задание «Кто виноват в данной ситуации? Перечислить»

— Вы осуждаете поступок Вовки?

— Как называется рассказ?

— Это серьёзное произведение или смешное?

-Н. Тэффи всерьёз дала ему такое название или с доброй усмешкой?

— Можно о серьезных вещах писать с усмешкой

Цель: организовать обсуждение и запись домашнего задания.

1.Дочитать с. 61 – 69.

а)Подобрать фактический материал в пользу главного героя;

б) Составить список литературы (3-5 рассказов, авторы), где затрагивается схожая проблема у детей.

Цель: осознание учающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

— Кто доволен своей работой на уроке? Какой сигнал светофора вам хочется зажечь?

-Совпали ли ваши желания в начале и конце урока?

-Вспомните, какие цели мы поставили вначале урока?

-Все ли цели достигнуты?

-Оцените свою работу и работу одноклассников.

— Какое у вас настроение после урока?

Тема:Н. Носов. Мишкина каша.

Цель: Ознакомление с произведениями Н. Носова, воспитание чести и достоинства, ответственности за свое поведение перед друзьями.

Планируемые результаты (задачи урока): предмет­ные:знание содержания рассказа «Мишкина каша», умение определить тему и основную мысль;личност­ные:формирование нравственных понятий о чувстве от­ветственности за свои слова и поступки перед друзьями;системно-деятельностные:умение подробно и кратко пересказывать текст; понимать основную мысль прочи­танного, давать самооценку своему поведению и словам; находить ответы на вопросы в тексте.

Наглядное оборудование урока: выставка книг Н. Н. Но­сова, портрет писателя.

Сообщение темы, и цели урока.

Актуализация знаний.Какие произведения Н. Но­сова вы читали? Расскажите их.

Освоение содержания и анализ рассказа Н. Носова «Мишкина каша».

Работа над темой рассказа. Как вы думаете, о чем будет идти речь в рассказе Н. Носова? Учащиеся могут высказать предположения о главных героях рассказа.

4.Слово о писателе.Выступления учащихся (см.библиографический словарик в учебнике). Н. Носов был очень увлеченным человеком: занимался музыкой, пением, любительским театром, сочинял для любительского журнала «Икс», играл в шахматы, занимался химией, фотографией, электротехникой. Прежде чем стать писате­лем, поменял много профессий: был газетным торговцем, землекопом, сплавщиком бревен, работал постановщи­ком фильмов. Начал писать в 30 лет. Рассказ «Мишкина каша» вышел в журнале «Мурзилка» в 1945 г.

5.Знакомство с содержанием рассказа.

Чтение и анализ рассказа. Понравился ли рассказ? (Высказыва­ния детей.) Какие чувства вы испытали, когда слушали произведение? Докажите, что это рассказ. (Небольшой по объему, описан конкретный случай, два действующих лица правдивость описанной истории.) Могла ли такая история произойти с вами? Приведите примеры из лич­ной жизни. Кто главный герой произведения? (Мишка и другой мальчик.)

Что можно сказать о героях? Они друзья, ровесни­ки, им интересно вместе. Что можно сказать о характе­рах героев? Оба ли мальчика уверены, что смогут сва­рить кашу? Докажите свое мнение словами из текста. (Нет. Уверен только Мишка. Он говорит: «Сумеем, чего там не суметь! Сварим и кашу. Чего там ее варить! Не беспокойся! Я видел, как мама варит. Сыт будешь, не помрешь с голоду. Я такую кашу сварю, что пальчики оближешь!)

Кто из друзей принимает решение за двоих? (Миш­ка. у него всегда есть какая-нибудь идея или решение. ) Сравните характеры мальчиков. Напишите ответ:

ЛегкомысленныйРазумный
Невнимательный (не умеющий слушать) Основательный

Оптимист (верит в лучшее) (Практичный

-Докажите, что характеры у героев разные. (Ответы-рассуждения детей.)

6.Работа над пословицами.Задание: выбери пословицы, которые подходят к рассказу.

1) Дело мастера боится. 2) Все в руках горит. 3) Каша хвалилась, что с маслом родилась. 4) Сам кашу заварил, сам и расхлебывай.

7.Задание на дом. Чтение и пересказ рассказа. Разделите на части, составьте план пересказа, озаглавьте каждую часть. Подготовьтесь к чтению по ролям.

Подведение результатов урока (релаксация):пред­метные:знают содержание рассказа, пересказывают его, дают оценку поведению героев;личностные:оценивают взаимоотношения друзей, дают оценку их действиям;системно-деятельностные:умеют находить ответы на во­просы в тексте; понимают, чему учит рассказ, находят главную информацию в тексте, умеют выделять из текста диалог и читать его по ролям.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Архипов А.Ю. Человек и общество. Учебное пособие. – Ростов на Дону, 1995 2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968. 3. Борев Ю. О комическом. — М., Искусство, 1957.

7.Ефросинина Л, А., Оморокова М. И. Учебник-М.: Вентана-Граф, 2014, УМК «Начальная школа XXI века
Подробнее: https://www.labirint.ru/books/479420/

19. Эльконин Д. Б. Психологическое развитие в детских возрастах. – М.: НПО “Модек”, 1995.

20. Юртаев С.В. Влияние лингвометодической осознаваемости на содержание работы по развитию речи младших школьников // Современный ученый. – 2017. – № 7. – С. 46-49.

Источник

Что происходит и для чего?
Adblock
detector