«Это был печальный день. Мы ощущали свое бессилие перед трагедией»
6 февраля 1958 года в аэропорту Мюнхена произошла авиакатастрофа, при взлете потерпел крушение самолет с футбольной командой «Манчестер Юнайтед». Из 44 человек на борту, погибло 23, среди них футболисты и тренерский штаб «Манчестера».
В катастрофе погибли игроки Джефф Бент, Роджер Берн, Эдди Колман, Дункан Эдвардс (умер через несколько дней), Марк Джонс, Дэвид Пегг, Томми Тэйлор, Лиам Уилан и тренерсы Уолтер Крикмер, Томи Карри, Берт Уолли.
Вечерние английские газеты вышли с заголовками о трагедии. На центральную площадь Манчестера вышли сотни люди, ожидая новостей о судьбе команды.
Тысячи болельщиков пришли проститься с игроками своей команды, когда их тела достаивили в Манчестер. Вдоль похоронной процессии выстроилась живая изгородь из рыдающих мужчин и женщин.
Долгое время виновником аварии считался командир воздушного судна Джеймс Тэйн, которому предъявляли ошибки при управлении самолетом, лишь спустя десять лет после трагедии он был оправдан, так как выяснилось, что основной причиной стали снежные заносы на взлетной полосе.
«Манчестер Юнайтед» в том сезоне так и не смог оправиться от трагедии. Резервисты и игроки молодежного состава, которые были призваны заменить лидеров, не смогли удержать клуб в чемпионате, а так же проиграли в финале Кубка Англии и полуфинале Кубка чемпионов.
Сэр Алекс Фергюсон: «Я был шокирован, ведь я был совсем ещё мальчиком. Это был печальный день. Многие, наверное, давно забыли о том дне, но я помню его и никогда не забуду. Это была фантастическая команда молодых парней, которым суждено было быть великими, но трагедия унесла их от нас. Когда были опубликованы подробности того, что случилось, мы ощущали свое бессилие перед трагедией. Мы уже не могли помочь, но думаю, что для всех любителей футбола это была огромная потеря».
Спустя 10 лет после трагедии Мэтт Басби привел «Манчестер Юнайтед» к победе в Кубке чемпионов, на поле в составе команды вышли выжившие в мюнхенской катастрофе Бобби Чарльтон и Билл Фоулкс.
А «Малыши Басби» стали легендой, о которой помнят (снимают фильмы, выпускают книги, устраивают мемориальные акции) и до сих пор.
Конец эпохи. «Манчестер Юнайтед»: Мюнхен 1958
6 февраля 1958 года, самолет, перевозивший игроков и персонал Манчестер Юнайтед, а также нескольких журналистов и болельщиков, разбился во время урагана после третьей неудачной попытки взлететь с мюнхенского аэродрома. Манчестер Юнайтед возвращался из Белграда, где Команда выиграла у Red Star Belgrade в Кубке Европейских Чемпионов. Самолет остановился на дозаправку в Мюнхене. Двадцать три из сорока трех пассажиров погибли.
6 февраля 1958Все, кто был на борту, находились в хорошем и расслабленном состоянии, когда самолет прибыл на германскую землю. Кто-то играл в карты, кто-то болтал о последних новостях, кто-то читал книги и журналы, которых было полно вокруг. Атмосфера была обычной перед полетом: немного нервной, но игра в карты и болтовня расслабляли. Некоторые даже спали.
Около 14-00 G-ALZU AS 57 со своим капитаном Кенетом Рейментом (Kenneth Rayment) был готов к очередному взлету. Его партнер капитан Джеймс Тейн (James Thain), управлял самолетом до этого, так что теперь они поменялись ролями.
В 14-31 вышке аэропорта сказали, что 609 ZULU тронулся и капитан Джеймс Тейн, уже позже после катастрофы, описал, что произошло дальше: «Кен открыл дроссели, которые были между нами, в позицию «полностью открыты» и мы синхронно нажали на необходимые рычаги, открыв дроссели до конца. Я скомандовал: «Полный вперед!» Двигатели зазвучали, но мы сразу почувствовали, что что-то не так. Двигатели работали очень неровно. Самолет уже начал разгоняться, но Кен нажал на тормоз. Спустя 40 секунд самолет уже стоял на месте».
Дункан Эдвардс послал телеграмму своей домохозяйке в Манчестер. В ней он говорил о задержке. Телеграмма была доставлена уже после катастрофы в 17-00. «Все вылеты запрещены, возвращаемся домой завтра».
«Когда мы начали второй разгон, то решили, что откроем дроссели чуть раньше, чтобы раньше запустить двигатели. Итак, мы получили разрешение на вторую попытку, но и во второй раз случилась та же проблема – двигатели глохли. Пока самолет дозаправляли, пассажиры пошли выпить немного кофе».
Вспоминает защитник Билл Фоулкс: «Мы играли в карты почти всю дорогу от Белграда до Мюнхена, и я помню, что когда мы вышли из самолета, было очень холодно. После первой неудачной попытки взлета я заметил, что некоторые из пассажиров начали немного волноваться, когда же не удалась вторая попытка, то все смолкли. Через четверть часа нас опять попросили зайти в самолет. Мы зашли в самолет, но уже никто не играл в карты … Я положил колоду в карман и откинулся назад в ожидании третьей попытки. Я сидел примерно в середине самолета рядом с окном. Мэтт Басби и Берт Волей (Bert Whalley) сидели вместе позади нас, и я помню, что Марк Джонс, Томми Тейлор, Дункан Эдвардс и Эдди Колман сидели позади».
Дэвид Пегг встал и сказал: «Мне не нравится здесь, здесь не безопасно» и ушел назад к остальным игрокам. Я видел, как Фрэнк Свифт тоже ушел назад. Остальные сидели неподалеку от меня».Капитаны обсуждали проблему с техническим служащим аэропорта, и в 15-03 609 ZULU начал третью попытку. Капитан Тейн так описывает ее: «Я сказал Кену, что нам исправили двигатели, и что я контролирую дроссели. Кен открыл их на 28 позиций. Двигатели работали устойчиво, и мы тронулись вперед. Он продолжал открывать дроссели, я помогал ему, пока они не стали полностью открыты. Он сказал: «Полный вперед!», я проверил показатели и подтвердил команду».
«Затем я снова заметил проблему с двигателями и сказал об этом ему. Он закрыл дроссели. Я взглянул на спидометр и увидел цифру 105 и она была нестабильна. Когда она добралась до отметки 117, я сказал в рацию: «Велосити 1! Наш полет в опасности!». Внезапно скорость упала до 112, а затем до 105. Кен закричал: «Боже! Мы не справляемся!». Я взглянул вперед и увидел снег, дом и дерево рядом с аэродромом».
7 февраля 1958
После катастрофы Элизабетан (Elizabethan – название самолета) был практически неузнаваемым. Самолет задел дом, который сразу загорелся. В его центре лежало то, что совсем недавно было его серединой. Фюзеляжем задело дерево. Взорвались, находившиеся рядом с домом бочки с горючим.Билл Фоулкс помнит все это: «Задняя часть самолета просто пропала. Я выбежал так быстро, как смог. Я просто бежал и бежал. Затем я развернулся и осознал, что самолет не будет взрываться и вернулся. На той дистанции я мог видеть горящие остатки самолета. Я побежал назад. Роджер Берн был пристегнут к своему креслу, Бобби Чарльтон лежал неподвижно в другом сиденье. Затем появился Гари Грегг и мы начали искать тех, кому еще можно было помочь».
Два одноклубника помогли Мэту Басби, который был тяжело ранен, Бобби Чарльтон поднялся и пошел помогать нам. Всех раненых отвезли в больницу Rechts de Isar в Мюнхене. Это было за день до того, как мы осознали величину трагедии.
Мы зашли в палату и увидели Мэта Басби с кислородной маской, и Дункана Эдвардса, который был очень тяжело ранен, и Бобби Чарльтона с перевязанной головой, Джеки Бланчфлауэра с перевязанной рукой и порезанным лицом. Альберт Сканлон лежал с закрытыми глазами. У Рэя Вууда была контузия, Кен Морганс и Джонни Берри просто лежали в своих постелях. Я поговорил с медсестрой и она сказала, что у Дункана больше шансов выжить, чем у Джонни…
Мы подошли к постели Фрэнка Тейлора – он был единственным журналистом в палате. Он спросил, не хотим ли мы выпить с ним пива. Как и мы, он не до конца понимал, что случилось вчерашней ночью. Когда мы уже хотели уходить, я спросил медсестру о том, где можно увидеть остальных ребят. Она выглядела смущенной, поэтому я снова спросил: «Где остальные уцелевшие?». Она ответила: «Остальные? Нет никаких остальных, они все здесь. Только тогда мы осознали чудовищность произошедшего. Детей Басби больше не существовало».
Роджер Берн, Геофф Бент, Марк Джонс, Дэвид Плегг, Лиам Вилан, Эдди Колман и Томми Тейлор погибли сразу. Секретарь Клуба Волтер Крикмер тоже погиб вместе с тренером Томом Карри и еще одним тренером Бертом Воллей.
Дункан Эдвардс и Джонни Берри были смертельно ранены и боролись за свои жизни. Мэт Басби получил многочисленные ранения и был единственным служащим Клуба, кто выжил.
Восемь из девятерых спортивных журналистов погибли: Альф Кларк, Дон Дэвис, Джордж Фолоуз, Том Джексон, Арчи Лидбрук, Хенри Роуз, Эрик Томпсон и Фрэнк Свифт. Погиб один из капитанов самолета. Еще два пассажира погибли: туристический агент и болельщик. Девять игроков выжили, но двое из них: Джонни Берри и Джеки Бланчфлауэр никогда больше не играли в футбол.Два фотографа, жена турагента и два югославских пассажира (один с грудным ребенком) выжили. 21 человек погиб, 20 выжили.Из четырех, боровшихся за свои жизни, выжили только двое. Три недели спустя, Дункан Эдвардс и Кенетт Рэймент скончались в больнице.
Последствия
В тот викенд Юнайтед должен был играть с лидером Лиги – Вулверхемптоном на Олд Траффорд. Несмотря на долгое путешествие, все ожидали победы и сокращения четырех очкового отставания от них. Все ждали этой победы, … но субботние заголовки доносили невероятное сообщение: «Манчестер Юнайтед попал в авиакатастрофу … Мало кто остался жив …». ВВС вышло со срочным выпуском. Все слушали, но мало кто понимал значение происходящего, шок…
Джимми Мерфи, друг Мэта Басби еще с военных времен, теперь был его ассистентом, а до этого был тренером сборной Уэльса. Он рассказывает: «Я всегда сидел рядом с Мэтом в его европейских путешествиях, но в тот раз я сделал то, о чем он меня попросил – не поехал с ним в Югославию. Честно говоря, я думал в тот момент гораздо больше о наших матчах, чем о матче в Югославии. Мы проходили в полуфинал, и это занимало все мои мысли, но мне не нравилось быть не с Мэтом».
Джимми только что вернулся на Олд Траффорд из Уэльса, когда новости об авиакатастрофе застигли его: «Эльма Джордж, секретарь Мэта Басби сказала мне о том, что самолет разбился. Я не смог отреагировать. Он снова сказала мне. Я не мог понять и поверить. Затем она начала плакать.
Она сказала, что многие погибли, но не знала как много. Она лишь знала, что кто-то из игроков погиб. Я не мог поверить. Ее слова шумели у меня в голове. Она ушла, а я пошел в свой офис. Я был в прострации и начал плакать».На следующий день Джимми Мерфи вылетел в Мюнхен и застыл от того, что увидел там: «Мэт был в кислородной маске и он сказал мне: «keep the flag flying». Дункан узнал меня. Это было ужасно, ужасно!» Мерфи было поручено выстраивать Команду заново. Жизнь продолжалась, несмотря на трагедию и Манчестер Юнайтед снова должен был играть: «У меня не было игроков, но была работа, которую я должен был делать».
Первые подробности появились в Stop Press. Около 18-00 был выпущен специальный выпуск Manchester Evening Chronicle: «Около 28 человек, включая представителей Манчестер Юнайтед, игроков и журналистов погибли вскоре после взлета в результате авиакатастрофы под Мюнхеном. Около 16 остались живы. Некоторые из них – члены экипажа».
Газета, в которой работал Альф Кларк, вышла с материалом о том, что самолет не смог подняться и вылет задержался. Но спустя уже три часа вышел специальный выпуск, в котором были все подробности произошедшей катастрофы.
Спустя 24 часа вся Европа уже среагировала на трагедию. Газета Evening Chronicle вышла с материалом о том, что насчитывается 21 погибший, а Мэт Басби борется за свою жизнь: шансы 50/50. В разных изданиях появлялась противоречивая информация о количестве погибших, пострадавших и выживших.
На следующий день Манчестер оплакивал тела своих погибших героев, которые доставили ночью. Тела разместили в гимназии, чтобы родственники, друзья и другие люди могли проститься с ними. Тысячи болельщиков пришли, чтобы попрощаться и выразить свое уважение. По просьбе семей погибших, похороны были закрыты для посторонних, но болельщики Юнайтед стояли неподалеку и сопровождали всю церемонию в полной тишине. Все таксисты города работали бесплатно для тех, кто ехал на похороны.
По телевидению постоянно показывали хронику катастрофы, на всех играх прошли минуты молчания и болельщики каждого клуба стояли, опустив головы. Конкурирующие клубы протянули руку помощи Юнайтед. Ливерпуль и Ноттингем Форест были первыми, кто ответил на просьбу о помощи. Футбол переживал чудовищную трагедию.
Чтобы дать Юнайтед шанс выжить в высшей Лиге, Футбольная Ассоциация отменила правило, которое запрещало игрокам, сыгравшим в Кубке Англии в текущем сезоне, выступать за другой клуб в этом же соревновании. Юнайтед нуждался в игроках, и, отмененное ФА правило, позволило Джимми Мерфи начать процесс постройки новой команды. Первым приобретением был Эрни Тейлор (Ernie Taylor) из Блэкпула. Футбол возвращался на Олд Траффорд.
Прошло 13 дней с момента катастрофы. Манчестер Юнайтед играл с Шеффилд Уэндсей в Кубке Англии. В этот холодный февральский день пришло 60 000 болельщиков. Болельщики открыто плакали на трибунах. Многие пришли в красно-бело-черных цветах, которые с того момента стали цветами Юнайтед. Предматчевая програмка содержала в себе статью о трагедии. В том месте, где должен был быть напечатан состав МЮ на игру – была пустота.
Болельщикам предложили заполнить это самим. Кто-то вписал, просто слушая состав, который объявлялся через громкоговоритель. Гари Крегг на воротах и Билл Фоулкс справа в защите – они единственные, кто были на поле из основного состава. Остальные имена не были столь известными: левый защитник Ян Гривс (Ian Greaves), который играл до этого за юниоров МЮ, заменил Роджера Берна: «Я помню, что в раздевалке было очень тихо. Я не мог убрать Роджера из головы. Я сидел на его месте, носил его форму …». Правым полузащитником был Фредди Гудвин (Freddie Goodwin), пришедший в основу из резервного состава. Это была его первая игра за основу. Еще один игрок резерва – центральный полузащитник Ронни Коуп (Ronnie Cope).
Левый полузащитник – Стэн Кроутер (Stan Crowther), чей трансфер никогда не будет забыт. Стэн играл за Астон Виллу и совершенно не собирался переходить в наш клуб. Вспоминает Джимми Мерфи: «Эрик Хьютон (Eric Houghton) был в то время тренером Виллы и именно он сказал Стэну, что мы интересуемся им. Стэн не хотел уходить из своего клуба, но Эрик взял его с собой на Олд Траффорд на игру с Шеффилд. По дороге на стадион Эрик снова сказал ему, что он должен помочь нам. Стэн сослался на отсутствие формы. Эрик сказал: «Не волнуйся. У меня все с собой». Мы встретились с представителями МЮ в 16-30 за час до игры и подписали контракт!»Колин Вебстер (Colin Webster) присоединился к МЮ в 1952 году, дебютировал в сезоне 1953/54. Он выигрывал Лигу Чемпионов в 1956 году спустя лишь 15 появлений в основе. Спустя то время, он не выступал в основе. Эрни Тейлор (Ernie Taylor), Алекс Доусон (Alex Dawson), Марк Пирсон – “Панчо” (Mark Pearson – “Pancho”) и Шей Бреннан (Shay Brennan), также выступали за основу в тот день.
У Шеффилд Уэнсдей не было никаких шансов, ведь Манчестер Юнайтед под руководством Мерфи играл в память о своих погибших товарищах. Страсть трибун только подталкивала их. 3-0, таков окончательный счет. Игрок Шеффилд Альберт Куиксолл (Albert Quixall), который позже присоединится к МЮ, вспоминает: «Я не думаю, что тот, кто играл в тот вечер на поле или наблюдал с трибун, когда-либо забудет ту игру. Юнайтед играли со всем сердцем и не важно насколько хорошо они были сыграны, они все равно победили бы нас. Они играли вдохновенно. Мы играли не против 11 человек на поле, мы играли против 60 000 человек».
Спустя два дня после этой игры скончался Дункан Эдвардс и боль трагедии всплыла с новой силой.
СПИСОК ПОГИБШИХ: Геофф Бент (Geoff Bent), Роджер Берн (Roger Byrne), Эдди Колман (Eddie Colman), Дункан Эдвардс (Duncan Edwards), Марк Джонс (Mark Jones), Дэвид Пегг (David Pegg), Томми Тейлор (Tommy Taylor), Лиам Вилан (Liam Whelan), Волтер Крикмер (Walter Crickmer), Берт Волей (Bert Whalley), Том Карри (Tom Curry), Альф Кларк (Alf Clarke), Дон Дэвис (Don Davies), Джордж Фолоуз (George Follows), Том Джексон (Tom Jackson), Арчи Лидброк (Archie Ledbrooke), Хенри Роуз (Henry Rose), Эрик Томпсон (Eric Thompson), Фрэнк Свифт (Frank Swift), Кенет Рэймент (Kenneth Rayment), Бела Миклос (Bela Miklos), Вилли Сатинофф (Willie Satinoff), Том Кейбл (Tom Cable)
Как сложились судьбы футболистов, выживших в авиакатастрофе в Мюнхене. Трагедии «МЮ» — 63 года
Ровно 63 года назад произошла одна из самых ужасных трагедий в истории мирового футбола. 6 февраля 1958 года самолет, возвращавшийся из Белграда в Манчестер, с игроками и тренерским штабом «МЮ» на борту приземлился в Мюнхен для дозаправки. После того, как топливный бак лайнера был наполнен, пилот попытался взлететь. Однако из-за снежной каши на аэродроме не смог набрать нужную скорость и врезался в здание неподалеку от аэропорта.
В результате погибли 23 человека. Среди жертв авиакатастрофы оказались два члена экипажа, два пассажира (болельщик и туристический агент), 8 журналистов, три члена тренерского штаба и 8 футболистов из блистательной команды Мэтта Басби.
К счастью, 21 человеку удалось выжить. В число счастливчиков попали и девять футболистов «МЮ». Некоторые из них не только умудрились пережить авиакатастрофу, но и вернулись в футбол.
Рассказываем, как сложились их судьбы.
Джонни Берри
Умер в 1994 году (68 лет)
Getty Images
Вингеру Берри пришлось завершить карьеру после катастрофы. Два месяца комы и множественные травмы не только поставили крест на футболе, но и спровоцировали развитие легкой амнезии — о катастрофе Джонни «узнал» из газет. До 1980-х Берри помогал брату управлять спортивным бизнесом, а перед уходом на пенсию работал кладовщиком. В середине 90-х он заболел раком и вскоре скончался, оставив жену и троих сыновей. В 2007-м один из младших Берри — Нил — увековечил память об отце, написав книгу о его игре за «МЮ».
Джеки Бланчфлауэр
Умер в 1998 году (65 лет)
Getty Images
Джеки постигла та же участь, что и Джонни. После катастрофы его рука была практически оторвана от тела, поэтому больше в футбол он не играл. По настоянию врачей парню пришлось закончить карьеру всего в 24 года. Кем только Бланчфлауэр ни работал с тех пор: он был и управляющим магазина, и букмекером, и владельцем паба, и клерком в типографии, и бухгалтером, а в конце жизни даже послеобеденным оратором — выступал со своими речами перед зрителями. Скончался Джеки 2 сентября 1998 года — от рака.
Деннис Вайоллет
Умер в 1999 году (65 лет)
Getty Images
Удивительно, но после страшной авиакатастрофы Деннис совсем не растерял форму — в сезоне-1959/1960 Вайоллет наколотил 32 гола в 36 матчах. Тем не менее пару лет спустя забивного форварда зачем-то продали «Стоку». В новом клубе он провел пять неплохих сезонов, а затем доигрывал в американском «Балтиморе», английском «Уиттоне» и североирландском «Линфилде», где и дебютировал в качестве тренера. Поработав немного в Британии, Деннис отправился в США. Там он вплоть до смерти тренировал местные команды. В 65 лет Вайоллет скончался от рака.
Рэй Вуд
Умер в 2002 году (71 год)
Getty Images
Вратарь Вуд получил лишь незначительные травмы в авикатастрофе, однако все равно впредь провел за «МЮ» только пару встреч. Вскоре Рэй перешел в «Хаддерсфилд», за который сыграл даже больше матчей, чем за «Юнайтед». Басби пытался его вернуть, но безуспешно. Миновав «Бретфорд» и «Барнсли», Вуд уехал в США. Там же он завершил карьеру и начал тренировать. Сначала работал с американскими командами, а затем тренировал в Ирландии, Замбии, Канаде, Греции, Кении, Кувейте и Объединенных Арабских Эмиратах. Вернувшись на пенсию в Англию, Вуд «поймал» сердечный приступ и умер.
Альберт Скэнлон
Умер в 2009 году (74 года)
Getty Images
Из-за переломов черепа и ног, а также повреждения почек Альберт был вынужден пропустить остаток сезона. В кампании-1958/1959 он вернулся и даже настрелял 16 голов, но спустя год все равно покинул «Юнайтед». После Альберт выступал за «Ньюкасл» и клубы из английского подземелья, а в 1966 году завершил карьеру. Распрощавшись с футболом, Скэнлон работал охранником и грузчиком в порту. Уже на пенсии Альберт поступил в Солфордский королевский госпиталь с пневмонией и поражением почек, пролежал в реанимации два месяца и скончался.
Кенни Морганс
Умер в 2012 году (73 года)
Getty Images
Кенни Морганса авиакатастрофа застала на заре карьеры — всего лишь за год до Мюнхена 18-летний вингер дебютировал за «МЮ». Он оказался самым молодым футболистом на борту и последним найденным выжившим — его обнаружили двое журналистов спустя пять часов после того, как пострадавших перестали искать. Отлежавшись в больнице, парень восстановился, но вернуть былой уровень не смог. Вскоре он ушел в «Суонси» и впредь играл только за команды из низших дивизионов. После завершения карьеры в конце 1960-х Морганс избегал общения с прессой, владел баром в Уэльсе и подрабатывал судовым поставщиком.
Билл Фоулкс
Умер в 2013 году (81 год)
Getty Images
После авиакатастрофы тренер Джимми Мерфи назначил Фоулкса капитаном. Возможно, потому что тот оказался одним из немногих, кто помогал доставать раненых из самолета. Билл признавался, что не знал, как после случившегося можно продолжать играть в футбол, однако все-таки нашел в себе силы и сделал крутую карьеру. За «Юнайтед» он гонял до 1970 года — провел в Манчестере 18 сезонов и сыграл в 688 официальных матчах, став на тот момент рекордсменом клуба по этому показателю. После завершения карьеры Фоулкс попробовал себя тренером, поработал с клубами из США, Англии, Норвегии, Японии и в начале 90-х ушел на пенсию.
Гарри Грегг
Умер в 2020 году (87 лет)
Getty Images
Лучший вратарь ЧМ-1958 в том же году стал известен и как «герой Мюнхена» — он помог выбраться из разбившегося самолета как минимум шестерым: беременной жене югославского дипломата, ее дочери, троим футболистам и главному тренеру. К сожалению, карьера у Грегга после аварии не задалась. Из-за бесконечных травм в 1960-х он стал все реже играть за «МЮ», а в 1966-м перебрался в «Сток Сити», где вскоре и закончил карьеру. После он тренировал английские клубы из низших дивизионов, а также управлял гостиницей в Северной Ирландии. На пенсии Гарри рассказывал журналистам о пережитой катастрофе и неоднократно становился обладателем орденов и премий.
Бобби Чарльтон
На пенсии, 83 года
Getty Images
Сэр Бобби Чарльтон — единственный футболист из того состава, который до сих пор жив. И одновременно — самый великий. Молодой Бобби стал первым игроком, выписавшимся из больницы после катастрофы — на восстановление ему потребовалось всего 8 дней. Вскоре он вернулся на футбольное поле и сделал блестящую карьеру: выиграл чемпионат мира со сборной Англии, Кубок чемпионов и множество других трофеев с «МЮ» и превратился в легенду английского футбола. После ухода из «Манчестера» Чарльтон недолго выступал за «Престон», а затем доигрывал в Ирландии, Уэльсе, ЮАР и Австралии. После попробовал себя в роли тренера «Престоне» и «Уигане». Однако быстро понял, что ему больше нравится управленческая деятельность, и вошел в совет директоров «МЮ», в котором проработал вплоть до 2015 года. Следующие пять лет Чарльтон наслаждался покоем на пенсии, пока в ноябре врачи не диагностировали у него деменцию. Надеемся, что сейчас Бобби не обделен вниманием и заботой близких.
Мэтт Басби
Умер в 1994 году (84 года)
Getty Images
Разумеется, мы не могли не упомянуть о судьбе наставника «малышей Басби» — великого сэра Мэтта Басби. Он вернулся в команду в следующем сезоне после катастрофы и умудрился вновь сделать «Юнайтед» боеспособным. Уже в 1960-х клуб собирал трофеи, как и раньше — дважды выиграл чемпионат и Суперкубок Англии, а также стал обладателем Кубка Англии и Кубка чемпионов. Басби тренировал «МЮ» до 1971 года. После работал директором клуба, а к 1982 году дослужился до кресла президента «красных дьяволов». В 1980-х Басби перенес инсульт, но справиться с раком в 1990-е он уже не смог.