Юнеско чем занимается кратко

ЮНЕ́СКО

Том 35. Москва, 2017, стр. 587

Скопировать библиографическую ссылку:

ЮНЕ́СКО, Ор­га­ни­за­ция Объ­е­ди­нён­ных На­ций по во­про­сам об­ра­зо­ва­ния, нау­ки и куль­ту­ры (англ. United Nations Educa­tio­nal, Scientific and Cultural Organiza­tion, UNESCO), спе­циа­ли­зи­ро­ван­ное уч­ре­ж­де­ние ООН, круп­ней­шая в ми­ре меж­пра­ви­тельств. ор­га­ни­за­ция по про­бле­мам ме­ж­ду­нар. со­труд­ни­че­ст­ва в об­лас­ти об­ра­зо­ва­ния, ес­те­ст­вен­ных и со­ци­аль­ных на­ук, куль­ту­ры и ин­фор­ма­ции. Уч­ре­ж­де­на в но­яб. 1945 в Лон­до­не на кон­фе­рен­ции ми­ни­ст­ров об­ра­зо­ва­ния 44 стран (Ус­тав дей­ст­ву­ет с 4.11.1946). Штаб-квар­ти­ра – в Па­ри­же. Чле­на­ми яв­ля­ют­ся 195 го­су­дарств, 10 име­ют ста­тус ас­со­ции­ро­ван­но­го чле­на, 2 – госу­дар­ст­ва-на­блю­да­те­ля, а так­же 10 – ме­ж­ду­нар. ор­га­ни­заций-на­блю­да­те­лей (2016). 87 меж­пра­ви­тель­ст­вен­ных и 373 ме­ж­ду­нар. не­пра­ви­тель­ст­вен­ные орга­ни­за­ции име­ют ста­тус при ЮНЕСКО, 182 госу­дар­ст­ва – по­сто­ян­ные пред­ста­ви­тель­ст­ва. Выс­ший ру­ко­во­дя­щий ор­ган – Ге­не­раль­ная кон­фе­рен­ция (ГК); со­сто­ит из пред­ста­ви­те­лей го­су­дарств-чле­нов, со­би­ра­ет­ся раз в 2 го­да. В пе­ри­од ме­ж­ду сес­сия­ми осн. ру­ко­во­дя­щий ор­ган – Ис­пол­нит. со­вет; вклю­ча­ет пред­ста­ви­те­лей 58 го­су­дарств (в т. ч. Рос­сии). По­сто­ян­но дей­ст­вую­щий ра­бо­чий ор­ган – Сек­ре­та­ри­ат, воз­глав­ляе­мый ге­не­раль­ным ди­рек­то­ром (с 2009 И. Бо­ко­ва, Бол­га­рия). В со­став орг-ции вхо­дит сеть ре­гио­наль­ных, кла­стер­ных и нац. офи­сов, ко­то­рые соз­да­ны в це­лях де­цен­тра­ли­за­ции управ­ле­ния и обес­пе­че­ния её эф­фек­тив­но­го при­сут­ст­вия во всех ре­гио­нах и об­лас­тях. Ге­не­раль­ной кон­фе­рен­ци­ей ЮНЕСКО при­ня­ты и дей­ст­ву­ют ме­ж­ду­нар. кон­вен­ции, дек­ла­ра­ции и ре­ко­мен­да­ции, сре­ди ко­то­рых – Кон­вен­ция и Ре­ко­мен­да­ция по борь­бе с дис­кри­ми­на­ци­ей в об­лас­ти об­ра­зо­ва­ния (1960), Кон­вен­ция по ох­ра­не все­мир­но­го куль­тур­но­го и при­род­но­го на­сле­дия (1975), Кон­вен­ция о при­зна­нии учеб­ных кур­сов, ди­пло­мов о выс­шем об­ра­зо­ва­нии и учёных сте­пе­ней (1979). Вы­пус­ка­ет ок. 120 из­да­ний, в т. ч. ж. «Курь­ер ЮНЕСКО» (с 1947), «Ми­ро­вое насле­дие» (с 1996), еже­год­ник «Все­мир­ный док­лад по об­ра­зо­ва­нию» (с 1991). При­су­ж­да­ет 35 ме­ж­ду­нар. пре­мий в об­лас­тях сво­ей ком­пе­тен­ции, в т. ч. пре­мию ми­ра им. Ф. Уфуэ-Бу­а­ньи (с 1989) и пре­мию Л’Ореаль-ЮНЕСКО «Для жен­щин в нау­ке» (1998).

Источник

ЮНЕСКО

Об Организации

Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) была создана 16 ноября 1945 г. Ее Устав был принят в ноябре 1945 г. на Лондонской конференции и вступил в силу 4 ноября 1946 г. после сдачи на хранение актов о его принятии 20 подписавшими его государствами. Штаб-квартира ЮНЕСКО расположена в Париже.

Основная цель Организации заключается в том, чтобы содействовать укреплению мира и безопасности путем расширения сотрудничества народов в области образования, науки и культуры в интересах обеспечения всеобщего уважения справедливости, законности и прав человека, а также основных свобод, провозглашенных в Уставе ООН, для всех народов без различия расы, пола, языка или религии.

ЮНЕСКО разрабатывает образовательные инструменты для формирования граждан будущего, свободных от ненависти и нетерпимости. Учреждение предпринимает усилия, чтобы каждый ребенок и гражданин имели доступ к качественному образованию. Содействуя сохранению культурного наследия и защищая равное достоинство всех культур, ЮНЕСКО укрепляет связи между ними. Организация помогает разрабатывать научно-исследовательскую политику в качестве движущей силы развития и сотрудничества. ЮНЕСКО защищает свободу выражения мнений как фундаментальное право и необходимое условие демократии и развития. Организация выступает в качестве лаборатории идей, устанавливает международные стандарты и осуществляет программы сотрудничества, способствующие свободному обмену идеями и знаниями

Текущая деятельность ЮНЕСКО реализуется в рамках нескольких десятков специализированных программ, встроенных в рамки пяти тематических секторов – образования, естественных наук, социальных наук, культуры и коммуникации и информации.

Члены Организации

ЮНЕСКО объединяет 193 государства-члена и 12 ассоциированных членов, не являющихся субъектами международных отношений.

Органы ЮНЕСКО

В составе ЮНЕСКО имеется три органа – Генеральная конференция, Исполнительный совет и Секретариат.

Генеральная конференция. Генеральная конференция является высшим руководящим органом ЮНЕСКО и включает представителей всех государств-членов Организации.
Каждое государство-член имеет один голос на Генеральной конференции независимо от численности населения и размера его взноса в бюджет. Генеральная конференция определяет направление и общую линию деятельности ЮНЕСКО, а также принимает программу и бюджет Организации на последующие два года. Она избирает членов Исполнительного совета и раз в четыре года назначает Генерального директора.
Регулярные сессии Генеральной конференции проходят раз в два года. Рабочими языками являются английский, арабский, испанский, китайский, русский и французский.

Исполнительный совет. Исполнительный совет является выборным руководящим органом ЮНЕСКО, состоящим из 58 государств-членов.
Исполнительный совет подготавливает работу Генеральной конференции и осуществляет надзор за надлежащей реализацией принятых в ее ходе решений.
Регулярные сессии Исполнительного совета проходят дважды в год. Рабочими языками являются английский, арабский, испанский, китайский, русский и французский.

Секретариат. Секретариат является исполнительным органом ЮНЕСКО, действующим под руководством Генерального директора Организации. В настоящее время в штаб-квартире и 53 полевых миссиях ЮНЕСКО работает порядка 700 сотрудников.

Источник

ЮНЕСКО в действии

Когда Нельсон Мандела находился в тюремной камере на острове Роббен, он почти не имел возможности узнавать о происходящих в мире событиях. Позднее, в 1996 году, он рассказал Генеральному директору ЮНЕСКО Федерико Майору, прибывшему с официальным визитом в новую, свободную Южную Африку, что «окном в мир» для него был журнал «Курьер ЮНЕСКО». Первый чернокожий президент ЮАР вспоминал, какую радость ему и другим заключенным доставляло чтение «Курьера», благодаря которому они узнавали о культурном разнообразии и общем наследии человечества, об истории Африки, образовании в интересах развития и о многом другом. Как позднее писала г-жа Аннар Кассам, сотрудница ЮНЕСКО, также присутствовавшая на той встрече, таких понятий просто не существовало в лексиконе апартеида, не говоря уже о тюрьме на изолированном от мира острове Роббен.

На протяжении вот уже нескольких поколений ЮНЕСКО олицетворяет собой высокие стремления, надежды и непрестанную борьбу за лучшее будущее, основанное на принципах человеческого достоинства, взаимопонимания и солидарности человечества. Эти идеалы и ценности сформулированы в Уставе ЮНЕСКО, который является ключом к пониманию всей истории Организации.

Создание Организации

Устав ЮНЕСКО был принят 16 ноября 1945 года в Лондоне и подписан представителями 44 стран-союзниц. Именно этот день можно считать датой рождения ЮНЕСКО, идея создания которой возникла в ходе ряда встреч, конференций министров образования стран-союзниц, прошедших в Лондоне с 1942 по 1945 год. Официально ЮНЕСКО была создана годом позже, 4 ноября 1946 года, после ратификации Устава двадцатью государствами.

Цель деятельности новой организации замечательно сформулировал американский поэт и глава делегации США Арчибальд Маклейш – «в сознании людей … укоренять идею защиты мира». ЮНЕСКО призвана содействовать тому, чтобы эта мечта претворялась в жизнь средствами образования, культуры и коммуникации. Сферы компетенции ЮНЕСКО разнообразны, но все они служат единой цели – укреплению мира.

Социальные и гуманитарные науки

С самых первых дней своего существования ЮНЕСКО считала, что содействие взаимопониманию между нациями является непременным условием предотвращения в будущем таких трагедий и преступлений против человечества, как геноцид, расизм и война. В связи с этим, Организация приступила к глубокому анализу концепции расы, результатом которого стали декларации ЮНЕСКО о расе 1950-1951 годов. Эти заявления против расизма, разработанные учеными, послужили ориентиром для американских правозащитников в борьбе против расовой дискриминации. В 1955 году Южная Африка вышла из состава ЮНЕСКО в знак протеста против «вмешательства в расовые проблемы Южной Африки посредством публикаций ЮНЕСКО» и вновь присоединилась к Организации лишь в 1994 году, когда свободную и демократическую Южную Африку возглавил Нельсон Мандела.

В том же ключе, в 1950 году ЮНЕСКО приступила к работе над фундаментальным проектом в области социально-гуманитарных наук – энциклопедией «История человечества». Он стал первым из ряда исторических проектов, включая проект «Всеобщая история Африки», осуществление которого началось в 1964 году. Все эти инициативы стали конкретными шагами в согласии с констатацией Устава ЮНЕСКО, что «взаимное непонимание было … причиной подозрительности и недоверия между народами, вследствие чего их разногласия слишком часто приводили к войне». Целью этих проектов была борьба со стереотипами и предрассудками и содействие взаимопониманию.

Еще одной важнейшей революционной инициативой стала Всеобщая декларация о геноме человека и правах человека, принятая ЮНЕСКО в 1997 году и утвержденная Генеральной Ассамблеей ООН в 1998 году. Эта Декларация появилась в результате осмысления концепции человеческого достоинства в свете биотехнологии и генетики.

Образование прежде всего

Одной из первых инициатив ЮНЕСКО в сфере образования стал экспериментальный проект по базовому образованию в долине Марбьяль на Гаити, работа над которым началась в 1947 году. В 1948 году ЮНЕСКО рекомендовала государствам, входящим в ее состав, сделать начальное образование бесплатным, обязательным и всеобщим. В 1990 году на Всемирной конференции по вопросам образования для всех, проходившей в Джомтьене, Таиланд, было объявлено о глобальной инициативе по обеспечению базового образования для всех – детей, молодежи и взрослых. Десять лет спустя, в 2000 году, в Дакаре, Сенегал, состоялся Всемирный форум по вопросам образования, на котором государства-члены ЮНЕСКО взяли на себя обязанность обеспечить базовое образование для всех к 2015 году.

В сентябре 2012 года Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций объявил о глобальной инициативе «Образование прежде всего», рассчитанной на пять лет и призванной ускорить достижение целей Образования для всех и соответствующих Целей развития тысячелетия. Функции секретариата по осуществлению этой инициативы возложены на ЮНЕСКО.

Присуждение Нобелевской премии мира 2014 года Малале Юсуфзай и Кайлашу Сатьярти полностью соответствует миссии ЮНЕСКО и тем усилиям, которые Организация с момента своего создания в 1945 году прилагает в сфере образования и борьбы за права человека. 18 октября 2012 года Исполнительный совет ЮНЕСКО особо отметил мужество Малалы, а Генеральный директор Организации Ирина Бокова заявила: «Любая попытка запретить девочке ходить в школу является преступлением против всех девочек, а также посягательством на право получать образование и вести полноценную жизнь. Такие действия недопустимы».

Культура

Одним из первых достижений ЮНЕСКО в области культуры стала Всемирная конвенция об авторском праве, принятая в 1952 году и направленная на защиту прав творческих деятелей и, тем самым, на охрану культурного разнообразия.

Деятельность Организации в сфере культурного наследия получила известность во время кампании по спасению нубийских храмов, развёрнутой в 1960 году. Задачей кампании был перенос здания Великого храма Абу-Симбел в целях его спасения от затопления Нилом, которое угрожало ему в результате строительства Асуанской плотины. За 20 лет, на протяжении которых проводилась эта кампания, было перемещено 22 памятника и архитектурных комплекса. Этот проект – самый значительный по своим масштабам – стал первым в целом ряде подобных проектов, включая Боробудур в Индонезии. Результатом усилий ЮНЕСКО стало принятие в 1972 году Конвенции об охране Всемирного культурного и природного наследия. В 1976 году был учрежден Комитет Всемирного наследия, а в 1978 году в Список Всемирного наследия были включены первые объекты. С тех пор государства-члены ЮНЕСКО приняли важные правовые документы по вопросам культурного наследия и разнообразия, ими являются, в частности, Конвенция об охране нематериального культурного наследия (2003 г.) и Конвенция об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения (2005 г.)

В 1992 году была основана программа «Память мира», призванная защитить документальное наследие, находящееся под угрозой исчезновения, – или, иными словами, «коллективную память народов мира». В 2012 году в Ванкувере прошла международная конференция, в результате которой большое внимание в рамках программы стало уделяться и цифровому документальному наследию, в частности, его сохранению и обеспечению доступа к нему в долгосрочной перспективе.

ЮНЕСКО первой выдвинула тезис, что культура является одним из важнейших компонентов развития. Среди ключевых событий в этой области следует отметить Всемирную конференцию по политике в области культуры (МОНДИАКУЛЬТ), прошедшую в Мехико в 1982 году, и выход доклада «Наше творческое разнообразие» Всемирной комиссии по культуре и развитию (1996 год). Кроме того, ЮНЕСКО выступила с предложением осуществить необходимую подготовительную работу и включить вопросы культуры в повестку дня ООН в области развития на период после 2015 года.

Естественные науки

В качестве примера наиболее значимых проектов, осуществленных ЮНЕСКО в области естественных наук на начальных этапах её деятельности, можно назвать программу по засушливым районам (1948–1966 года), а также подготовку и проведение Международного гидрологического десятилетия, которое началось 1 января 1965 года.

Прошедшее в декабре 1951 года межправительственное совещание ЮНЕСКО привело к созданию в 1954 году Европейской организации по ядерным исследованиям (ЦЕРН).

В 1968 году ЮНЕСКО организовала первую межправительственную конференцию, посвященную гармонизации развития и защиты окружающей среды. Этот важный аспект устойчивого развития до сих пор остается актуальным. Наиболее значимым итогом конференции 1968 года стало создание программы ЮНЕСКО «Человек и биосфера».

В октябре 2013 года Генеральный секретарь ООН г-н Пан Ги Мун выступил с инициативой учредить Научно-консультативный совет, призванный консультировать организации ООН по различным аспектам науки, технологии и инновации в интересах устойчивого развития. Секретариат Совета располагается в ЮНЕСКО.

Коммуникация и информация

В области коммуникации приоритетом ЮНЕСКО с самого начала было обеспечение свободного потока информации. Сразу после окончания Второй мировой войны основной задачей было восстановление и выявление потребностей в средствах массовой информации во всем мире. В 1950-е годы ЮНЕСКО начала проводить обучение и курсы повышения квалификации журналистов. Отвечая на движение к Новому международному порядку в области информации и коммуникации, возникшему в конце 1970-х годов, ЮНЕСКО учредила Международную комиссию по изучению проблем информации, которая в 1980 году выпустила доклад под названием «Много голосов — один мир». Впоследствии, в преддверии Всемирных встреч на высшем уровне по вопросу информационного общества (ВВИО) в Женеве (2003 год) и Тунисе (2005 год), ЮНЕСКО также учредила программу «Информационное общество для всех» и программу «На пути к обществам знаний».

Проведение ВВИО привело к организации в 2006 году многостороннего Форума по управлению Интернетом. Этот Форум помогает ЮНЕСКО распространять идею о том, что механизмы управления Интернетом должны основываться на принципах открытости, конфиденциальности и разнообразия, предполагающих всеобщий доступ, оперативную взаимосовместимость, свободу выражения мнений и меры, препятствующие любым попыткам цензуры информационного содержания.

«Мягкое воздействие»

Для достижения целей, сформулированных в Уставе ЮНЕСКО, Организация использует целый ряд инструментов, таких как нормативно-правовые акты, конференции и совещания экспертов, специальные миссии и проекты. ЮНЕСКО – единственная организация ООН, учредившая в государствах, входящих в ее состав, национальные комиссии и клубы в целях установления непосредственной связи с гражданским обществом. Уже в первые годы своего существования ЮНЕСКО создала многочисленные неправительственные организации, которые принимали участие в разработке и осуществлении различных программ. Сеть ассоциированных школ ЮНЕСКО является одним из нескольких успешных проектов, объединяющих учащихся, учителей и граждан различных стран и культур.

Даже во время Холодной войны и в процессе деколонизации ЮНЕСКО удавалось объединять ученых, специалистов, правозащитников и молодежь из разных стран мира. Одной из первостепенных задач Организации является поощрение диалога между различными культурами и цивилизациями.

Главным орудием ЮНЕСКО всегда были идеи, их создание или активное содействие их развитию и распространению. Многие из таких идей оказали на общество огромное влияние. Среди них свобода выражения мнений, концепция природного и культурного наследия, обладающего универсальной ценностью, биологическое разнообразие и устойчивое развитие, разнообразие форм культурного самовыражения, обучение на протяжении всей жизни, нематериальное наследие, роль наук в жизни общества, биоэтика и многое другое. Широко используются и обсуждаются и другие общие концепции, выдвинутые ЮНЕСКО, например, культура мира, которой была посвящена конференция в Ямусукро, Кот-д’Ивуар (1989 год), и новый гуманизм, предложенный Генеральным директором в 2009 году в качестве руководящего понятия для ЮНЕСКО.

Все эти идеи являются различными выражениями идеалов, ценностей и задач, которые были сформулированы в Уставе ЮНЕСКО в 1945 году, но и сегодня все они по-прежнему остаются современными и актуальными.

Источник

Часто задаваемые вопросы

Общая информация

Что такое ЮНЕСКО?

ЮНЕСКО – это Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. Она является одним из специализированных учреждений Организации Объединенных Наций, которое содействует укреплению мира, сокращению нищеты, устойчивому развитию и межкультурному диалогу путем осуществления программ в области образования, естественных и социальных наук, культуры, коммуникации и информации.

Организация насчитывает 193 государства-члена и 11 ассоциированных членов. Ее Штаб-квартира расположена в Париже (Франция).

Узбекистан присоединился к ЮНЕСКО в 1993 году, а в 1996 году было открыто Представительство ЮНЕСКО в Ташкенте.

Какова миссия Организации?

На протяжении 75 лет, из них 24 также в Узбекистане, ЮНЕСКО осуществила большое количество мероприятий в областях своего мандата и внесла вклад в построение прочного мира, основанного на диалоге и взаимопонимании, а также на интеллектуальной и нравственной солидарности человечества.

Чем занимается Представительство ЮНЕСКО в Ташкенте?

Представительство ЮНЕСКО в Ташкенте было открыто в 1996 году. Наше Представительство является одним из 53 представительств ЮНЕСКО во всем мире, и его нынешним руководителем является г-н Ян Хладик (Чешская Республика). В Представительстве работают четыре программных сектора: Образование, Естественные науки, Культура, Коммуникация и информация.

Мы работаем в Узбекистане в тесном партнерстве с Национальной комиссией Республики Узбекистан по делам ЮНЕСКО, министерствами и другими государственными учреждениями, включая Министерство иностранных дел, Министерство культуры, Министерство народного образования, Министерство инновационного развития Узбекистана и другие; Организацией Объединенных Наций и ее специализированными учреждениями, другими межправительственными организациями, такими как Всемирный банк; посольствами государств-членов ЮНЕСКО, аккредитованными в Узбекистане; национальными и международными НПО и учреждениями; городскими и региональными властями; представителями средств массовой информации и ассоциациями.

Наше Представительство, главным образом, оказывает техническую помощь и организует мероприятия по наращиванию потенциала и повышению осведомленности в области своих компетенций. Мы также помогаем Узбекистану в достижении Целей устойчивого развития, определенных в Повестке дня на период до 2030 года, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 2015 году.

Программные направления деятельности Представительства направлены на укрепление национальной системы образования, оказание поддержки правительству и местным заинтересованным сторонам в охране движимого и недвижимого культурного наследия, укреплении творческих отраслей и поощрении культурного плюрализма, развитии естественных и социальных наук, а также в обеспечении защиты и укреплении свободы выражения мнений и защиты журналистов.

Культура

Для чего нужны конвенции в области культуры?

Обеспечить уникальную глобальную платформу для международного сотрудничества и создать целостную систему управления культурой, основанную на правах человека и общих ценностях. Эти международные договоры, имеющие обязательную юридическую силу для их государств-участников, направлены на сохранение и охрану материального и нематериального, движимого и недвижимого культурного наследия, а также на поддержку творчества, нововведений и на возникновение новых динамичных секторов культуры.

Что представляет собой Конвенция о всемирном наследии 1972 года?

Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия является международным соглашением, которое было принято Генеральной конференцией ЮНЕСКО в 1972 году. Она основана на понимании, что некоторые места в мире имеют выдающуюся универсальную ценность и поэтому должны составлять часть общего наследия человечества. Государства, присоединившиеся к Конвенции, становятся частью международного сообщества, объединенного общей миссией определения и сохранения, наиболее выдающегося природного и культурного наследия нашего мира. Полностью уважая национальный суверенитет и не ущемляя права собственности, предусмотренные национальным законодательством, государства-участники признают, что защита всемирного наследия является обязанностью всего международного сообщества.

Узбекистан стал участником этой Конвенции в 1993 году.

Комитет всемирного наследия несет ответственность за осуществление Конвенции о всемирном наследии, определяет порядок использования средств Фонда всемирного наследия и предоставляет финансовую помощь из этого Фонда по запросам государств-сторон. Комитет собирается один раз в год и состоит из представителей 21 государства-стороны Конвенции, избранных их Генеральной ассамблеей. Кыргызстан – единственная страна в Центральной Азии, которая на данный момент является членом Комитета.

Что такое всемирное наследие?

Всемирное наследие представляет собой места на Земле, имеющие выдающуюся универсальную ценность для человечества, и как таковые они были включены в Список всемирного наследия, подлежащего охране для того, чтобы будущие поколения могли ценить и наслаждаться им. По состоянию на октябрь 2020 года, в Списке всемирного наследия насчитывается 1121 культурный, природный и смешанный объект.

Существует также Список всемирного наследия, находящегося под угрозой, который содержит 53 объекта. Если объект теряет характеристики, которые определяли его включение в Список всемирного наследия, Комитет всемирного наследия может принять решение об исключении объекта как из Списка всемирного наследия, находящегося под угрозой, так и из Списка всемирного наследия.

Сколько объектов всемирного наследия ЮНЕСКО находится в Узбекистане?

Более того, Узбекистан имеет 30 объектов в Предварительном списке, который представляет собой национальный перечень тех объектов, которые каждое государство-сторона намерено рассмотреть для номинации. Номинации в Список всемирного наследия не будут рассматриваться до тех пор, пока номинируемый объект уже не будет включен в Предварительный список государства-стороны.

Что означает для объекта быть включенным в Список всемирного наследия?

Как только страна присоединяется к Конвенции 1972 года об охране всемирного культурного и природного наследия и имеет объекты, включенные в Список всемирного наследия, возникающий престиж часто помогает повысить осведомленность широкой общественности и государственных органов власти о сохранении наследия. Расширение осведомленности ведет к общему повышению уровня охраны и сохранения объектов наследия. Страна может также получать финансовую помощь от Фонда всемирного наследия и экспертные консультации от Комитета всемирного наследия в поддержку мероприятий по сохранению своих объектов. Все государства-стороны Конвенции о всемирном наследии имеют право подавать заявки на получение международной помощи (МП) из Фонда всемирного наследия, которая может составлять от 5 000 до более чем 30 000 долл США.

В период с 1995 по 2016 год в Узбекистане было осуществлено пять проектов, финансируемых за счет средств международной помощи ВН на общую сумму 160 760 долл США. Среди проектов – разработка Плана управления историческим центром Бухары и объектом всемирного наследия «Самарканд – перекресток культур»; реставрация медресе «Рашид» в Бухаре; подготовка номинационных досье всемирного наследия по городским объектам наследия; и др.

Что влечет за собой включение в Список всемирного наследия?

Охрана и сохранение этого наследия становятся предметом заботы всего международного сообщества.

Каким образом ЮНЕСКО обеспечивает защиту объектов всемирного наследия?

Миссия ЮНЕСКО в области всемирного наследия:

Нажмите здесь, чтобы узнать больше о Всемирном наследии (на английском)

Что представляет собой Конвенция 2003 года о нематериальном культурном наследии?

Конвенция ЮНЕСКО 2003 года об охране нематериального культурного наследия предусматривает пять широких «областей», в которых проявляется нематериальное культурное наследие: устные традиции и формы выражения, включая язык в качестве носителя нематериального культурного наследия; исполнительские искусства; обычаи, обряды, празднества; знания и обычаи, относящиеся к природе и вселенной; традиционные ремесла. Это также инструмент для оказания поддержки общинам и практическим специалистам в их современной культурной практике. Поскольку нематериальное культурное наследие является «живой» формой наследия, меры по его охране направлены, среди прочего, на обеспечение его постоянного обновления и передачи будущим поколениям.

Узбекистан стал участником этой Конвенции в 2008 году.

Генеральная ассамблея дает стратегические ориентиры для осуществления Конвенции и избирает 24 члена Межправительственного комитета по охране нематериального культурного наследия, основными функциями которого являются содействие достижению целей Конвенции, предоставление указаний относительно лучших практик и вынесение рекомендаций о мерах по охране нематериального культурного наследия.

Исходя из принципа справедливого географического распределения, Генеральная ассамблея в июне 2006 года постановила, что места в Комитете будут распределены между шестью избирательными группами ЮНЕСКО для целей выборов в Исполнительный совет ЮНЕСКО пропорционально числу государств-участников от каждой группы при том понимании, что в Комитете, состоящем из 24 членов, каждая группа будет занимать не менее трех мест.

Казахстан – единственная страна Центральной Азии, которая является членом Комитета (Группа IV).

Что такое Репрезентативный список нематериального культурного наследия (НКН) и Реестр передового опыта по сохранению НКН?

Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества состоит из тех элементов нематериального наследия, которые помогают продемонстрировать разнообразие этого наследия и повысить осведомленность о его значимости.

Реестр передового опыта по сохранению нематериального культурного наследия содержит программы, проекты и мероприятия, которые наилучшим образом отражают принципы и цели Конвенции 2003 года о нематериальном культурном наследии.

Кроме того, существует Список нематериального культурного наследия, нуждающегося в срочной охране, который состоит из элементов нематериального наследия, которые, по мнению заинтересованных сообществ и государств-участников, требуют принятия срочных мер для их сохранения.

Какие элементы из Узбекистана внесены в списки и реестр нематериального культурного наследия ЮНЕСКО?

Следующие элементы НКН из Узбекистана включены в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества: «Шашмаком» (2008 г.), «Культурное пространство Байсуна» (2008 г.), «Катта Ашула» (2009 г.), «Аския» (2014 г.), «Культура и традиции Плова» (2016 г.), «Навруз» (2016 г.), хорезмский танец «Лазги» (2019 г.), а также «Искусство миниатюры» – номинация, совместно подготовленная Азербайджаном, Исламской Республикой Иран, Турцией и Узбекистаном, и включенная в Список в 2020 году.

В 2017 году решением Межправительственного комитета по охране нематериального культурного наследия техника изготовления узбекского традиционного атласа и адраса была включена в Реестр передового опыта ЮНЕСКО по сохранению нематериального культурного наследия. Эта практика получила название – «Маргиланский центр развития ремесел, сохранение традиционных технологий создания атласа и адраса».

Как только элементы внесены в списки, какие шаги предпринимает ЮНЕСКО для их охраны?

Ответственность за охрану нематериального культурного наследия лежит на государствах-участниках Конвенции 2003 года об охране нематериального культурного наследия. Развивающиеся государства имеют возможность обращаться за международной помощью (МП) в Фонд нематериального культурного наследия, которая может составлять до 100 000 долл США.

Каждые четыре года государства-участники должны представлять Комитету доклад о состоянии элементов, включенных в Список нематериального культурного наследия, нуждающегося в срочной охране, который должен включать оценку фактического состояния элемента, воздействия планов по охране и участия общин в осуществлении этих планов. Государства-участники должны также представлять информацию об общинных учреждениях и организациях, участвующих в усилиях по охране.

Кроме того, каждые шесть лет государства-участники должны представлять периодические доклады Межправительственному комитету по охране нематериального культурного наследия о мерах, принятых для осуществления Конвенции, в которых они должны сообщать о текущем состоянии всех элементов, присутствующих на их территории и включенных в Репрезентативный список. Эти подробные доклады содержат информацию о целесообразности и действиях, принятых для охраны включенных элементов.

Периодический доклад Узбекистана был представлен 15 декабря 2014 года и рассмотрен Комитетом в 2015 году.

Нажмите здесь для получения более подробной информации о НКН (на английском)

Что представляет собой Конвенция 2005 года об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения?

Конвенция 2005 года направлена на то, чтобы предоставить творческим работникам, специалистам в области культуры, практическим специалистам и гражданам мира возможность создавать, производить, продвигать и использовать широкий спектр культурных товаров, услуг и видов деятельности. Формируя разработку и осуществление политик и мер, которые поддерживают создание, производство, распределение культурных товаров и услуг и доступ к ним, Конвенция 2005 года находится в центре креативной экономики. В конечном счете, Конвенция 2005 года обеспечивает новые рамки для создания информированных, прозрачных и основанных на широком участии систем управления в области культуры.

Узбекистан стал участником этой Конвенции в 2019 году.

Межправительственный комитет работает под руководством Конференции участников в целях продвижения и осуществления Конвенции. Двадцать четыре участника из всех регионов мира, избираемые на четырехлетний срок Конференцией сторон, собираются ежегодно для обеспечения того, чтобы осуществление Конвенции оставалось актуальным в постоянно меняющемся мире.

Какие еще конвенции в области культуры ратифицировал Узбекистан?

Узбекистан ратифицировал две другие конвенции в области культуры: Гаагскую конвенцию 1954 года о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта и Конвенцию 1970 года о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности.

Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта была принята в Гааге (Нидерланды) в 1954 году вслед за массовыми разрушениями культурного наследия во время Второй мировой войны. Это первый международный договор, имеющий всемирное призвание и сосредоточенный исключительно на защите культурного наследия в случае вооруженного конфликта.

Она охватывает недвижимое и движимое культурное наследие, включая памятники архитектуры, искусства или истории, археологические объекты, произведения искусства, рукописи, книги и другие предметы, представляющие художественный, исторический или археологический интерес, а также научные коллекции всех видов, независимо от их происхождения или права собственности на них.

Узбекистан стал участником этой Конвенции в 1996 году.

Конвенция 1970 года о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности, настоятельно призывает государства-участники принять меры по запрещению и предупреждению незаконного оборота культурных ценностей. Она обеспечивает государствам-участникам общие рамки для принятия мер, направленных на запрет и предупреждение ввоза, вывоза и передачи культурных ценностей.

Узбекистан стал участником этой Конвенции в 1996 году.

Для повышения эффективности борьбы с незаконным оборотом культурных ценностей ЮНЕСКО обратилась к Международному институту по унификации частного права ЮНИДРУА с просьбой разработать Конвенцию о похищенных или незаконно вывезенных культурных ценностях (1995 г.) в качестве дополнительного документа к Конвенции 1970 года. В Конвенции ЮНИДРУА государства обязуются применять единообразный режим в отношении возвращения похищенных или незаконно вывезенных культурных ценностей и разрешают рассматривать просьбы о возвращении непосредственно в национальных судах. Более того, Конвенция ЮНИДРУА охватывает все похищенные культурные ценности, а не только инвентаризированные и декларированные, и предусматривает, что все культурные ценности должны быть возвращены.

Узбекистан еще не является участником Конвенции ЮНИДРУА.

Какие культурные инициативы предпринимает ЮНЕСКО в Узбекистане?

С 2015 года ЮНЕСКО инициировала ряд общественных мероприятий в Узбекистане. Среди них ежегодный Международный фестиваль джаза в Узбекистане (апрель, различные города Узбекистана), направленный на популяризацию джаза и его роли в объединении людей во всех уголках земного шара.

В 2020 году фестиваль, к сожалению, не состоялся из-за пандемии COVID-19.

Другой фестиваль – Фестиваль традиционного текстиля «Атлас Байрами» (сентябрь, Маргилан) – проводится каждые два года с целью сохранения и популяризации нематериального наследия Узбекистана, в частности традиционного текстиля, включая развитие ремесленничества. Он также дает возможность улучшить экономическое и социальное благосостояние местных сообществ и продвигать регион как туристическое направление.

Образование

Каким образом ЮНЕСКО стремится обеспечить качественное образование для всех?

ЮНЕСКО является единственным учреждением системы ООН, мандат которого охватывает все аспекты образования. На нее возложена ведущая роль в осуществлении глобальной Повестки дня «Образование – 2030» в рамках Цели устойчивого развития 4 (Качественное образование). Дорожной картой для достижения этого является Рамочная программа действий в области образования на период до 2030 года.

Наша работа охватывает развитие образования, начиная с дошкольного и заканчивая высшим и последующим образованием. Темы включают глобальную гражданственность и устойчивое развитие, права человека и гендерное равенство, а также развитие технических и профессиональных навыков.

Что ЮНЕСКО делает в области образования и гендерного равенства?

ЮНЕСКО содействует гендерному равенству в рамках всей системы образования, включая участие в образовании (доступ), в рамках образования (содержание, контекст и практика преподавания и обучения) и посредством образования (результаты обучения, жизнь и возможности трудоустройства).

В частности, ЮНЕСКО оказывает странам помощь в развитии их национального потенциала по включению гендерных вопросов в законодательство, политику и планы в области образования; поддерживает подготовку учителей в области гендерно-ориентированной педагогики, которая эффективно отвечает потребностям учащихся мужского и женского полов; стремится к повышению и расширению грамотности девочек и женщин и их доступа к формальному и неформальному образованию, в том числе с помощью информации, коммуникации и технологии (ИКТ); оказывает поддержку в разработке учебных программ и учебников, свободных от стереотипов и дискриминации, и т.д.

Что такое ТПОП?

Техническое и профессиональное образование и подготовка (ТПОП). Оно связывает образование и мир труда. ТПОП направлено на удовлетворение экономических, социальных и экологических потребностей путем оказания помощи молодежи и взрослым в развитии навыков, необходимых для трудоустройства, достойной работы и предпринимательства. Таким образом, ТПОП способствует справедливому, инклюзивному и устойчивому экономическому росту и поддерживает переход к «зеленой» и цифровой экономике.

ЮНЕСКО разработала Стратегию ТПОП (2016-2021 гг.) в соответствии с Целью 4 в области устойчивого развития и Рамочной программой действий в области образования на период до 2030 года для укрепления систем ТПОП государств-членов и содействия занятости молодежи, доступу к достойной работе, предпринимательству и возможностям обучения на протяжении всей жизни в конкретных национальных контекстах.

В Узбекистане, иллюстрацией этого является недавний запуск программы Европейского союза-ЮНЕСКО «Развитие навыков трудоустройства в сельских регионах Узбекистана», которая щедро финансируется Европейским союзом на общую сумму 9,6 млн евро и направлена на оказание поддержки сельскохозяйственному сектору Узбекистана путем развития системы профессионального образования и подготовки.

Что такое программа УНИТВИН/Кафедры ЮНЕСКО?

Программа ЮНЕСКО УНИТВИН способствует развитию международного сотрудничества и сетевого взаимодействия между университетами. Она помогает укреплять высшие учебные заведения по всему миру, восполнять пробелы в знаниях, мобилизовать опыт университетов и сотрудничать в рамках Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года.

Запущенная в 1992 году, Программа поддерживает создание кафедр ЮНЕСКО и сетей УНИТВИН в ключевых приоритетных областях, связанных с областями компетенции ЮНЕСКО – образование, естественные и социальные науки, культура, коммуникация и информация. Сегодня сеть объединяет более 700 учреждений в 114 странах.

В различных регионах Узбекистана открыто и функционирует десять кафедр ЮНЕСКО, в том числе кафедра физики и астрономии (Национальный университет Узбекистана), кафедра прав человека, мира, демократии, толерантности и международного взаимопонимания (Университет мировой экономики и дипломатии), кафедра автоматизированных информационных технологий (Самаркандский институт экономики и сервиса), кафедра водной дипломатии, управления водными ресурсами и охраны окружающей среды (Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства) и другие.

Естественные науки

Что осуществляет Сектор естественных наук ЮНЕСКО?

Он осуществляет крупные международные программы в области пресноводных, морских, экологических, фундаментальных наук и наук о Земле, содействуя в то же время разработке национальной и региональной научно-технической политики и наращиванию потенциала в области науки, технологии и инноваций, инженерного дела и возобновляемых источников энергии.

Одной из крупнейших глобальных экологических катастроф в новейшей истории является трагедия Аральского моря. Повышение безопасности водных ресурсов в ответ на местные, региональные и глобальные вызовы полностью согласуется с ЦУР 6 (Чистая вода и санитария) и другими целями Повестки дня на период до 2030 года.

ЮНЕСКО выступает в качестве популяризатора науки, платформы для генерирования, обмена идеями и установления стандартов, а также содействует диалогу между учеными и лицами, ответственными за разработку политики.

Что такое политика в области науки, технологии и инноваций?

Инвестирование в науку, технологию и инновации (НТИ) имеет важнейшее значение для экономического развития и социального прогресса. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) могут способствовать устойчивому развитию путем построения более «зеленого», более инклюзивного общества.

ЮНЕСКО в рамках своего мандата поддерживает усилия государств-членов по реформированию и совершенствованию национальных систем НТИ и управления ими, предоставляет технические консультации, методологию и рекомендации правительствам по вопросам формулирования, мониторинга и осуществления научной политики.

Глобальная обсерватория ЮНЕСКО механизмов политики в области науки, технологии и инноваций (GO→SPIN) является методологическим инструментом для картирования национальных ландшафтов в области науки, технологии и инноваций, а также анализа политики в области НТИ и ее осуществления. Платформа открытого доступа предлагает инновационные базы данных с мощными графическими и аналитическими инструментами для использования лицами, принимающими решения, парламентариями, университетами, центрами обмена знаниями, компаниями, специалистами и широкой общественностью, с полным набором разнообразной информации о политике в области НТИ.

Укрепление инклюзивной научно-технологической и инновационной системы в Узбекистане было инициировано в конце 2019 года. Проект, финансируемый Исламским банком развития, реализуется Сектором естественных наук ЮНЕСКО, Представительством ЮНЕСКО в Ташкенте и Кластерным Представительством ЮНЕСКО в Алматы. Нажмите здесь, чтобы узнать больше.

Что такое программа ЮНЕСКО «Человек и биосфера» (МАБ)?

Программа МАБ (от англ. «Man and the Biosphere») – это межправительственная научная программа, целью которой является создание научной основы для укрепления взаимоотношений между людьми и окружающей их средой. Она объединяет естественные и социальные науки с целью улучшения условий жизни людей и сохранения природных и управляемых экосистем, тем самым содействуя инновационным подходам к экономическому развитию, которые являются социально и культурно приемлемыми, и экологически устойчивыми.

Всемирная сеть биосферных заповедников в настоящее время насчитывает 701 объект в 124 странах мира, включая 21 трансграничный объект. В Узбекистане имеется один биосферный заповедник – Чаткальский биосферный заповедник.

В чем разница между глобальными геопарками ЮНЕСКО, биосферными заповедниками и объектами всемирного наследия?

Глобальные геопарки ЮНЕСКО вместе с двумя другими объектами, определяемыми ЮНЕСКО как биосферные заповедники и объекты всемирного наследия, дают полную картину величия нашего наследия, сохраняя при этом мировое культурное, биологическое и геологическое разнообразие, а также содействуя устойчивому экономическому развитию.

В то время как биосферные заповедники сосредоточены на согласованном управлении биологическим и культурным разнообразием, а объекты всемирного наследия способствуют сохранению природных и культурных объектов, имеющих выдающуюся универсальную ценность, глобальные геопарки ЮНЕСКО дают международное признание объектам, которые повышают важность и значимость охраны геологического разнообразия Земли путем активного взаимодействия с местными общинами.

Узбекистан намерен создать свой первый глобальный геопарк ЮНЕСКО на территории Китабского государственного геологического заповедника (Кашкадарьинская область). Дискуссия по этому вопросу состоялась на Форуме по геотуризму в Шахрисабзе 1-3 августа 2019 года.

Коммуникации и информация

Что делает Сектор коммуникации и информации ЮНЕСКО?

Сектор коммуникации и информации стремится содействовать свободе выражения мнений, развитию средств информации, а также доступу к информации и знаниям в соответствии с мандатом ЮНЕСКО по «содействию свободному распространению идей словесным и изобразительным путем».

Наши программы вносят непосредственный вклад в достижение Целей устойчивого развития, в том числе ЦУР 4 (Качественное образование), ЦУР 5 (Гендерное равенство), ЦУР 16 (Мир, правосудие и эффективные институты), ЦУР 17 (Партнерство в интересах устойчивого развития), определенных в Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, с уделением особого внимания социальным, политическим и экономическим преобразованиям в цифровую эпоху.

ЮНЕСКО осуществляет инициативы в области медийной и информационной грамотности (МИГ) и журналистского образования. Отдельные медийные проекты, соответствующие видению ЮНЕСКО, могут получить гранты от нашей Международной программы развития коммуникации (МПРК), которая также способствует развитию средств информации, основанных на знаниях.

Работа ЮНЕСКО во всех этих областях является частью нашей поддержки свободы выражения мнений как неотъемлемого права человека, закрепленного в статье 19 Всеобщей декларации прав человека.

Является ли информационная грамотность и медиаграмотность одним и тем же?

Информационная грамотность и медиаграмотность традиционно рассматриваются как отдельные и отличные друг от друга области. Стратегия ЮНЕСКО объединяет эти две области как совокупность компетенций (знаний, навыков и установок), необходимых для жизни и работы сегодня. МИГ рассматривает все формы медиа и источников информации, таких как библиотеки, архивы, музеи и Интернет, независимо от используемых технологий.

Где я могу найти публикации, документы и другие материалы ЮНЕСКО?

Цифровая библиотека ЮНЕСКО обеспечивает доступ к публикациям, документам и другим материалам, либо произведенным ЮНЕСКО, либо относящимся к областям ее компетенции. Цифровая библиотека ЮНЕСКО является хранилищем институциональной памяти ЮНЕСКО и источником высококачественной информации о деятельности ЮНЕСКО. В ней хранится более 350 000 документов, датированных 1945 годом.

Вам необходимо создать бесплатный аккаунт, который даст вам доступ к определенным услугам, таким как создание списка предпочитаемых вами материалов, подписка на уведомления, обмен публикациями в социальных сетях и многое другое.

Другие вопросы

Я хотел/хотела бы работать в ЮНЕСКО. Где я могу подать заявление о приеме на работу?

ЮНЕСКО не обрабатывает заявки, предоставленные не по запросу. Пожалуйста, ознакомьтесь с разделом Карьера в ЮНЕСКО для получения информации о возможностях трудоустройства и заявлениях о приеме на работу.

Могу ли я подать заявление на стажировку?

Да. Вы можете проверить необходимые условия и подать заявление на стажировку в Штаб-квартире ЮНЕСКО или в страновом офисе по Программе стажировки ЮНЕСКО.

Как я могу работать добровольцем в ЮНЕСКО?

Вы можете посетить Координационный комитет Международной добровольной службы (CCIVS) и связаться с его членами для получения информации о возможностях добровольной службы.

Источник

Что происходит и для чего?
Adblock
detector