Юнгианский психолог что это

Глубинная юнгианская психотерапия

тел. / whatsApp

+7(916)24З-95-0З

carl jung tree

Какие бы причины не привели в кабинет к психологу, психотерапевту (конфликты, депрессии, страхи, сложности в отношениях, потери) за ними часто стоит потребность в более осмысленной жизни.

Часто душа говорит языком бессознательного. Юнгианская психология признает существование неосознаваемого измерения личности, это скрытый пока ресурс, потенциал развития человека. Но никто не может познать свое собственное бессознательное без помощи другого человека.

Важным аспектом работы аналитического психолога (психотерапевта) является разбор сновидений. Сны, видения наяву, какие-то события из прошлого указывают на новые неявные для дневного сознания направления в развитии.

По Юнгу, любой конфликт можно рассматривать, как проявление творческой энергии, которую можно направить в конструктивное русло. Однако психотерапия шире, чем просто решение конкретных психологических проблем, это исследование разных аспектов личности и признание их права на существование.

Мы такого не можем. Мы вас вместо шезлонга сажаем вот сюда, – Тимур Тимурович указал на кушетку, – потом делаем укольчик, а потом уже смотрим на символы, которые начинают поступать в б-а-альшом количестве. А там уже наше дело – расшифровывать и лечить. Понятно?»

В.Пелевин «Чапаев и Пустота»

Отличия же очень существенные, поскольку задачи стоящие перед каждым их этих специалистов абсолютно разные.

Чем отличаются психолог, психотерапевт и психиатр подробно обсуждается ниже.

Если психиатр в человеке, попавшем на прием, как правило, предполагает болезнь, то последователь Юнга даже в сильно нарушенном человеке видит прежде всего живую душу. И отношения строятся на установке, что клиент здоров, но как у всякого человека, у него есть проблемы.

Медицинское вмешательство несет в себе изрядную долю насилия: это и выполнение докторских предписаний, и пассивное согласие с точкой зрения специалиста как более знающего. Но в применении к вопросам души это означало бы усвоение системы ценностей психолога, а это и невозможно, и вредно.

Аналитический метод не предполагает существования какой-либо единственно правильной точки зрения, это позволяет исключить элемент осуждения или внушения, понятия «нормы» и «не нормы». Установка же на длительную работу снимает напряженность у обоих участников психотерапевтического процесса, когда не довлеет ожидание быстрых результатов, немедленного эффекта.

К сожалению, популярных восточных методик для таких изменений оказывается недостаточно: часто людям имеющим опыт длительных медитационных ретритов, оказывается не под силу провести полдня с несколькими капризничающими детьми.

В мировой практике различаются понятия «психотерапия» и «фармакотерапия». При проведении собственно психотерапии психотерапевт (даже имеющий медицинское образование) не использует никаких лекарственных препаратов и воздерживается от их назначения лично, а в случае необходимости, направляет пациента к коллеге.

Переподготовка психолога на психоаналитика (психолога-психотерапевта) длительна и сложна (требуется 3-4-летнее дорогостоящее дополнительное образование после получения основного высшего образования психолога, множество часов личной психотерапии, наличие многих часов супервизии (работы под наблюдением более старшего психотерапевта). Для психолога-психотерапевта личный анализ является обязательным (для психотерапевта-медика. принимающего в медицинских учреждениях нет). Благодаря личному психотерапевтическому опыту (опыту собственного анализа) психолог способен не только лучше понимать других, но также и защищать их от неблагоприятного влияния своих собственных проблем и недостатков.

Источник

Юнгианская психотерапия

Путь к себе – основное направление движения юнгианской психотерапии. На этому пути психотерапевт выступает скорее не как лечащий врач, а как партнер клиента, “спутник на пути”. Они вместе работают с симптомами, со снами, эмоциями и поведением клиента, разбираясь, что через них открывает им бессознательное клиента.

В соответствии со взглядами К. Юнга, бессознательное человека живет в равновесии и поддерживает себя в этом состоянии. Проблемы клиента – это следствие нарушения равновесия его психики, но в ответ на это психика мобилизует другие свои части (комплексы). Комплесы несут определенный эмоциональный заряд, обычно неприемлемый для сознания и потому вытесненный, но проявляющийся в снах, различных симптомах, воспоминаниях, эмоциях, инстинктивных импульсах и фантазиях, а также в поведении. Психологи юнгианского направления верят, что, распознав (с помощью терапевта) свои комплексы, сделав их осознанными и установив над ними контроль Эго, клиент избавится от своих проблем.

В юнгианской психотерапии нет определенной схемы психотерапевтического процесса, и невозможно заранее установить необходимое число сессий. Когда-то происходит выделение, исследование и интерпретация комплексов, в другое время клиент вместе с терапевтом пытаются понять цель патологии и найти потенциал роста. При анализе снов в центре внимания оказывается не столько интеллектуально удовлетворяющая их интерпретация, сколько переживание этих снов и их усвоение в эмоциональном плане.

Часть психотерапии происходит вне рамок запланированных встреч психотерапевта с клиентом, вне сессий. Клиент может часть работы выполнять сам: записывая свои сны и размышляя о их содержании, рисовать картины, изображающие образы его бессознательного, создавать скультуры и танцы, отражающие жизнь его внутренней вселенной, беседовать с персонажами, которые он может разглядеть в своем внутреннем мире.

Согласно Юнгу, целью психотерапии является не только снятие проблем клиента и избавление его от комплексов, но движение личности в сторону индивидуации, в сторону непрерывного процесса осознания клиентом своей уникальности и развитие клиентом своих творческих способностей.

Для юнгианского подхода к психотерапии характерно сотрудничество между психотерапевтом и клиентом, а также приспособление к индивидуальным особенностям каждого клиента. Психотерапевт поощряет проявления уникальности клиента, с уважением относясь к его внутренней мудрости и его возможностям обрести целостность. Психологи юнгианского направления не верят в возможности ума, более доверяясь чувству и внутренней мудрости. Это очевидно феноменологический и гуманитарный подход, где нет места науке и объективным поведенческим показателям.

Недостатки юнгианской психотерапии в основном представляют собой оборотную сторону ее достоинств. Среди них — ее относительная неэффективность при кратковременном применении. Хотя известны случаи, когда всего несколько сессий позволяли добиться желательных изменений, большинство клиентов все же нуждаются в долгосрочной психотерапии, требующей значительных затрат времени и денег.

Внимание к снам и другой образной “продукции” порой оборачивается отрицательной стороной. Клиент может так увлечься игрой воображения, что проблемы жизни в бодрствующем состоянии отойдут на задний план, и внимание к внутренней реальности может начать разрушать внимание к реальности внешней.

Источник

Юнгианский анализ

Юнгианский анализ (или аналитическая психология Юнга, Analytical psychology или Jungian psychology) – одно из самых мощных психологических направлений, появившихся на почве неофрейдизма.

Юнг был лучшим и ближайшим учеником Фрейда. Будучи человеком духовным и набожным, Юнг не мог не противиться теории своего учителя, в которой тот утверждал, будто бессознательное — не что иное, как исключительно хранилище нереализованной сексуальности, страхов и комплексов. Юнг пришел к мысли, что личное бессознательное является не только вместилищем подавленных сексуальных желаний, но гораздо в большей степени источником творческого потенциала личности, ее духовных стремлений.

Помимо индивидуального подсознания Юнг предполагал существование и коллективного бессознательного, ведь человечество в целом тоже составляет единый организм. Это огромный энергетический ресурс, созданный опытом всех предыдущих поколений, который ярко проявляется в историческом и культурном наследии: в мифах, сказаниях, легендах и традициях. Эта коллективная память, по мнению Юнга, связывает каждого конкретного человека с обществом в целом, с окружающим миром, и она, по сути,— главный источник познания человеком самого себя (путь от общего к частному).

Ощутить коллективное бессознательное помогает анализ мифов, сказок, легенд, снов и символов. В них заложены универсальные образы, которые Юнг называл архетипами. Если верить представлениям Юнга, от тотального влияния архетипов необходимо избавляться — только такой путь ведет к самореализации. Очень важно понимать, что выходя из-под давления архетипа, человек тем не менее не теряет своей связи с коллективным бессознательным, он может «пользоваться» этим творческим и интеллектуальным ресурсом, но уже не быть зависимым от него.

Символика — основной инструмент юнгианцев. Именно символы и образы, согласно теории Юнга, отражают то, что мы в действительности чувствуем, а значит, и то, что потенциально можем проанализировать и осознать. Корни любых психологических проблем, по мнению психоаналитиков, лежат в зоне бессознательного. А первый и самый главный ключ к решению этих проблем, с точки зрения психоанализа,— это их осмысление. Другими словами, сознательная проработка. В этом случае, если верить Юнгу, символы как раз и выступают в роли тех проводников, которые постепенно, «за ручку», переводят наши проблемы из одной области (бессознательного) в другую (сознание).

Обращаясь к универсальным общечеловеческим тенденциям, можно выделить в любой проблеме темы, хорошо известные из мифологии, литературы и религии. Юнг называл такие темы архетипами. Если функционирование всей психической энергии данного человека обусловлено этой темой, то можно говорить о наличии психологического комплекса. Этот термин также предложил Юнг. Но мало просто назвать комплекс, чтобы разобраться в своей ситуации, человеку очень полезно обсудить с другим свои переживания и найти описывающие их образы, символы и метафоры. В них не содержится конкретных рецептов или советов. Но символический язык обладает достаточной смысловой емкостью, чтобы отразить все нюансы, не исказив картины реальной ситуации. Именно через образы передаются и выражаются эмоциональные состояния во всей их глубине. Поэтому чтобы изменить свою эмоциональную ситуацию, необходимо сперва хотя бы видеть ее такой, какова она есть во всей своей многогранности и противоречивости. Вот почему на практике аналитик юнгианского направления больше работает с той фантазийной реальностью, в которой живет клиент, и частью которой в действительности являются его текущие проблемы.

Анализ, как правило, требует длительного периода времени и регулярных встреч. Любой результат предполагает усилия и необходимое количество проделанной работы. Кроме того, должно быть понятно, что трудно мгновенно изменить то, что складывалось годами и имеет большую предысторию. Аналитик может лишь обещать использовать все свои знания и профессиональный опыт, чтобы помочь клиенту разобраться в его ситуации.Юнгианские аналитики особенно отличаются тем, что рассматривают любого человека, какой бы трудный период он не переживал в настоящее время, как потенциально здорового, талантливого и способного к позитивным изменениям. В начале неопределенность в характере аналитической работы, скорее всего, вызовет у клиента некоторую тревогу и подсознательные страхи. Но вскоре он обнаружит, что после сессии чувствует себя намного лучше. Аналитик демонстрирует желание понять его проблемы, он никогда не осуждает и не критикует, он вежлив и внимателен, и его проницательные комментарии способствуют прояснению запутанной жизненной ситуации. Клиент вправе делать абсолютно все, что хочет, и говорить все, что приходит в голову. Он обнаружит, что впервые признался себе в вещах, о которых раньше не подозревал, и сумел, перешагнув барьеры, рассказать об эпизодах жизни, о которых ранее никому из посторонних не рассказывал. Он словно снова проживет свою жизнь, по-новому увидев теперь роль в ней других, прежде всего самых близких людей. Возможно, сделанные открытия его несколько опечалят. Но в то же время он сумеет больше дистанцироваться от своего прошлого, начнет видеть его более реалистично. Он будет теперь как бы учиться находить опору внутри себя. Так сессия за сессией будет разворачиваться анализ.

Каждый раз, погружаясь в мир своих воспоминаний, размышлений, чувств и фантазий, клиент будет ощущать, что на сессии происходит нечто очень важное в его жизни, лично важное, что это то место, где ему хорошо, где он может просто побыть самим собой, не прячась за маски и не пытаясь под кого-то подстраиваться. Он обнаружит, что может позволить себе быть на сессиях глупым, капризным, агрессивным мили слабым и зависимым. Но это поведение не смущает аналитика, он не отвечает агрессивно, как его родители реагировали в детстве, он принимает клиента со всеми его человеческими слабостями, уча его тем самым так же принимать себя, и спокойно помогает разобраться в его чувствах. Постепенно у него появится ощущение своего пути в жизни, своей стези, дающее уверенность в своих силах. Все перечисленные этапы описывают развитие символического отношения. Т.е. раньше этот человек жил, испытывая сильный внутренний конфликт, жил по принципу “или-или”, “все или ничего”. Теперь же он словно сумел подняться выше над прежними противоречиями, его внутреннее напряжение ослабло, и в его поведении появилось больше спонтанности и творчества.

Аналитическими методами сегодня работают с самыми разными клиентами, даже с маленькими детьми. Желание быть более счастливым, более успешным, жить в мире с самим собой присуще всем людям, даже если они не способны четко осознать его и сформулировать в подобных фразах. Теоретическая широта, гибкость и разнообразие методов в аналитической психологии позволяют аналитику найти “ключ” к любой человеческой душе.

Юнгианская психотерапия, направленная на трансформацию личности и индивидуальное развитие. Путь к себе – основное направление движения юнгианской психотерапии. На этому пути психотерапевт выступает скорее не как лечащий врач, а как партнер клиента, “спутник на пути”. Они вместе работают с симптомами, снами, эмоциями и поведением клиента, разбираясь, что через них открывает им бессознательное клиента.

В соответствии со взглядами К. Юнга, бессознательное человека живет в равновесии и поддерживает себя в этом состоянии. Проблемы клиента – это следствие нарушения равновесия его психики, но в ответ на это психика мобилизует другие свои части (комплексы). Комплесы несут определенный эмоциональный заряд, обычно неприемлемый для сознания и потому вытесненный, но проявляющийся в снах, различных симптомах, воспоминаниях, эмоциях, инстинктивных импульсах и фантазиях, а также в поведении. Психологи юнгианского направления верят, что, распознав (с помощью терапевта) свои комплексы, сделав их осознанными и установив над ними контроль Эго, клиент избавится от своих проблем.

Для юнгианского подхода характерно сотрудничество между психотерапевтом и клиентом, а также приспособление к индивидуальным особенностям каждого клиента. Психотерапевт поощряет проявления уникальности клиента, с уважением относясь к его внутренней мудрости и его возможностям обрести целостность.

Источник

Глубинная юнгианская психотерапия

тел. / whatsApp

+7(916)24З-95-0З

О методе юнгианского психоанализа

Shimla 1

Отличие от психологического консультирования

Как правило, такие психологические советы, будь они трижды профессиональны и справедливы, оказываются ничуть не лучше советов коллег или родственников и так же мало помогают. Потому что в основе установки на получение совета лежит древнейший и исключительно живучий миф о том, что человеческая жизнь целиком и полностью может контролироваться разумом. Увы, это не так.

К сожалению или к счастью, но типичный случай невозможен по отношению к отдельной человеческой душе. Любой человек исключительно сложен, а причины событий, приведшие человека в психотерапию, неосознанны и связаны с массой других событий и ситуаций из прошлого и настоящего. И чтобы разобраться в этих связях, и клиенту, и психотерапевту требуется много времени, терпения и смелости.

Такое расшифровывание и есть настоящая психотерапия, в которой не бывает заранее известных умных решений и происходит которая настолько же в голове, насколько и в сердце.

С чем работает юнгианский анализ?

Что такое личное бессознательное?

Это вытесненные на протяжении индивидуальной жизни представления, всё подавленное и позабытое.

С чем работает юнгианский анализ?

Юнгианский анализ работает с бессознательной частью нашей психики, с тем как она проявляется в поведении, т.е. с Тенью, Снами, нашими симптомами (психосоматикой) и Синхронией.

Это темная масса опыта, не пускаемая в сознание. Она «состоит из всех тех аспектов нашей личности, которые работают на то, чтобы заставить нас ощущать дискомфорт от самих себя» (Дж. Холлис).

Почему важно работать с Бессознательным и Тенью?

Потому что именно скрытые и не признаваемые части нашей личности часто управляют нашим поведением, особенно в критичных и сложных ситуациях. Чем дольше мы живем, тем длиннее наша тень. Чем больше невыносимого и подавленного накоплено в тени, тем сильнее блокируется жизненная энергия, делая нашу жизнь в настоящем трудно выносимой.

Что такое Золото Тени?

Какова задача аналитического процесса?

Почему эту работу лучше делать в рамках аналитического кабинета?

Увидеть самостоятельно эти невидимые нам, но очевидные со стороны части личности, невозможно. А принять и понять их с подачи наших близких и знакомых слишком болезненно, а часто невыносимо.

«Человек становится просветленным не потому, что представляет себе фигуры из света, а потому что делает тьму сознательной. Однако последняя процедура не из приятных и, как следствие, непопулярна». К.Г. Юнг

Работа с Тенью и Бессознательным кропотливый и длительный процесс

Человеческая психика чрезвычайно сложная система.

Большинство книг по популярной психологии с их заготовками быстрых личностных изменений и самопомощи не работают п отому, что они исходят из упрощенных представлений о человеческой психике, апеллируя в основном к нашей волевой, сознательной части.

Их авторы словно бы никогда в своей частной жизни не убеждались в том, что одна часть нас самих способна активно сопротивляется программе, проводимой в жизнь другой нашей частью.

В чем отличие юнгианского анализа от популярных психологических методов?

Коучинг и популярная психология часто ориентированы на укрепление Эго-позиций и социальный успех в мире.

Юнгианский анализ в большей степени направлен на познание внутреннего мира и предполагает Эго достаточно крепкое, чтобы выдержать стыд собственного Теневого.

Вопросы юнгианской психологии не «что делать» и тем более не «кто виноват», а «как» и «для чего».

При этом аналитический процесс максимально ненасильствинен и от клиента, в отличие от различных краткосрочных методов психотерапии, не требуется выполнять директивные указания терапевта или разделять систему его верований.

О видеотерапии. Сеансы по скайпу

В связи с эпидемией коронавируса, институт NEWPSY открыл доступ всем желающим к докладу Л. Коварскис от 2016 года «О видеотерапии и супервизии». Новый массивный опыт работы в режиме видео-терапии заставил меня и моих коллег психоаналитиков и психотерапевтов обратить внимание и обдумать некоторые аспекты видеотерапии, которые прежде были не столь заметны и поделиться своими наблюдениями и размышлениями (читать дальше о видеотерапии)

Юнгианский психоанализ

Карл Юнг известен как один из основателей аналитической психологии. Он считал, что потребность человека в религиозном выражении происходит из стремления психики к сбалансированному состоянию сознания и бессознательного одновременно. Юнг потратил много лет на обучение и практику у Зигмунда Фрейда, но именно эта его теория привела их к разногласиям. Юнг предположил, что коллективное бессознательное разделяют все люди. Разработка этой теории опиралась на эмпирически выявленные паттерны поведения людей, которые словно принуждают человека порождать определенные психические образы. Эти устойчивые способы реагирования Юнг назвал архетипами. На протяжении всей истории и во всех культурах мифология и мотивы сновидений обнаруживали общую сюжетную нить. Юнг считал, что каждый человек стремится достичь целостности, достигнув гармонии сознания и бессознательного, и что это может быть достигнуто посредством изучения сновидений. (читать подробнее о Юнгианском психоанализе)

Причины обращения к психоаналитику, психологу-психотерапевту

— сложности во взаимоотношениях с близкими и в профессиональной среде, трудности в общении

— невозможность вступить в брак

— проблемы адаптации в коллективе, неудачи в карьере

— сложности характера: застенчивость, обидчивость, мнительность,

— общая неудовлетворенность жизнью

— тревожность, панические атаки

Как выбрать психолога?

Важные критерии при выборе психолога (психотерапевта):

1. Образование (как специальное), так и базовое.

2. Опыт личной терапии и супервизии психолога (психотерапевта).

3. Рекомендации и личная симпатия ( подробнее ).

Анонимность

Подробности вашей жизни останутся исключительно внутри наших отношений и не станут известны какому-либо третьему лицу, за исключением случаев закрытой профессиональной супервизии или интервизии.

Рабочий альянс

Очень важны доверительные отношения между клиентом и психологом (психотерапевтом), называемые рабочим альянсом. Именно он является основой терапии и психологических изменений. Обычно одной-двух сессий достаточно, чтобы понять, подходим ли мы друг другу. Иногда надо встретиться с несколькими психологами, чтобы понять, кто подходит именно вам.
Важно, чтобы психолог, психотерапевт вызывал у вас симпатию.

О первой встрече

Принятие решения впервые придти на психотерапию требует много мужества, поскольку решиться на изменения сложно. Как ни тяжела кажется сейчас жизнь, но привычное поменять на неизвестность всегда непросто.

Первая встреча длится всегда дольше обычных сессий, как правило, 60-80 минут. Она означает фактически знакомство с психотерапевтом, здесь вы можете определиться, хотите ли вы продолжать психотерапию у меня или лучше обратиться к другому психологу. Вы можете задать любые интересующие вас вопросы. О первой встрече можно договориться по телефону и по электронной почте.

Психотерапевтический контракт

На первой встрече мы заключаем устный психотерапевтический контракт.

Его цель повысить взаимопонимание в процессе психотерапии, оговариваем задачи психотерапии, предполагаемый результат, частоту и время встреч, стоимость, правила пропусков сессий.

Количество встреч может быть разным: от одной до нескольких раз в неделю. Один раз в неделю считается поддерживающей формой психотерапии. Более редкие (менее чем один раз в неделю) встречи, как правило, не обеспечивают необходимого контакта между психотерапевтом и клиентом, а также не запускают глубокой работы самопознания, которая была бы способна привезти к желаемым изменениям.

Время дальнейших регулярных встреч определяется, как правило, на первой встрече и в дальнейшем это время закрепляется за вами и мы встречается в определенное время и определенный день. Важным условием является правило опозданий: время опозданий не компенсируется. То есть, если вы опаздываете к назначенному времени, наша встреча укорачивается на длину вашего опоздания.

Следующие встречи

На следующие встречи клиент приносит, как правило, актуальные для него на данный момент темы, самое волнующее или наболевшее.

На сессии важным материалом являются также воспоминания, фантазии, сны и даже то, что на первый взгляд вообще не имеет ничего общего с заявленной темой, то, что «вдруг пришло в голову».

В сотрудничестве с клиентом психотерапевт-аналитик уточняет, проясняет и соединяет возникающие образы и идеи.

Очень часто в этом, казалось бы, случайном или просто сопровождающем обыденные события материале, обнаруживаются глубокие смыслы, которые оказываются связанными и с главной темой, приведшей клиента в кабинет психолога.

Почему юнгианский анализ?

«Душа» — не научный термин и используется в современной психологии редко. Однако именно слушание сложного и образного языка души оказывается тем, что помогает.

Ему я училась и продолжаю учиться уже многие годы: прохожу собственный анализ и супервизию у специалистов МААП.

Завершение анализа

Клиент самостоятельно решает, когда следует закончить или прервать анализ. Важно, однако, чтобы произошло осознанное завершение анализа и были бы подведены итоги. Если вы принимаете решение завершить психотерапевтическую работу, нам понадобиться как минимум две встречи для завершения внутренних психологических процессов.

Вы всегда сможете вернуться в анализ или придти на разовую встречу, если в ней возникнет потребность после нашего расставания.

Источник

Что происходит и для чего?
Adblock
detector