Юношеский максимализм: понятие, примеры, симптомы, фазы
Приветствую Вас, друзья!
Максимализмом называют склонность к крайностям, при которой человек всегда стремится к тому, чтобы всё было сделано по максимуму и в лучшем виде. Особенно сильно данная черта характера проявляется в юные годы. Поэтому и сформировалось устойчивое сочетание «юношеский максимализм». Сегодня мы подробно разберём, что представляет собой данная особенность характера, как и когда она проявляется, а также рассмотрим несколько дельных советов родителям, которые хотят помочь своим детям поскорее справиться с данной проблемой.
Что такое юношеский максимализм?
Юношеский максимализм – это специфическая особенность психики, заставляющая подростков и молодых людей судить обо всём категорично и прямолинейно, не допускать гибкости суждений, не соглашаться на компромиссы, преувеличивать свои способности и строить грандиозные планы. Данная черта характера возникает в раннем подростковом возрасте и постепенно исчезает по мере взросления и накопления жизненного опыта.
Само понятие «максимализм» не является возрастным, и в разной мере оно свойственно практически всем людям. Любой взрослый человек, адекватно воспринимающий собственные возможности, вполне может в некоторых сферах стремиться к идеалу. К примеру, организовывая романтическое свидание на годовщину супружеской жизни, не грех позволить себе побыть максималистом и в 40 лет. А некоторые люди и вовсе сохраняют отдельные максималистские взгляды на протяжении всей своей жизни.
В каком возрасте проявляется максимализм?
Данная особенность психики может проявиться позже или раньше, но наиболее распространенный возраст – 12 лет. Психологи делят весь период юношеского максимализма на три фазы:
Как проявляется юношеский максимализм?
Чтобы лучше понять, что такое юношеский максимализм, нужно разобраться с основными его проявлениями. Здесь всё достаточно индивидуально, но есть ряд характерных признаков, свойственных большинству подростков, переживающих данный период:
Что делать родителям?
Время, когда ребенок проходит через юношеский максимализм – это очень ответственный период для родителей, поскольку возможны самые разные неприятные ситуации. Но первое, что нужно сделать – прекратить негодование. Нельзя винить ребёнка в странных поступках, поскольку он молод и неопытен, ему сложно обуздать гормоны, и он совершенно не виноват в происходящем.
Чтобы помочь ребёнку-максималисту достойно пройти через этот жизненный период, родителям рекомендуется использовать следующие подходы:
Заключение
Юношеский максимализм – это неизбежный и необходимый этап развития нашей психики. Каждый из нас проходил через него, поэтому не нужно резко реагировать, наблюдая, как в эту фазу своего развития вступают наши дети. Это именно тот период жизни, когда наивный, неопытный и эгоцентричный ребёнок постепенно превращается в мудрого, самостоятельного и ответственного взрослого человека. И не нужно рассчитывать, что это произойдёт мгновенно. Однако родители обязаны поддержать своего ребёнка, чтобы не дать ему совершить ошибок, которые могут в корне поменять всю его будущую жизнь.
Юношеский максимализм что делать
Каждый день на планете добровольно из жизни уходят десятки тысяч людей. По данным официальной статистики от самоубийства ежегодно погибает около 2800 детей и подростков. У 30% лиц в возрасте 14 – 24 лет бывают суицидальные мысли, 6% юношей и 10% девушек совершают суицидальные действия. Некоторые специалисты пишут о том, что в 10% суицидальное поведение имеет цель покончить собой, и в 90% – это привлечение к себе внимания. Слово « суицид» стало чем-то обыденным, привычным для нас.
У подростков попытки совершения акта лишения себя жизни, бывают нескольких типов:
· Демонстративное поведение-это тип поведения, обусловленный стремлением подростка обратить внимание на себя и свои проблемы. Кажется, что это своего рода просьба о помощи. Они преследуют цель напугать окружающих, а не лишить себя жизни. В этом случае подростки выбирают способы, как порезы вен, изображение повешения, отравление неядовитыми лекарствами.
· Аффективное поведение-это действие, совершенное под влиянием ярких эмоции. Подростками движут сильные негативные эмоции-обида, гнев. Они чаще всего прибегают к попыткам повешения, отравление токсичными и сильнодействующими препаратами.
· Истинное поведение-это продуманный план действий. В этом случае подростки оставляют записки родителям и друзьям, в которых они прощаются со всеми и объясняют причины своих действий. Они прибегают к повешению или к спрыгиванию с высоты.
Решение на совершение самоубийства не происходит мгновенно. Подростки задаются вопросами о смерти и смысле жизни, они не видят другого решения своих проблем. Продумывают свои действия и составляют разработанный план. Далее возникают суицидальные намерения, которые ведут к попытке или самому самоубийству.
В основном совершают самоубийства люди от 14 до 24 лет. Именно в этом возрасте люди более импульсивны, больше подвержены внешним воздействиям, тонко ощущают мир и остро реагируют на чужое мнение. Им свойственен юношеский максимализм.
Что же может сподвигнуть подростка на умышленное лишение себя жизни?
Для человека, который близко все принимает к сердцу, причина может быть незначительной. Мелкая ссора или обида, малейшее слово могут спровоцировать суицидальные мысли.
Главной причиной может быть дисгармония в семье. Бывает, что происходит недопонимание со стороны родственников, частые ссоры и конфликты между членами семьи. Казалось бы, семья это опора и поддержка человека, и очень жаль, что из-за банального отсутствия взаимопонимания, человек готов расстаться с собственной жизнью.
Еще одной причиной может стать буллинг. В наше время подросткам очень важно знать мнение окружения, но зачастую многие сталкиваются с травлей. Именно эта сложная и неприятная тема, оказывает сильное влияние на душевное равновесие человека.
Депрессия, наркотическая, алкогольная зависимости и реакция протеста, финансовые проблемы, одиночество, так же могут привести к самоубийству.
В настоящее время проводятся различные профилактические работы в борьбе с суицидом. К примеру: борьба с интернет-ресурсами, пропагандирующими суицид; создание добровольных благотворительных организаций с целью предупреждения самоубийств.
Подводя итоги, мы можем сказать, что при возникновении каких-либо трудностей в жизни необходимо разобраться с самой сутью проблемы, посмотреть с другой стороны, попробовать разобраться в причинах. Какой бы сложной не казалась ситуация, всегда найдется выход. Людям нужно быть более чуткими по отношению друг к другу и не допускать ситуаций, где человек будет чувствовать себя ненужным и одиноким.
Никогда и навсегда: почему подростковый максимализм — это нормально
Подростки — максималисты, их дружба или влюблённость — это навсегда, а даже не тот цвет юбки воспринимается как трагедия. Юлия Казачкова рассказывает, где проходит грань между нормой и патологией и как ребёнку пережить этот период с пользой.
Мама тринадцатилетней Лизы уже третий раз за сеанс шумно вскакивает со стула и отчаянно жестикулирует: «Вот вы же психолог?! Вы же понимаете, что жизнь состоит из оттенков! Что не бывает только чёрное или белое, здорово или крах. А она (кивает в сторону дочери) не понимает! Она живёт, как будто на вулкане! И мы с отцом вместе с ней, что ни мелочь — то трагедия на всю жизнь…».
Лиза теребит резинку на волосах, смотрит в пол, иногда на меня. Стройная, аккуратно одета, всегда с хорошим маникюром, чаще без макияжа. Лиза на всех консультациях отлично выглядит, но без конца что-то поправляет, выходит причесать волосы, подкрасить губы блеском, расправить юбку. Поймав взгляд девочки, спрашиваю, что у неё случилось и почему, по её мнению, мама так переживает. Долго молчит, смотрит на маму, вопросительно или даже нет, скорее просительно… Мама (по нашей предварительной договорённости) старательно молчит, так как вопрос задан Лизе. Не дождавшись помощи, девочка говорит, растягивая гласные, аккуратно подбирая слова:
— Ну, мама говорит, что я чересчур впечатлительная, что всё время из мухи слона раздуваю… Что надо про уроки думать, а не про глупости всякие…
— А что с уроками? У тебя плохие оценки?
Тут Лиза становится пунцового цвета и отворачивается, пытаясь спрятать глаза от моего взгляда… молчание, всхлипы. Тишину нарушает уже не сдержавшаяся мама, четвёртый раз вскакивая со стула:
— Да! Две четвёрки в четверти светят. О чём она только думает! Бестолочь!
И кто здесь максималист?
Что же такое юношеский максимализм? Где проходит грань между нормой и патологией и каких основных правил нужно придерживаться родителям подростка, чтобы он прошёл сложный для него период с пользой для себя и вышел во взрослую жизнь с правильными выводами? И главное, как не закрепить юношескую позицию и не перенести её из отряда особенности периода, в патологию взрослой личности?
Юношеский максимализм — это выраженная особенность психики подросткового и юношеского возраста в крайней категоричности, прямолинейности, недостаточной гибкости в суждениях, преувеличенности в выводах, взглядах.
Первое, что важно увидеть в определении, это словосочетание «особенность психики». А значит, речь не идёт об аномалиях развития. Видеть в своём подростке признаки максимализма во взглядах и поступках абсолютно нормально и закономерно.
А отсюда — правило первое: не паниковать! Вы вдруг заметили, что ваш всегда такой спокойный и в меру рассудительный ребёнок стал вспыльчивым и обидчивым, начал остро реагировать на каждую мелочь, «раздувать из мухи слона», бросать дела, которые не получились с первого раза и категорично заявлять: «Всё! Это никогда не получится», «Я никогда не смогу, не сумею, ничего не выйдет…» Сядьте рядом и выслушайте. Спросите, что именно не получилось, поддержите. Сопереживайте, но не поддавайтесь его настроению. Сложность родительской реакции состоит в основном в том, что нужно придерживаться тонкой грани в отношениях, быть включённым в проблему, искреннее сопереживать, но одновременно оставаться спокойным и уверенным.
Именно ваше спокойствие и уверенность в том, что из ситуации всегда есть выход, придаст ребёнку силы и поможет выйти из кризиса
Юношеский максимализм — явление проходящее. Поэтому правило второе — запастись терпением.
Ещё вчера вы отложили все свои дела, отодвинули на задний план работу, планы на вечер, отключили телефон и с головой погрузились в самую вселенскую проблему тысячелетия под гордым названием: «Жизнь не имеет смысла — мне нечего надеть в кино! Я никуда не пойду!». Весь вечер вместе перебирали гардероб, пили чай и обсуждали, какие цвета носят в этом сезоне и как так вышло, что у неё нет ничего модного в гардеробе. Старательно подбирая слова, вы старались вложить в эту умную, но такую вспыльчивую, восприимчивую и категоричную голову, что в жизни есть куда более страшные вещи, чем отсутствие юбки нужного цвета. Здесь остановлюсь: важно делать это без нотаций! Только конкретные примеры и реальные люди. Лишь так ребёнок услышит и почувствует ситуацию. Аккуратно вложенный короткий пример сыграет большую роль, чем долгие абстрактные нравоучения.
«Я — мама подростка и уже не главный человек в его жизни»
К концу вечера вы, довольные собой, легли спать, уверенные в том, что всё получилось, вас услышали, поняли и все теперь будет прекрасно… И тут — бум! — и на следующий день подружки ушли в кино, не позвав вашу девочку с собой, и история с концом света снова тут как тут.
Терпение! Выдыхайте и начинайте сначала. Вы — отличный родитель, и всё, что говорите и делаете, важно и нужно, ничего не было напрасно. Но «Москва не сразу строилась», поэтому чтобы все уговоры подействовали, должно пройти время.
Наши дети — наше отражение. Это и есть правило номер три. Внимательно и критично посмотрите на себя. Как вы реагируете на свои поражения или ошибки? А на ошибки своего ребёнка? Много ли критикуете? Не завышаете ли планку возможного для себя или окружающих? Одним словом, как вы прошли свой период юношеского максимализма?
Помните, что в основе детского максимализма лежит максимализм родительский
Раскрывая весь диапазон взаимоотношений с родителями, чаще всего претензии, предъявляемые к ребёнку, можно смело отнести и к родителям. Реакция близких на «страшные две четвёрки в четверти» раскрывает внутренний конфликт взрослого. Чего же тогда можно ожидать от ребёнка? Родительский максимализм неизбежно вложит в психику неправильные реакции на трудные (а иногда совсем даже и просто решаемые) жизненные ситуации. И без коррекции реакций родителей, мы получим ребёнка-максималиста.
Корни максимализма закладываются в детстве и в большинстве своём зависят от реакции родителей. Именно родитель имеет возможность скорректировать взгляды на мир и на самого себя. Так, например, типичная ошибка — перехваливать за незначительные успехи, без умолку восхищаться и «организовывать» победы, выбивая оценки у учителя. Они формируют «беспомощного максималиста» — когда победы доставались легким путем, всё самое лучшее «падало с неба», а ребёнок привык к тому, что он на вершине, и от него ничего не требуется.
5 советов, как строить отношения с подростком, чтобы он потом сказал вам «спасибо»
Обеспечить условия для возможности реальных побед — вот задача родителя. И можно будет хвалить за реальные достижения. Так, например, отдав ребёнка в сильную школу, не нужно бояться, что её завышенные требования будут способствовать развитию максимализма. Важны не требования социального института, которые могут быть высоки. Требовательная школа, строгий вуз формируют характер, воспитывают сильную и успешную личность, обеспечивая возможность для реального успеха. Здесь важна реакция родителя на успехи или неудачи — это основной критерий для психики подростка.
Юношеский максимализм — необходимый этап взросления психики. Именно эта особенность помогает подростку прочувствовать границы собственных эмоций и, как следствие, научиться ими управлять, корректировать и взаимодействовать с ними в будущем. Как годовалый малыш в процессе познания мира пробует на вкус всё, что попадает в поле его зрения, так и подросток исследует этот мир, изучая глубину и диапазон своих чувств и эмоций.
Что такое юношеский максимализм
Описание и фазы юношеского максимализма
Юношеский максимализм — это понятие в психологии, которое подразумевает комплекс качеств проявления себя как личности у молодых людей. Специалисты настаивают на том факте, что формируется он далеко не у каждого юноши или девушки. Развитие озвученного явления зависит от психоэмоционального состояния, особенностей характера и темперамента подростка.
Значение юношеского максимализма также заключается в тех моральных ценностях и линии поведения в социуме, которые выбрала для себя формирующаяся личность. При оценке данного понятия психологи часто употребляют слово «ребенок», потому что пора активного поиска себя в окружающем мире может начаться не только в позднем периоде, но и в раннем подростковом возрасте.
Психологи настаивают на том, что утверждение о краткосрочности подобного фактора является ошибочным заявлением. У некоторых подростков по мере их взросления возрастные особенности формируются в дальнейшем в максимализм, который характеризует их поведение на протяжении всей жизни. При этом заблуждением будет путать озвученное понятие с элементарной невоспитанностью и скверным характером молодой особы.
Специалисты не дают четкого возрастного разграничения озвученного явления. Однако они создали определенную периодизацию переживания юношеского максимализма, которая выглядит следующим образом:
Проявления юношеского максимализма
Описываемый способ самовыражения в нежном возрасте в большинстве случаев выглядит следующим образом:
Как бороться с юношеским максимализмом
Подобные реакции не являются патологией или опасным заболеванием. Однако и самой маленькой личности, и его семье необходимо контролировать этот процесс.
Советы подростку по поведению в социуме
Взрослые люди обязаны координировать свои поступки при любой ситуации. Следовательно, тем детям, которые считают себя состоявшимися личностями, необходимо придерживаться следующих правил:
Рекомендации родителям бунтующего ребенка
Именно в этом возрасте старшее поколение семьи должно понять, что оно может в любой момент упустить контроль над сыном или дочерью.
Психологи советуют успокоить свое внутреннее негодование по поводу поведения их ребенка и вести себя следующим образом:
Последствия юношеского максимализма
Каждому возрасту свойственны свои кризисные ситуации, которые бывает сложно избежать. При стадии становления личности иногда могут возникнуть следующие опасные последствия взросления:
Что такое юношеский максимализм — смотрите на видео:
Подростковый кризис
Содержание статьи
Подростковый, или пубертатный кризис – это этап психического развития, который развивается в период перехода от детства ко взрослой жизни. Выражается в стремлении к самоутверждению, независимости, самостоятельности.
Согласно отечественной психологии, подростковый возраст приходится на 11-17 лет, когда темпы психологического, когнитивного, социального и физиологического развития максимально высоки. При этом выделяют ранний период с 10 до 14 лет и поздний – с 15 до 17 лет. Однако Всемирная организация здравоохранения на подростковый возраст относит более обширный период – с 10 до 20 лет.
В случае удачного преодоления этого этапа у ребенка формируется новый уровень осознанности, самовосприятия, развиваются способности оценивать и развивать свои качества, способности, работать над недостатками. Ребенок сепарируется от родителей, но при этом сохраняет с ними хорошие отношения. Чтобы удачно пройти переходный возраст и избежать осложнений, родителям необходимо проявлять гибкость, работать над доверительными отношениями и вовремя признать право на независимость, самостоятельный выбор и принятие важных решений.
Физиологические причины
Пубертатный период – это возраст, когда рост организма происходят максимально активно. Развитие идет скачками, неравномерно. За год ребенок может вырасти на 7-10 сантиметров и увеличить массу тела на 5-9 килограммов. Скелет становится крепче, совершенствуется мускулатура. Стремительно растет в длину и ширину сердечная мышца, меняются артериальное давление и ритм работы сердца.
Вместе с интенсивным ростом организма меняется и форма тела. Развиваются гендерные признаки, меняется гормональный фон, перестраивается эндокринная система, активизируются железы внутренней секреции. При чем половое созревание у девочек начинается раньше на 1-2 года и заканчивается уже к 15-16 годам. В возрасте 10-12 лет они обгоняют мальчиков в росте. Однако к 15-16 годам мальчики уже значительно выше девочек и при этом продолжают расти до 18-20 лет.
Нервной системе очень сложно подстраиваться под изменения, так как она просто не успевает адаптироваться к активному росту. Поэтому часто психика находится в состоянии чрезмерного возбуждения или, наоборот, пытается замедлить процессы и переходит в выраженное торможение.
В связи со всеми физиологическими изменениями, в организме ребенка развиваются временные нарушения:
Физиологические процессы напрямую влияют на состояние здоровья и поведение подростка. Чтобы организм полностью сформировался и скачок взросления прошел успешно, необходимо обеспечить качественную поддержку процессов: правильное питание, насыщение рациона витаминами и микроэлементами, адекватную физическую активность.
Важно учитывать, что в физическом развитии и половом созревании есть существенные индивидуальные особенности. Возраст, в котором в организме ребенка начинаются активные перемены, может отклоняться от групповых норм, и это не должно вызывать опасений.
Психология подросткового кризиса
Основная причина развития кризиса в подростковом возрасте – это значительный разрыв между физиологическим и социальным, эмоциональным созреванием личности. Как мы уже сказали, физиологический рост в этот период максимально опережает темпы развития психики.
Физиологически подросток за короткий этап становится взрослым, зрелым человеком. Внешне вчерашний ребенок выглядит по-взрослому, начинает себя таким чувствовать, но еще не готов в полной мере к самостоятельности, ответственности. Социальное созревание требует гораздо большего времени.
В результате такого разрыва возникают конфликты со взрослыми. Ребенок хочет чувствовать себя свободным и самостоятельным, но на самом деле еще не может справиться с серьезной ответственностью. На этой почве возникают конфликты, недопонимания. Личность подростка настолько меняется, что иногда кажется, что ребенка просто подменили.
Пубертатный период выражается не только на физиологическом, но и на психическом уровне. При чем психические аспекты пубертата могут возникнуть гораздо раньше, чем физическое созревание. Подростки проходят половую идентификацию и ориентацию, начинают воспринимать себя и окружающих согласно гендеру. Ученые сходятся во мнении, что половая идентификация происходит в большей мере под действием социокультурных факторов, чем биологических. Решающую роль играют действующие в обществе образцы, стереотипы.
В этот же период развивается романтизм – стремление к эмоциональной близости. Подростки завязывают отношения, которые предполагают совместное времяпрепровождение, душевные разговоры. Появляется первая влюбленность. Физическая близость при этом является не обязательной, на первый план выходит платонический контекст, и лишь потом – сексуальный.
С учетом всех психологических перемен, происходящих в подростке, кризис необходим для решения ряда задач. В результате успешного преодоления этого скачка развития подросток:
Фазы подросткового кризиса
Психолог Лев Семенович Выготский выделил в подростковом кризисе три базовых фазы:
Точно сказать, сколько длится каждая фаза, нельзя. Во многом продолжительность этапов зависит не только от подростка, но и от правильной реакции родителей на проявления кризиса.
Проявления кризиса в подростковом возрасте
Степень выраженности кризиса может быть разной. На первичном этапе психологи выделяют две главные черты, которые присутствуют практически у каждого ребенка:
По мере перехода от одной фазы кризиса к другой, нарастает и проявление реакций, которые можно разделить на три крупных группы:
Особенности протекания кризиса у девочек и мальчиков
У девочек и у мальчиков пубертатный возраст протекает по-разному. У девочек, как правило, симптомы переходного периода начинают проявляться с 10-11 лет. При этом признаки кризиса выражены у них довольно слабо. Мальчики вступают в переходный возраст позже – примерно с 12-13 лет. Но течение кризисного периода у них гораздо более выраженное. Связано это преимущественно с тем, что к юношам и мужчинам в обществе традиционно более жесткие требования, чем к девушкам и женщинам.
У мальчиков подросткового возраста наиболее выражены такие черты:
У девочек подростковый возраст сопровождается такими признаками:
Различные искажения проявлений зависят от воспитания, окружения, установленных в обществе стандартов.
Рекомендации родителям по преодолению кризиса
Несмотря на сложности в общении с родителями и активным желанием сепарироваться, в кризисный период подросток нуждается в правильной поддержке и защите со стороны взрослых. Родителям при этом необходимо отказаться от прежних форм контроля и дать необходимую ребенку долю свободы.
Каждый ребенок – уникален, и искать подход родителям придется самостоятельно. Но несколько простых рекомендаций помогут понять подростка и помочь ему преодолеть кризис:
В разговорах с подростком также следует придерживаться ряда правил:
Даже правильное поведение со стороны родителей не исключает возможности проявления конфликтности, агрессии и непослушания подростка. Однако уважительное отношение к личности и соответствующая манера общения взрослых позволяет снизить выраженность кризисных признаков и их интенсивность.