Юрисдикция и юриспруденция в чем разница

Содержание

Правосудие, юстиция, юрисдикция и юриспруденция

Законность и правопорядок.

Источники правовых норм.

Правовые нормы поведения закрепляются в разных нормативных актах: Конституции Украины, Законах и постановлениях принятых Верховной Радой Украины, в Указах Президента Украины, в постановлениях Кабинета Министров Украины, инструкциях и правилах министерств и ведомств, в решениях местных органов самоуправления.

От правовых актов, как источников права, следует отличать правовые акты тех же органов, которые не носят общего характера, а касаются конкретных, индивидуальных фактов в отношении определенных ему (например: Указы Президента о назначении, увольнении должностных лиц, о награждении и т.д.).

Содержание законодательства.

Законодательство – это совокупность всех правовых источников, а не только законов. Поэтому подзаконные акты должны соответствовать Конституции и законам. В противном случае они должны признаваться судами недействительными.

Законность – это строгое выполнение права государственными органами, должностными лицами, юридическими и гражданами. (письмо В.И. Ленина В.Б. Бонч-Бруевичу о незаконном повышении ему зарплаты с 500 до 800 руб. без правовых к тому оснований).

Правопорядок – это сочетание законодательства и законности, т.е. неукоснительное исполнение правовых норм в обществе всеми его членами.

— «Юридический» синоним слова «правовой». Происходят от латинского слова jus, jure, т.е. право, правовой, или jurisdicus – правовой, судебный.

— «Юстиция» от латинского слова justitia, (т.е. справедливость, законность, правосудие), обозначает всю совокупность судебных учреждений, их деятельность по осуществлению правосудия, а также судебное ведомство.

§ 3. Роль права в условиях перехода к рыночной экономике. Место и социальное назначение юриста в гражданском обществе и правовом государстве.

Поступив на юридический факультет университета, студент должен четко представлять, какая работа и какая деятельность ждет его впереди. Работа юриста является очень важной как для общества в целом, так и для отдельных граждан. Она родственна деятельности медицинского работника. Только если последний лечит человеческий организм, то задачей юристов является: лечение общественного организма от таких социальных недугов как правонарушения и преступления; защита прав и интересов граждан от неправомерных посягательств на них от кого бы то они ни исходили (государства, государственных органов, должностных лиц, граждан или других правонарушителей).

То есть, деятельность юриста – чрезвычайно гуманна и благородна. Она доставляет большое духовное удовлетворение, если конечно выполняется должным образом, на высоком профессиональном уровне, с любовью к делу, которому ты служишь, и с ответственностью за судьбы лиц, интересы которых призван защищать.

Испокон веков деятельность юристов считалась одной из наиболее престижных, уважаемых и высокооплачиваемых, например, в США в настоящее время труд высококвалифицированного адвоката оценивается в размере 500 долларов за один час работы).

В условиях Советского Союза работа юристов недооценивалась не только в смысле зарплаты, но и в решении сугубо правовых вопросов. Мнения юристов зачастую подменялось указаниями сверху («есть мнение») и так называемым «телефонным правом».

В условиях перехода к рыночной экономике, к гражданскому демократическому обществу – положение юристов в нашем государстве кардинально меняется. Конституция Украины 1996 года объявила наивысшей социальной ценностью человека, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность (ст. 3).

Если раньше главенствующей задачей правовых органов являлось защита государства, государственной и общественной собственности, то теперь на первое место выдвигается защита человека, гражданина. Все это закреплено в разделе II Конституции Украины (ст. 21-68) и в других статьях.

Коренным образом меняется и положение судов в системе государственных органов. Впервые не просто провозглашается независимость судов, но и гарантируется целым рядом конкретных мер оговоренных в Конституции Украины:

а) осуществление правосудия только судами (ст. 124);

б) назначение и избрание судей Верховной Радой Украины или Президентом Украины, как правило, бессрочно (ст. 128);

в) недопустимость задержания или ареста судей без согласия Верховной Рады Украины (ст. 126);

г) финансирование судебной системы определяется в бюджете отдельными статьями и т.д.

Процесс становления новой государственности Украины, фундаментальное обновление законодательства, судебная реформа и необходимость усиления защиты прав и свобод граждан, создание эффективно действующей рыночной экономики и защита отечественного предпринимательства, борьба с коррупцией и организованной преступностью (как и с преступностью вообще) радикально изменили социальную значимость юриста-специалиста в области права.

Юридическая профессия в Украине стала одной из наиболее престижных, значимых и востребованных, как, впрочем, и во всем цивилизованном мире. Например, сегодня около 2/3 сенаторов США являются юристами, а в Палате представителей их около половины. Удельный вес юристов среди специалистов в США, ФРГ, Великобритании и Франции выше, чем в Украине. В нашем же государстве пока остается весьма малой доля юристов в органах законодательной, исполнительной власти и в органах самоуправления. До недавнего времени в условиях жесткого централизованного регулирования не было должной потребности в юристах (за исключением правоохранительной сферы). Ныне же не одно крупное хозяйственное мероприятие, поступок частного лица, государственного органа или его должностного лица (которые находятся вне рамок бытовых отношений) не может обойтись без правовой экспертизы или консультации со стороны юриста. Поэтому остро встал вопрос о качестве юридического образования, специализации юристов, профессиональном подборе абитуриентов в юридические ВУЗы.

edugr4

В национальной программе правового образования граждан Украины (2001 года) намечены пути повышения уровня правовой культуры населения и качества подготовки специалистов, сделана установка на непрерывность правового образования, необходимость сочетать в познании права универсализм и национальную специфику.

Профессиональная юридическая деятельность призвана обеспечить сложившуюся социальную структуру: пенсионное обеспечение, средства массовой информации, сельское хозяйство, сферу борьбы с преступностью, территориальное обслуживание населения и др.

Промышленность, банки, управление, торговля, политические партии и другие общественные объединения реально ощущают потребность в юристах. Граждане нуждаются в оказании помощи юристов при регистрации и перерегистрации сделок с недвижимостью, в получении различного рода разрешений при защите своих законных прав и интересов от своеволия некомпетентных и коррумпированных должностных лиц и т.п.

Труд юриста используется в таких сферах:

-собственно в юридических ведомствах – судебной системе, прокуратуре, СБУ, МВД, Министерстве юстиции, Государственной налоговой администрации, Государственной таможенной службе и в других;

-в органах центральной представительной (законодательной) власти и органах местного самоуправления;

-в центральных и местных органах исполнительной власти (местных государственных администрациях);

-в различных государственных службах (органах Государственной контрольно-ревизионной службы, органах социального обеспечения и других);

-в коммерческих организациях (фирмах, корпорациях, банках и др.);

-в союзах (коллегиях) адвокатов и специализированных юридических фирмах;

-в учреждениях информационного и кадрово-ресурсного обеспечения, (научных и образовательных учреждениях, юридической прессе, информационных фондах) и других.

Все правовые формы деятельности государства должны обеспечивать исключительно юристы.

Для государства и общества правовая работа юриста имеет следующие позитивные результаты:

— повышение качества и эффективности процедур в процессе реализации (осуществление) права;

— расширение доступа к услугам правового характера и создание конкуренции в оказании услуг [9].

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Юстиция и юрисдикция

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие и значение термина юстиция

В юридической науке существует определенный набор базовых понятий, получивших развитие и широкое распространение в науке и законодательстве, в качестве одного из которых, традиционно выделяется термин «юстиция».

Имея латинское происхождение, термин юстиция является составным из слов «законность, справедливость» (justicia) и «право» (jus). При этом одним из признаков рассматриваемой категории выступает то, что в настоящее время понятие юстиция имеет различные значения, в числе примеров которых могут быть названы:

Министерство юстиции Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Правовое регулирование судебной системы Российской Федерации подробнее – элемент системы федеральных органов исполнительной власти, деятельность которого направлена на выработку государственной политики и формирование системы правового регулирования в сфере юстиции, а также на осуществление координирующего воздействия на деятельности иных органов государственной власти в соответствующей сфере.

Готовые работы на аналогичную тему

Иными словами, обозначенная выше сложность и многоаспектность понятия юстиция, нашла свое отражение и в обширности полномочий судебного ведомства – Министерства юстиции РФ.

Понятие и общая характеристика юрисдикции

Еще одним широко распространенным и исключительно многозначным юридическим термином является понятие «юрисдикция», которое в большинстве случаев действительно связано с государством, однако может и вовсе не быть связано с таковым.

Говоря о первом из обозначенных проявлений «юрисдикции» – во внутригосударственном праве, следует обратить внимание на то, что рассматриваемый термин, как правило, воспринимается в контексте деятельности органов судебной власти, обозначая их полномочия по принятию, рассмотрению по существу и вынесению итогового судебного акта по определенной категории дел.

Кроме того, юрисдикция может рассматриваться не как направление правоприменительной деятельности, а как сфера правотворчества – то есть способность государства предписывать и обеспечивать исполнение общеобязательных юридических норм, то есть право государства навязывать собственную власть, и компетенцию государства воздействовать на поведение всех, подпадающих в сферу его властного воздействия субъектов.

Еще одним из существующих в юридической науке пониманием юрисдикции, выступает его характеристика как международно-правового свойства. При таком подходе, определение юрисдикции также может быть сформулировано по-разному, однако наиболее оптимальным представляется следующая дефиниция:

Юрисдикция государства в международном праве – это совокупность пределов полномочия государства в лице его органов и должностных лиц по изданию общеобязательных нормативно правовых актов в сфере, определенной ратифицированными международными оговорами.

Исходя из обозначенной сложности и многоаспектности понятия юрисдикция, в специальной литературе можно встретить самые разнообразные подходы к классификации видов юрисдикций: в зависимости от принципов установления юрисдикции, от области юрисдикции, по объему, и т.д.

Соотношение понятий «юрисдикция» и «юстиция»

Исходя из проведенного выше анализа понятий «юстиция» и «юрисдикция», представляется возможным предпринять попытку формулирования определенного видения соотношения обозначенных категорий.

Так, следует обратить внимание на то, что юстиция и юрисдикция соотносятся между собой как частное и общее, поскольку юстиция в большинстве случаев сводится к деятельности органов судебной власти по принятию в производство, рассмотрению по существу и вынесению итогового решения по конкретному спору.

В процессе проведения характеристики юрисдикционной деятельности, подобные государственно-властные начала также имели место, однако наряду с ними выделялась целая совокупность иных правотворческих и правоприменительных полномочий государства (причем как во внутригосударственных, так и в международных отношениях), аналогично охватываемых понятием юрисдикция.

Таким образом, подводя итог проведенному анализу следует особо подчеркнуть, что понятие «юрисдикция» по своему содержанию и значению более широкое, нежели понятие «юстиция», притом, что последнее выступает наиболее значимой и совершенной формой осуществления юридической деятельности органов государственной власти, осуществляемой на принципах законности, профессионализма, обеспечения защиты частных и публичных интересов, и т. д.

Источник

Юрисдикция и компетенция

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие и виды юрисдикции и компетенции национальных органов государственной власти

Анализ современной специальной литературы позволяет сделать вывод о том, что понятие «юрисдикция» отличается высокой степенью дискуссионности и отсутствием единообразия в его определении в научной среде. Отчасти обозначенная ситуация обуславливается отсутствием в действующем законодательстве легальных определений обозначенных терминов.

Однако можно предположить, что даже при их нормативно-правовом закреплении, существующая дискуссионность относительно понятия и определения «юрисдикции» не была бы снята полностью, ввиду сложности и многоаспектности рассматриваемой категории.

Одним из направлений существующих споров, выступает определение объема полномочия юрисдикция и его соотношения с понятием компетенция, причем как на внутригосударственном уровне, так и на уровне международно-правового регулирования, о чем подробнее будет сказано ниже.

Так, в правовой доктрине понятие компетенции национальных органов государственной власти предлагается определять следующим образом:

Компетенция – это самостоятельная характеристика, отражающая содержание, объем и масштаб государственно-властной деятельности, отправляемой конкретным органом государственной власти в рамках реализации предоставленных ему полномочий.

При этом к числу элементов соответствующей компетенции предлагается относить:

Готовые работы на аналогичную тему

В свою очередь, юрисдикция органа государственной власти определяется так:

Юрисдикция – это, в свою очередь, фактическая деятельность органов государственной власти по реализации предоставленных им компетенций для разрешения подведомственных им вопросов.

С точки зрения специфики юрисдикции, как формы практической реализации компетенции, предлагается выделять две основные формы соответствующей деятельности:

Соотношение понятий «юрисдикция» и «компетенция» в международном праве

Как было отмечено выше, дискуссия относительно определения и соотношения понятий «юрисдикция» и «компетенция» существует не только на внутригосударственном уровне, но и в не меньшей степени на уровне международно-правового регулирования, основными причинами которой выступают:

При этом совокупность обозначенных причин побудила представителей научного сообщества к разработке и предложению разнообразных теорий о содержании и соотношении понятий «юрисдикция» и «компетенция», характеристика которых будет приведена ниже.

Подходы к соотношению понятий «юрисдикция» и «компетенция» в международном праве

Как было отмечено выше, в силу совокупности разнообразных причин, в сфере международного права особую актуальность приобрела разработка теорий соотношения понятий «юрисдикция» и «компетенция», как широко используемых, однако не определенных единообразно категорий.

При этом представляется целесообразным проведение характеристике трех основных подходов в данной сфере, получивших наибольшей распространение в научной среде.

В свою очередь, представители второго подхода рассматривают компетенцию как объем полномочий юрисдикционного органа, реализуемых на всем протяжении рассмотрения спора, а юрисдикция, в свою очередь, как право суда рассматривать спор по существу, выносить в результате итоговое решение, а также принимать иные, обязательные для сторон решения по рассмотренному делу.

Совокупность теорий, формирующих третий подход к соотношению «компетенции» и «юрисдикции» в международном праве, исходит из предположения о том, что в деятельности надгосударственных юрисдикционных органов различия между компетенцией и юрисдикцией либо отсутствуют вовсе, либо являются действительно незначительными, что, в том числе, подтверждается практикой Международного Суда в решения которого рассматриваемые термины нередко используются как синонимы.

Источник

Юридическая юрисдикция: суть, важность и реализация

Юридическая терминология – сложная наука, учитывая большое количество норм и актов, которые регулируют применение и обозначение указанных норм. Юрисдикция часто воспринимается исключительно как процесс деятельности государственных органов. Тем не менее, это понятие включает много аспектов, указывающих на характер и компетенцию представителей государственной власти.

6c184d2c70d45f3235a90105b9912f7d

Понятие и суть юридической юрисдикции

Для анализа и определения термина, следует обратиться к его истокам. Слово «юрисдикция» состоит из двух латинских понятий «jus» и «dico», что переводится как «право говорить». Соответственно, юридическая юрисдикция, в силу своего значения, ассоциируется с судебной властью, так как именно она уполномочена осуществлять правосудие и применять нормы права во время вынесения судебных решений.

Применение и использование норм действующего законодательства способствует решению спорных ситуаций и реализации компетенции государственных органов.

Указанное решение также является примером для аналогичных споров и используется с разъяснительной целью другими субъектами государственной власти. Кроме того, вследствие вынесения решения в споре, применяется государственное принуждение по выполнению своих обязательств сторонами ситуации.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Реализация юрисдикции: уполномоченные субъекты

Правовая юрисдикция предусматривает разные категории субъектов, уполномоченных на ее реализацию. Основные представители государственной власти в этой сфере, в силу своей независимости и статуса, – судебные органы.

В судебной системе Российской Федерации действуют следующие субъекты правовой юрисдикции:

Решения судебных органов являются результатом осуществления ними полномочий в сфере обеспечения прав и свобод человека. Процесс рассмотрения дела, анализ позиций сторон, нормативное заключение после изучения материалов дела – формы правовой юрисдикции, применяемой судебными органами. Правовое государство развивается в силу модернизации сообщества и усовершенствования практики, соответственно, законодательство пополняется положениями о юрисдикции квазисудебных субъектов.

Ими являются органы государственной власти, наделенные правом вынесения актов по результатам регулировки правовых споров. Фактическая юрисдикционная деятельность осуществляется исключительно благодаря указаниям норм действующего законодательства.

Несмотря на наличие у других органов исполнительной власти полномочий в сфере юрисдикции, ключевой ветвью остается судебная власть, в силу возможности обжалования актов государства непосредственно в судах. Представители исполнительной власти осуществляют юрисдикционную деятельность в процессе выполнения своих полномочий. Ярким примером является оперативно-розыскная деятельность и юрисдикция в сфере административных правонарушений. Акты, нацеленные на принуждение лиц к ответственности за общественно-вредные деяния, относятся к компетенции отдельных органов исполнительной власти. Принятие таких решений осуществляется с целью защиты прав и свобод человека, препятствия отдельным правонарушениям, решения конфликтных ситуаций.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Основные характеристики юрисдикции

Характеристика, которая объединяет как судебные, так и квазисудебные органы в сфере реализации юрисдикции, – это следование нормам действующего законодательства. Субъект должен быть уполномочен на решение правовых споров и возможность принятия заключения в форме документального акта. Для определения понятия правовой юрисдикции необходимо выделить его ключевые характеристики:

Юридическая юрисдикция способствует корректировке поведения сторон в спорной ситуации, регуляции общественных отношений. Кроме того, суть юрисдикции прямо отображает компетенцию органа государственной власти и его возможности в сфере защиты прав и свобод человека.

Источник

Общая юрисдикция

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие общей юрисдикции

Юрисдикция является установлением пределов полномочий какого-либо органа судебной власти или же любого иного органа государственной или муниципальной должности. Также юрисдикция представляет собой полномочия принятия решений по делам по правонарушениям или нарушениям каких-либо споров, признанию каких-то действий незаконными, установлению санкций, наложению санкций.

Суд общей юрисдикции

Судом общей юрисдикции законодательным образом является государственный орган судебной власти, занимающийся разрешением спорных, конфликтных ситуаций в границах собственных полномочий.

Например, районный суд. Он обладает правом рассмотрения практически всех уголовных дел.

Также они рассматривают жалобы на незаконные действия при задержании, аресте и т. д. Помимо уголовных дел и рассмотрения жалоб, районный суд занимается рассмотрением гражданских дел (трудовые, семейные и иные).

Подобная юрисдикция целиком занята регулированием процесса деятельности органов судебной системы и граждан при рассмотрении дел разнообразных административных нарушений и правонарушений. Сюда же относится и регулирование процесса использования разнообразных штрафов и санкций при совершении административных правонарушений.

Общая юрисдикция компаний и оффшорная юрисдикция

В мировой практике под юрисдикцией понимаются разнообразные государственные полномочия по оценке правовых фактов, решению разнообразных вопросов правовой значимости.

В настоящее момент можно анализировать большое множество рекомендаций по юрисдикции, которая подходит к какой-либо деятельности предприятия или компании. К примеру, Коста-Рика известна своими выгодными условиями для регистрации на территории ее разнообразных проектов в сети Интернет (лотерея, казино и иные). Сюда же относят и Мальту.

Готовые работы на аналогичную тему

Если планируется зарегистрировать компанию по конкретному направлению деятельности, можно произвести ее регистрацию в оффшоре, то есть на территории, где осуществляется деятельность компаний иностранного происхождения.

Для произведения расчетных операций с иностранными поставщиками и поставщиками, чаще остальных для регистрации оффшоров выбирают Британские или Сейшельские острова.

Перед тем, как произвести регистрацию компании в каком-либо государстве, важно изучить условия регистрации, необходимые для уплаты налоги, престиж территории, конфиденциальность и иные. В особенности важным является налогообложение, так как конкретно это воздействует на сумму чистой прибыли компании.

Общая международная юрисдикция

В международно-правовой среде общая международная юрисдикция является государственными полномочиями по даче правовой оценки фактам, решению каких-либо правовых вопросов.

Международная юрисдикция является подчиненностью некоторых категорий дел международным органам. Эта юрисдикция отличается ограничением его суверенитета по некоторым вопросам.

Принципы международной юрисдикции

Важно отметить, что международная юрисдикция представляет собой властные отношения государства. Традиционно выделено несколько принципов международной юрисдикции:

Принцип территориальности заключается в том, что собственная юрисдикция деятельности страны действует исключительно на ее территории.

Принцип гражданский принадлежности характеризуется увеличением собственных полномочий в отношении собственных граждан, если те находятся за границами территории государства. Это касается уголовного преследования граждан, которые находятся за границей.

Принцип универсальности разрешает судебное преследование, к примеру, за военные преступления и т.д., вне зависимости от государства, в котором находится гражданин.

Принцип защиты национальных интересов учрежден с целью защиты собственной национальной безопасности.

Принцип пассивной правосубъектности закрепляет конкретные юрисдикции, в зависимости от гражданства лица.

Общая экстерриториальная юрисдикция

Понятие экстерриториальности предполагает, что обретенный статус лиц или учреждений выводится из законодательства государства, гражданами которого они являются. Наиболее части подобными юрисдикциями считают дипломатии и консульства, распространение на них принципа неприкосновенности и иммунитета.

Принцип государственной суверенности, в соответствии с ним официальные лица одного государства не подлежат юрисдикции другого государства.

Понятие иммунитета государства предполагает неприкосновенность официальных лиц одного государства юрисдикциям иного государства.

Понятие иммунитета для дипломатов обозначает защищенность такого лица от уголовно-правового преследования другим государством. Такие лица также освобождены от досмотра на таможне, не уплачивают налоги.

Все помещения дипломатического характера, их документы обладают статусом неприкосновенности, в соответствии с Венской конвенции о дипломатических отношениях, образованной в 1961 году и Венской конвенции о консульских сношениях, которые были основаны в 1963 году.

Экстерриториальность также относится и к военным базам, которые расположены в другом государстве. Также места расположения учреждений ООН применяют эту юрисдикцию. Морские суда, когда находятся в границах иностранного государства, также применяют экстерриториальную юрисдикцию.

Военные воздушные суда, пересекающие территорию другой страны, также являются неприкосновенными. Они принадлежат государству, чьи опознавательные знаки содержатся на борту такого судна.

Источник

Что происходит и для чего?
Adblock
detector