Легенды и тайны Юсуповского дворца на Мойке
Санкт-Петербург богат на достопримечательности. Дворцы и музеи не только полны настоящими сокровищами, произведениями искусства и историческими артефактами, но и хранят многочисленные тайны и загадки. Они будоражат воображение и создают особую мистическую, волшебную атмосферу, погружение в которую оставляет незабываемые впечатления.
Дворец старинного княжеского рода Юсуповых, расположенный на набережной Мойки, поражает не только роскошью интерьеров и богатством собранных здесь вещей, но тем, что является знаковым местом в русской истории.
История дворца
Территория на берегу Мойки, где сейчас располагается один из самых знаменитых дворцов рода Юсуповых, в начале XVIII века принадлежала племяннице Петра I Прасковье Ивановне. Потом поместье переходит к Семеновскому полку, а позже к графу Петру Шувалову, построившему здесь особняк в стиле барокко.
Сменив несколько владельцев, усадьба в 1830 году становится собственностью Николая Юсупова, происходящего из старинного княжеского рода потомков султана Ногайской орды. Род этот славился своим богатством, и князь мог позволить себе потратить огромные средства на перестройку дворца, над интерьерами которого работали лучшие итальянские мастера.
При Юсуповых дворец стал не просто роскошным особняком и своеобразным эталоном модных в XIX веке интерьеров. Здесь располагались картинные галереи, домашний театр, вмещавший до 180 зрителей, и оранжереи с редкими растениями.
После революции дворец стал музеем, хоть и утратил часть своих коллекций, экспонаты которых были переданы в Эрмитаж. В настоящее время можно посетить это удивительное здание и почувствовать атмосферу аристократических салонов позапрошлого века.
Сокровища рода Юсуповых
Род Юсуповых всегда отличался не только богатством, но и страстью к коллекционированию, предметом которого были редкие и часто баснословно дорогие картины, скульптуры и произведения декоративно-прикладного искусства.
Современники вспоминают бесконечные анфилады комнат, буквально заваленных сокровищами. На инкрустированных перламутром и слоновой костью столах, каминных полках, секретерах, горках стояли бесценные статуэтки, табакерки, зеркала, нефритовые и малахитовые шкатулки с драгоценностями. Чего только стоят описанные гостями дворца статуэтка Венеры, выточенная из цельного сапфира, и рубиновый Будда.
Не меньшее впечатление производили и картины известных художников: Буше, Ватто, Рембрандта и других. Недаром последний владелец дворца Князь Феликс Феликсович Юсупов говорил, что его дом похож на музей.
В 1917 году семья Юсуповых уезжает из Санкт-Петербурга в Крым, но, рассчитывая в скором времени вернуться, забирает с собой лишь сравнительно незначительную сумму денег. А сокровища были тщательно упакованы и спрятаны в нескольких специально оборудованных тайниках.
Часть из них была найдена, например, 70 сундуков столового серебра, коллекция старинных музыкальных инструментов, собрание рукописей знаменитых людей. Но, конечно, это далеко не все.
В 1918 году во дворце на Мойке работала Чрезвычайная комиссия, занимавшаяся поисками сокровищ, однако наиболее ценные из них найти так и не удалось. Например, до сих пор неизвестна судьба уникальной жемчужины «Перегрина», которая оценивалась более чем в миллион долларов.
Тайны подвалов Юсуповского дворца
Дворец на Мойке хранит не только великолепные сокровища и уникальные произведения искусства, но и мрачную тайну о событии, возможно, сыгравшем важную роль в истории Российской империи.
В подвалах особняка произошло одно из самых странных и страшных убийств начала XX века. 17 декабря 1916 года здесь нашел свой конец Григорий Распутин – личность незаурядная и мистическая. Простой сибирский мужик, грубый и неотесанный, он не только сумел стать фаворитом и незаменимым советником императорской семьи, но и активно вмешивался в политические решения государя.
Недовольных возвышением «божьего старца» и его влиянием на императора было много. И в 1916 году несколько влиятельных людей империи, в число которых входил и князь Феликс Юсупов, подготовили убийство Распутина.
Григорий смог выбить даже запертую дверь, и почти скрылся со двора. Его не остановили три выстрела в спину, и только четвертая пуля, попавшая в шею, сбила старца с ног. После еще одного выстрела в голову Распутин еще дышал, и заговорщики, загрузив тело в автомобиль, отвезли его к Малой Невке и сбросили в прорубь.
В настоящее время в подвале Юсуповского дворца создана экспозиция с восковыми фигурами, позволяющая представить детали того страшного и во многом непонятного убийства.
Юсуповский дворец на Мойке известен многим людям. Он считается историческим особняком и имеет статус памятника культуры. Особенность данного здания заключается в том, что по нему можно изучать аристократический интерьер петербуржцев. К созданию данного дворца имеют отношение архитекторы с мировой известностью. А именно: Валлен-Деламот Ж. Б., Михайлов А. М., Симон Б. и другие великие мастера. Как ясно из названия дворца, около века им владел известный род Юсуповых. Пять поколений прожили здесь, это было в период с 1830-го по 1917-й гг.
Набережная реки Мойки. Юсуповский дворец: периоды строительства
Стоит сказать о том, что строительство данного здания можно разделить на два этапа. Первый этап относится к началу возведения. Оно началось в период строительства города Санкт-Петербурга. А второй период относится к тому времени, когда дом был куплен князем Юсуповым.
История Юсуповского дворца на Мойке. Сведения о возведении такого особняка
История построек на данном месте относится к началу восемнадцатого века. В этот временной период на Мойке стояла усадьба Прасковьи Иоанновны. Она являлась племянницей Петра. Затем Прасковья подарила данную усадьбу Семеновскому полку, это событие произошло в 1726 году. Через некоторое время территория данного места перешла во владение графа Шувалова.
У Шувалова был особняк, выполненный в стиле барокко. Здесь устраивались различные пышные мероприятия и проводились торжества. Одним из знаменательных событий, которое отмечалось в особняке графа, было рождение Павла Петровича – цесаревича. В дальнейшем он стал императором. Павел родился в 1754 году.
Далее судьба дома складывалась следующим образом. В конце восемнадцатого столетия им стала владеть племянница Потемкина Г. А., который был князем. После этого в девятнадцатом веке, а именно в 1830 году, дом купил Юсупов Н. Б.
Юсуповский дворец. История в девятнадцатом веке
Юсуповский дворец на Мойке в СПб имеет свою историю в России. Известным является факт, что в середине 16-го века в Россию приехали сыновья султана Ногайской орды. Султана звали Юсуф. Через некоторое время появился его правнук. Он решил принять христианство. Правнука звали Абдул-Мурза. При крещении ему дали имя Дмитрий. Сын Дмитрия – Григорий стал приверженцем и сподвижником Петра I. А внук Дмитрия Николай Борисович заслужил все ордена России, также он был удостоен ордена Андрея Первозванного. Данной наградой он была подарена по указу Павлом I. Помимо этого для Николая Юсупова была сделана специальная награда, которая называлась «жемчужный эполет». Юсупов Николай Борисович относился к одному из наиболее богатых людей того времени в Российской империи. Род Юсуповых владел большим количеством дворцов. Их количество превышало пятьдесят. В Санкт-Петербурге у Юсуповых было четыре.
Юсуповский дворец на Мойке пережил реконструкцию в начале 19-го века под руководством такого великого мастера, как Михайлов. Изначально ризалиты, которые находились по бокам здания, имели два этажа. В этот период реконструкции они были достроены до трех этажей. Помимо этого с восточной части здания был построен новый корпус. Он состоял тоже из трех этажей. В этом здании расположился белоколонный зал. Он являлся самым большим залом с колоннами того времени. Данный зал включал 24 колонны. Кроме этого во флигелях, которые были объединены между собой, был домашний театр и галереи с шедеврами живописи.
Стилистическое направление, в котором был выполнен данный ансамбль, относилось к стилю барокко. Данное направление предполагает большое количество золотой лепнины. Этот театр прославился тем, что именно здесь первый раз была исполнена опера Глинки «Жизнь за Царя» из известного произведения «Сусанин». Опера была сыграна не полностью, а только ее первое отделение. Кроме того, здесь были сделаны оранжереи и сад.
Проект Михайлова предполагал, что парадный въезд, который был со стороны реки, будет заменен лестницей, которая вела в Юсуповский дворец на Мойке, а именно в его парадные залы. Также особняк был дополнен танцевальным залом и тремя гостиными. Последние стали называться Императорская, Зеленая, Синяя. Помимо российских художников и архитекторов в проекте участвовали итальянские мастера, а именно: Виги А., Медичи Б.
Из российских мастеров особого внимания заслуживает такой архитектор, как Степанов А. В конце 19-го века он создал проект, который позволил подключить особняк к электричеству, канализации и водоснабжению и водяному отоплению. Также он руководил реконструкцией домашнего театра и появлением Мавританской гостиной. Также стоит отметить появление таких помещений, как Большая гостиная, Большой зал, столовая. Данные новшества появились в 1914 году.
Данный особняк принадлежал роду Юсуповых до 1917 года. В 1916 году в данном месте произошло историческое событие: здесь был убит Григорий Распутин. Данная историческая личность была духовным наставником и другом Николая Второго и его семьи. Сам же Распутин относился к роду крестьян из Сибири.
Юсуповский дворец в двадцатом веке
После революции в Юсуповском дворце расположился музей. Затем, после 1925 года, здесь расположился Дом работников просвещения, или, по-другому, Дом учителей. Во дворце собирались и проводили встречи учителя. Мероприятия носили творческий и профессиональный характер. Во многом благодаря этому факту здание не пострадало и сохранилось.
Залы и парадные сохранились и дожили до современного времени. Сейчас в Юсуповском дворце размещаются работники, которые имеют отношение к просвещению. Другими словами, в особняке располагается центр, который занят музейной, театральной, концертной и просветительской деятельностью.
Госпиталь во дворце
Следует сказать о том, что в военные годы во дворце располагался госпиталь. В этот период здание подверглось обстрелам. Поэтому оно сильно разрушилось. Также на него попадали бомбы, которые сбрасывали фашистские захватчики с воздуха. Как только закончилась война, здание начали реставрировать. В 1958 году особняк пережил пожар. С 59-го по 78-й год двадцатого века велись работы по восстановлению после пожара. В конце восьмидесятых годов дворец принял у себя в стенах органный театр. Также во дворце проводились экспозиции по таким темам, как убийство Распутина и история рода Юсуповых.
Дворец на Мойке в наши дни
В наши дни в Юсуповском дворце на Мойке в Петербурге проводятся различные мероприятия, а именно работают экспозиции. Также посетители могут посмотреть убранство дворца. Здесь сохранены апартаменты парадного типа, галерея, домашний театр.
Также гости особняка могут увидеть жилые покои Юсуповых. Все это достигалось и сохранилось благодаря великому труду реставраторов.
Если говорить о мероприятиях, которые проводятся во дворце, то можно перечислить следующие:
Режим работы
Гости города, а также петербуржцы могут наслаждаться величием, красотой и изысканностью Юсуповского дворца. Можно прийти на какое-нибудь мероприятие или сходить на экспозицию. Данный культурный центр имеет официальный сайт. А какой режим работы Юсуповского дворца на Мойке? Открыт он ежедневно, с 11:00 до 18:00.
Как добраться?
Стоит учитывать, что Юсуповский дворец на Мойке является очень посещаемым местом. Поэтому свой визит лучше планировать заранее. Перед посещением следует узнать, как добраться до Юсуповского дворца на Мойке. На каком транспорте можно доехать до места? На метро, автобусах и троллейбусе. Подойдут автобусы следующих номеров: 3, 22, 27. Выйти туристы должны быть на остановке «Площадь Труда». Если вы планируете ехать на троллейбусе, то знайте, что подойдет №5 и 22. Выходить нужно все на той же остановке «Площадь Труда».
Также рекомендуется взять с собой деньги, потому что, возможно, захочется приобрести какие-то сувениры. Во дворце проводят выступления артисты, они предлагают гостям диски с выступлениям.
В заключение
Посещение Юсуповского дворца на Мойке в Санкт-Петербурге не оставит ни одного человека равнодушным. Так как здесь присутствует дух истории, искусства, творчества и неповторимого архитектурного изящества. Любителям искусства и истории необходимо обязательно запланировать посещение данного места. Оно пропитано необычайной красотой и хранит удивительные моменты нашей истории. Можно прийти сюда всей семьей или коллективом, особенной популярностью пользуются школьные экскурсии. Сюда приезжают дети со всей страны.
Юсуповский дворец – украшение и важная часть истории Санкт-Петербурга
Юсуповский дворец в Санкт-Петербурге
Юсуповский дворец на Мойке – архитектурный шедевр Петербурга, красивейшее здание Северной столицы. Роскошь, великолепие и изящество дворца соперничают с его скандальной славой. В подвале здания произошло убийство Григория Распутина, фаворита царя Николая II, которое обросло мистическими и загадочными подробностями.
Князья Юсуповы – старинные владельцы дворца
В старой части Петербурга на набережной реки Мойки стоит величественный дом, история которого начинается в XVIII веке. Это Юсуповский дворец – частный особняк, в котором жило 5 поколений аристократического рода князей Юсуповых с 1830 по 1917 годы.
Владельцы 57 дворцов, они превратили здание на Мойке в место, которое по великолепию можно сравнить только с императорской резиденцией.
Потомки правителей Орды, перешедшие на службу русскому престолу при царе Иоанне Грозном, обладали несметным богатством и принадлежали к элите России. Хозяева дома-дворца были образованными людьми, любящими Россию.
Они собирали живопись и скульптуру, музыкальные инструменты, драгоценные камни и книги, художественные редкости. Князья Юсуповы всегда находились в центре столичной жизни. Их особняк показывает вкусы, пристрастия, фантазию владельцев, рассказывает о дворянской бытовой культуре.
Экскурс в прошлое дворца
Первоначально на месте Юсуповского дворца была построена деревянная усадьба Царевны Прасковьи Ивановны, племянницы Петра I. В 1830 году ее купил князь Борис Николаевич Юсупов. После убийства в декабре 1916 года Г. Распутина дворец превратили в немецкое консульство. В 1925 году его передали ленинградскому отделу просветительской работы. Это уберегло дворец от разорения в годы Гражданской войны.
В годы Великой Отечественной войны в залах размещался госпиталь. Здание пострадало от бомбежек и обстрелов. Глобальная реконструкция началась в 1943. После войны строение признали объектом государственного значения.
В 1960 году дворец получил статус памятника культуры Федерального значения. В 2000-е здание отреставрировали и превратили в культурный центр. Он соединяет просветительскую, экскурсионную, выставочную и концертную работу.
Создание архитектурного ансамбля
Создание дворцового ансамбля тянулось 200 лет. Князь Борис Юсупов в короткий срок превратил аварийное здание, приобретенное им в 1830 году, в роскошное место в Петербурге.
Царский размах реставрации
Реставрация проходила с царским размахом. Строители с помощью архитектора Михайлова заново переделали протяженный фасад. Парадный вход выделен колоннами с лепным гербом князей Юсуповых. Дому прибавили этажности и пристроили дополнительный трехэтажный корпус в восточную часть усадьбы.
Фасадом дворец Юсуповых выходит на набережную реки Мойки, во дворе – площадь, за которой лежит собственный сад, оформленный подстриженными деревьями, газонами, цветником.
Уюта добавляют фигурные пруды и каналы. Овальный двор обнесен стеной с воротами и колоннами. На месте сквозного проезда архитектор создал вестибюль с мраморной лестницей, которая выходила к реке на собственную набережную.
Зодчий превратил дом в роскошный дворец с парадными апартаментами, домашним театром на 180 мест и собственным музеем. В выставочных залах – художественная коллекция. На сцене домашнего театра Юсуповых выступали П. Виардо, М. Глинка, А. Даргомыжский, Ф. Лист, Л. Собинов, Ф. Шаляпин, Ф. Шопен.
Новые преобразования
После смерти князя Бориса Николаевича Юсупова новые владельцы дворца неоднократно его перестраивали. Архитектор Александр Степанов в 1890 году переоборудовал здание технически: электрифицировал, провел водяное отопление, водопровод и канализацию.
В 1881 году во дворце построена Покровская церковь. Новые хозяева украсили театр золоченой лепниной, расписанными плафонами. Вдоль главного фасада дворца протянулась анфилада из шести парадных залов и гостиных.
Отделывали помещения художники-декораторы, трудившиеся в Европе. По их замыслу, при оформлении дворца воплощены разные архитектурные стили. Изысканная простота залов контрастирует с пышностью убранства гостиных.
Мрамор везли из Италии, мебель, люстры, фарфор и ткани – из Франции. Жилые покои реконструированы в стиле рококо – утонченность и изысканность убранства восхищает. Отдельные комнаты оформлены в стиле русского классицизма, строгость и четкость во всем.
Интерьеры дворца
Во дворце 28 залов, оформленных в стилях русского ампира, неоклассицизма, неорококо. Лаконизм и монументальность, даже помпезность стиля ампир соседствует с игривостью и легкостью неорококо, придавая каждому залу неповторимость и изящество. Мода менялась быстро, и все веяния отразились в интерьерах.
Великолепная роспись, тонкая резьба, изящная лепнина – элементы разных стилей. Анфилада парадных гостиных – ряд последовательно примыкающих друг к другу помещений. Ощущение простора и бесконечности создает то, что двери расположены на одной оси.
Убранство залов дополняет мебель, дорогие шелка, венецианские зеркала с деревянной резьбой и позолоченные люстры. Скульптуры, живописные полотна, предметы прикладного искусства, фарфор непринужденно вписываются в интерьер дворцовых залов.
Залы Юсуповского дворца
Внутренне убранство дворца поражает красотой и богатством, рассчитано на прием великосветских гостей, виртуозно оформлено с учетом модных тенденций архитектуры.
«Образчиком барской жизни в ее почти царском великолепии» назвал ансамбль дворца историк искусств Александр Бенуа. Юсуповский дворец – дом, в котором сохранились не только парадные апартаменты, но и роскошные покои семьи, хранящие тепло и обаяние владельцев.
Григорий Распутин – тайна
Юсуповский дворец хранит мрачную тайну – здесь зверски убит фаворит царя Григорий Распутин.
Выходец из крестьян, Григорий Ефимович Распутин приехал в Петербург в 1903 году и сразу же был представлен императорской чете, он стал другом и наставником императора. Человек, владеющий даром целительства, Распутин лечил больного гемофилией цесаревича Алексея. Старец влиял на царя и его супругу, пользовался безграничной властью при дворе.
Группа заговорщиков – князь Дмитрий Павлович, монархист Пуришкевич, офицер Сухотин, врач Лазоверт – во главе с хозяином дома Феликсом Юсуповым пригласили ничего не подозревающего Распутина в гости. Прием устроили в подвальном помещении. Угощали вином и пирожными с цианистым калием.
Здесь его подстрелили и еще живого бросили с Петровского моста под лед Невы. Распутина лишили жизни в ночь на 17 декабря 1916 года, за 2 месяца до отречения Николая II от власти.
Дворец-музей и современность
В здании размещены экспозиции быта аристократической семьи. Здесь проводятся:
Во дворце традиционно проводятся массовые мероприятия:
В доме Юсуповых по-прежнему работает театр, где ставят классические и современные пьесы, проходят концерты. Театральная труппа представляет интерактивные экспозиции. Популярна во дворце выставка «Убийство Распутина».
Туристы спускаются в подвал, где был убит фаворит императора. В тесном помещении с низкими сводами они видят восковые фигуры. Сидящий за столом с отравленным угощением Григорий Распутин и его убийца Феликс Юсупов создают эффект присутствия. Кажется, вот-вот Юсупов выстрелит в Распутина.
Юсуповский дворец в Петербурге на Мойке – уникальный архитектурный памятник XVIII – XX веков.
Юсуповский дворец чем знаменит
Абонементы для родителей
с детьми дошкольного и младшего школьного возраста
Вход в Юсуповский дворец и кассы
для индивидуальных посетителей с ул. Декабристов, 21
«ЖЕНСКИЕ СЕКРЕТЫ ПРОШЛЫХ СТОЛЕТИЙ »
«КУХОННЫЕ ПОСИДЕЛКИ ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ»
Фасад Юсуповского дворца на Мойке, по мнению современников, один из самых элегантных в Петербурге, словно театральный занавес, скрывает за собой старинную городскую усадьбу, простирающуюся до улицы Офицерской. Построенный в 70-е гг. XVIII в. архитектором Ж.-Б. Валлен Деламотом для графа А.П. Шувалова, дворец был гораздо меньше своих сегодняшних размеров. Центральную часть фасада прорезала арка, через которую кареты попадали на территорию усадьбы. Слева и справа были выстроены два служебных корпуса с хозяйственными дворами. Почти без изменений дошли до нашего времени парадный двор с колоннадой и тремя воротами, да еще, пожалуй, расположенный в глубине участка Садовый павильон, который по праву считается одной из самых старых построек на территории усадьбы.
После смерти графа А.П. Шувалова дворец был куплен у его наследников императрицей Екатериной II для своей статс-дамы А.В. Браницкой и подарен ей в 1795 г. в вечное и потомственное владение. В 1830 г. Александра Васильевна Браницкая продала этот дом князьям Юсуповым со всей обстановкой за двести пятьдесят тысяч рублей. Татьяна Васильевна Юсупова была родной сестрой Браницкой, и купчую подписали на имя Бориса Николаевича, единственного сына Татьяны Васильевны от брака Н.Б. Юсуповым – знаменитым вельможей екатерининской эпохи, меценатом и коллекционером. После смерти отца в 1831 г. князь Борис Николаевич с матерью и женой обосновался в новом дворце на Мойке.
С 1832 г. над восточным корпусом, который в это время уже простирался до Офицерской улицы был надстроен второй этаж. В его богато украшенных выставочных залах была помещена перевезенная из Архангельского коллекция. На первом этаже находись кухни, сарай для парадных экипажей и несколько сараев для экипажей обыкновенных, конюшни с сеновалом. Напротив экипажныхсараев был построен одноэтажный флигель, в котором также располагались конюшни с помещением для конюхов. Однако вскоре конюхов перевели в восточный флигель, где для прислуги дворца устроили квартиры, а в части флигеля была оборудована прачечная с гладильней.
Весь гужевой транспорт попадал на хозяйственный двор через ворота из Глухого переулка. При въезде находиласьдворницкая, а по соседству княжеская гладильня.
Направо заезжали телеги, привозившие продукты. В этой части восточного корпуса располагались кухонные помещения. Кухонь во дворце было несколько: кухни для прислуги, небольшая кухня в главном здании дворца и, наконец, Большая кухня. Так называли главное помещение, в котором готовилась еда во время пребывания семьи во дворце, а также для парадных обедов. По соседству находились помещения кондитерской, моечная и кладовая с небольшим ледником для хранения продуктов.
Основной же ледник располагался сразу слева от главных ворот и представлял собой деревянное строение. Около него был построен еще один, подземный, ледник и деревянный сарай для дров.
Все эти служебные корпуса, или хозяйственный двор, были отделены от сада чугунной решеткой на каменном цоколе. Такая же решетка окружала по периметру весь участок. И только позднее, в середине XIX в., между соседним зданием Общества военных кантонистов и Юсуповской усадьбой был построен каменный забор.
Пеший проход на территорию усадьбы находилсясо стороны Офицерской улицы, где рядом с квартирами для кучеров существовала вторая дворницкая. Калитку отпирали в 7 часов утра и обязательно запирали в 7 часов вечера.
Но самым райским уголком этой огромной усадьбы был старинный сад, который начинался сразу за дворцом и простирался до Офицерской улицы.